Неер, Андре
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Пророчество) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 34: | Строка 34: | ||
}} | }} | ||
- | '''Андре́ Нее́р''' ({{lang-fr|André Neher}}); [[1914]], [[Оберне]], [[Франция]] (тогда [[Обернхайм]], [[Эльзас-Лотарингия]], [[Германия]]) — [[1988]], [[Иерусалим]]) — религиозный [[философ]]-[[экзистенциалист]], [[теолог]], французский и израильский [[писатель]]. | + | '''Андре́ Нее́р''' ({{lang-fr|André Neher}}); [[1914]], [[Оберне]], [[Франция]] (тогда [[Обернхайм]], [[Эльзас-Лотарингия]], [[Германия]]) — [[1988]], [[Иерусалим]]) — религиозный [[философ]]-[[экзистенциалист]], [[теолог]], специалист в области иудаистики и еврейской истории, французский и израильский [[писатель]]. |
==Биография== | ==Биография== | ||
- | Родился в [[еврей]]ской семье в Оберне, тогдашней [[Эльзас-Лотарингия|Лотарингии]], которая стала снова Францией в результате [[Первая мировая война|Первой мировой войны]]. Учился и занимал должность профессора в [[Страсбург]]е вплоть до 1960-х годов. В годы | + | |
+ | Родился в [[еврей]]ской семье в Оберне, тогдашней [[Эльзас-Лотарингия|Лотарингии]], которая стала снова Францией в результате [[Первая мировая война|Первой мировой войны]]. Учился и занимал должность профессора в [[Страсбург]]е вплоть до 1960-х годов.о время нацистской оккупации Франции скрывался с семьей и избежал депортации. Эти годы он посвятил интенсивным исследованиям еврейской тематики. | ||
+ | |||
+ | В 1948–68 гг. Неер был профессором Страсбурского университета, преподавал иврит и еврейскую литературу разных эпох; создал Центр иудаистики, руководителем которого был многие годы. Неер участвовал во мнгих акциях в поддержку Израиля и сумел убедить ряд влиятельных представителей католической и протестантских церквей в законности устремлений еврейского народа, в том числе целей сионистского движения. | ||
+ | |||
+ | Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к [[сионизм]]у. После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивском]]. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на [[Французский язык|французском]], последние книги - на [[иврит]]е. | ||
==Творчество== | ==Творчество== | ||
- | ==Философия Неера== | + | |
+ | Неер — автор многочисленных работ по еврейской философии и истории. Ему принадлежат около 30 книг и 400 статей (в энциклопедиях, периодических изданиях и т. п.). Неер — представитель религиозного экзистенциализма в еврейской философии. Он поставил перед собой задачу пересказать библейские тексты современным языком (как с точки зрения философии, так и популярности формы), возродить дух [[Пророки И Пророчество|пророков]]. В его работах терминология экзистенциализма сочетается с библейским пафосом (например, книга на французском языке «Амос, вклад в изучение пророков», 1950 г.; «Моисей и миссия народа Израиля», 1956). Кроме чисто философских трудов («Трансцендентность и имманентность», совместно со старшим братом Ришаром, 1946; «Психология трансцендентности», сборник статей, 1990, издано посмертно), ему принадлежит ряд работ о еврейском самосознании («Трудное счастье быть евреем», 1978; «Они обновили свою душу», 1979, русский перевод — Иер., 1991; «Еврейская идентификация», 1987). | ||
+ | |||
+ | Неер был одним из редакторов и авторов четырехтомного издания «Еврейское самосознание», в котором собраны материалы коллоквиумов франкоязычных еврейских интеллектуалов за 1963–72 гг. Неер — автор многочисленных исследований в области иудаизма («Размышления об Экклесиасте», 1951; «Сущность пророчества», 1955; «Иеремия», 1960; «Ключи к иудаизму», 1977, русский перевод — Иер., издательство [[«Библиотека-Алия»]], 1988; «Иудаизм вчера и завтра», совместно с [[Арон, Реймон|Р. Ароном]] и В. Малка, 1977; «Взгляд на еврейскую традицию», 1989, посмертно), а также работ по истории еврейства в Эрец-Исраэль и в диаспоре («Еврейское бытие, одиночество и преследования», 1962; «Библейская история народа Израиля», 1962, в соавторстве с женой — Рене /Рина/ Неер, родилась в 1922 г.; «Изгнание слова — от безмолвия библейского до безмолвия Освенцима», 1970; «Во вратах твоих, Иерусалим», 1972; «Вопреки всему», 1977; «Иерусалим, еврейское пережитое и его смысл», 1984). | ||
+ | |||
+ | Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] (Махарал), с которым связана легенда о [[Голем|Големе]]; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969). | ||
+ | |||
+ | == Философия Неера == | ||
+ | |||
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]]. | Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]]. | ||
- | ===Человек=== | + | === Человек === |
+ | |||
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом. | На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом. | ||
- | ===Мир=== | + | === Мир === |
+ | |||
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль. | Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль. | ||
- | ===Пророчество=== | + | === Пророчество === |
- | + | ||
- | + | Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.<ref>Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера».</ref> | |
== Источники == | == Источники == | ||
- | + | ||
*{{книга | *{{книга | ||
|автор = Харви, Зеев (перевела С. Тартаковская) | |автор = Харви, Зеев (перевела С. Тартаковская) | ||
Строка 171: | Строка 185: | ||
}} | }} | ||
- | == | + | == Сноски == |
- | + | <references/> | |
- | |||
- | |||
- | [[ | + | [[Категория:Писатели на иврите]] |
- | [[ | + | [[Категория:Еврейская философия]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|12943|НЕЕР Андре}} | |
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 19:46, 29 апреля 2012
Китросский, Леви | |
Андре Неер | |
André Neher | |
Файл:Andreneher.jpg | |
Дата рождения: |
1914 |
---|---|
Место рождения: |
Обернхайм, Германия |
Дата смерти: |
1988 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная философия, еврейская философия, экзистенциализм |
Основные интересы: | |
Оказавшие влияние: |
Розенцвейг, Франц |
Гражданство: |
Франция, Израиль |
Андре́ Нее́р (фр. André Neher); 1914, Оберне, Франция (тогда Обернхайм, Эльзас-Лотарингия, Германия) — 1988, Иерусалим) — религиозный философ-экзистенциалист, теолог, специалист в области иудаистики и еврейской истории, французский и израильский писатель.
Содержание |
Биография
Родился в еврейской семье в Оберне, тогдашней Лотарингии, которая стала снова Францией в результате Первой мировой войны. Учился и занимал должность профессора в Страсбурге вплоть до 1960-х годов.о время нацистской оккупации Франции скрывался с семьей и избежал депортации. Эти годы он посвятил интенсивным исследованиям еврейской тематики.
В 1948–68 гг. Неер был профессором Страсбурского университета, преподавал иврит и еврейскую литературу разных эпох; создал Центр иудаистики, руководителем которого был многие годы. Неер участвовал во мнгих акциях в поддержку Израиля и сумел убедить ряд влиятельных представителей католической и протестантских церквей в законности устремлений еврейского народа, в том числе целей сионистского движения.
Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к сионизму. После Шестидневной войны вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего Тель-Авивском. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на французском, последние книги - на иврите.
Творчество
Неер — автор многочисленных работ по еврейской философии и истории. Ему принадлежат около 30 книг и 400 статей (в энциклопедиях, периодических изданиях и т. п.). Неер — представитель религиозного экзистенциализма в еврейской философии. Он поставил перед собой задачу пересказать библейские тексты современным языком (как с точки зрения философии, так и популярности формы), возродить дух пророков. В его работах терминология экзистенциализма сочетается с библейским пафосом (например, книга на французском языке «Амос, вклад в изучение пророков», 1950 г.; «Моисей и миссия народа Израиля», 1956). Кроме чисто философских трудов («Трансцендентность и имманентность», совместно со старшим братом Ришаром, 1946; «Психология трансцендентности», сборник статей, 1990, издано посмертно), ему принадлежит ряд работ о еврейском самосознании («Трудное счастье быть евреем», 1978; «Они обновили свою душу», 1979, русский перевод — Иер., 1991; «Еврейская идентификация», 1987).
Неер был одним из редакторов и авторов четырехтомного издания «Еврейское самосознание», в котором собраны материалы коллоквиумов франкоязычных еврейских интеллектуалов за 1963–72 гг. Неер — автор многочисленных исследований в области иудаизма («Размышления об Экклесиасте», 1951; «Сущность пророчества», 1955; «Иеремия», 1960; «Ключи к иудаизму», 1977, русский перевод — Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1988; «Иудаизм вчера и завтра», совместно с Р. Ароном и В. Малка, 1977; «Взгляд на еврейскую традицию», 1989, посмертно), а также работ по истории еврейства в Эрец-Исраэль и в диаспоре («Еврейское бытие, одиночество и преследования», 1962; «Библейская история народа Израиля», 1962, в соавторстве с женой — Рене /Рина/ Неер, родилась в 1922 г.; «Изгнание слова — от безмолвия библейского до безмолвия Освенцима», 1970; «Во вратах твоих, Иерусалим», 1972; «Вопреки всему», 1977; «Иерусалим, еврейское пережитое и его смысл», 1984).
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал), с которым связана легенда о Големе; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).
Философия Неера
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как Трансцендентность и имманеннтость, в других дух пророков проявляется сильнее, как в Амос, вклад в изучение пророчества. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно Махарала из Праги, а также в историю науки, особенно про Давида Ганса.
Человек
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» (Быт.1:26), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.
Мир
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - книгу Екклесиаста. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «Авель». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «Каин». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.
Пророчество
Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.[1]
Источники
- Харви, Зеев (перевела С. Тартаковская) «О сборнике статей проф. А. Неера» в «Философия Андрэ Неера». — Иерусалим: Амана, 1991. — С. I-XII. — 142 с.
- Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Ключи к иудаизму. — Алия, 1991. — 159 с. — ISBN 965-320-210-3
- Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Философия Андрэ Неера. — Иерусалим: Амана, 1991. — 142 с.
- Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Они обновили свои души. — Иерусалим: Амана, 1991. — 240 с.
- Transcendance et immanence (1946; Трансцендентность и имманеннтость)
- Amos, contribution à l'étude du prophétism (1950; Амос, вклад в изучение пророчества)
- L'Essence du Prophétisme (1955; Суть пророчества)
- Notes sur Qohélét (1951; Заметки по книге Экклезиаста)
- Moïse et la vocation juive (1956; Моисей и еврейское призвание)
- Le conflit du sacré et du profane dans la renaissance de l'Hébreu (1958; Конфликт священного и профанного в ивритском Ренессансе)
- Jérémie (1960; Иеремия)
- Histoire biblique du peuple d'Israël (1962; Библейская история народа Израиля) — Совместно с Рене Неер.
- L'Existence Juive (1962; Еврейское существование)
- Le Puits de L'Exil, la théologie dialectique du Maharal de Prague (1962; Кладезь изгнания. Диалектическая теология Махарала из Праги)
- De l'hébreu au français : manuel de l'hébraïsant: la traduction (1969; С иврита на французский) — руководство по переводы с иврита на французский
- L'exil de la Parole. Du silence biblique au silence d'Auschwitz (1970; Изгнание Слова. От молчания Библии до молчания Освенцима)
- Dans tes portes, Jérusalem (1972; Во вратах твоих, Иерусалим)
- Jerusalem, Vecu Juif Et Message(1984; Еврейское прошлое Иерусалима и его послание) ISBN 2-268-00287-X
- David Gans, 1541-1613 : disciple du Maharal, assistant de Tycho Brahe et de Jean Kepler (1974; Давид Ганс, 1541-1613 : ученик Махарала, помощник Тихо Браге и Иоганна Кеплера) ISBN 2-252-01723-6; English translation as Jewish thought and the scientific revolution of the sixteenth century : David Gans (1541-1613) and his times (1986) OUP. ISBN 978-0197100578.
- Faust et le Maharal de Prague : le mythe et le réel (1987; Фауст и Махарал из Праги : мифы и реальность) ISBN 2-130-39777-8.
Литература
- ивр. יהוידע עמיר (Yehoyada Amir) Andre Neher and Jewish Thought in Post-Holocaust France = ивр. אנדרה נהר וההגות היהודית הצרפתית לאחר השואה,ивр. נצח בעתות של שינוי. — Tel Aviv: Van Leer Jerusalem Institute in cooperation with Hakibbutz Hameuchad Publishing House.
- ивр. יהוידע עמיר (Yehoyada Amir) Preface to "Andre Neher and Jewish Thought in Post-Holocaust France" = ивр. אנדרה נהר וההגות היהודית הצרפתית לאחר השואה,ивр. נצח בעתות של שינוי, ивр. מבוא. — Tel Aviv: Van Leer Jerusalem Institute in cooperation with Hakibbutz Hameuchad Publishing House.
Сноски
- ↑ Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера».
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НЕЕР Андре в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.