Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Евреи Биляд-эль-Судан)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Евреи Биляд-эль-Судан]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 20.08.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Начало_работы}}
+
-
 
+
-
[[Image:SONGHAI empire map.PNG|thumb|right|300px|Сонгайская империя в 1500 году]]
+
-
'''Евреи Билад аль-Судан''' (иврит '''אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן''' название на [[Еврейско-арабские диалекты|иудейско-арабском языке]]) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].
+
-
 
+
-
Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась ''Биляд ас-Судан'' (по-арабски ''Земля чёрных''. Евреев из [[Испания|Испании]], [[Португалия|Португалии]] и [[Марокко]] и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах [[Кабо-Верде]]. После подъёма [[ислам]]а в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за эмиграции и ассимиляции.
+
-
 
+
-
== Древняя история ==
+
-
{{main|История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)|История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма|История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.}}
+
-
 
+
-
По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в Африке были в таких местах, как [[Египет]], [[Тунис]] и [[Марокко]]. Евреи поселились около Верхнего Нила в [[Элефантина|Элефантине]] в [[Египет|Египте]]. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения [[Второй храм|Второго Храма]] в [[Иерусалим]]е в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг [[Карфаген]]а римским императором [[Тит]]ом.
+
-
 
+
-
Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с [[Тарсис]]ом и [[Офир]]ом.<ref>Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.</ref> [[Септуагинта]] <ref>[[Исаия]] 23:01</ref> и [[Иероним]]<ref>на [[Иехезкиэль]] 25:7</ref>, который учился у евреев, и очень часто арамейский [[Таргум]] в [[Невиим]] отождествляет библейский Фарсис с [[Карфаген]]ом, который был родиной ряда [[раввин]]ов, упомянутых в [[Талмуд]]е. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились [[Десять потерянных колен]], будучи изгнаны ассирийцами.<ref>Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a</ref> С этим связана идея, что река [[Самбатион]] находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.
+
-
 
+
-
Еще в римские времена [[марокканские евреи]] начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать [[иудаизм]]. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.
+
-
 
+
-
== Раннее средневековье ==
+
-
{{main|История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.}}
+
-
Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева [[Kahina]] главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.
+
-
 
+
-
В X-м веке, когда социальные и политические условия в [[Багдад]]е становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в [[Тунис]]. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью  как ''Магреби'', передавая это название от отца к сыну.
+
-
 
+
-
Согласно записям, например ''Тарик аль-Судан'', первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из [[Йемен]]а"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из [[Йемен]]а  [[Эфиопия|эфиопами]] или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения [[Зу Нувас]]а. В ''Тарик аль-Судан'', говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.<ref>''Tarikh es-Soudan'', Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10</ref>
+
-
 
+
-
=== Торговля и создание общин ===
+
-
В VIII-ом веке [[раданиты]], группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение [[Сахара|Сахары]].
+
-
В IX еврейские купцы поселились в [[Тимбукту]] и его окрестностях (современная республика Мали).<ref>[http://www.mindspring.com/~jaypsand/timbuktu2.htm Jews of Africa]</ref>
+
-
 
+
-
Кроме того, рукопись ''Тарик аль-фаттах'' описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:
+
-
 
+
-
* Джабрут бин-Хашима
+
-
* Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
+
-
* Зеор бин-Салам
+
-
* Абдель-Латиф бин-Солайман
+
-
* Малик бин-Айюб
+
-
* Фадиль бин-Мзар
+
-
* Шалеб бин-Юсеф
+
-
 
+
-
Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.<ref>''Tarikh al-fattash'', by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63</ref>
+
-
 
+
-
Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из [[Марокко]], [[Египет|Египта]] и [[Португалия|Португалии]]. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.<ref>''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'' (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67</ref>
+
-
 
+
-
Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек,  известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.<ref>{{книга|заглавие=Евреи в местах, о которых вы никогда не думали|оригинал=Jews in Places You Never Thought of|publisher=Ktav Publishing|автор= Primak, Karen|isbn=0881256080}}</ref>
+
-
 
