- | '''Гельсингфорсская Программа''', совокупность резолюций 3-й Всероссийской конференции сионистов в Гельсингфорсе (Хельсинки, 21–27 ноября /4–10 декабря/ 1906 г.), составившая план сионистской (см. [[Сионизм]]) деятельности после революции 1905 г. Конференция обсуждала положение еврейского народа в Российской империи и задачи мирового и российского сионизма после смерти [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Дебаты отражали борьбу внутри [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] в связи с [[Уганды План|планом Уганды]] и те перемены, которые произошли в царской России после революции 1905 г. Конференция сформулировала идею «синтетического сионизма», то есть синтеза политической деятельности с практической работой в Эрец-Исраэль (главным образом, поселенческой). Поворотным пунктом во взглядах сионизма стала резолюция «о текущей работе» — политической и культурной — среди еврейских масс в [[Диаспора|диаспоре]]. Это было особенно важно для евреев России, вовлеченных в период революции 1905 г. в общероссийскую политическую деятельность и подвергавшихся, кроме сионизма, другим идеологическим влияниям. Были высказаны опасения, что отказ от политической активности в России приведет к падению влияния сионистов среди еврейских масс. Основной доклад по этому вопросу сделал [[Гринбаум, Ицхак|И. Гринбаум]]. Участниками дебатов были [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинский]], [[Моцкин, Лео|Л. Моцкин]] и другие. Резолюция по докладу Гринбаума основывалась на 2-м параграфе [[Базельская Программа|Базельской программы]], в котором заключался призыв к сионистам организовать еврейские массы стран рассеяния и неустанно руководить ими в сионистском духе. Конференция подчеркнула, что такая деятельность подготовит еврейство диаспоры к борьбе за создание здоровой национальной жизни в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | Участники конференции надеялись на либерализацию и демократизацию России, что дало бы широкие автономные права ее национальным меньшинствам (см. [[Национальных Меньшинств Права|Национальных меньшинств права]]), в том числе и евреям. Реализация Гельсингфорсской программы позволила сионизму превратиться в динамичное движение, не ограниченное дипломатической и поселенческой сферами и поэтому более полно отражающее насущные нужды еврейских масс, особенно в России.
| + | |
- | Дух Гельсингфорсской программы породил новые формы сионистской деятельности, в том числе в культурной сфере. Была создана широкая сеть начальных религиозных школ нового типа (см. [[Хедер]]) и светских школ с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]]. Было решено использовать любую возможность активного участия в политической жизни страны (выборы в [[Дума Государственная|Государственную думу]] и т. д.), вплоть до выступления в качестве самостоятельной сионистской партии. Политическая реакция в стране после разгона 2-й Государственной думы не позволила сионистам России применить идеи Гельсингфорсской программы на практике в полном объеме. Это стало возможным только после свержения царизма (февраль 1917 г.), причем в течение очень короткого периода — до ликвидации советской властью русского сионистского движения.
| + | |