Pessimist (Обсуждение | вклад)м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenCopyRight|11482|Дубнов Семен}}
| + | #redirect [[:ej:Дубнов, Семен Маркович]] |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Дубнов, Семен Маркович''' (Шимон Мейерович; 1860, Мстиславль, Могилевская губерния, – 1941, Рига), еврейский историк, публицист и общественный деятель. Получил традиционное еврейское образование, но рано отошел от ортодоксальной религиозности. Общее образование приобрел самостоятельно. В молодости испытал сильное влияние позитивистской философии, а также идей [[Ренан, Жозеф Эрнест|Э. Ренана]] и И. Тэна. В 1880–1906 гг. жил в Петербурге, Одессе, где сблизился с [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]], и в Вильне. В 1906 г. поселился в Петербурге, где начал преподавать еврейскую историю: с 1908 г. — на Курсах востоковедения, основанных бароном [[Гинцбург|Д. Гинцбургом]], а с 1919 г. — в Еврейском народном университете. Дубнов был одним из основателей и руководителей [[Еврейское Историко-Этнографическое Общество|Еврейского историко-этнографического общества]], а в 1909–18 гг. — редактором издаваемого обществом журнала «Еврейская старина». Основал также исторический журнал на иврите «Хе-Авар» (тт. 1–2, П., 1918), в котором вел отдел «хасидиана» (см. [[Хасидизм]]).
| + | |
- | | + | |
- | Дубнов принимал активное участие в еврейской общественной жизни России конца 19 – начала 20 вв. Как член [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]], он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 г. в [[Кишинёв|Кишиневе]] Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в [[Дума Государственная|Государственную думу]] (1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты). Дубнов был членом [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союза для достижения полноправия еврейского народа]] в России (1905), но позже отошел от него и в 1906 г. основал Еврейскую народную партию (см. [[Фолкспартей]]), которая существовала в России вплоть до 1918 г., но никогда не пользовалась значительным влиянием и была раздираема внутренними противоречиями. После Октябрьской революции 1917 г. Дубнов участвовал в подготовке публикаций на еврейские темы, ни одна из которых, однако, не вышла в свет. В 1922 г. он эмигрировал, поселился в Ковно, а затем в Берлине. После прихода к власти [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] (1933) Дубнов переехал в Ригу, где опубликовал ряд исторических работ и мемуары, которые писал с 1921 г. После оккупации Риги немецкими войсками Дубнов был арестован (сентябрь 1941), а затем отправлен в [[Гетто|гетто]], где вел дневник и продолжал научные исследования (рукописи пропали). 8 декабря 1941 г. он был взят из дома, в котором жил, и включен в проходившую мимо очередную колонну смертников. Точная дата и место гибели Дубнова неизвестны.
| + | |
- | | + | |
- | Первые исторические сочинения Дубнова были посвящены оценке деятельности [[Левинзон, Ицхак Бер|И. Б. Левинзона]], [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] и [[Франк, Адольф|Адольфа (Яакова) Франка]], а также изучению хасидизма. В 1893 г. Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором, вслед за [[Грец, Генрих|Г. Грецем]], представлял историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа. В 1898 г. Дубнов начинает работать над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (1–3 тт., Одесса, 1898–1901). В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев» (т. 1, Одесса, 1901; в 1903–1905 как приложение к журналу [[«Восход»]]; отдельное издание в 3-х тт., СПб., 1904–1906). Четвертый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789–1881» (П., 1914). Отдельные части книги Дубнова издавались в советское время (1922–23) в Москве и Петрограде. Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1–10 тт., Берлин, 1925–29), а затем на иврите (1923–38) и идиш (1948–58); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934–38 гг. В 1940 г. на иврите был опубликован 11-й том, заканчивающийся предвоенным периодом. В 1930–31 гг. в Тель-Авиве вышел в свет на иврите труд Дубнова «Толдот hа-хасидут» («История хасидизма»), подведший итог длительному изучению Дубновым хасидского движения. Дубнов сотрудничал в «Джуиш энциклопедия» (1901–1905) и «Еврейской энциклопедии» (1908–13; был соредактором первого тома).
| + | |
- | | + | |
- | В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения Второго [[Храм|храма]] еврейский народ перешел к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову, еврейский народ в [[Диаспора|диаспоре]] развил особую социальную систему и общинную идеологию. Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам. Так, [[Вавилония]] переняла гегемонию у [[Эрец-Исраэль]], за ней последовала [[Испания]], затем — [[Германия]], за ней — [[Польша]] и [[Литва]]. Еврейскую религию Дубнов рассматривал как средство национальной самозащиты народа, лишенного обычных средств самосохранения, которыми обладают другие народы. Отсюда естественно следует, что в период [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] религия теряет свою защитную функцию, и еврейский народ, вступивший в эпоху сотрудничества с народами мира, должен развить светскую культуру, языком выражения которой является [[Идиш Язык|идиш]]. На этом основании Дубнов отвергал как [[Сионизм|сионизм]], считая его выражением псевдомессианства, так и ассимиляторство (см. [[Ассимиляция]]), и противопоставлял им концепцию [[Автономизм|автономизма]], изложенную в «Письмах о старом и новом еврействе», которые печатались в журнале [[«Восход»]] в 1897–1902 (отдельное издание — СПб., 1907).
| + | |
- | | + | |
- | Одновременно с работой над историческими трудами Дубнов выступал в качестве литературного критика, педагога и публициста. Его перу принадлежит статья «Разговорный язык», посвященная языку идиш (1909), исследование творчества поэта [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордона]] и др. Последние статьи Дубнова вышли накануне Второй мировой войны: «Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте» («Еврейский мир», Париж, 1939) и «Пробуждение мировой совести и участь еврейства» («Русские записки», книга 4, Париж, 1939).
| + | |
- | | + | |
- | Богатый материал о жизни и деятельности Дубнова и его эпохе содержится в его воспоминаниях: «Книга моей жизни» (1–2 тт., Рига, 1934–35; 3-й т. опубликован в 1940 в Риге в издательстве автора и уничтожен нацистами в 1941; переиздан Союзом русских евреев, Н.-Й., 1957) и в книге С. Дубновой-Эрлих «Жизнь и творчество С. М. Дубнова» (Н.-Й., 1950).
| + | |
- | | + | |
- | Старший брат Дубнова, Зеев Дубнов (1858, Мстиславль, – 1940?, Москва), после погромов 1881 г. присоединился к [[Билу]] и в 1882 г. прибыл в Эрец-Исраэль с первой группой поселенцев. В 1885 г. вернулся в Россию, но поддерживал переписку с билуйцами в Палестине.
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в Рос.Имп. - Светская культура]]
| + | |