|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Дура-Европос (древний город)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11489_L.jpg|thumb|250px|left|[[Дура-Европос]] Одна из росписей на западной стене синагоги в Дура-Европос. Самуил помазает Давида на царство в присутствии его братьев.]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Дура-Европос''', древний город на среднем Евфрате, ныне в черте города Кала ас-Салихия ([[Сирия]]). Основан как форпост эллинистического государства около 300 г. до н. э. Во второй половине 2 в. н. э. перешел под власть парфян, а в 165 г. н. э. — [[Рим|Рима]]. Разрушен персидскими войсками в 256 г. н. э. Евреи, жившие в Дура-Европос замкнутой общиной, составляли незначительное меньшинство населения.
| + | |
- | | + | |
- | В Дура-Европос при раскопках 1932–35 гг. (М. И. Ростовцев и другие) была открыта синагога с уникальными фресками, примыкавшая к городским стенам и построенная по образцу соседних языческих храмов. При наступлении персов крыша синагоги была разобрана, часть стен срезана наискось, а интерьер доверху заполнен песком, что при крайне сухом климате способствовало сохранению значительной части росписей. Обнаруженная в синагоге арамейская (см. [[Арамейский Язык|Арамейский язык]]) надпись указывает дату ее постройки (244–245), а греческая надпись гласит, что строил ее «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди при помощи некоторых членов общины.
| + | |
- | | + | |
- | Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону [[Иерусалим|Иерусалима]], полукруглую нишу, по-видимому, для свитков [[Тора|Торы]] и возвышение перед ней. Над скамьями тянется декоративный фриз с чередующимися изображениями ланей, женских масок и хищников из рода кошачьих с добычей. Выше располагаются три яруса росписей, главным образом библейских сцен, которые включают и языческие образы, фигуры, символы. Каждая из сцен заключена в различные по ширине прямоугольники, отделенные друг от друга бордюрами с орнаментом из стилизованной виноградной лозы.
| + | |
- | | + | |
- | В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев ([[Моисей]], [[Иаков]], [[Иосиф]] и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении [[Иехезкель|Иехезкеля]], [[Мордехай|Мордехая]], сынов [[Аарон|Аарона]], израильтян в битве с [[Филистимляне|филистимлянами]] и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства. Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица [[Эсфирь]], дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, [[Ковчег Завета]]) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты ([[Менора|менора]], [[Лулав|лулав]], [[Этрог|этрог]]). На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей.
| + | |
- | | + | |
- | Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты).
| + | |
- | | + | |
- | Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в [[Диаспора|диаспоре]], как и в [[Эрец-Исраэль]] (см. [[Бет-Альфа]]), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей [[Библия|Библии]]. Для истории искусства росписи в Дура-Европос особенно важны как своеобразный вариант еврейско-эллинистического стиля, представления о котором до 1930-х гг. основывались на раннехристианской живописи в римских катакомбах.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11489|ДУРА-ЕВРОПОС}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |