Слиозберг, Генрих Борисович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские общественные деятели» с помощью HotCat)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{О статье\ЭЕЭ
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|УРОВЕНЬ=
|УРОВЕНЬ=
Строка 19: Строка 19:
Генрих Слиозберг родился в [[1863 год]]у в [[Местечко|местечке]] [[Мир (город)|Мир]] [[Минская губерния|Минской губернии]] в [[еврей]]ской семье приверженцев [[хасидизм]]а [[хабад]]ского толка. Его отец — Шая-Борух Слиозберг — происходил из местечка Налибоки Ошмянского уезда [[Виленская губерния|Виленской губернии]], учился в Мирском ешиботе и женился на местной уроженке, Эсфири Нохим-Давидовне Ошмянской. Когда Генриху не было и года его отец получил место [[меламед]]а в [[Полтава|Полтаве]], куда переехала и вся семья. В [[Полтава|Полтаву]] к тому времени уже переселилась семья матери (её отец, Нухим-Дувид Ошмянский, также был меламедом), а вслед переехали и родители отца.
Генрих Слиозберг родился в [[1863 год]]у в [[Местечко|местечке]] [[Мир (город)|Мир]] [[Минская губерния|Минской губернии]] в [[еврей]]ской семье приверженцев [[хасидизм]]а [[хабад]]ского толка. Его отец — Шая-Борух Слиозберг — происходил из местечка Налибоки Ошмянского уезда [[Виленская губерния|Виленской губернии]], учился в Мирском ешиботе и женился на местной уроженке, Эсфири Нохим-Давидовне Ошмянской. Когда Генриху не было и года его отец получил место [[меламед]]а в [[Полтава|Полтаве]], куда переехала и вся семья. В [[Полтава|Полтаву]] к тому времени уже переселилась семья матери (её отец, Нухим-Дувид Ошмянский, также был меламедом), а вслед переехали и родители отца.
-
В детстве Генрих получил традиционное еврейское образование в [[хедер]]е и всю жизнь оставался в [[Иудаизм|иудейской вере]]. В 1875–1882 годах учился в Полтавской гимназии. В [[1886 год]]у окончил [[юридический факультет Санкт-Петербургского университета]]. Продолжил юридическое образование в университетах [[Гейдельберг]]а, [[Лейпциг]]а и [[Лион]]а. По возвращении в Россию в [[1889 год]]у выдержал в [[Санкт-Петербургский государственный университет|Санкт-Петербургском университете]] экзамен на звание [[магистр]]а уголовного права.
+
В детстве Генрих получил традиционное еврейское образование в [[хедер]]е и всю жизнь оставался в [[Иудаизм|иудейской вере]]. В 1875–1882 годах учился в Полтавской гимназии. В [[1886 год]]у окончил [[юридический факультет Санкт-Петербургского университета]](студенческая работа Слиозберга была в 1885 г. отмечена золотой медалью). Продолжил юридическое образование в университетах [[Гейдельберг]]а, [[Лейпциг]]а и [[Лион]]а. По возвращении в Россию в [[1889 год]]у выдержал в [[Санкт-Петербургский государственный университет|Санкт-Петербургском университете]] экзамен на звание [[магистр]]а уголовного права.
 +
 
 +
Несмотря на ходатайства профессоров, Слиозберг не был оставлен при университете для преподавательской работы из-за отказа перейти в христианство. Слиозберг активно сотрудничал в специальных периодических изданиях («Журнал гражданского и уголовного права», «Московский юридический вестник», «Вестник права», публиковался также в общих журналах («Вестник Европы» и др.), участвовал в работе юридических организаций и общественных международных конгрессов, в разные годы был неофициальным юридическим консультантом Министерства внутренних дел.
== Карьера юриста ==
== Карьера юриста ==
Строка 33: Строка 35:
Начиная с [[1889 год]]а, т.е. с момента принятия закона об ограничении прав евреев, Герних Слиозберг стал активным поборником прав евреев в [[Российская империя|Российской империи]]. Изучал правовое и экономическое положение еврейских поселенцев, под псевдонимом «Улейников» подготовил к публикации материалы [[Биншток, Лев Моисеевич|Л. М. Бинштока]], обследовавшего еврейские колонии в [[Херсонская губерния|Херсонской]] и [[Екатеринославская губерния|Екатеринославской]] губерниях. Участвовал в работе комиссии [[Конгресс США|конгресса США]], изучавшей причины эмиграции евреев из России<ref>см. труды Конгресса за 1890 год.</ref>
Начиная с [[1889 год]]а, т.е. с момента принятия закона об ограничении прав евреев, Герних Слиозберг стал активным поборником прав евреев в [[Российская империя|Российской империи]]. Изучал правовое и экономическое положение еврейских поселенцев, под псевдонимом «Улейников» подготовил к публикации материалы [[Биншток, Лев Моисеевич|Л. М. Бинштока]], обследовавшего еврейские колонии в [[Херсонская губерния|Херсонской]] и [[Екатеринославская губерния|Екатеринославской]] губерниях. Участвовал в работе комиссии [[Конгресс США|конгресса США]], изучавшей причины эмиграции евреев из России<ref>см. труды Конгресса за 1890 год.</ref>
-
Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии [[1894 год]]а и в [[Ковно|Ковенском]] съезде [[1909 год]]а.<ref>В июне [[1909 год]]а в [[Ковно]] состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.</ref>
+
В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]]). Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского.
-
После [[Кишинёвский погром 1903 года|кишиневского погрома 1903 года]] Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном [[Гинцбург, Гораций Осипович|Г. О. Гинцбургом]] Комитете помощи жертвам погромов.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15442 Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)]</ref>
+
Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии [[1894 год]]а и в [[Ковно|Ковенском]] съезде [[1909 год]]а.<ref>В июне [[1909 год]]а в [[Ковно]] состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.</ref> После [[Кишинёвский погром 1903 года|кишиневского погрома 1903 года]] Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном [[Гинцбург, Гораций Осипович|Г. О. Гинцбургом]] Комитете помощи жертвам погромов.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15442 Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)]</ref>
 +
 
 +
Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций ([[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общество для распространения просвещения между евреями в России]], [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейское колонизационное общество]], Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союза для достижения полноправия еврейского народа]] в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты).
Вместе с [[Винавер, Максим Моисеевич|М. М. Винавером]] и [[Грузенберг, Оскар Осипович|О. О. Грузенбергом]] был среди учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) (известным также как ''достиженцы'' — [[идиш]]: ''ди дергрейхер''<ref>[[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|З. Жаботинский]] Повесть моих дней [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/pov10.html В грозах российской "весны"]</ref>) и Еврейской народной группы (1907).<ref name="about"/>
Вместе с [[Винавер, Максим Моисеевич|М. М. Винавером]] и [[Грузенберг, Оскар Осипович|О. О. Грузенбергом]] был среди учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) (известным также как ''достиженцы'' — [[идиш]]: ''ди дергрейхер''<ref>[[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|З. Жаботинский]] Повесть моих дней [http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/pov10.html В грозах российской "весны"]</ref>) и Еврейской народной группы (1907).<ref name="about"/>
 +
 +
В 1909 г. Слиозберг принимал участие в Съезде представителей еврейских организаций и партий (Ковно), а в 1910 г. — в Раввинском съезде (Петербург). В 1912–17 гг. он входил (от Еврейской народной группы) в Политическое бюро при еврейских депутатах, которое оказывало содействие и руководило деятельностью евреев — членов 4-й [[Дума Государственная|Государственной думы]]. Слиозберг также участвовал в работе по организации защиты в деле [[Бейлис, Менахем Мендель|М. Бейлиса]].
Слиозберг читал лекции по история законодательства о евреях в России на курсах востоковедения барона [[Гинцбурги (баронский род)|Д. Г. Гинцбурга]]<ref>М. Носоновский [http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer1/MN83.htm Из истории высшего еврейского образования в России. К 100-летию открытия Курсов востоковедения им. Барона Гинцбурга] Альманах "Еврейская Старина"
Слиозберг читал лекции по история законодательства о евреях в России на курсах востоковедения барона [[Гинцбурги (баронский род)|Д. Г. Гинцбурга]]<ref>М. Носоновский [http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer1/MN83.htm Из истории высшего еврейского образования в России. К 100-летию открытия Курсов востоковедения им. Барона Гинцбурга] Альманах "Еврейская Старина"
-
№1(54) Январь-февраль 2008 года</ref>, печатал статьи по еврейскому вопросу в газетах и журналах — «Восход», «Свобода и равенство», «Новый Восход».
+
№1(54) Январь-февраль 2008 года</ref>, печатал статьи по еврейскому вопросу в газетах и журналах — «Восход», «Свобода и равенство», «Новый Восход», «Пережитое», также публиковал труды («Политический характер еврейского вопроса», СПб., 1907; «Правовое и экономическое положение евреев в России», СПб., 1907; «Сборник действующих законов о евреях», СПб., 1909, и др.) и статьи по различным правовым аспектам еврейского вопроса.
 +
 
 +
В период Первой мировой войны он был одним из руководителей [[Еврейский Комитет Помощи Жертвам Войны|Еврейского комитета помощи жертвам войны]] (ЕКОПО) и фактически руководил работой по организации помощи выселенным и беженцам: вместе с [[Шефтель, Михаил Исаакович|М. Шефтелем]] Слиозберг представлял ЕКОПО в Особом совещании о беженцах, где добился для комитета правительственных ассигнований. Ему принадлежала также инициатива ходатайства, приведшего к практической отмене [[Черта Оседлости|черты оседлости]] (ноябрь 1915 г.). В 1918 г. Слиозберг стал председателем ЕКОПО после эмиграции его предшественника, барона А. Г. Гинцбурга. 
== Период после революции 1917 года ==
== Период после революции 1917 года ==
-
Генрих Слиозберг придерживался правых взглядов, идейно тяготел к [[Конституционно-демократическая партия|конституционно-демократической партии]] и вскоре после [[Октябрьская революция|Октябрьской революции 1917 года]] был арестован. После краткосрочного заключения в тюрьме в [[1920 год]]у Слиозберг эмигрировал в [[Финляндия|Финляндию]] и затем во [[Франция|Францию]].  
+
Генрих Слиозберг придерживался правых взглядов, идейно тяготел к [[Конституционно-демократическая партия|конституционно-демократической партии]] и вскоре после [[Октябрьская революция|Октябрьской революции 1917 года]] был арестован. После краткосрочного заключения в тюрьме в [[1920 год]]у Слиозберг эмигрировал в [[Финляндия|Финляндию]] и затем во [[Франция|Францию]]. Слиозберг, который всю жизнь был идейным противником эмиграции и до самой смерти оставался русским патриотом, вынужден был покинуть Россию и обосноваться во Франции.  
В [[Париж]]е стоял во главе общины российских евреев, в апреле [[1933 год]]а он был одним из инициаторов создания Общества друзей «Рассвета» — еженедельного органа Федерации русско-украинских [[сионизм|сионистов]] в эмиграции. Генрих Слиозберг был также активным членом зарубежной [[Масонство#Масонство в России|русской массонской ложи]].<ref>А. Серков. История русского масонства (1845—1945) [http://samisdat.com/5/55/5553-05g.htm Глава 5: Первые шаги русского масонства в изгнании (1917—1924)]</ref>
В [[Париж]]е стоял во главе общины российских евреев, в апреле [[1933 год]]а он был одним из инициаторов создания Общества друзей «Рассвета» — еженедельного органа Федерации русско-украинских [[сионизм|сионистов]] в эмиграции. Генрих Слиозберг был также активным членом зарубежной [[Масонство#Масонство в России|русской массонской ложи]].<ref>А. Серков. История русского масонства (1845—1945) [http://samisdat.com/5/55/5553-05g.htm Глава 5: Первые шаги русского масонства в изгнании (1917—1924)]</ref>
Строка 57: Строка 65:
* [http://rbr.lib.unc.edu/cm/card.html?source_id=00405 Барон Г. О. Гинцбург: его жизнь и деятельность: к столетию со дня его рождения]. Париж, 1933
* [http://rbr.lib.unc.edu/cm/card.html?source_id=00405 Барон Г. О. Гинцбург: его жизнь и деятельность: к столетию со дня его рождения]. Париж, 1933
* Месть [[Спиноза|Спинозы]] за [[херем]]. Париж, 1933
* Месть [[Спиноза|Спинозы]] за [[херем]]. Париж, 1933
-
* [http://rbr.lib.unc.edu/cm/card.html?source_id=06090 Дела минувших дней: записки русского еврея: в 2-х томах]. Париж, 1933; I том переиздан в «Евреи в России. XIX век» (серия «Россия в мемуарах»). Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
+
* [http://rbr.lib.unc.edu/cm/card.html?source_id=06090 Дела минувших дней: записки русского еврея: в 3-х томах]. Париж, 1933; I том переиздан в «Евреи в России. XIX век» (серия «Россия в мемуарах»). Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 66: Строка 74:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[Категория:требует категоризации]]
+
[[Категория:История евреев России/Украины]]  
 +
 
 +
 
[[Категория:Еврейские общественные деятели]]{{checked_final}}
[[Категория:Еврейские общественные деятели]]{{checked_final}}

Текущая версия на 06:16, 5 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Генрих Борисович Слиозберг (1863, Мир Минской губернии — 1937, Париж; литературный псевдоним «Улейников») — русский юрист и общественный деятель, один из учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907).[1]

Содержание

Биография

Генрих Слиозберг родился в 1863 году в местечке Мир Минской губернии в еврейской семье приверженцев хасидизма хабадского толка. Его отец — Шая-Борух Слиозберг — происходил из местечка Налибоки Ошмянского уезда Виленской губернии, учился в Мирском ешиботе и женился на местной уроженке, Эсфири Нохим-Давидовне Ошмянской. Когда Генриху не было и года его отец получил место меламеда в Полтаве, куда переехала и вся семья. В Полтаву к тому времени уже переселилась семья матери (её отец, Нухим-Дувид Ошмянский, также был меламедом), а вслед переехали и родители отца.

В детстве Генрих получил традиционное еврейское образование в хедере и всю жизнь оставался в иудейской вере. В 1875–1882 годах учился в Полтавской гимназии. В 1886 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета(студенческая работа Слиозберга была в 1885 г. отмечена золотой медалью). Продолжил юридическое образование в университетах Гейдельберга, Лейпцига и Лиона. По возвращении в Россию в 1889 году выдержал в Санкт-Петербургском университете экзамен на звание магистра уголовного права.

Несмотря на ходатайства профессоров, Слиозберг не был оставлен при университете для преподавательской работы из-за отказа перейти в христианство. Слиозберг активно сотрудничал в специальных периодических изданиях («Журнал гражданского и уголовного права», «Московский юридический вестник», «Вестник права», публиковался также в общих журналах («Вестник Европы» и др.), участвовал в работе юридических организаций и общественных международных конгрессов, в разные годы был неофициальным юридическим консультантом Министерства внутренних дел.

Карьера юриста

В 1893 году Слиозберг был принят в сословие присяжных поверенных, однако не был утвержден в этом звании в сооствествии с законом 1889 года об ограничении прав евреев. В течение 18 лет Слиозберг оставался помощником присяжного поверенного и только в 1904 году стал присяжным поверенным. В 1906 году был приглашён П. А. Столыпиным на должность юрисконсульта хозяйственного департамента Министерства внутренних дел.[2] В качестве помощника обер-прокурора и обер-секретаря кассационного департамента Сената Г. И. Трахтенберга Генрих Слиозберг также способствовал разрешению жалоб поданных в Правительствующий сенат[3].

Работы по уголовному праву

Генрих Слиозберг участвовал в работе уголовного отделения Санкт-Петербургского юридического общества. В своих работах Слиозберг критиковал труды Ч. Ломброзо, Э. Ферри и других приверженцев итальянского направления в уголовном праве, которые с его точки зрения, придавали слишком большое значение социологии. Сам Слиозберг придерживался классического направления в уголовном праве, хотя и не отрицал полностью значение социологического элемента.

В период с 1899 и по 1903 год Слиозберг был редактором журнала Санкт-Петербургского юридического общества, который при нём стал называться «Вестник Права».

Общественная деятельность

Начиная с 1889 года, т.е. с момента принятия закона об ограничении прав евреев, Герних Слиозберг стал активным поборником прав евреев в Российской империи. Изучал правовое и экономическое положение еврейских поселенцев, под псевдонимом «Улейников» подготовил к публикации материалы Л. М. Бинштока, обследовавшего еврейские колонии в Херсонской и Екатеринославской губерниях. Участвовал в работе комиссии конгресса США, изучавшей причины эмиграции евреев из России[4]

В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. Кровавый навет). Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского.

Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии 1894 года и в Ковенском съезде 1909 года.[5] После кишиневского погрома 1903 года Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном Г. О. Гинцбургом Комитете помощи жертвам погромов.[6]

Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций (Общество для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество, Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты).

Вместе с М. М. Винавером и О. О. Грузенбергом был среди учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) (известным также как достиженцы — идиш: ди дергрейхер[7]) и Еврейской народной группы (1907).[1]

В 1909 г. Слиозберг принимал участие в Съезде представителей еврейских организаций и партий (Ковно), а в 1910 г. — в Раввинском съезде (Петербург). В 1912–17 гг. он входил (от Еврейской народной группы) в Политическое бюро при еврейских депутатах, которое оказывало содействие и руководило деятельностью евреев — членов 4-й Государственной думы. Слиозберг также участвовал в работе по организации защиты в деле М. Бейлиса.

Слиозберг читал лекции по история законодательства о евреях в России на курсах востоковедения барона Д. Г. Гинцбурга[8], печатал статьи по еврейскому вопросу в газетах и журналах — «Восход», «Свобода и равенство», «Новый Восход», «Пережитое», также публиковал труды («Политический характер еврейского вопроса», СПб., 1907; «Правовое и экономическое положение евреев в России», СПб., 1907; «Сборник действующих законов о евреях», СПб., 1909, и др.) и статьи по различным правовым аспектам еврейского вопроса.

В период Первой мировой войны он был одним из руководителей Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) и фактически руководил работой по организации помощи выселенным и беженцам: вместе с М. Шефтелем Слиозберг представлял ЕКОПО в Особом совещании о беженцах, где добился для комитета правительственных ассигнований. Ему принадлежала также инициатива ходатайства, приведшего к практической отмене черты оседлости (ноябрь 1915 г.). В 1918 г. Слиозберг стал председателем ЕКОПО после эмиграции его предшественника, барона А. Г. Гинцбурга.

Период после революции 1917 года

Генрих Слиозберг придерживался правых взглядов, идейно тяготел к конституционно-демократической партии и вскоре после Октябрьской революции 1917 года был арестован. После краткосрочного заключения в тюрьме в 1920 году Слиозберг эмигрировал в Финляндию и затем во Францию. Слиозберг, который всю жизнь был идейным противником эмиграции и до самой смерти оставался русским патриотом, вынужден был покинуть Россию и обосноваться во Франции.

В Париже стоял во главе общины российских евреев, в апреле 1933 года он был одним из инициаторов создания Общества друзей «Рассвета» — еженедельного органа Федерации русско-украинских сионистов в эмиграции. Генрих Слиозберг был также активным членом зарубежной русской массонской ложи.[9]

Свидетель на процессе в Берне

В Швейцарии еврейские организации выступили против публикации «Протоколов сионских мудрецов» местной организацией нацистов и подали на издателей в суд. На процессе, который проходил в Берне в октябре 1934 года, Слиозберг выступил в качестве свидетеля. Суд признал «Протоколы» подделкой и вынес приговор о том, что это — «непристойное издание». Однако из-за слишком вольной трактовки слова «непристойный» приговор был отменён апелляционной инстанцией в ноябре 1937 года. При этом апелляционный суд отказал ответчикам в возмещении убытков, но в заключительной речи судьи подтвердили сфабрикованный характер «Протоколов» [10].

Труды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Слиозберг Генрих
  2. Cмирнов А. В. Великий учитель русских криминалистов. Послесловие к пятому изданию «Курса уголовного судопроизводства» И. Я. Фойницкого. // Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб., 1996. С. 585-598.
  3. А. И. Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I
  4. см. труды Конгресса за 1890 год.
  5. В июне 1909 года в Ковно состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.
  6. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)
  7. З. Жаботинский Повесть моих дней В грозах российской "весны"
  8. М. Носоновский Из истории высшего еврейского образования в России. К 100-летию открытия Курсов востоковедения им. Барона Гинцбурга Альманах "Еврейская Старина" №1(54) Январь-февраль 2008 года
  9. А. Серков. История русского масонства (1845—1945) Глава 5: Первые шаги русского масонства в изгнании (1917—1924)
  10. (нем.) Norman Cohn. «Die Protokolle der Weisen von Zion» Der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. — Elster Verlag, 1998. ISBN 3-89151-261-9, стр. 236

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация