Шехтель, Федор Осипович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Художники по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
Строка 368: | Строка 368: | ||
[[pl:Fiodor Schechtel]] | [[pl:Fiodor Schechtel]] | ||
- | + | ||
[[Категория:Архитекторы]] | [[Категория:Архитекторы]] | ||
[[Категория:Художники по алфавиту]]{{checked_final}} | [[Категория:Художники по алфавиту]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 10:08, 4 сентября 2011
Фёдор Осипович Шехтель | |||
Файл:37.jpg Фёдор Осипович Шехтель |
|||
Годы жизни | |||
---|---|---|---|
Гражданство | |||
Дата рождения |
26 июля (7 августа) 1859 |
||
Место рождения | |||
Дата смерти |
7 июля 1926 (66 лет) |
||
Место смерти | |||
Работы и достижения | |||
Работал в городах |
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое |
||
Архитектурный стиль |
эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм |
||
Важнейшие постройки |
особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898—1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901—1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902—1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904—1906), собственный дом на Большой Садовой (1910) |
||
Награды |
|
||
Фёдор Осипович Шехтель на Викискладе |
Фёдор О́сипович Ше́хтель (Франц-Альберт, 26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий.[1] Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Содержание |
Происхождение
Родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сёстры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822—1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи петербургских купцов и позже служила экономкой в семье Третьяковых.
В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего — купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещённого купечества — Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего своё начало от маленького театра Шехтеля.
Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев — Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей — уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.
Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренёра не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля 1867 года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив в наследство запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо — Т. Е. Жегина — продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжёлым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.
Годы учёбы
После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии — единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Фёдор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да ещё по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.
26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г. Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьёвку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».
В 1875 году Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Фёдора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полётов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве — множество временных сооружений. Н. А. Попов — замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик — так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома — «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.
Самостоятельное творчество
В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.
К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля — особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где С. Т. Морозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлёк тогда ещё малоизвестного М. А. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х годов следует ещё назвать «готическую» дачу И. В. Морозова (1895) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда), построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект Мира, 43 и собственный дом в Ермолаевском переулке (1896 г.). С 1893 по 1898 годы помощником Шехтеля работал архитектор В. Д. Адамович.[2]
Работы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение «готикой», но зодчий вновь несколько раз обращается к «русскому» стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного «модерном», впервые проступили в торговом доме В. В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.).
Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. Что же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружения?
14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награждён за участие в ней серебряной медалью.
После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и много строит. Ряд других зданий — таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), — решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учётом современных функций. Зачастую облик здания строится — как в известнейшей его постройке — особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.) — на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Императорской Академия художеств.
Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902—1903 гг.).
Среди других его значительных работ — особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.) (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903—1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904—1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907—1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» — с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).
Среди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь — прекрасный образец национально-романтического варианта модерна — неорусского стиля. Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балакове.
Возведённая в Иваново-Вознесенске великолепная Спасская церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта А. И. Гарелина, наблюдение за строительством проводил архитектор П. Г. Беген. В 1900 году храм заложили, а освятили постройку 30 октября 1903 года. В оформлении фасадов церкви Ф. О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделённые полуколоннами. Храм завершался пятью шлемовидными куполами на гранёных барабанах. Стены украшали мозаичные орнаменты.
В конце 1900-х — начале 1910-х годов в творчестве архитектора появляются рационалистические черты и ретроспективистские тенденции, большая однотипность и простота используемых образов. В качестве примеров переосмысления классического наследия в творчестве Шехтеля в этот период можно назвать собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914—1915) и библиотеку-музей А. П. Чехова в Таганроге (1910).[1]
Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешёл в православие и принял имя Фёдора.
Советский период
После октябрьской революции 1917 г. зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при ВСНХ, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище композицию).
С 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1923 году принял участие в первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, спроектировав павильон Туркестана[3]. Среди неосуществлённых проектов советского периода — архитектурная часть обводнения 50 тысяч десятин Голодной степи (1923), проект Мавзолея В. И. Ленина (1924), памятника 26 бакинским комиссарам, Днепрогэса (1925), крематория, Болшевского оптического завода и рабочего посёлка при нём. Проекты этих лет по преимуществу носят архаичный, ретроспективный характер.[1]
В 1918 году особняк на Большой Садовой, д.4, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашёл пристанище на Малой Дмитровке, 25, у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).
Умер Ф. О. Шехтель в Москве 7 июля 1926 года от рака желудка.[4] Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Семья
Ф. О. Шехтель был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым. Его тёща — Екатерина Францевна Жегина, в девичестве Шехтель, дружила с актрисой А. И. Шуберт.
Сын Ф. О. Шехтеля, Лев Фёдорович Жегин (1892—1969), носивший фамилию матери, стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970) [1].
Дочь, Екатерина (Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц.
Другая дочь, Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова) — художник-оформитель, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная В. Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора, поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина (впоследствии театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). От второго брака с Сергеем Васильевичем Тонковым в 1932 году родился сын Вадим, впоследствии заслуженный артист России известный в образе экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской.
Оценки творческого наследия архитектора
Искусствовед Е. И. Кириченко отметила: «Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».
Проекты и постройки Ф. О. Шехтеля
- Особняк М. И. Щапова (П. В. Щапова) (1872, Москва, Бауманская улица, 68). Главным архитектором являлся А. С. Каминский. Шехтель был привлечен как его ученик. Он сделал эскизы фасадов и кровли. Особняк сохранился.
- «Фантастический театр» в саду Эрмитаж (1882, Москва, Каретный Ряд), не сохранился.
- Павильоны Политехнической выставки (1882, Москва, Ходынское поле), не сохранились.
- Павильоны для благотворительного базара в пользу французской колонии в Москве в зале Дворянского собрания (1883, Москва, Большая Дмитровка), не сохранились.
- План, оформление и постройки народного гулянья «Весна-красна» в честь коронации императора Александра III (1883, Москва, Ходынское поле), не сохранились.
- Праздничное украшение Манежа для выставочных гуляний (1883, Москва, Моховая улица, дом № 1/9), не сохранилось.
- Летний театр «Антей» (перестройка «Фантастического театра» в саду Эрмитаж) (1883—1886, Москва, Каретный Ряд), не сохранился.
- Главный дом, ограда, ворота, домовая церковь и конный завод в имении С. П. фон Дервиза (1883—1889, Усадьба Кирицы, Спасский район Рязанской области, шоссе Рязань-Челябинск, в 60 км к югу от Рязани)
- Дом Ф. П. фон Берггольца (управляющего) и служебные постройки в имении П. П. фон Дервиза (1883—1889, Усадьба Старожилово, пос. Старожилово, Рязанская область)
- Главный дом, кузница, конный двор, грот в имении П. П. фон Дервиза (1883—1889, Усадьба Соха, Старожиловский район Рязанской области)
- Участие в постройке театра «Парадиз» по проекту архитектора К. В. Терского (1884, Москва, Большая Никитская улица, 19)
- Проект кинотеатра «Кин-грусть» в саду «Ливадия» (1885, Санкт-Петербург, Новая Деревня), не сохранился
- Перестройка бывшей понарамы «Царь-град» для театра М. В. Лентовского «Скоморох» (1886, Москва, Сретенский бульвар, 6/1), не сохранился
- Павильон для торжественной закладки второго корпуса Политехнического музея (1887, Москва, Новая площадь, 3/4), не сохранился
- Часовня Михайловской церкви (1887, Таганрог), не сохранилась
- Дом А. А. Шилова (1888, Пруссы, Коломенский район Московской области), не сохранился.
- Дом П. Д. Иродова (1888, Великое, Гаврилов-Ямский район Ярославской области)
- Дом А. А. Локалова (1888, Великое, Гаврилов-Ямский район Ярославской области, Ярославская ул., 14)
- Интерьеры главного дома и дворовые строения во владении С. П. фон Дервиза (1888—1890, Москва, Садовая-Черногрязская улица, 6)
- Собственный дом Ф. О. Шехтеля (1889, Москва, Ленинградский проспект), не сохранился
- Отделка церкви-усыпальницы Ляпиных в Храме Святых отцов семи Вселенских соборов в Даниловском монастыре (1889—1890, Москва, Даниловский вал, 22)
- Торговый дом Пенского и А. А. Левенсона (1880-е, Москва, Улица Петровка), не сохранился
- Постройки в имении Г. К. Ушкова (1890, Форос, Крым)
- Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского (1890—1902, Москва, угол Первой Тверской-Ямской улицы и улицы Юлиуса Фучика), не сохранилась
- Часовня — памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых на Рогожском кладбище, скульптор Н. А. Андреев (1891, Москва, Старообрядческая улица, 31а)
- Главный дом в имении князя Л. С. Голицына (1892, Новый Свет, Крым)
- Часовня для отпевания умерших при лютеранской церкви Святых Петра и Павла (1892, 1898, Москва, Старосадский переулок, 7/10)
- Дача С. Т. Морозова в имении Усад (на Киржаче) (1892—1894, Городищи, Петушинский район Владимирской области), не сохранилась
- Загородный дом, ферма, конный завод. электростанция и другие постройки в имении В. Е. Морозова Одинцово-Архангельское. Роспись дома — художник А. А. Томашки (1892—1894, Домодедовский район Московской области)
- Интерьеры городской усадьбы И. Г. Харитоненко, П. И. Харитоненко (1893, Москва, Софийская набережная, 14/12, Болотная площадь, д.12/14, стр.1, 2, 3, 4,), совместно с инженером-архитектором В. Г. Залесским и художником Ф. Фламенгом
- Надгробие Е. Ф. Жегиной (1893, Москва, Введенское кладбище)
- Особняк З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова). Отделка интерьеров совместно с М. А. Врубелем (1893—1898, Москва, Улица Спиридоновка, 17)
- Траурное убранство Москвы по случаю кончины императора Александра III (1894), не сохранилось
- Особняк Н. В. Кузнецовой, скульптор С. Т. Конёнков[5] (1894—1896, Москва, Проспект Мира, 41, строение 1)
- Дача, конюшня, манеж, ворота с оградой, хозяйственные построки для И. В. Морозова (1895, Москва, Петровский парк), не сохранились
- Особняк Н. В. Кузнецовой, при участии М. Е. Приёмышева (1895—1897, Москва, Проспект Мира, 43), надстроен и перестроен
- Надгробие семьи Шехтель на Ваганьковском кладбище (1895, Москва, улица Сергея Макеева, 15)
- Дом Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (1895, Москва, Черниговский переулок, 2)
- Интерьеры особняка И. В. и Е. В. Морозовых (1895—1896, Москва, Леонтьевский переулок, 10)
- Проект зала Русской славы для Музея изящных искусств (1895—1896), неосуществлён
- Интерьеры особняка А. В. Морозова (1895—1898, Москва, Подсосенский переулок, 21)
- Собственный особняк Ф. О. Шехтеля (1896, Москва, Ермолаевский переулок, 28), при участии В. Д. Адамовича
- Обелиски у Тверской заставы, оформление Первой Тверской-Ямской улицы, праздничный павильон на Триумфальной площади в Москве к коронационным торжествам (1896), не сохранились
- Царский павильон станции «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги (1896, Одинцово, Одинцовский район Московской области), не сохранился
- Отделка Главного дома, Царской лестницы и пристани на Нижегородской ярмарке к коронационным торжествам (1896, Канавинский район, Нижний Новгород), не сохранились
- Павильоны для Всероссийской выставки (1896, Нижний Новгород), не сохранились
- Мраморный иконостас Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (1896, Москва, Черниговский переулок, 2)
- Интерьеры особняка Г. К. Ушкова (1897, Москва, Рождественский бульвар, 10)
- Проект Народного дома в Москве (1897), неосуществлён
- Концертный зал «Олимп» на Санкт-Петербургском шоссе (1897, Москва, Ленинградское шоссе), не сохранился
- Проект Народного театра в Сокольниках (1897, Москва, Сокольники), неосуществлён
- Дача И. А. Сытенко (1897, Подмосковье), не сохранилась
- Церковь Спаса Нерукотворного (1897—1903, Иваново, улица Ермака, 41), разрушена в 1937 году
- Иконостас церкви Святого Пимена «что в новых Воротниках» (1897, 1903—1907, Москва, Нововоротниковский переулок, 3)
- Расширение подвального этажа в особняке А. А. Левенсона (1898, Москва, Пречистенская набережная, 35)
- Особняк М. В. Малич (1898, Москва, Садовая-Самотёчная улица, 6), перестроен в 1905 году архитектором Г. А. Гельрихом[5]
- Мемориальная часовня-памятник В. Е. и Е. Н. Морозовым на Преображенском кладбище (1898, Москва, Преображенский вал, 17а)
- Павильон П. И. Харитоненко для демонстрации коллекции икон на Всемирной выставке (1898—1900, Париж), не сохранился
- Торговый дом товарищества М. С. Кузнецова (1898—1903, Москва, Мясницкая улица, 8/2, Большой Златоустинский переулок, 2 строение 1Д, 1Е, 1Ж, 2)
- Проект собора и трапезной Богородице-Рождественского монастыря (1899, Москва, угол Рождественки и Рождественского бульвара), неосуществлён
- Дом для рабочих на камвольно-прядильной фабрике И. И. Баскакова (1899, Рязаново, Подольский район Московской области)
- Конторские помещения Торгового дома «В. Ф. Аршинов и Ко» (1899, Москва, Старопанский переулок, 5)
- Проект концертного зала во владении А. М. Постникова (1890-е), неосуществлён
- Особняк В. И. Сазонова, совместно с художником А. А. Томашки (1890-е, Москва)
- Надгробная часовня над могилой Г. А. Захарьина (фамильное захоронение Захарьиных) у Церкви Владимирской иконы Божией Матери. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В. М. Васнецова (1890, Москва, Куркино, Новогорская улица, 38)
- Часовня в имении Е. С. Веригиной (1900, Ершово, Одинцовский район Московской области)
- Павильон М. С. Кузнецова и витрины П. И. Харитоненко на Всемирной выставке (1900, Париж), не сохранились
- Проект Народного дома Общества содействия общеобразовательным народным полезным развлечениям (1900, Москва, Девичье поле), неосуществлён
- Проект Храма Казанской Божией Матери Богородице-Рождественского монастыря (1900, Москва, угол Рождественки и Рождественского бульвара), неосуществлён
- Дом А. И. Аршиновой, В. В. Аршинова (Петрографический институт) (1900, Москва, Улица Большая Ордынка, 32)
- Перестройка особняка С. Н. Коншина — И. А. Манташева (1900, Москва, Ленинградский проспект, 21). перестроен в 1990-е годы[5]
- Пристройка к особняку А. В. Морозова (1900, Москва, Подсосенский переулок, 21)
- Частичная перестройка фасадов и оформление интерьеров главного дома имения З. Г. Морозовой «Покровское-Рубцово» (1900, пос. Пионерский Истринского района Московской области), сохранилась частично, пострадала от пожара в 1999 году.
- Здание Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона (1900, Москва, Трёхпрудный переулок, 9)
- Особняк С. П. Рябушинского (А. А. Рябушинской) со службами (1900—1903, Москва, Малая Никитская улица, 6/2, Улица Спиридоновка, 2/6)
- Павильоны русского отдела на Международной выставке (1901, Глазго, Шотландия), не сохранились
- Перестройка особняка А. А. Левенсона (1901, Москва, Пречистенская набережная, 35)
- Доходный дом Д. И. Крума (1901, Москва, Тихвинская улица), неосуществлён
- Особняк Н. С. Кана (1901, Москва, Садовая-Кудринская улица, 2, Большая Никитская улица, 62, строение 4, Малая Никитская улица, 35)
- Дом Московского страхового общества (гостиница «Боярский двор») (1901, Москва, Старая площадь, 8)
- Особняк и флигель А. И. Дерожинской-Зиминой, при участии архитектора А. А. Галецкого (1901—1904, Москва, Кропоткинский переулок, 13)
- Церковная утварь для храма русского посольства (1901, Берлин)
- Перестройка театра Г. М. Лианозова под размещение Московского художественного театра (при участии И. А. Фомина) (1902, Москва, Камергерский переулок, 3)
- Проект вокзала на станции Сергиево Московско-Ярославской железной дороги (1902—1904, Сергиев Посад), неосуществлён
- Ярославский вокзал (1902—1904, Москва, Комсомольская площадь, 5)
- Проект дома Общества призрения престарелых артистов (1903, Москва, Большая Пресненская улица), неосуществлён
- Перестройка здания Банка П. М. Рябушинского с Сыновьями и Главной конторы Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского (1903—1904, Москва, Старопанский переулок, 2, Биржевая площадь, 1)
- Изменение фасада и интерьер лавки Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (1904, Москва, Улица Рождественка, 11/4, Сандуновский переулок, 4/11, строение 1)
- Комплекс надгробных сооружений на могилах Чеховых на Новодевичьем кладбище, совместно с Л. М. Браиловским (1901, Москва, Лужнецкий проезд, 2), перенесено в 1933 году[5]
- Конкурсный проект театра-курзала (1904, Ялта), неосуществлён
- Доходный дом Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища. Керамическое панно при участии художника Ф. Ф. Федоровского (1904—1906, Москва, Мясницкая улица, 24/1)
- Дом А. И. Аршиновой, В. В. Аршинова (1905, Москва, Старомонетный переулок, 31, строение 7)[5]
- Дача Ф. О. Шехтеля «Нагорная» (1905, Москва, Кунцево), не сохранилась
- Проект старообрядческой церкви по заказу Рябушинских (1905, Москва, Третий Ушаковский переулок), неосуществлён
- Старообрядческий Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (1905—1907, Москва, Турчанинов переулок, 4),[5] перестроена в 1911 году В. М. Маятом, В. Д. Адамовичем
- Дом причта при Старообрядческом Храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (1905—1907, Москва, Турчанинов переулок, 4, строение 2)[5]
- Дома дешёвых квартир Г. Г. Солодовникова (1905, Москва), неосуществлены
- Дом, флигель, ледник и ограда в усадьбе Зотовых — Д. П. Горихвостова — С. Патрикеева «Белые столбы» (Космодемьянское), совместно с гражданским инженером А. А. Никифоровым[5] (1907, Химки, улица Правобережная, 6, строение 1)
- Дом в имении Ф. А. Головина (1907, Московская губерния), неосуществлён
- Типография П. П. Рябушинского «Утро России» (1907—1909, Москва, Большой Путинковский переулок, 3)
- Особняк А. И. Цветкова (1908, Ростов-на-Дону), неосуществлён
- Зимний театр, совместно с А. А. Козловым (1908, Краснодар, Улица Красная, 55)
- Участие в проектировании Зимнего театра по проекту А. А. Галецкого (1908—1911, Орехово-Зуево, Улица Бугрова, 5), значительно перестроен
- Банк С. М. Рукавишникова (1908, Нижний Новгород, Рождественская улица, 23)
- Торговый дом И. М. Гальперина (магазин Крестовникова) (1908, Москва, Пятницкая улица, 13)
- Церковь Троицы Живоначальной. Художник Н. К. Рерих (1908—1909, Балаково, Набережная улица, 1), частично разрушен в 1930-е годы, восстановлен в 1999 году[6]
- Фасады доходного дома А. И. Шамшина по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского (1909, Москва, Улица Знаменка, 8/13, Староваганьковский переулок, 13/8)
- Особняк Ф. О. Шехтеля с флигелем-мастерской (1909, Москва, Большая Садовая улица, 4)
- Ансамбль больницы Г. А. Захарьина, совместно с И. Э. Грабарём (1909—1914, Москва, Куркинское шоссе, 29, строение 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 20)[5]
- Памятник Н. В. Гоголю (пьедестал и окружающее оформление), скульптор Н. А. Андреев (1909, Москва, Пречистенский бульвар), в 1959 году перенесён на Никитский бульвар, 7 (во дворе)
- Загородный дом В. М. Сурошникова (1909, под Самарой), не сохранился
- Постамент и архитектурное решение памятника императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой) (1909, Санкт-Петербург, Знаменская площадь), демонтирован в 1937 году, перенесён во двор Русского музея
- Отделка интерьеров в особняке М. Д. Карповой, совместно с архитектором И. С. Кузнецовым (1909, Москва, Большая Ордынка, 41)
- Надгробие Е. Д. Эфроса на Новодевичьем кладбище (1909, Москва, Лужнецкий проезд, 2)
- Дом Московского купеческого общества (1909—1911, Москва, Новая площадь, 6 / Большой Черкасский переулок, 7 / Малый Черкасский переулок, 2)
- Особняк В. М. Сурошникова (строительство — А. А. Щербачёв) (1909—1913, Самара, Улица Пионерская, 22)
- Перестройка главного дома и флигелей, две беседки в усадьбе З. Г. Морозовой-Рейнбот (1909—1914, Горки Ленинские, Ленинский район Московской области)
- Проект собственного дома (1900-е, Москва, Большая Садовая улица), неосуществлён
- Дача А. А. Левенсона (1900-е, Москва, Ново-Переделкино, Чоботовский проезд, 4)[5]
- Доходный дом (строительство (?) — Г. Л. Кольс) (1900-е, Волчанск, Харьковская область Украины)
- Особняк П. И. Мальцева (1900-е, Балаково, Улица Коммунистическая, 75)
- Проект конного завода в имении Г. К. Ушкова (1900-е, Форос, Крым), неосуществлён
- Мавзолей Феррейнов на Введенском кладбище (1900-е, Москва, Наличная улица, 1/2, Госпитальный переулок, 2/1)
- Таганрогская городская публичная библиотека им. А. П. Чехова (1910—1914, Таганрог, ул. Петровская, 96)
- Проект отделения Государственного банка (1910, Нижний Новгород), неосуществлён
- Мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров на на Введенском кладбище (1911, Москва, Наличная улица, 1/2, Госпитальный переулок, 2/1)
- Вилла М. Г. Лианозова на Ривьере (1911, Больё-сюр-Мер, Франция)
- Церковь Алексеевского коммерческого училища (1911, Кременчуг, Полтавская область Украины)
- Проект дома Московского купеческого общества (1911, Москва, Улица Кузнецкий Мост), неосуществлён
- Проект Казанского вокзала (1911, Москва), неосуществлён
- Царские врата иконостаса в Церкви Трифона в Напрудном (1911, Москва, Трифоновская улица, 38), не сохранились
- Торговый дом С. М. Рукавишникова. Скульптуры выполнены С. Т. Конёнковым (1911—1914, Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, 11)
- Усадебный дом Рукавишниковых (1911—1912, Нижний Новгород, Большая Покровская улица, 39-а), ныне кинотеатр «Орленок»
- Надгробие С. А. Муромцева в новой части Донского кладбища, бюст работы П. П. Трубецкого (1912, Москва, Донская площадь, 1)
- Проект Ледяного дворца (Спортпалас) (1912, Москва, Арбатская площадь), неосуществлён
- Особняк Е. И. Шаронова (строители Н. Т. Синяков, Н. А. Красников) (1912, Таганрог, Улица Фрунзе, 80)
- Проект Московского городского купеческого банка (1912, Москва, Улица Ильинка), неосуществлён
- Особняк К. К. Рейнеке (1912—1914, Саратов, Соборная улица, 22)
- Проект концертного зала и клуба (1912, Нижний Новгород), неосуществлён
- Перестройка кинотеатра «Художественный» (1912, Москва, Арбатская площадь, 14)
- Городская усадьба И. И. Миндовской (1913, Москва, Вспольный переулок, 9)[5]
- Проект губернского земского музея в память 300-летия дома Романовых (1913, Нижний Новгород), неосуществлён
- Проект «Научного электротеатра» с кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (1914, Москва, Камергерский переулок), неосуществлён
- Часовня для С. М. Руковишникова (1914, Нижний Новгород), неосуществлена
- Доходный дом И. Г. Хаджиконста (1914, Москва, Большой Черкасский переулок), неосуществлён
- Выставочное здание (1914—1915, Москва, Камергерский переулок, 3а)
- Покровская церковь Тульской дружины в «Соломенной сторожке» в Петровско-Разумовском (Церковь Святителя Николая Чудотворца) (1914—1916, Москва, Ивановская улица, 3) — разрушена в 1960-е годы, восстановлена на новом месте по чертежам Шехтеля архитекторами А. В. Бормотовым и В. И. Якубени в 1998 году.
- Доходный дом Церкви Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте (1916—1917, Москва, Большой Козихинский переулок), неосуществлён
- Проект горного санатория (1916—1917, Судак, Крым), неосуществлён
- Проект церкви в память «Великой битвы» (1916—1917, Судак, Крым), неосуществлён
- Проект парка в городе-саде (1916—1917, Форос, Крым), неосуществлён
- Проект санатория для выздоравливающих Цандеровского института (1916—1917, Ессентуки, Крым), неосуществлён
- Проект инвалидного дома Московской городской управы (1916—1911, Москва, Донская улица), неосуществлён
- Проект санатория (1917, Барвиха, Одинцовский район Московской области), неосуществлён
- Проект санатория с медицинским институтом (1917, Кашира, Каширский район Московской области), неосуществлён
- Проект банковского здания (1910-е, Москва, Никольская улица), неосуществлён
- Особняк Г. М. Мустафьева (1910-е, Москва), неосуществлён
- Особняк И. А. Пономарёва (1910-е, Москва, Сокольники), неосуществлён
- «Иртур» — проект обводнения Голодной степи (плотины, административные, общественные, жилые сооружения) (1920, Голодная степь, Узбекистан), неосуществлён
- Оптический завод (1921, Болшево, Московская область)
- Проект памятника 26-ти бакинским комиссарам, неосуществлён
- Павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923, Москва, Нескучный сад), не сохранился
- Проект крематория, неосуществлён
- Проект мавзолея В. И. Ленина с трибуной и аудиторией (1924, Москва, Красная площадь), неосуществлён
- Проект Днепростроя (гидростанция, плотина, грузовой порт, мост через Днепр, город «Электрополь» на о. Хортица) (1924, Запорожье), неосуществлён
- Станция «Петровский парк» городской конки (??). Видимо, сгорел около 1915 г.
- Доходный дом Кана на Малой Никитской, 35 (1901)
- Усадьба, г. Саратов, Коммунарская ул., д.22 (1900-е гг.)
- Дом П.Смирнова, Тверской б-р, 18 (перестроен из особняка в стиле ампир)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Кириченко Е. И. Ф. Шехтель // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 276—287. — 302 с.
- ↑ Шаблон:Книга:Нащокина М.B.: Архитекторы московского модерна
- ↑ Зодчий «Московского модерна» Статья в журнале «Моя Москва» № 5 за 2005 г.
- ↑ Н. Давыдова Шехтель неприкаянный. «Известия» (7 августа 2009). Проверено 24 декабря 2009.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Реестр памятников истории и культуры. Официальный сайт «Москомнаследия». Проверено 21 ноября 2009.
- ↑ Н. Попова История храма Святой Троицы в Балаково: к 150-летию Ф.О. Шехтеля. Журнал "Православие и современность" №10 (26) (2009). Проверено 11 мая 2010.
Литература
- Башенко Р. Д., Богаевский К. Ф. — М.: Изобразительное искусство, 1984. — С. 15-25.
- Записки Московского архитектурного общества / Ред. Курдюков Н. С. — М.: 1905—1909. Т. 2. Вып. 2. 1908: Шехтель Ф. О. О поездке на XVIII международный конгресс архитекторов в Вене.
- Кириченко Е. И. Большая садовая, д.4. — М.: Издательство «Правда», 1984.
- Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с.
- Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. — М., 2002.
- Кириченко Е. И. Ф. Шехтель // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 276—287. — 302 с.
- Логинова А. С. Искусство русского модерна. —М.: Советский Художник, 1989.
- Мушта А. Отрочество Шехтеля. — Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — М.: Памятники Отечества, 1998.
- Мушта А. Родная земля зодчего. — Годы и люди. Вып.3. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.
- Шаблон:Книга:Нащокина М.B.: Архитекторы московского модерна
- Сафонцева Н. И. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В сб. «Архитектурное наследие и реставрация». — М.: Росреставрация, 1990. — С. 186—202.
- Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Лит.: Биографический справочник. — М.: 1997.
- Коронационный сборник 14 мая 1896 года: С соизволения Его Императорского Величества Государя Императора: в 2 т.: в 4 кн. / Под ред. В. С. Кривенко
Ссылки
Фёдор Шехтель на Викискладе? |
- Архитектура московского модерна
- Архитектурный очерк об особняке П. Смирнова Тверской б-р. 18, арх. Ф. О. Шехтель
cs:Fjodor Osipovič Šechtělja:ヒョードル・シェーフテリ pl:Fiodor Schechtel