Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Евреи Биляд-эль-Судан)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Евреи Биляд-эль-Судан]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 20.08.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
[[Image:SONGHAI empire map.PNG|thumb|right|300px|Сонгайская империя в 1500 году]]
+
-
'''Евреи Билад аль-Судан''' (иврит '''אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן''' название на [[Еврейско-арабские диалекты|иудейско-арабском языке]]) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].
+
-
 
+
-
Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась ''Биляд ас-Судан'' (по-арабски ''Земля чёрных''. Евреев из [[Испания|Испании]], [[Португалия|Португалии]] и [[Марокко]] и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах [[Кабо-Верде]]. После подъёма [[ислам]]а в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за эмиграции и ассимиляции.
+
-
 
+
-
== Древняя история ==
+
-
{{main|История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)|История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма|История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.}}
+
-
 
+
-
По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в Африке были в таких местах, как [[Египет]], [[Тунис]] и [[Марокко]]. Евреи поселились около Верхнего Нила в [[Элефантина|Элефантине]] в [[Египет|Египте]]. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения [[Второй храм|Второго Храма]] в [[Иерусалим]]е в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг [[Карфаген]]а римским императором [[Тит]]ом.
+
-
 
+
-
Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с [[Тарсис]]ом и [[Офир]]ом.<ref>Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.</ref> [[Септуагинта]] <ref>[[Исаия]] 23:01</ref> и [[Иероним]]<ref>на [[Иехезкиэль]] 25:7</ref>, который учился у евреев, и очень часто арамейский [[Таргум]] в [[Невиим]] отождествляет библейский Фарсис с [[Карфаген]]ом, который был родиной ряда [[раввин]]ов, упомянутых в [[Талмуд]]е. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились [[Десять потерянных колен]], будучи изгнаны ассирийцами.<ref>Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a</ref> С этим связана идея, что река [[Самбатион]] находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.
+
-
 
+
-
Еще в римские времена [[марокканские евреи]] начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать [[иудаизм]]. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.
+
-
 
+
-
== Раннее средневековье ==
+
-
{{main|История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.}}
+
-
Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева [[Kahina]] главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.
+
-
 
+
-
В X-м веке, когда социальные и политические условия в [[Багдад]]е становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в [[Тунис]]. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью  как ''Магреби'', передавая это название от отца к сыну.
+
-
 
+
-
Согласно записям, например ''Тарик аль-Судан'', первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из [[Йемен]]а"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из [[Йемен]]а  [[Эфиопия|эфиопами]] или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения [[Зу Нувас]]а. В ''Тарик аль-Судан'', говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.<ref>''Tarikh es-Soudan'', Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10</ref>
+
-
 
+
-
=== Торговля и создание общин ===
+
-
В VIII-ом веке [[раданиты]], группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение [[Сахара|Сахары]].
+
-
В IX еврейские купцы поселились в [[Тимбукту]] и его окрестностях (современная республика Мали).<ref>[http://www.mindspring.com/~jaypsand/timbuktu2.htm Jews of Africa]</ref>
+
-
 
+
-
Кроме того, рукопись ''Тарик аль-фаттах'' описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:
+
-
 
+
-
* Джабрут бин-Хашима
+
-
* Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
+
-
* Зеор бин-Салам
+
-
* Абдель-Латиф бин-Солайман
+
-
* Малик бин-Айюб
+
-
* Фадиль бин-Мзар
+
-
* Шалеб бин-Юсеф
+
-
 
+
-
Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.<ref>''Tarikh al-fattash'', by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63</ref>
+
-
 
+
-
Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из [[Марокко]], [[Египет|Египта]] и [[Португалия|Португалии]]. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.<ref>''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'' (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67</ref>
+
-
 
+
-
Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек,  известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.<ref>{{книга|заглавие=Евреи в местах, о которых вы никогда не думали|оригинал=Jews in Places You Never Thought of|publisher=Ktav Publishing|автор= Primak, Karen|isbn=0881256080}}</ref>
+
-
 
+
-
== Тимбукту ==
+
-
В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район [[Тимбукту]] - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, [[Марокко]]. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.
+
-
 
+
-
=== Изгнание в 1492 году и его последствия ===
+
-
В 1492 году ''Аския Мохаммад I'' пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять [[ислам]] или уйти. [[Иудаизм]] стал незаконным в Мали, как это было в католической [[Испания|Испании]] в том же году. Это было сделано по совету [[Мухаммад аль-Магили|Мухаммада аль-Магили]].
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
=== Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту ===
+
-
[[Файл:House Synagogue Rabbi Serour.jpg|thumb|left|250px|Бывший дом в Тимбукту и синагога раввина Мордехая Аби Серура, фото примерно 1870-х - 1880-х годов.]]
+
-
Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в [[Тимбукту]]. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.<ref>''God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour'', by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)</ref> 
+
-
 
+
-
Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.<ref>Там же, стр. 7</ref> На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на ''беджауи''.  Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.<ref> Там же, стр. 10</ref>
+
-
[[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из ''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке'' профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)]]
+
-
Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе [[зимми]] для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.<ref>Там же, стр. 14</ref> Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать [[миньян]] и создать [[синагога|синагогу]]. Это были:<ref>Там же, стр. 15</ref><ref>''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту)'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31</ref>
+
-
* Раввин Мордехай Аби Серур
+
-
* братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
+
-
* сыновья Эсава Аhарон и Давид
+
-
* сын Аhарона Ицхак
+
-
* Муса (сводный брат Мордехая)
+
-
* сын Мусы Давид
+
-
* Раввин Рафаэль
+
-
* Шимон Бен-Яаков
+
-
 
+
-
=== Появление записей на арабском языке из Тимбукту ===
+
-
Записи о еврейской истории Мали всё еще можно найти в библиотеке "''Kaти Андалуси''" (Kati Andalusi). Исмаэль Диадие Хайдара, историк из Тимбукту, владеет старыми текстами на арабском и [[иврит]]е из исторических записей города.<ref>[http://www.kulanu.org/timbuktu/timbuktu.html ''The Renewal of Jewish Identity in Timbuktu'', by Karen Primack]</ref> Кроме того, он исследовал своё собственное прошлое и обнаружил, что он произошел от семьи марокканских еврейских торговцев Абана. Когда он расспросил старейшин в деревнях из его родственников, он обнаружил, что знания о еврейской идентичности семьи были сохранены в тайне, опасаясь преследований.
+
-
 
+
-
В последнее время вышла на свет личная библиотека первого ''Махмуда Кати'', которая была сохранена его потомками и пополнялась по крайней мере с середины XVII века. Это удивительнjt "открытие" было сделано молодым малийским историком Исмаэлем Диадие Хайдара, членом клана Кати и автором нескольких книг, в том числе "L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne (Испанские мусульмане в Африке к югу от Сахары)" (1997), и "Les Juifs de Tombouctou (Евреи Тибукту)" (1999). Библиотека в настоящее время находится во владении двух ветвей клана Кати в селе Киршамба примерно в 160 километрахх к западу от Тимбукту. Более 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке были рассмотрены и оценены Абдул Кадером Хайдара, живущим в Тимбукту экспертом по арабским рукописям и хранителем Мемориальной библиотеки "Мамма Хайдара", в настоящее время восстановленной за счет гранта Фонда Меллона.<ref>[http://www.sum.uio.no/research/mali/timbuktu/privates/kati/index.html ''The Kati Library'', Saharan Studies Association]</ref>
+
-
 
+
-
Торговые документы упоминают три семьи, в частности: семья Кехат (Ka'ти), которая пришла с юга Марокко и обратилась в ислам вмесе с остальной частью населения в 1492 году, семья Коэн происходит от марокканского еврейского купца аль-Хаджа Абд аль-Салама аль Kухина, который прибыл в район Тимбукту в XVIII веке; и семья Абана, которая прибыла в первой половине XIX века.<ref>''The Jews of Timbuktu'', by Rick Gold, Washington Jewish Week, December 30, 1999, [http://www.kulanu.org/timbuktu/JewsOfTimbuktu.html]</ref>
+
-
 
+
-
Исмаэль Диадие Хайдара в 1993 году Хайдара создал "Захор" (Ассоциация дружбы с еврейским миром Тимбукту) как неформальное объединение ''малийских потомков евреев''. Члены "Захор" надеються научить своих детей знаниям о своем еврейском наследии, изучать и использовать иврит как второй язык и опубликовать историю их происхождения. Только в Тимбукту есть почти тысяча тех потомков евреев, которые заинтересовались изучением их принадлежности.<ref>http://www.mindspring.com/~jaypsand/timbuktu2.htm The Jews of Africa, раздел "Timbuktu, Mali"</ref>
+
-
 
+
-
== Евреи Сахары ==
+
-
{{main|Даггатуны|Марокко}}
+
-
В [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов], отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.
+
-
 
+
-
Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;<ref>"Jewish Quarterly Review" iv. 375</ref> по другой традиции, они являются потомками [[Филистимляне|филистимлян]], изгнанных из [[Ханаан]]а.<ref>Basset, "Nedromah", p. 13</ref>
+
-
 
+
-
Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:<ref>L. Ruin "Origines Berbers," p. 406</ref> "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ''ханенша'' из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".<ref>см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102</ref>
+
-
 
+
-
Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;<ref>Horowitz, l.c. p. 202</ref> и в Фигуиге род из 100 евреев.<ref>там же, стр. 204</ref>. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших [[ислам]].<ref>там же, стр. 205</ref> Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
[[Файл:Rabbi Mordechai 1870s.jpg|thumb|right|200px|Рабби Мордехай Аби Сарур (фото примерно 1870-х - 1880-х гг). Последний раввин Тимбукту.]]
+
-
Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".<ref>"Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).</ref><ref>Rabbi Mardochee Aby Serour, ''Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara'', "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.</ref>
+
-
 
+
-
По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них  более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.
+
-
 
+
-
Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.
+
-
 
+
-
Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с ''мехагра'', упомянутыми Эрвином де Бари<ref>"Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)</ref> ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.
+
-
 
+
-
В.Дж. Горовиц<ref>V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")</ref> также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли [[ислам]]. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен.
+
-
Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.
+
-
 
+
-
== Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса), Сан-Томе и Принсипи ==
+
-
В 1496 году тысячи евреев из Португалии бежали или были сосланы на острова Зелёного мыса, Сан-Томе и Принсипи. Число изгнанных в это время были настолько велико, что термин "португалец" почти всегда обозначал тех, кто еврейского происхождения. Оставшиеся в Португалии были [[Насильственное крещение|насильственно крещены]] или даже казнены.
+
-
 
+
-
=== Кабо-Верде ===
+
-
<blockquote>
+
-
"Памятник на могиле чистого и праведного человека, который направил себя идти по пути чистоты, скромности и добродетели. Он, по его пожертвование, существует. Всеми средствами он добивался справедливости. Он оказывал всю поддержку группе Погребального братства. Мудрый и почтенный господин Мордехай Аудаи, который отправился в покой свой во второй день месяца Тевет 5761 года Творения. Пусть душа его будет прикреплена к жизни". - Перевод с иврита надписи на надгробной плите в Кабо-Верде.
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
С 1460-х годов португальцы обнаружили архипелаг из четырнадцати островов в 450 километрах от побережья Западной Африки. Они использовали их как заправочную станцию ​​для исследователей на их пути покорять Новый Свет, и остановочный терминал для работорговцев, где они также могли запастись (едой и водой) и "распорядиться" слабымм или нежелательными рабами, и как форпост для евреев, которых [[инквизиция]] [[Новые христиане|вынудила перейти в католичество под угрозой смерти]].
+
-
 
+
-
Когда евреи прибыли на  архипелаг, португальские жители поселили их в [[гетто]] в столице Кабо-Верде, Рибиера Гранде. [[Новые христиане]] в Кабо-Верде практиковали христианство, как другие португальцы, хотя другие жители Кабо-Верде, завидуя их экономическому статусу, постоянно угрожали разоблачить их как евреев. Эти [[новые христиане]] работали в качестве торговцев, а в некоторых случаях работорговцев, скрывая свой [[иудаизм]] поколениями до конца 1700-х годов. К тому времени, однако, большинство новых христиан прекратили практиковать [[иудаизм]] в любой форме.
+
-
 
+
-
С началом ввоза в Америку африканских рабов еврейские торговцы, поселившиеся после изгнания с Иберийского полуострова в [[Сале]] ([[Марокко]]) и [[Цфат]]е, начали активно торговать на основных африканских невольничьих рынках на Гвинейском побережье, на островах Зеленого Мыса, Сент-Томе и в Анголе, поскольку эти районы находились под португальской властью. Среди первых [[Марраны|марранских]] семейств, участвовавших в работорговле с 1540 г., были Хорхе. После банкротства семьи в 1567 г. их место заняли севильские [[марраны]] Франсиско Нуньес де Бехар и его сын Антонио Нуньес Кальдейра.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14134 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Торговля" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1006–1012]</ref>
+
-
 
+
-
В начале XIX века евреи поселились в Санту Антау, где есть еще следы их прихода в названии деревни Синагога, расположенной на северном побережье между Рибериа Гранде и Жанела, и в еврейском кладбище в городе Понта да Соль. Фамилии [[Кон]] (священник) и Ванон занимают видное место в Санто-Антау. Другие еврейские поселенцы, таких как семья Бен Олиэль поселились в Боа Виста, торговали солью, шкурами и рабами. Фамилии еврейского происхождения  можно найти среди жителей острова. Такие имена могут включать в себя Аудай, Бенрос, Бен Давид, Кон, ДаГама и Серуйа.
+
-
 
+
-
Когда работорговля стала незаконной в начале 1800-х, острова Кабо-Верде стали местом для пароходов, идущих в Америку и из неё для погрузки и разгрузки угля.
+
-
 
+
-
Заключительная глава еврейской истории на островах Зелёного Мыса состоялась в 1850-х годах, когда прибыли марокканские евреи, особенно в Боа Виста и Майо.<ref>Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи, доклад, представленный в университете Массачусетс-Дартмут 11 февраля  1996 г. Ричардом Лоббаном.  (''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban). Автор утверждает, что евреи из Марокко прибыли  для нелегальной торговли.</ref> Евреи пришли в Кабо-Верде из Марокко как в поисках заработка в угольном деле, так и уходя от статуса граждан второго сорта в исламской Северной Африке. Небольшие марокканские еврейские общины были созданы на Кабо-Верде, в первую очередь на островах Сантьяго, Сан-Винсенте и Санто Антау, и процветали там в течение почти столетия, пока многие из них не уехали в государство Израиль во второй половине 20-го века.<ref>http://www.mindspring.com/~jaypsand/cape.htm The jews of Africa, раздел "Cape Verde"</ref>
+
-
 
+
-
=== Сан-Томе и Принсипи ===
+
-
Король Мануэль депортировал почти 2000 детей в возрасте от двух до десяти лет на острова Сан-Томе и Принсипи. Только 600 были живы через год.
+
-
 
+
-
Некоторые из оставшихся в живых еврейских детей сохранили некое подобие религии своих родителей. В начале 1600-х годов местный епископ отметил с отвращением, что на острове всё еще соблюдаются еврейские традиции, и вернулся в Португалию из-за потрясения и обиды этим фактом.
+
-
 
+
-
Соблюдающие еврейскую традицию убавились в XVIII веке, но в XIX и XX веках некоторые еврейские торговцы прибыли на острова и создали новую маленькую общину.
+
-
 
+
-
Сегодня нет никаких известных практикующих евреев на островах. Но есть  потомки тех детей, чья кожа немного светлее, чем у их соседей, которые выразили заинтересованность в получении дополнительной информации об обычаях своих предков.<ref>[http://www.mindspring.com/~jaypsand/mozambique.htm The jews of Africa, раздел "Sao Tome and Principe"]</ref>
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Сефарды]]
+
-
* [[Восточные евреи]]
+
-
* [[Алжир]]
+
-
* [[Тунис]]
+
-
* [[Марокко]]
+
-
* [[Ливия]]
+
-
* [[Сиджильмаса]]
+
-
* [[Евреи и иудаизм в Африке]]
+
-
* [[Колена Израиля]]
+
-
* [[Лемба]]
+
-
* [[Колено Иуды]]
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Jews_of_Bilad_el-Sudan Статья "Jews of Bilad el-Sudan" в английской части Википедии]
+
-
* [http://www.dinur.org/resources/resourceCategoryDisplay.aspx?categoryid=806&rsid=478 Resources>Jewish communities>Magreb The Jewish History Resource Center, Project of the Dinur Center for Research in Jewish History, The Hebrew University of Jerusalem]
+
-
* [http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/africa/1911321.stm ''Timbuktu: City of Legends'', Joan Baxtor]
+
-
* [http://www.monde-diplomatique.fr/2004/08/DJIAN/11470 ''Les manuscrits trouvés à Tombouctou'', by Jean-Michel Djian]
+
-
* [http://www.dayan.org/articles/JewsandBerbers.pdf ''Jews and Berbers'', by Dr. Bruce Maddy-Weitzman]
+
-
* [http://www.umassd.edu/SpecialPrograms/caboverde/jewslobban.html ''Jews in Cape Verde and the Guinna Coast'', by Dr. Richard Lobban]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The jews of Africa]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
+
-
* ''Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times'', Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
+
-
* ''Jewish Communities in Exotic Places'', Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
+
-
* ''Jews In Africa: Ancient Black African Relations'', Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
+
-
* ''Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews'', [[The Dial Press]], NY, 1931, by Joseph J. Williams
+
-
* ''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'', Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
+
-
* ''Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews'', by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
+
-
* ''The Jews of Timbuktu'', Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
+
-
* ''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
+
-
* ''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в Африке]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:Преследования иудаизма]]
+

Текущая версия на 23:05, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Евреи Биляд-эль-Судан
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация