|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}뿃뻃{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Аматус Лузитанский]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Аматус Лузитанский''' (Amatus Lusitanus; Жуан Родригиш ди Каштелу-Бранку, João Rodrigues de Castelo Branco; 1511, Каштелу-Бранку, Португалия, – 1568, Салоники), врач, один из крупнейших авторов-евреев первой половины 16 в., писавших на медицинские темы.
| + | |
- | | + | |
- | От своих родителей-[[Марраны|марранов]] Аматус унаследовал привязанность к еврейской традиции и знание [[Иврит Язык|иврита]]. В университете города Саламанка он изучал медицину и около 1530 г. получил докторскую степень. Затем Аматус вернулся на родину, чтобы заняться медицинской практикой, но в 1533 г. был вынужден переехать в Антверпен из-за усилившейся в Португалии вражды к врачам-марранам. Тремя годами позже он опубликовал свою первую книгу, посвященную проблемам фармакогнозии (медицинской ботаники) — «Index Dioscorides» (это единственная книга, вышедшая под его христианским именем Иоаннус Родерикус; во всех остальных своих работах он выступает как Аматус Лузитанский).
| + | |
- | | + | |
- | В 1540–47 гг. Аматус читал лекции по медицине в Феррарском университете, после чего переселился в Анкону. В 1549 г. он закончил свой первый сборник (centuria), который содержал сто историй болезни с описанием методов и результатов лечения. В 1549–61 гг. Аматус опубликовал семь таких сборников, которые принесли ему славу серьезного исследователя в таких областях медицины, как анатомия, внутренние болезни, дерматология и душевные болезни. «Центурии» Аматуса Лузитанского являются также кладезем сведений в области истории медицины и повседневной жизни 16 в. и содержат много биографических данных об отдельных лицах.
| + | |
- | | + | |
- | Известность Аматуса как врача была так велика, что его несколько раз приглашали в [[Рим]] для лечения папы Юлия III. В 1549 г. Аматус закончил свой комментарии к труду Диоскорида по фармакогнозии и издал его в Венеции под названием «In Dioscoridis enarrationes» (1553). Эта книга была одним из первых печатных трудов, посвященных фармакогнозии, получила междуна䃂㸄㐄숄ное признание и переиздавалась шесть раз. Когда в 1555 г. папа Павел IV начал преследование марранов Анконы, Аматус бежал из Анконы вначале в Пезаро, а затем (1556) в Рагузу (ныне Дубровник). В 1558 г. он переехал в Салоники, где открыто исповедовал иудаизм до конца жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Благородные принципы медицинской этики Аматуса Лузитанского нашли свое отражение в присяге врача, написанной им после возвращения к вере отцов и напечатанной в конце 6-й и 7-й «центурий». Это один из наиболее возвышенных литературных документов в истории медицинской этики. Аматус клянется «Десятью заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай для народа, освобожденного от египетского рабства». Хотя Аматус был вынужден скрывать свое происхождение, он в своих книгах еще задолго до открытого возвращения в лоно иудаизма подчеркивал признание им духовных ценностей этой религии.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10189|АМАТУС ЛУЗИТАНСКИЙ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука ]]
| + | |