Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Проблема трактовки археологических находок)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О��татье| ТИП СТ��ТЬИ  = 4
+
{{О_статье
-
| ��ВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
| ��ВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| ��ВТОР3 =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| СУПЕРВ��ЙЗЕР =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|АВТОР1=
-
| ПОДТЕМ�� =  
+
|АВТОР2=
-
| К��ЧЕСТВО  =  
+
|АВТОР3=
-
| УРОВЕ��Ь  =  
+
|ВИКИПЕДИЯ=
-
| Д��Т�� СОЗД����ИЯ  =
+
|ПРОЕКТ=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
| ��ЕОД��ОЗ����Ч��ОСТЬ  =
+
|ПОДТЕМА=
-
}}  
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=27/01/2011
-
'''Ра��про��транение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении и��тории [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]]. Она ��водит���� к пои��ку материальных подтверждений бытовани�� в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой ��тепени им было затронуто хазар��кое обще��тво. Суще��твующие на ��ту тему ��ообщени�� пи��ьменных и��точников трактуют���� по-разному, и в мировой и��ториографии наблюдает���� не��овпадение мнений.
+
}}
-
Ро����ий��кие и украин��кие ��пециали��ты традиционно придерживает���� ��кептиче��кой оценки, ��чита�� что в иудаизм перешли только цар��кий род и некотора�� ча��ть вы��шей знати. ��апротив, западные и, в том чи��ле, [[израиль]]��кие и��торики на��таивают на широком бытовании ��той религии ��реди в��ех хазар, а также на её проникновении в ��реду подчинённых хазарам народов.  
+
'''Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении истории [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]].  
-
В крайнем виде ��ти точки зрени�� превращают���� в провозглашение на��иль��твенного характера иудаизации «��верху», преувеличение еврей��кого фактора в хазар��кой и��тории в ущерб о��тальным, а иногда в полное отожде��твление [[хазары|хазар]] �� [[евреи|евре��ми]].  
+
Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.  
-
��рхеологиче��кие данные должны ��тать решающими в решении ��того ��порного вопро��а, а также р��да других, непо��ред��твенно �� ним ��в��занных:
+
Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в [[иудаизм]] перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, [[израиль]]ские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
-
* ��а��колько [[ортодок��альный иудаизм|канониче��ким]] был хазар��кий иудаизм, как он взаимодей��твовал �� [[��зыче��тво]]м? Отдельный вопро�� был ли он [[Ортодок��альный иудаизм|раввини��тиче��ким]] (как ��читает большин��тво и��ториков) или [[Караимы (религиозна�� группа)|караим��ким]]?
+
-
* Можно ли говорить о «цивилизатор��ком» (культурном) вли��нии хазар��кого иудаизма на контактировавшие �� хазарами ��траны (например [[Киев��ка�� Ру��ь|Древнюю Ру��ь]])?
+
-
* ��а��колько ��ерьёзен вклад [[Гиюр|прозелитов-хазар]] в [[��шкеназы|во��точноевропей��кое еврей��тво]]?
+
-
== Характери��тика хазар��кого иудаизма по пи��ьменным и��точникам ==
+
В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление [[хазары|хазар]] с [[евреи|евреями]]. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:
-
Изве��тно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по ��об��твенной инициативе в нач. IX века. По легенде ��то произошло в ходе ди��пута, у��троенного между пред��тавител��ми трёх вер.
+
* Насколько [[ортодоксальный иудаизм|каноническим]] был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с язычеством? Отдельный вопрос был ли он [[раввин]]истическим (как считает большинство историков) или [[караим]]ским?
 +
* Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например Древнюю Русь)?
 +
* Насколько серьёзен вклад [[Прозелиты|прозелитов-хазар]] в [[Ашкеназы|восточноевропейское еврейство]]?
-
Замена [[��зыче��тво|��зыче��ких]] верований [[монотеизм|монотеи��тиче��кой религией]] закономерный шаг, характерный дл�� в��ех го��удар��тв, до��тигших определённой (более вы��окой) ��тадии развити��. Через него в разное врем�� проходили в��е кочевые каганаты Евразий��ких ��тепей и в��е ��о��еди Хазарии (Дунай��ка�� и Волж��ка�� Болгарии, [[Ру��ь]], [[��лани��]]). Хазар��кий ��лучай уникален тем, что в каче��тве официальной религии был выбран [[иудаизм]], который по ��воей природе ��вл��ет���� национальной религией евреев и не преду��матривает обращение других народов. Кроме того, у евреев �� ��похи Ра����е��ни�� не было го��удар��твенно��ти.
+
== Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам ==
 +
Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.<ref>Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: [[ал-Масуди]] в связи с голодом в Итиле в правление халифа [[Мамун]]а (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно [[Ибн Хордадбех]], в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)</ref> По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, [[Русь]], [[Алания]]). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран [[иудаизм]], который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.
-
Согла�&#65533;но �&#65533;об�&#65533;твенно хазар�&#65533;кой традиции, отражённой в произведени�&#65533;х т. н. [[Еврей�&#65533;ко-хазар�&#65533;ка�&#65533; перепи�&#65533;ка|Еврей�&#65533;ко-хазар�&#65533;кой перепи�&#65533;ки]], причиной предпочтени�&#65533; иудаизма �&#65533;тало то, что его положени�&#65533; �&#65533;вл�&#65533;ют�&#65533;�&#65533; общими дл�&#65533; хри�&#65533;тиан�&#65533;тва и и�&#65533;лама.  
+
Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. [[Еврейско-хазарская переписка|Еврейско-хазарской переписки]], причиной предпочтения [[иудаизм]]а стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных [[Византия|Византии]] и [[Арабский халифат|Арабского халифата]] и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.  
-
Современные и�&#65533;торики �&#65533;реди реальных причин выбора называют �&#65533;тремление хазар �&#65533;охранить незави�&#65533;имо�&#65533;ть от враждебных [[Византи�&#65533;|Византии]] и [[�&#65533;раб�&#65533;кий халифат|�&#65533;раб�&#65533;кого халифата]] и указывают на �&#65533;в�&#65533;зь прав�&#65533;щего хазар�&#65533;кого клана �&#65533; еврей�&#65533;кими общинами, издавна жившими на территории �&#65533;траны.  
+
Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не [[каган]]ы, опорой которых был языческий культ, а представители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.<ref>[http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах]</ref>
-
Е�&#65533;ть о�&#65533;новани�&#65533; полагать, что иудаизаци�&#65533; была �&#65533;в�&#65533;зана �&#65533; борьбой за вла�&#65533;ть. Инициаторами �&#65533;мены веры вы�&#65533;тупали не [[каган]]ы, опорой которых был �&#65533;зыче�&#65533;кий культ, а пред�&#65533;тавители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удало�&#65533;ь лишить каганов реальной вла�&#65533;ти.
+
Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни [[Овадия (хазарский царь)|царя Овадии]] и содержание его реформ.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 43</ref>
-
В�&#65533;е традиционные пред�&#65533;тавлени�&#65533; об �&#65533;тапах иудаизации хазар о�&#65533;нованы на толковании пи�&#65533;ьменных и�&#65533;точников (причём лишь одной вер�&#65533;ии, признанной канониче�&#65533;кой). �&#65533;а �&#65533;амом деле неизве�&#65533;тны даты жизни [[Овади�&#65533; (хазар�&#65533;кий царь)|цар�&#65533; Овадии]] и �&#65533;одержание его реформ.<ref>Голден Питер. До�&#65533;тижени�&#65533; и пер�&#65533;пективы хазар�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований. В �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим – «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005, �&#65533;тр, 43</ref>
+
== Археология ==
 +
Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.
-
== �&#65533;рхеологи�&#65533; ==
+
После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.<ref>Плетнёва С.А. Хазары и Хазарский каганат. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 22.)</ref> И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]] (мнение западных, и в частности [[израиль]]ских археологов, сильно отличается).
-
Пам�&#65533;тники на о�&#65533;новной территории каганата (Равнинный Даге�&#65533;тан, �&#65533;ижнее Поволжье, Подонье, Крым) �&#65533;в�&#65533;зывают�&#65533;�&#65533; �&#65533; [[Салтово-ма�&#65533;цка�&#65533; культура|Салтово-ма�&#65533;цкой археологиче�&#65533;кой культурой]]. Её и�&#65533;�&#65533;ледовани�&#65533; начали�&#65533;ь на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели �&#65533;и�&#65533;тематиче�&#65533;кий характер в �&#65533;овет�&#65533;кое врем�&#65533;.  
+
-
В на�&#65533;то�&#65533;щее врем�&#65533; в научный оборот введено более ты�&#65533;�&#65533;чи пам�&#65533;тников в�&#65533;ех типов: �&#65533;тационарных и временных по�&#65533;елений, крепо�&#65533;тей, могильников. К �&#65533;ожалению, коренна�&#65533; территори�&#65533; Хазарии — �&#65533;ижнее Поволжье об�&#65533;ледовано недо�&#65533;таточно и общеприн�&#65533;тые археологиче�&#65533;кие признаки �&#65533;об�&#65533;твенно хазар�&#65533;кого �&#65533;тно�&#65533;а пока не выработаны.
+
В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.  
-
По�&#65533;ле многочи�&#65533;ленных археологиче�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований археологи кон�&#65533;татируют, что о�&#65533;новна�&#65533; ма�&#65533;�&#65533;а народа о�&#65533;тавала�&#65533;ь �&#65533;зыче�&#65533;кой. Причем �&#65533;зыче�&#65533;тво было зде�&#65533;ь не пережиточным �&#65533;влением, а полноправной религией народных ма�&#65533;�&#65533;.<ref>С.�&#65533; Плетнева. Хазары и Хазар�&#65533;кий каганат в �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим – «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005 С. 22.</ref> И �&#65533;ту точку зрени�&#65533; раздел�&#65533;ют ро�&#65533;�&#65533;ий�&#65533;кие и украин�&#65533;кие археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе ра�&#65533;копок территорий [[Хазар�&#65533;кий каганат|Хазар�&#65533;кого каганата]] (Мнение западных, и в ча�&#65533;тно�&#65533;ти [[израиль]]�&#65533;ких археологов, �&#65533;ильно отличает�&#65533;�&#65533;).
+
Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только [[иудаизм]], но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными.<ref>В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры ([[Иерусалим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>  
-
В �&#65533;в�&#65533;зи �&#65533; по�&#65533;ледними археологиче�&#65533;кими ра�&#65533;копками �&#65533;ерии городищ, �&#65533;та точка зрени�&#65533; �&#65533;тановит�&#65533;�&#65533; в�&#65533;е более обо�&#65533;нованной. Уловимых �&#65533;ледов иудаизма на территори�&#65533;х ра�&#65533;копок не зафик�&#65533;ировано, а наоборот по�&#65533;вл�&#65533;ет�&#65533;�&#65533; в�&#65533;ё больше �&#65533;видетель�&#65533;тв о го�&#65533;под�&#65533;тве �&#65533;зыче�&#65533;тва в Хазар�&#65533;ком каганате VIII—X вв.  
+
Как замечает [[Плетнёва, Светлана Александровна|С. А. Плетнева]], в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления [[иудаизм]]а, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.<ref name="Флёрова">Флёрова В. С., 2000б</ref>
-
Эти научные изы�&#65533;кани�&#65533; делают в�&#65533;е �&#65533;�&#65533;нее религиозную �&#65533;итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�&#65533; не была затронута мировыми религи�&#65533;ми, имеет�&#65533;�&#65533; в виду не только [[иудаизм]] но и [[хри�&#65533;тиан�&#65533;тво]] и [[и�&#65533;лам]]. �&#65533;и одна из вышеуказанных религий не подей�&#65533;твовала на религиозно-мифологиче�&#65533;кую �&#65533;и�&#65533;тему верований в Хазарии, их и�&#65533;токи про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; в общеиндоевропей�&#65533;ких и�&#65533;токах и от них к иран�&#65533;ким. И�&#65533;�&#65533;ледовани�&#65533; в �&#65533;том направлении оказали�&#65533;ь более плодотворными <ref>В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мо�&#65533;ты культуры ([[Иеру�&#65533;алим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>.
+
Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном [[Херсонес]]е, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали ([[Фанагория]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) после V в.  
-
Как замечает [[Плетнева, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|С.�&#65533; Плетнева]], из археологиче�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований можно заметить и�&#65533;чезновени�&#65533; �&#65533;ол�&#65533;рных амулетов, по�&#65533;в�&#65533;щённых ''Тенгри-хану'', и, как она предполагает, �&#65533;то произошло из-за у�&#65533;илени�&#65533; [[иудаизм]]а, который выте�&#65533;нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению �&#65533;то произошло только в IX в., хот�&#65533; другие более архаичные культы и �&#65533;ам шаманизм �&#65533;о�&#65533;уще�&#65533;твовали �&#65533; [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�&#65533; что противопо�&#65533;тавление �&#65533;зыче�&#65533;тва, в ча�&#65533;тно�&#65533;ти культа неба, иудаизму вр�&#65533;д ли имеет под �&#65533;обой о�&#65533;нову.<ref name="">Флёрова В.С. С., 2000б</ref>
+
На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских [[Прозелиты|прозелитов]]. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено.<ref>И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref>  
-
Даже в таких поздних территори�&#65533;х проживани�&#65533; хазар как Крым, в том чи�&#65533;ле хорошо и�&#65533;�&#65533;ледованном [[Хер�&#65533;оне�&#65533;]]е, �&#65533;леды еврей�&#65533;кого при�&#65533;ут�&#65533;тви�&#65533; про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; только в V в. Правда на [[Тамань|Тамани]] были найдены надгробные �&#65533;телы �&#65533; изображением иудей�&#65533;кой �&#65533;имволики, �&#65533;видетель�&#65533;твуют о том, что в �&#65533;том регионе иудеи при�&#65533;ут�&#65533;твовали ([[Фанагори�&#65533;]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) до V в. �&#65533;а обратных �&#65533;торонах �&#65533;тих �&#65533;тел иногда попадали�&#65533;ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали�&#65533;ь они над могилами хазар�&#65533;ких [[прозелит]]ов.<ref>С.�&#65533; Плетнева. Хазары и Хазар�&#65533;кий каганат в �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Мо�&#65533;кович, Вольф �&#65533;брамович|В. Мо�&#65533;ковича]], �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. Сери�&#65533; Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим – «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005 ISBN 5-93273-196-6; �&#65533;тр. 22.</ref>
+
Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.
-
В [[Бо�&#65533;пор]]е найдены некоторые иудей�&#65533;кие надгроби�&#65533;, но �&#65533;амо кладбище ещё не изучено.<ref>И. �&#65533;. Завад�&#65533;ка�&#65533;, Хронологи�&#65533; пам�&#65533;тников ране�&#65533;редневековой хри�&#65533;тиан�&#65533;кой архетиктуры Хер�&#65533;оне�&#65533;а М�&#65533;ИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref> Конечно было бы не�&#65533;праведливо не заметить о пер�&#65533;пективах в будущих ра�&#65533;копках в ба�&#65533;�&#65533;ейне �&#65533;ижнего [[Дон]]а и �&#65533;ижней Волги, и возможно�&#65533;ти обнаружений �&#65533;ледов хазар�&#65533;кого иудаизма.