+
-
=== Исламская эра ===
+
-
В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район [[Тимбукту]] - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, [[Марокко]]. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.
+
-
 
+
-
В 1492 году ''Аския Мохаммад I'' пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять [[ислам]] или уйти. [[Иудаизм]] стал незаконным в Мали, как это было в католической [[Испания|Испании]] в том же году. Это было сделано по совету [[Мухаммад аль-Магили|Мухаммада аль-Магили]].
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
== Евреи Сахары ==
+
-
{{main|Даггатуны|Марокко}}
+
-
В [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов], отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.
+
-
 
+
-
Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;<ref>"Jewish Quarterly Review" iv. 375</ref> по другой традиции, они являются потомками [[Филистимляне|филистимлян]], изгнанных из [[Ханаан]]а.<ref>Basset, "Nedromah", p. 13</ref>
+
-
 
+
-
Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:<ref>L. Ruin "Origines Berbers," p. 406</ref> "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ''ханенша'' из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".<ref>см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102</ref>
+
-
 
+
-
Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;<ref>Horowitz, l.c. p. 202</ref> и в Фигуиге род из 100 евреев.<ref>там же, стр. 204</ref>. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших [[ислам]].<ref>там же, стр. 205</ref> Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
[[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из ''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке'' профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)]]
+
-
[[Файл:Rabbi Mordechai 1870s.jpg|thumb|right|200px|Рабби Мордехай Аби Сарур (фото примерно 1870-х - 1880-х гг). Последний раввин Тимбукту.]]
+
-
Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".<ref>"Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).</ref><ref>Rabbi Mardochee Aby Serour, ''Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara'', "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.</ref>
+
-
 
+
-
По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них  более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.
+
-
 
+
-
Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.
+
-
 
+
-
Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с ''мехагра'', упомянутыми Эрвином де Бари<ref>"Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)</ref> ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.
+
-
 
+
-
В.Дж. Горовиц<ref>V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")</ref> также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли [[ислам]]. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен.
+
-
Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.
+
-
 
+
-
== Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту ==
+
-
[[Файл:House Synagogue Rabbi Serour.jpg|thumb|left|250px|Бывший дом в Тимбукту и синагога раввина Мордехая Аби Серура, фото примерно 1870-х - 1880-х годов.]]
+
-
Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в [[Тимбукту]]. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.<ref>''God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour'', by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)</ref> 
+
-
 
+
-
Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.<ref>Там же, стр. 7</ref> На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на ''беджауи''.  Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.<ref> Там же, стр. 10</ref>
+
-
 
+
-
Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе [[зимми]] для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.<ref>Там же, стр. 14</ref> Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать [[миньян]] и создать [[синагога|синагогу]]. Это были:<ref>Там же, стр. 15</ref><ref>''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту)'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31</ref>
+
-
* Раввин Мордехай Аби Серур
+
-
* братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
+
-
* сыновья Эсава Аhарон и Давид
+
-
* сын Аhарона Ицхак
+
-
* Муса (сводный брат Мордехая)
+
-
* сын Мусы Давид
+
-
* Раввин Рафаэль
+
-
* Шимон Бен-Яаков
+
-
 
+
-
== Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса), Сан-Томе и Принсипи ==
+
-
В 1496 году тысячи евреев из Португалии бежали или были сосланы на острова Зелёного мыса, Сан-Томе и Принсипи. Число изгнанных в это время были настолько велико, что термин "португалец" почти всегда обозначал тех, кто еврейского происхождения. Оставшиеся в Португалии были [[Насильственное крещение|насильственно крещены]] или даже казнены.
+
-
 
+
-
=== Кабо-Верде ===
+
-
<blockquote>
+
-
"Памятник на могиле чистого и праведного человека, который направил себя идти по пути чистоты, скромности и добродетели. Он, по его пожертвование, существует. Всеми средствами он добивался справедливости. Он оказывал всю поддержку группе Погребального братства. Мудрый и почтенный господин Мордехай Аудаи, который отправился в покой свой во второй день месяца Тевет 5761 года Творения. Пусть душа его будет прикреплена к жизни". - Перевод с иврита надписи на надгробной плите в Кабо-Верде.
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
С 1460-х годов португальцы обнаружили архипелаг из четырнадцати островов в 450 километрах от побережья Западной Африки. Они использовали их как заправочную станцию ​​для исследователей на их пути покорять Новый Свет, и остановочный терминал для работорговцев, где они также могли запастись (едой и водой) и "распорядиться" слабымм или нежелательными рабами, и как форпост для евреев, которых [[инквизиция]] [[Новые христиане|вынудила перейти в католичество под угрозой смерти]].
+
-
 
+
-
Когда евреи прибыли на  архипелаг, португальские жители поселили их в [[гетто]] в столице Кабо-Верде, Рибиера Гранде. [[Новые христиане]] в Кабо-Верде практиковали христианство, как другие португальцы, хотя другие жители Кабо-Верде, завидуя их экономическому статусу, постоянно угрожали разоблачить их как евреев. Эти [[новые христиане]] работали в качестве торговцев, а в некоторых случаях работорговцев, скрывая свой [[иудаизм]] поколениями до конца 1700-х годов. К тому времени, однако, большинство новых христиан прекратили практиковать [[иудаизм]] в любой форме.
+
-
 
+
-
С началом ввоза в Америку африканских рабов еврейские торговцы, поселившиеся после изгнания с Иберийского полуострова в [[Сале]] ([[Марокко]]) и [[Цфат]]е, начали активно торговать на основных африканских невольничьих рынках на Гвинейском побережье, на островах Зеленого Мыса, Сент-Томе и в Анголе, поскольку эти районы находились под португальской властью. Среди первых [[Марраны|марранских]] семейств, участвовавших в работорговле с 1540 г., были Хорхе. После банкротства семьи в 1567 г. их место заняли севильские [[марраны]] Франсиско Нуньес де Бехар и его сын Антонио Нуньес Кальдейра.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14134 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Торговля" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1006–1012]</ref>
+
-
 
+
-
В начале XIX века евреи поселились в Санту Антау, где есть еще следы их прихода в названии деревни Синагога, расположенной на северном побережье между Рибериа Гранде и Жанела, и в еврейском кладбище в городе Понта да Соль. Фамилии [[Кон]] (священник) и Ванон занимают видное место в Санто-Антау. Другие еврейские поселенцы, таких как семья Бен Олиэль поселились в Боа Виста, торговали солью, шкурами и рабами. Фамилии еврейского происхождения  можно найти среди жителей острова. Такие имена могут включать в себя Аудай, Бенрос, Бен Давид, Кон, ДаГама и Серуйа.
+
-
 
+
-
Когда работорговля стала незаконной в начале 1800-х, острова Кабо-Верде стали местом для пароходов, идущих в Америку и из неё для погрузки и разгрузки угля.
+
-
 
+
-
Заключительная глава еврейской истории на островах Зелёного Мыса состоялась в 1850-х годах, когда прибыли марокканские евреи, особенно в Боа Виста и Майо.<ref>Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи, доклад, представленный в университете Массачусетс-Дартмут 11 февраля  1996 г. Ричардом Лоббаном.  (''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban). Автор утверждает, что евреи из Марокко прибыли  для нелегальной торговли.</ref> Евреи пришли в Кабо-Верде из Марокко как в поисках заработка в угольном деле, так и уходя от статуса граждан второго сорта в исламской Северной Африке. Небольшие марокканские еврейские общины были созданы на Кабо-Верде, в первую очередь на островах Сантьяго, Сан-Винсенте и Санто Антау, и процветали там в течение почти столетия, пока многие из них не уехали в государство Израиль во второй половине 20-го века.<ref>http://www.mindspring.com/~jaypsand/cape.htm The jews of Africa, раздел "Cape Verde"</ref>
+
-
 
