Самбатион (река)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Самбатион (ЭЕЭ)» в «Самбатион (река)») |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
+ | '''Самбатион''' (סַמְבַּטְיוֹן; также Санбатион и Саббатион) - легендарная река, которая в будни бурлит и кипит, а по субботам покоится. | ||
+ | == История == | ||
+ | За Самбатион была уведена ассирийцами (см. [[Пленение Ассирийское|Пленение ассирийское]]) часть из [[Колена Исчезнувшие|колен исчезнувших]]. Самбатион упоминается в Псевдоионатановском [[Таргум|Таргуме]] (Исх. 34:10). Упоминание о чуде Самбатиона содержится в [[Талмуд|Талмуде]] (Санх. 65б). В будние дни Самбатион течет столь бурным потоком, что увлекает за собой камни, и потому его невозможно переплыть (Быт. Р. 11:5). По этой причине десять исчезнувших колен (см. также [[Колена Израилевы]]) не могут вернуться из изгнания, так как переход в [[Суббота|субботу]] был бы нарушением Закона. В «Естественной истории» Плиния Старшего (середина 1 в.) описание реки согласуется с раввинистическими источниками. [[Иосиф Флавий]] дает прямо противоположное описание — Самбатион течет бурным потоком только по субботам, а в остальные дни ложе реки высыхает (Война 7:96–99). | ||
+ | == Легенды о Самбатионе == | ||
+ | В послеталмудической литературе растет число легенд о Самбатионе, как и об исчезнувших коленах. В [[Аггада|Аггаде]] говорится, что с приходом [[Мессия|Мессии]] Самбатион можно будет перейти, и все евреи смогут вновь воссоединиться. По этой причине, начиная со средних веков, путешественники искали Самбатион, полагая, что он течет где-то в Азии или Южной Америке. В 12 в. еврейский путешественник [[Птахия Из Регенсбурга|Птахия из Регенсбурга]] сообщал об источнике в [[Явне]], который перестает течь по субботам. Наиболее пространное описание реки и ее местонахождения даны [[Нахманид|Нахманидом]] (комментарий к Втор. 32:26), который отождествляет Самбатион с библейской рекой Гозан (II Ц. 17:6 и в других местах) и производит его название от шаббат (`суббота`). | ||
- | + | == Самбатион в литературе == | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Интерес к Самбатиону возродился в 17 в. с появлением книги «Надежда Израиля» (1650) [[Менашше|Менашше бен Исраэля]] о якобы найденных в Южной Америке исчезнувших коленах. Самбатион упоминается также в трудах каббалистов (см. [[Каббала]]). После смерти [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] ученики [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] распространяли легенду о том, что Саббатай отправился к десяти исчезнувшим коленам за Самбатион, где женился на дочери [[Моисей|Моисея]]; последователи Саббатая должны ждать его возвращения после окончания семидневной свадебной церемонии. | Интерес к Самбатиону возродился в 17 в. с появлением книги «Надежда Израиля» (1650) [[Менашше|Менашше бен Исраэля]] о якобы найденных в Южной Америке исчезнувших коленах. Самбатион упоминается также в трудах каббалистов (см. [[Каббала]]). После смерти [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] ученики [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] распространяли легенду о том, что Саббатай отправился к десяти исчезнувшим коленам за Самбатион, где женился на дочери [[Моисей|Моисея]]; последователи Саббатая должны ждать его возвращения после окончания семидневной свадебной церемонии. | ||
{{ElevenCopyRight|13671|САМБАТИОН}} | {{ElevenCopyRight|13671|САМБАТИОН}} | ||
- | |||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] |
Текущая версия на 20:21, 11 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Самбатион (סַמְבַּטְיוֹן; также Санбатион и Саббатион) - легендарная река, которая в будни бурлит и кипит, а по субботам покоится.
История
За Самбатион была уведена ассирийцами (см. Пленение ассирийское) часть из колен исчезнувших. Самбатион упоминается в Псевдоионатановском Таргуме (Исх. 34:10). Упоминание о чуде Самбатиона содержится в Талмуде (Санх. 65б). В будние дни Самбатион течет столь бурным потоком, что увлекает за собой камни, и потому его невозможно переплыть (Быт. Р. 11:5). По этой причине десять исчезнувших колен (см. также Колена Израилевы) не могут вернуться из изгнания, так как переход в субботу был бы нарушением Закона. В «Естественной истории» Плиния Старшего (середина 1 в.) описание реки согласуется с раввинистическими источниками. Иосиф Флавий дает прямо противоположное описание — Самбатион течет бурным потоком только по субботам, а в остальные дни ложе реки высыхает (Война 7:96–99).
Легенды о Самбатионе
В послеталмудической литературе растет число легенд о Самбатионе, как и об исчезнувших коленах. В Аггаде говорится, что с приходом Мессии Самбатион можно будет перейти, и все евреи смогут вновь воссоединиться. По этой причине, начиная со средних веков, путешественники искали Самбатион, полагая, что он течет где-то в Азии или Южной Америке. В 12 в. еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга сообщал об источнике в Явне, который перестает течь по субботам. Наиболее пространное описание реки и ее местонахождения даны Нахманидом (комментарий к Втор. 32:26), который отождествляет Самбатион с библейской рекой Гозан (II Ц. 17:6 и в других местах) и производит его название от шаббат (`суббота`).
Самбатион в литературе
Интерес к Самбатиону возродился в 17 в. с появлением книги «Надежда Израиля» (1650) Менашше бен Исраэля о якобы найденных в Южной Америке исчезнувших коленах. Самбатион упоминается также в трудах каббалистов (см. Каббала). После смерти Саббатая Цви ученики Натана из Газы распространяли легенду о том, что Саббатай отправился к десяти исчезнувшим коленам за Самбатион, где женился на дочери Моисея; последователи Саббатая должны ждать его возвращения после окончания семидневной свадебной церемонии.