+
Некоторые результаты исследований нуждаются в аргументированном истолковании. Так, Е.В. Круглов отмечает, что не позднее начала IX в. в Нижнем Подонье курганные памятники военной аристократии хазар исчезают.<ref>Круглов Е.В. Хазары – поиск истины. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 450</ref> Он полагает, что это связано с восстанием и уходом кабаров. ''Но может быть также связано с изменением погребальных обычаев у этой аристократии - с языческих на иудейские''.
-
== Проблема трактовки археологиче�&#65533;ких находок ==
+
== Проблема трактовки археологических находок ==
-
С другой �&#65533;тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные �&#65533;леды ра�&#65533;про�&#65533;транени�&#65533; иудаизма?
+
С другой стороны, возникает проблема: какими должны быть материальные следы распространения иудаизма?
-
При �&#65533;том �&#65533;ледует уче�&#65533;ть, прежде в�&#65533;его, �&#65533;ледующие факты:
+
При этом следует учесть, прежде всего, следующие факты:
-
* В географиче�&#65533;ких у�&#65533;лови�&#65533;х территории Хазар�&#65533;кого каганата не могли �&#65533;охранить�&#65533;�&#65533; предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе�&#65533;кие предметы, как правило, переплавл�&#65533;ли�&#65533;ь или разъедены коррозией. О�&#65533;тала�&#65533;ь только керамика, здани�&#65533; и могилы.
+
* В географических условиях территории Хазарского каганата не могли сохраниться предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металлические предметы, как правило, переплавлялись или разъедены коррозией. Осталась только керамика, здания и могилы.
-
* �&#65533;е изве�&#65533;тно в точно�&#65533;ти, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] дей�&#65533;твовали в том ме�&#65533;те в то врем�&#65533;, на�&#65533;колько они �&#65533;овпадали �&#65533; �&#65533;овременными.
+
* Не известно в точности, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] действовали в том месте в то время, насколько они совпадали с современными.
-
* При прин�&#65533;тии новой религии большин�&#65533;тво [[Прозелиты|прозелитов]], о�&#65533;обенно из про�&#65533;тых людей, долгое врем�&#65533; �&#65533;охран�&#65533;ют �&#65533;тарые бытовые привычки, порождённые �&#65533;тарым культом и у�&#65533;лови�&#65533;ми жизни. �&#65533;апример, невозможно было ожидать, что люди откажут�&#65533;�&#65533; от охоты ради пропитани�&#65533; из-за противоречий �&#65533; [[кашрут]]ом - �&#65533;ледовательно, ко�&#65533;ти диких животных продолжали попадать в помойки.
+
* Среди простых, неграмотных людей религиозная практика должна была иметь упрощённый характер, не затрагивающий всех сфер жизни. Невозможно ожидать, что они освоили [[иврит]].
 +
* При принятии новой религии большинство [[Прозелиты|прозелитов]], особенно из простых людей, долгое время сохраняли бытовые привычки, порождённые старым культом и условиями жизни. Например, невозможно было ожидать, что люди откажутся от охоты ради пропитания из-за противоречий с [[кашрут]]ом - следовательно, кости диких животных продолжали попадать в помойки.
 +
* Во всех странах, принявших мировые религии, старая вера сохранялась веками. Сопротивление традиционных жрецов и тайная практика старых культов подавлялись всегда с большим трудом.
-
[[Плетнёва, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|Плетнёва]] �&#65533;делала вывод о �&#65533;лабом ра�&#65533;про�&#65533;транении [[иудаизм]]а, не найд�&#65533; значимого количе�&#65533;тва иудей�&#65533;ких могил. Однако неизве�&#65533;тны подробно�&#65533;ти погребальных обр�&#65533;дов хазар�&#65533;ких евреев IX века, о�&#65533;обенно [[Прозелиты|прозелитов]] и как должны были изменить�&#65533;�&#65533; их могилы по �&#65533;равнению �&#65533; �&#65533;зыче�&#65533;кими.  
+
[[Плетнёва, Светлана Александровна|Плетнёва]] сделала вывод о слабом распространении [[иудаизм]]а, не найдя значимого количества иудейских могил. Однако неизвестны подробности погребальных обрядов хазарских евреев IX века, особенно [[Прозелиты|прозелитов]], и как должны были измениться их могилы по сравнению с языческими.  
-
Возможно, обычай кла�&#65533;ть в могилы вещи продержал�&#65533;�&#65533; долго. �&#65533;адгробные плиты �&#65533; еврей�&#65533;кими надпи�&#65533;�&#65533;ми и �&#65533;имволикой почти точно указывают на принадлежно�&#65533;ть могилы. Однако в �&#65533;тепной зоне, где така�&#65533; плита должна была быть очень дорога, у какой доли на�&#65533;елени�&#65533; была возможно�&#65533;ть её у�&#65533;тановить?
+
Возможно, обычай класть в могилы вещи продержался долго. Надгробные плиты с еврейскими надписями и символикой почти точно указывают на принадлежность могилы (исключая случаи вторичного использования). Однако в степной зоне, где такая плита должна была быть очень дорога, у какой доли населения была возможность её установить?
 +
 