+
-
=== Сан-Томе и Принсипи ===
+
-
Король Мануэль депортировал почти 2000 детей в возрасте от двух до десяти лет на острова Сан-Томе и Принсипи. Только 600 были живы через год.
+
-
 
+
-
Некоторые из оставшихся в живых еврейских детей сохранили некое подобие религии своих родителей. В начале 1600-х годов местный епископ отметил с отвращением, что на острове всё еще соблюдаются еврейские традиции, и вернулся в Португалию из-за потрясения и обиды этим фактом.
+
-
 
+
-
Соблюдающие еврейскую традицию убавились в XVIII веке, но в XIX и XX веках некоторые еврейские торговцы прибыли на острова и создали новую маленькую общину.
+
-
 
+
-
Сегодня нет никаких известных практикующих евреев на островах. Но есть  потомки тех детей, чья кожа немного светлее, чем у их соседей, которые выразили заинтересованность в получении дополнительной информации об обычаях своих предков.<ref>[http://www.mindspring.com/~jaypsand/mozambique.htm The jews of Africa, раздел "Sao Tome and Principe"]</ref>
+
-
<!--
+
-
 
+
-
== Появление записи арабского языка в Тимбукту ==
+
-
Отчеты еврейской истории Мали все еще можно найти в Kati Андалуси библиотеки. [[Исмаэль Diadie Хайдара]], историк из Тимбукту, обладает старых текстов арабский и иврит среди исторических записей города. <ref> [Http://www.kulanu.org/timbuktu/timbuktu.html''возобновление еврейской Идентичность в Тимбукту'', Карен Примак] </ исх> Кроме того, он исследовал свое собственное прошлое и обнаружил, что он произошел от марокканского еврейских торговцев Авана семьи. Как он взял интервью у старейшин в деревнях из его родственников, он обнаружил, что знания о еврейской идентичности семьи была сохранена в тайне, опасаясь преследований.
+
-
 
+
-
В последнее время вышли на свет личной библиотеки первого [[Махмуд Кати]], который был вынесен через его потомков и добавлены по крайней мере до середины 17 века. Этот удивительный "открытие" было сделано на молодых малийских историк, Исмаэль Diadié Хайдара, член Кати клан, и автор нескольких книг, в том числе L'Espagne musulmane и др. l'Afrique к югу от Сахары (1997), и Les Juifs де Томбукту (1999). Библиотеки в настоящее время во владении двух ветвей клана Кати в селе Kirshamba примерно в 100 милях к западу от Тимбукту. До 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке, были рассмотрены и оценены Абдул Кадер Хайдара, Тимбукту основе эксперт в арабских рукописей и хранитель Мама Хайдара Мемориальной библиотеки в настоящее время реабилитированы за счет гранта Фонда Меллона. < ссылка> [http://www.sum.uio.no/research/mali/timbuktu/privates/kati/index.html''Кати библиотека'', Сахары Исследования Ассоциации] </ ссылка>
+
-
 
+
-
Торговые документы, упомянутые три семьи, в частности: семья Kehath (Ka'ti), который пришел с юга Марокко и преобразуется с остальной частью населения в 1492 году, семья Коэн сошел с трейдером марокканской еврейской [[аль-Хаджа Абд аль -Салам аль Kuhin]], который прибыл в район Тимбукту в 18 веке;. семьи и Авана, который вступил в первой половине 19 века <ref>''Евреи Тимбукту'', Рик Золото, Вашингтон Jewish Week, 30 декабря 1999 г. [http://www.kulanu.org/timbuktu/JewsOfTimbuktu.html] </ ссылка>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
==Emergence of Arabic records in Timbuktu==
+
-
Records of the Jewish history of Mali can still be found in the Kati Andalusi library. [[Ismael Diadie Haidara]], a historian from Timbuktu, possesses old Arabic and Hebrew texts among the city's historical records.<ref>[http://www.kulanu.org/timbuktu/timbuktu.html ''The Renewal of Jewish Identity in Timbuktu'', by Karen Primack]</ref> He has also researched his own past and discovered that he is descended from the Moroccan Jewish traders of the Abana family. As he interviewed elders in the villages of his relatives, he has discovered that knowledge of the family's Jewish identity has been preserved, in secret, out of fear of persecution.
+
-
 
+
-
Recently there has come to light the personal library of the first [[Mahmoud Kati]], which was handed down through his descendants and added to through at least the mid-17th century. This extraordinary "discovery" was made a by a young Malian historian, Ismaël Diadié Haïdara, a member of the Kati clan, and author of several books, including L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne (1997), and Les Juifs de Tombouctou (1999). The library is currently in the possession of two branches of the Kati clan in the village of Kirshamba about 100 miles to the west of Timbuktu. Up to 1,700 out of an estimated 2,000 manuscripts in the library have been examined and evaluated by Abdul Kader Haïdara, the Timbuktu-based expert in Arabic manuscripts and guardian of the Mamma Haidara Memorial Library currently being rehabilitated through a grant from the Mellon Foundation.<ref>[http://www.sum.uio.no/research/mali/timbuktu/privates/kati/index.html ''The Kati Library'', Saharan Studies Association]</ref>
+
-
 
+
-
The trading documents referred to three families in particular: the Kehath family (Ka'ti) that came from southern Morocco and converted with the rest of the population in 1492; the Cohen family descended from the Moroccan Jewish trader [[al-Hajj Abd al-Salam al Kuhin]], who arrived in the Timbuktu area in the 18th century; and the Abana family, which came in the first half of the 19th century.<ref>''The Jews of Timbuktu'', by Rick Gold, Washington Jewish Week, December 30, 1999, [http://www.kulanu.org/timbuktu/JewsOfTimbuktu.html]</ref>
+
-
-->
+
-
 
+
-
<!-- {{Africa in topic|History of the Jews in}}
+
-
{{DEFAULTSORT:Jews Of Bilad El-Sudan}}
+
-
-->
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Сефарды]]
+
-
* [[Восточные евреи]]
+
-
* [[Алжир]]
+
-
* [[Тунис]]
+
-
* [[Марокко]]
+
-
* [[Ливия]]
+
-
* [[Сиджильмаса]]
+
-
* [[Евреи и иудаизм в Африке]]
+
-
* [[Колена Израиля]]
+
-
* [[Лемба]]
+
-
* [[Колено Иуды]]
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Jews_of_Bilad_el-Sudan Статья "Jews of Bilad el-Sudan" в английской части Википедии]
+
-
* [http://www.dinur.org/resources/resourceCategoryDisplay.aspx?categoryid=806&rsid=478 Resources>Jewish communities>Magreb The Jewish History Resource Center, Project of the Dinur Center for Research in Jewish History, The Hebrew University of Jerusalem]
+
-
* [http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/africa/1911321.stm ''Timbuktu: City of Legends'', Joan Baxtor]
+
-
* [http://www.monde-diplomatique.fr/2004/08/DJIAN/11470 ''Les manuscrits trouvés à Tombouctou'', by Jean-Michel Djian]
+
-
* [http://www.dayan.org/articles/JewsandBerbers.pdf ''Jews and Berbers'', by Dr. Bruce Maddy-Weitzman]
+
-
* [http://www.umassd.edu/SpecialPrograms/caboverde/jewslobban.html ''Jews in Cape Verde and the Guinna Coast'', by Dr. Richard Lobban]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The jews of Africa]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
+
-
* ''Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times'', Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
+
-
* ''Jewish Communities in Exotic Places'', Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
+
-
* ''Jews In Africa: Ancient Black African Relations'', Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
+
-
* ''Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews'', [[The Dial Press]], NY, 1931, by Joseph J. Williams
+
-
* ''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'', Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
+
-
* ''Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews'', by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
+
-
* ''The Jews of Timbuktu'', Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
+
-
* ''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
+
-
* ''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в Африке]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Черновые материалы для работы]]
+
-
[[Категория:Черновые материалы для работы]]
+

Текущая версия на 23:05, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Евреи Биляд-эль-Судан
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация