Гиршман, Михаил Моисеевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 54: | Строка 54: | ||
- | {{Нет иллюстраций}} | + | <!-- <ref>{{Нет иллюстраций}}</ref> --> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Строка 65: | Строка 62: | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
+ | |||
+ | [[Категория:Литературные критики и литературоведы]] |
Текущая версия на 12:48, 26 октября 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Гиршман Михаил Моисеевич | |
литературовед, семиолог | |
---|---|
Дата рождения: |
1937 год |
Гиршман Михаил Моисеевич (р.1937) — советский литературовед, семиолог, автор работ, посвящённых исследованию литературного стиля, целостности литературного произведения, ритма художественной прозы.
Профессор кафедры теории литературы Донецкого национального университета, доктор филологических наук. Один из основателей Донецкой филологической научной школы
Спектр научных интересов литературоведа широк: от изучения ритма стиха и прозы как необходимого условия построения целостности к философскому осмыслению произведения как диалога и события (в том смысле, который вкладывал в это понятие М. М. Бахтин).
Среди его работ: общетеоретические работы о смысле понятия художественной целостности, о современном понимании этой важнейшей категории литературной теории, составляющей основу его концепции. Именно через понятие целостности им даются определения таких ключевых понятий, как художественное произведение и художественность литературы.
Одним из главных научных открытий Гиршмана стала разработанная им в 1970-е годы концепция ритма прозы, согласно которой в ней, как и в стихе, неизбежно действуют ритмические закономерности. Причём не тот абстрактный «ритм вообще», о котором пишут многие литературоведы, а вполне объективный, поддающийся научному описанию не в меньшей степени, чем стихотворный — только более сложный и вариативный по сравнению с элементарным ритмом стихотворной речи.
Многие статьи М. М. Гиршмана связаны с пониманием литературы как формы коммуникации. С этой позиции Гиршман анализирует творчество Пушкина как единое целое, рассматривает творческий диалог Тютчева и Владимира Соловьёва, разбирает концепцию Бахтина и понятие «литературное произведение».
Михаил Моисеевич Гиршман — член Международной академии наук педагогического образования.
Участник и организатор многочисленных конференций в области семиотики, литературоведения, культурологии, эстетики, иудаики.
Работы
- Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., Высшая школа, 1981. (Текст: Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева (фрагменты)).
- Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. Монография М., Сов. писатель, 1982.
- Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа М., Высшая Школа, 1991.
- Гиршман М. М. Архитектоника бытия-общения — ритмическая композиция стихотворного текста — невозможное, но несомненное совершенство поэзии // Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Тверь, 2001. (Текст: Архитектоника бытия-общения – ритмическая композиция стихотворного текста – невозможное, но несомненное совершенство поэзии.)
- Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002.
- Гиршман М. М. Еврейская и христианская интерпретации Библии в поздней античности. М., 2002.
- Гиршман М. М. Стиль и поэтическое словообразование в лирике Ф. И. Тютчева // Литературоведческий сборник: творчество Ф. И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. — Донецк: ДонНУ, 2003. — С. 6-15. (Текст: Стиль и поэтическое словообразование в лирике Ф. И. Тютчева.)
- Гиршман М. М. О ритмической композиции стихотворения С. Гандлевского «Всё громко тикает. Под спичечные марши…» // Третье литературоведение. Материалы филолого-методологического семинара (2007–2008) / Под ред. Б. В. Орехова и С. С. Шаулова. — Уфа: Вагант, 2009. — С. 138—145 (Текст: О ритмической композиции стихотворения С. Гандлевского «Всё громко тикает. Под спичечные марши…»).
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.