 +
Об особенностях погребального обряда раннего средневековья у евреев Восточной Европы свидетельствует еврейский некрополь VIII-IX веков в Челарево (современная Воеводина). Некрополь находился на окраине очень большого по тем временам города, возможно - столицы Аварского каганата. В могилах найдены остатки деревянных щитов, отделявших тело покойного от земли. В каждую могилу клались обломки кирпичей с выцарапанными на них изображениями [[Менора|меноры]] (иногда - [[Ханукия|ханукии]]), а также [[лулав]]а, [[этрог]]а и [[шофар]]а и надписями на [[иврит]]е, содержащими имя Б-га и слово "Исраэль".<ref>Бунарджич Радован. Челарево – некрополь и поселение VIII-IX веков. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 524-525</ref> В наше время так не делают.
 +
 
 +
Здания синагог, если они существовали, могли не отличаться по своему виду от прочих зданий, как это было во все времена во всех странах. В частности, синагога хазарского царя могла быть юртой, причём его собственной. Характерные признаки синагоги, как ''бима'', могли сохраниться лишь случайно. В.С. Флёров и В.Е. Флёрова предполагают, что синагоги в [[Итиль|Итиле]] не строили вообще.
 +
 
 +
Шкаф для хранения свитков [[Тора|Торы]] (''арон кодеш'') сохраниться не мог. Ритуальная посуда не должна по виду отличаться от обычной; иудейская символика на ней может оказаться лишь случайно.
 +
 
 +
Кроме всего прочего, на вероятность находки вещей определённого вида влияет длительность периода, когда они были в ходу. Предметы, которые находят археологи, были, как правило, выброшены или потеряны. Накопление таких вещей за сотни лет язычества и за неполный век [[иудаизм]]а несравнимо по количеству.<ref>Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в лесной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 195</ref>
 +
 
 +
Дополнительные сведения получаются путём статистической обработки найденных предметов материальной культуры. Так, сильно увеличилось в слоях конца VII века в Дагестане количество бус из стекла особого сорта, известного как "иудейское стекло". Это может свидетельствовать о появлении в этом месте в это время еврейских стекловаров. Письменные источники согласуются с таким предположением. В "Дербенд-Наме" сообщается о праве правителя города Ихран взимать ''харадж'' с иудеев, живущих в его владениях.<ref>Гадло А.В. Известия о хазарах и Хазарии в позднесредневековой дагестанской хронике "Дербенднамэ" // Проблемы археологии. Вып. 4. Изд-вл СПб университета, 1998; стр. 194</ref><ref>Ковалевская В.Б. Возникновение местного производства стеклянных бус на Кавказе (к вопросу об алано-хазарских взаимоотношениях). В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 281</ref>
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Хазар�&#65533;кий каганат]]
+
* [[Хазарский каганат]]
* [[Хазары]]
* [[Хазары]]
-
== Примечани�&#65533; ==
+
 
-
{{примечани�&#65533;}}
+
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
 
== Литература ==
== Литература ==
-
* Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005
+
* Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6
-
* [[�&#65533;ртамонов, Михаил Илларионович|М.И �&#65533;ртамонов]] (И�&#65533;тори�&#65533; хазар. Л., 1962. С.38).
+
* [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И Артомонов]] (История хазар. Л., 1962. С.38).
-
* Е.Березан�&#65533;кий "Евреи, хазары, Ру�&#65533;ь". Герцли�&#65533;, "И�&#65533;радон", 2006
+
* Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
-
* [[Гумилев|Л.�&#65533; Гумилев]], Древн�&#65533;�&#65533; Ру�&#65533;ь и Велика�&#65533; Степь.
+
* ''[[Кёстлер, Артур|Кёстлер А.]]'' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm Английский текст]
-
* ''Кё�&#65533;тлер �&#65533;. '' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её на�&#65533;ледие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm �&#65533;нглий�&#65533;кий тек�&#65533;т]
+
* [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm  ''Плетнева С. А.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).]
-
* [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm  ''Плетнева С. �&#65533;.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).]
+
* ''Флерова В. Е.''. «Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа?» // Российская археология. 2001. № 2.
-
* ''Флерова В. Е.''. «Хазар�&#65533;кие курганы �&#65533; ровиками: Центральна�&#65533; �&#65533;зи�&#65533; или Во�&#65533;точна�&#65533; Европа?» // Ро�&#65533;�&#65533;ий�&#65533;ка�&#65533; археологи�&#65533;. 2001. № 2.
+
* [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm ''Плетнева С. А.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).]
-
== С�&#65533;ылки ==
+
== Ссылки ==
-
* [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' �&#65533;а�&#65533;ледие древних тюрков в хазарии: миф или реально�&#65533;ть.]  
+
* [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.]
-
* [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные веровани�&#65533; Хазарии]
+
* [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные верования Хазарии]
-
[[Категори�&#65533;:Хазары]]
+
[[Категория:Хазарский каганат]]
-
[[Категори�&#65533;:И�&#65533;тори�&#65533; евреев Ро�&#65533;�&#65533;ии/Украины]]
+
[[Категория:История иудаизма]]
-
[[Категори�&#65533;:И�&#65533;тори�&#65533; иудаизма]]
+
[[Категория:Прозелиты в иудаизме]]
-
[[Категори�&#65533;:Гиюр, прозелиты в иудаизме]]
+
[[Категория:История евреев Российской империи]]
-
[[Категори�&#65533;:Караимы]]
+
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
[[Категори�&#65533;:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
 
 +
 
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 11:31, 26 августа 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 27/01/2011


Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата.

Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.

Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:

Содержание

Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам

Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.[1] По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.

Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.

Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.[2]

Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни царя Овадии и содержание его реформ.[3]

Археология

Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.

После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.[4] И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях Хазарского каганата (мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).

В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.

Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только иудаизм, но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными.[5]

Как замечает С. А. Плетнева, в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.[6]

Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) после V в.

На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских прозелитов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено.[7]

Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.

Некоторые результаты исследований нуждаются в аргументированном истолковании. Так, Е.В. Круглов отмечает, что не позднее начала IX в. в Нижнем Подонье курганные памятники военной аристократии хазар исчезают.[8] Он полагает, что это связано с восстанием и уходом кабаров. Но может быть также связано с изменением погребальных обычаев у этой аристократии - с языческих на иудейские.

Проблема трактовки археологических находок

С другой стороны, возникает проблема: какими должны быть материальные следы распространения иудаизма?

