Гольдштейн, Михаил Эммануилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Библиография) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Музыканты по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 37: | Строка 37: | ||
<!-- <ref>{{composer-stub}}</ref> --> | <!-- <ref>{{composer-stub}}</ref> --> | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Композиторы по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Музыканты по алфавиту]] | ||
Текущая версия на 17:59, 27 октября 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Михаил Эммануилович Гольдштейн (8 ноября 1917, Одесса — 7 сентября 1989, Гамбург, Германия) — советский, затем германский композитор и скрипач. Брат скрипача Бориса Гольдштейна.
Учился в Одессе у Петра Столярского, затем в Московской консерватории у Николая Мясковского (композиция), Абрама Ямпольского (скрипка) и Константина Сараджева (дирижирование).
С 1948 г. преподавал в различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Из-за травмы левой руки постепенно переключился, главным образом, на композицию, причём мистификаторского свойства. Гольдштейном, в частности, были сочинены Симфония № 21 вымышленного украинского композитора Николая Овсянико-Куликовского, Концерт для альта с оркестром Ивана Хандошкина, «Экспромт» Милия Балакирева и др. Эти сочинения исполнялись и записывались видными советскими музыкантами. В 1963 году Гольдштейн выиграл сразу три приза Всесоюзного конкурса композиторов за произведения для скрипки и виолончели[1] — произведения были представлены на конкурс под псевдонимами.
В 1964 г. Гольдштейн, к которому его мистификаторская деятельность привлекла в конце концов негативное внимание, уехал преподавать в Восточный Берлин, откуда затем получил возможность перебраться в Вену и таким образом эмигрировать. В итоге он поселился в Гамбурге, где с 1969 г. преподавал в Гамбургской Высшей школе музыки. Он также активно сотрудничал с украинской эмигрантской прессой, и писал для нее статьи на музыкальные темы под псевдонимом «Михайло Михайлов». В последние годы жил в городке Квикборн.
Симфония Овсянико-Куликовского
Наиболее известной мистификацией Гольдштейна была Симфония № 21 Николая Овсянико-Куликовского. По воспоминаниям Гольдштейна[2], на сочинение этого произведения его натолкнули беседы с Исааком Дунаевским и театроведом Всеволодом Чаговцом. Сочинив стилизацию под музыку рубежа XVIII—XIX веков, Гольдштейн приписал её помещику Овсянико-Куликовскому, деду филолога Дмитрия Овсянико-Куликовского, державшему в Одессе крепостной оркестр и в 1810 г. подарившему его оперному театру.
Произведение Овсянико-Куликовского, как утверждает Гольдштейн, пришлось как нельзя более кстати в обстановке рубежа 1940-50-х гг., когда советская культурная политика была направлена на утверждение собственных оригинальных источников. Симфония исполнялась ведущими советскими музыкальными коллективами — в частности, её записал Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского[3]. По настоятельным требованиям музыковеда Валериана Довженко, опубликовавшего об Овсянико-Куликовском статью и намеревавшегося писать книгу, Гольдштейн даже придумал композитору чуть более подробную биографию — в частности, годы жизни (1768—1846). Статья об Овсянико-Куликовском была включена во второе издание Большой советской энциклопедии.
В 1959 г. мистификация была публично разоблачена в фельетоне Яна Полищука в «Литературной газете»[4].
Источники
- ↑ «Советская культура», 12 января 1963.
- ↑ М. Гольдштейн. Воспоминания // «Дерибасовская — Ришельевская»: Литературно-художественный, историко-краеведческий иллюстрированный альманах. — Одесса, 2004. — Вып. 18, с. 240—250.
- ↑ Произведения, исполненные и записанные Е. А. Мравинским (1932—1987) // Мемориальный сайт Евгения Мравинского
- ↑ Ян Полищук. Гений или злодей. // «Литературная газета», 5 января 1959 г.
Библиография
- Я. Сорокер. Євреї в музиці України. // Сучасність, 2 (286) (лютий, 1995), c. 54-65.
- М. Гольдштейн. Записки музыканта. — Франкфурт-на-Майне, 1970.
- Музыкальная подделка. // Энциклопедический музыкальный словарь. — М., 1966. — С. 331.ja:ミハイル・ゴルトシュタイン
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.