Македония (История евреев Македонии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Македония (еврейская община)» в «Македония (История евреев Македонии)») |
||
(44 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
| УРОВЕНЬ = | | УРОВЕНЬ = | ||
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 31 августа 2011 |
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}}{{checked_final}} | }}{{checked_final}} | ||
- | |||
- | |||
- | + | '''Македония''' - государство на юге Европы. | |
- | |||
+ | == История еврейской общины == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | История евреев в современной Республике Македония насчитывает две тысячи лет и начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. <ref name="denes">Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [http://www.jewishworldreview.com/0300/macedonia1.asp ]</ref> | ||
== Период Римской империи == | == Период Римской империи == | ||
- | Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Macedonia.html Jewish Virtual Library - Macedonia]</ref> Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби , на юго-востоке Республики Македония. <ref>Kraabel, p. 112-115</ref> | + | Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Macedonia.html Jewish Virtual Library - Macedonia]</ref> Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние [[Синагога|синагоги]] датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби, на юго-востоке Республики Македония. <ref>Kraabel, p. 112-115</ref> |
== Миграция сефардов при османском владычестве == | == Миграция сефардов при османском владычестве == | ||
- | Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и [[Салоники - еврейская община|Салониках]]. | + | Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, [[Изгнание евреев из Испании (1492)|бежавших из Испании и Португалии]] от преследований [[Инквизиция|инквизиции]]. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, [[Изгнание евреев из Испании (1492)|изгнанных из Испании в 1492 году]]. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), [[Скопье]] и [[Салоники - еврейская община|Салониках]]. |
- | Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. <ref>A. Assa, p.36.</ref> Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах | + | Султан [[Османская империя (Турция) - еврейские общины|Османской империи]] Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство [[Синагога|синагог]] и ведения торговли на всей территории Османской империи. <ref>A. Assa, p.36.</ref> Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как [[Скопье]], [[Битола]] и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. <ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Ицхака Царфати из Эдирне общинам немецких и [[Венгрия - еврейская община|венгерских евреев]], в котором он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.<ref>Assa, p.40.</ref> Еврейская община состояла почти полностью из [[Сефарды|сефардов]], говоривших в быту на языке [[Ладино|ладино]]. | ||
== Расселение и численность евреев == | == Расселение и численность евреев == | ||
- | До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)<ref name="ce-review.org"/> и Штипе (примерно 500 евреев).<ref name="ushmm.org">[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref> Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община | + | До [[Евреи во Второй мировой войне|Второй мировой войны]] , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)<ref name="ce-review.org"/> и Штипе (примерно 500 евреев).<ref name="ushmm.org">[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref> Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых [[Сефарды|евреев-сефардов]]. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битолы состояла из [[Ладино|ладиноговорящих]] [[Сефарды|сефардов]]. |
- | |||
- | + | == Во время Второй Мировой войны == | |
+ | {{main|Холокост в Македонии}} | ||
+ | {{также|Болгария - еврейская община}} | ||
+ | В марте 1941 года [[Болгария - еврейская община|Болгария]] стала союзником "держав Оси" и<ref name="HoloEncBulgaria"/> в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти [[Сербия - еврейская община|Королевства Сербия]], в качестве части [[Болгария - еврейская община|Болгарии]].<ref name="Chary - 45">Chary, p. 45</ref> | ||
- | + | В оккупированные [[Болгария - еврейская община|Болгарией]] области, не были включены ни [[Салоники - еврейская община|Салоники]], с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией [[Албания - еврейская община|Албании]].<ref name="Chary - 45" /> 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку [[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]] имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.<ref>Chary, p. 46</ref> Евреи Битолы были заключены в [[Гетто|гетто]], проживание в котором было принудительным.<ref name="ushmm.org"/> | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | [[Болгария - еврейская община|Болгарские]] власти, еще в январе 1941 года, приняли антисемитский "Закон о защите нации".<ref name="HoloEncBulgaria">Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355</ref> В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной [[Греция - еврейская община|Греции]], кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинка]] созданный нацистами в оккупированной [[Польша - еврейская община|Польше]]. <ref name="HoloEncBulgaria"/><ref name="SA">Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the | ||
+ | Departed Jewish Community of Bitola [http://www.holocaustfund.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=118&Itemid=593&lang=mk]</ref><ref name="verar">Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.</ref> | ||
+ | В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа <ref name="ce-review.org"/><ref name=HoloMusMac>Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10006804]</ref> и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. <ref name="ushmm.org"/> <ref name=HoloMusMac/> Среди 7215 задержанх на складе были: | ||
+ | [[Файл:The Holocaust Museum in Skopje 31.jpg|250px|right|thumb|Согласно болгарским антисемитским законам на еврейские дома были повешены указатели их принадлежности (слева). Везде, где евреям был вход запрещён, висел знак, ограничивающий доступ (Справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония]] | ||
+ | [[Файл:The Holocaust Museum in Skopje 29.JPG|250px|right|thumb|Вагон для перевозки македонских евреев - экспозиция в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония.]] | ||
* 539 детей моложе 3-х лет, | * 539 детей моложе 3-х лет, | ||
* 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет, | * 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет, | ||
Строка 55: | Строка 58: | ||
4 человека погибли при прибытии в лагерь. | 4 человека погибли при прибытии в лагерь. | ||
- | Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии и | + | Хотя [[Болгария - еврейская община|Болгария]] защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|лагеря смерти]]. Еврейские общины [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], [[Югославия - еврейская община|Югославии]] и [[Греция - еврейская община|Греции]] были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинку]] <ref>[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006803 The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref>. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинку]] не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для [[Сефарды|сефардской]] общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью уничтожена. |
- | После освобождения Македонии в 1944 , общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419. [ | + | После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин [[Югославия - еврейская община|Югославии]], было 419.<ref name="JA1968">David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.</ref> <ref>[http://www.jewishaz.com/jewishnews/990723/help.shtml "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix]</ref> Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в [[Белград - еврейская община|Белграде]],<ref>[http://www.jewishaz.com/jewishnews/990723/help.shtml "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix]</ref> но только около 140 выжили. <ref name="centropa.org">[http://www.centropa.org/reports.asp?rep=&ID=6759&TypeID=0 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports]</ref> Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.<ref name="ce-review.org"/> Из депортированных в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|лагеря смерти]], не выжил никто. Большинство выживших [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировались в Израиль]], некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в [[Сербия - еврейская община|Сербию]]. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.<ref name="JA1968"/> |
- | + | [[File:The Holocaust Museum in Skopje 20.JPG|250px|right|thumb|Болгарские евреи на принудительных работах. Фото из Музея Холокоста в Скопье, Республика Македония.]] | |
- | В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и | + | В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и [[Румыния - еврейская община|Румынии]] <ref name="BWI"/>), [[Болгария - еврейская община|Болгарии]] удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|концентрационные лагеря]]. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.<ref name="BWI"/> Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:<ref name="BWI"/> большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выселены в сельские районы [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], а протесты против этого жестоко подавлялись.<ref name="BWI"/> <ref name="BWI">Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708</ref> |
== В наши дни == | == В наши дни == | ||
+ | В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.<ref name="denes"/> Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле.<ref name="centropa.org"/> | ||
- | + | Община в последние годы (2003<ref name="centropa.org"/>) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в [[Белград - еврейская община|Белграде]] и [[Салоники - еврейская община|Салониках]], в то время как раввин [[Белград - еврейская община|Белграда]] является и раввином Скопье.<ref>[http://www.jewishworldreview.com/0300/macedonia1.asp "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review]</ref> Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков [[ТаНаХ|ТАНАХА]] в [[Государство Израиль|Израиль]]. Ежегодно отмечается День Независимости [[Государство Израиль|Израиля]].<ref>http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html [[Ha'aretz]]</ref> | |
- | Община в последние годы (2003 | + | |
=== Религиозное возрождение === | === Религиозное возрождение === | ||
+ | В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины: так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины [[Сербия - еврейская община|Сербии]] Ицхакк Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии. | ||
- | + | Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в [[Иерусалим|Иерусалиме]], [[Государство Израиль|Израиль]], во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Раввин Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года. | |
- | Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, | + | |
- | Учился | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]] - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами). | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], [[Сербия - еврейская община|Сербии]], [[Румыния - еврейская община|Румынии]], Страсбурга, Парижа, ешивы "Бейт Мидраш Сфаради" - Эзра Кассин и другие раввины из ешив со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель [[Джойнт (организация)|Джойнта]], [[Всемирный еврейский конгресс|Всемирный еврейский конгресс]] , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония. | ||
+ | |||
+ | Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в [[Холокост|Холокосте]] во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед.: Еврејско маало). Еврейская община Македонии добилась проведения в парламенте республики в 2002 году закона, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время [[Холокост|Холокоста]]. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]] из Музея города Скопье в музей [[Холокост|Холокоста]]. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея. | ||
+ | |||
+ | Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии со времён Римской империи. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | * [[Югославия - еврейская община|Югославия - еврейская община]] | ||
+ | * [[Овадья, Эстрея]] | ||
+ | |||
+ | <gallery widths="250px" heights="250px"> | ||
+ | File:Skopje Holocaust 1.jpg|Перенос урны с прахом евреев Македонии, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]] | ||
+ | File:Skopje Holocaust 2.jpg|Межрелигиозная церемония переноса урн с прахом евреев Македонии, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]] в рамках открытия нового музея [[Холокост|Холокоста]] в Скопье, Македония. | ||
+ | File:Skopje Holocaust 3.jpg|Таблица на входе в Музей [[Холокост|Холокоста]] в Скопье, Македония. Надписи выполнены на македонском, ладино. иврите и английском языках. | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
+ | * {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }} | ||
== Сноски == | == Сноски == | ||
<references/> | <references/> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Еврейские общины]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Югославии]] |
Текущая версия на 09:40, 21 апреля 2013
Регулярная статья | |
31 августа 2011 | |
Македония - государство на юге Европы.
Содержание |
История еврейской общины
История евреев в современной Республике Македония насчитывает две тысячи лет и начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. [1]
Период Римской империи
Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.[2] Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби, на юго-востоке Республики Македония. [3]
Миграция сефардов при османском владычестве
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и Салониках.
Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [4] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [5] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Ицхака Царфати из Эдирне общинам немецких и венгерских евреев, в котором он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.[6] Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на языке ладино.
Расселение и численность евреев
До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)[5] и Штипе (примерно 500 евреев).[7] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битолы состояла из ладиноговорящих сефардов.
Во время Второй Мировой войны
В марте 1941 года Болгария стала союзником "держав Оси" и[8] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[9]
В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании.[9] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.[10] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[7]
Болгарские власти, еще в январе 1941 года, приняли антисемитский "Закон о защите нации".[8] В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в оккупированной Польше. [8][11][12] В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [5][13] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [7] [13] Среди 7215 задержанх на складе были:
- 539 детей моложе 3-х лет,
- 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
- 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
- 865 человек старше 60 лет,
- 250 тяжело больных ( лиц, прикованных к постели),
- 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,
4 человека погибли при прибытии в лагерь.
Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии, Югославии и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку [14]. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в Треблинку не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью уничтожена.
После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419.[15] [16] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде,[17] но только около 140 выжили. [18] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.[5] Из депортированных в лагеря смерти, не выжил никто. Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.[15]
В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.[19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:[19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись.[19] [19]
В наши дни
В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.[1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле.[18]
Община в последние годы (2003[18]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье.[20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиль. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля.[21]
Религиозное возрождение
В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины: так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины Сербии Ицхакк Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии.
Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в Иерусалиме, Израиль, во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Раввин Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года.
Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством Всемирной сионистской организации - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).
В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Парижа, ешивы "Бейт Мидраш Сфаради" - Эзра Кассин и другие раввины из ешив со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония.
Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед.: Еврејско маало). Еврейская община Македонии добилась проведения в парламенте республики в 2002 году закона, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в Треблинке из Музея города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея.
Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии со времён Римской империи.
См. также
Skopje Holocaust 1.jpg
Перенос урны с прахом евреев Македонии, уничтоженных в Треблинке |
Skopje Holocaust 3.jpg
Таблица на входе в Музей Холокоста в Скопье, Македония. Надписи выполнены на македонском, ладино. иврите и английском языках. |
Литература
- A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.
Сноски
- ↑ 1,0 1,1 Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [1]
- ↑ Jewish Virtual Library - Macedonia
- ↑ Kraabel, p. 112-115
- ↑ A. Assa, p.36.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
- ↑ Assa, p.40.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
- ↑ 9,0 9,1 Chary, p. 45
- ↑ Chary, p. 46
- ↑ Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [2]
- ↑ Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
- ↑ 13,0 13,1 Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [3]
- ↑ The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
- ↑ 15,0 15,1 David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.
- ↑ "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
- ↑ "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
- ↑ 18,0 18,1 18,2 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708
- ↑ "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review
- ↑ http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html Ha'aretz