При этом следует учесть, прежде всего, следующие факты:

  • В географических условиях территории Хазарского каганата не могли сохраниться предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металлические предметы, как правило, переплавлялись или разъедены коррозией. Осталась только керамика, здания и могилы.
  • Не известно в точности, какие правила Ѓалахи действовали в том месте в то время, насколько они совпадали с современными.
  • Среди простых, неграмотных людей религиозная практика должна была иметь упрощённый характер, не затрагивающий всех сфер жизни. Невозможно ожидать, что они освоили иврит.
  • При принятии новой религии большинство прозелитов, особенно из простых людей, долгое время сохраняли бытовые привычки, порождённые старым культом и условиями жизни. Например, невозможно было ожидать, что люди откажутся от охоты ради пропитания из-за противоречий с кашрутом - следовательно, кости диких животных продолжали попадать в помойки.
  • Во всех странах, принявших мировые религии, старая вера сохранялась веками. Сопротивление традиционных жрецов и тайная практика старых культов подавлялись всегда с большим трудом.

Плетнёва сделала вывод о слабом распространении иудаизма, не найдя значимого количества иудейских могил. Однако неизвестны подробности погребальных обрядов хазарских евреев IX века, особенно прозелитов, и как должны были измениться их могилы по сравнению с языческими.

Возможно, обычай класть в могилы вещи продержался долго. Надгробные плиты с еврейскими надписями и символикой почти точно указывают на принадлежность могилы (исключая случаи вторичного использования). Однако в степной зоне, где такая плита должна была быть очень дорога, у какой доли населения была возможность её установить?

Об особенностях погребального обряда раннего средневековья у евреев Восточной Европы свидетельствует еврейский некрополь VIII-IX веков в Челарево (современная Воеводина). Некрополь находился на окраине очень большого по тем временам города, возможно - столицы Аварского каганата. В могилах найдены остатки деревянных щитов, отделявших тело покойного от земли. В каждую могилу клались обломки кирпичей с выцарапанными на них изображениями меноры (иногда - ханукии), а также лулава, этрога и шофара и надписями на иврите, содержащими имя Б-га и слово "Исраэль".[9] В наше время так не делают.

Здания синагог, если они существовали, могли не отличаться по своему виду от прочих зданий, как это было во все времена во всех странах. В частности, синагога хазарского царя могла быть юртой, причём его собственной. Характерные признаки синагоги, как бима, могли сохраниться лишь случайно. В.С. Флёров и В.Е. Флёрова предполагают, что синагоги в Итиле не строили вообще.

Шкаф для хранения свитков Торы (арон кодеш) сохраниться не мог. Ритуальная посуда не должна по виду отличаться от обычной; иудейская символика на ней может оказаться лишь случайно.

Кроме всего прочего, на вероятность находки вещей определённого вида влияет длительность периода, когда они были в ходу. Предметы, которые находят археологи, были, как правило, выброшены или потеряны. Накопление таких вещей за сотни лет язычества и за неполный век иудаизма несравнимо по количеству.[10]

Дополнительные сведения получаются путём статистической обработки найденных предметов материальной культуры. Так, сильно увеличилось в слоях конца VII века в Дагестане количество бус из стекла особого сорта, известного как "иудейское стекло". Это может свидетельствовать о появлении в этом месте в это время еврейских стекловаров. Письменные источники согласуются с таким предположением. В "Дербенд-Наме" сообщается о праве правителя города Ихран взимать харадж с иудеев, живущих в его владениях.[11][12]

См. также

Примечания

  1. Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: ал-Масуди в связи с голодом в Итиле в правление халифа Мамуна (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно Ибн Хордадбех, в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)
  2. Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
  3. Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 43
  4. Плетнёва С.А. Хазары и Хазарский каганат. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 22.)
  5. В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
  6. Флёрова В. С., 2000б
  7. И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)
  8. Круглов Е.В. Хазары – поиск истины. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 450
  9. Бунарджич Радован. Челарево – некрополь и поселение VIII-IX веков. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 524-525
  10. Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в лесной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 195
  11. Гадло А.В. Известия о хазарах и Хазарии в позднесредневековой дагестанской хронике "Дербенднамэ" // Проблемы археологии. Вып. 4. Изд-вл СПб университета, 1998; стр. 194
  12. Ковалевская В.Б. Возникновение местного производства стеклянных бус на Кавказе (к вопросу об алано-хазарских взаимоотношениях). В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 281

Литература

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация