Израильские черкесы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 33: | Строка 33: | ||
В настоящее время черкесы проживают в Турции (основная часть), России, Сирии, [[Иордания|Иордании]], Ираке, Евросоюзе, США, Австралии и т. д. | В настоящее время черкесы проживают в Турции (основная часть), России, Сирии, [[Иордания|Иордании]], Ираке, Евросоюзе, США, Австралии и т. д. | ||
- | Черкесы [[Государство Израиль|Израиля]] являются умеренными мусульманами-суннитами. Черкесы, как правило, делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. В Израиле насчитывается около 4 000 черкесов, которые в основном сосредоточены в трех деревнях: [[Кафр-Кама]] (в основном черкесы шапсугского колена), [[Рехания]] (в основном черкесы абадзехского колена) и [[Абу-Гош]] (сильно арабизированные потомки черкесских мамлюков).<ref>[http://piratyy.by.ru/article/erkes.html Черкесы в Израиле]</ref>. | + | Черкесы [[Государство Израиль|Израиля]] являются умеренными мусульманами-суннитами. Черкесы, как правило, делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. В Израиле насчитывается около 4 000 черкесов, которые в основном сосредоточены в трех деревнях: [[Кафр-Кама|Кфар-Кама]] (в основном черкесы шапсугского колена), [[Рехания]] (в основном черкесы абадзехского колена) и [[Абу-Гош]] (сильно арабизированные потомки черкесских мамлюков).<ref>[http://piratyy.by.ru/article/erkes.html Черкесы в Израиле]</ref>. |
== История == | == История == | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
== Черкеская община == | == Черкеская община == | ||
[[Файл:Typical house Kfar Kama.jpg|thumb|left|250px|Черкеская архитектура в Кфар-Каме]] | [[Файл:Typical house Kfar Kama.jpg|thumb|left|250px|Черкеская архитектура в Кфар-Каме]] | ||
- | После раздела [[Арабы|арабских]] регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в [[Страна Израиля|Палестине]] в [[Галилея|Галилее]], отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в [[ | + | После раздела [[Арабы|арабских]] регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в [[Страна Израиля|Палестине]] в [[Галилея|Галилее]], отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] и абадзехи в [[Рихания|Рихании]]. |
- | В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кафр-Камы и | + | В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям [[Кафр-Кама|Кфар-Камы]] и [[Рехания|Рехании]] было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части. |
- | В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и | + | В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей [[Кафр-Кама|Кфар-Камы]] и [[Рехания|Рехании]] был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях [[Арабо-израильская война (1947—1949)|арабо-израильской войны]] 1948—1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и [[Армия обороны Израиля|израильских вооруженных силах]] являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне [[1958]] г. по просьбе жителей [[Кафр-Кама|Кфар-Камы]] и [[Рехания|Рехании]], правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста. |
- | В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кафр-Каме — 2544 чел., в | + | В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] — 2544 чел., в [[Рехания|Рехании]] — 732 чел. Преобладающую часть населения [[Кафр-Кама|Кфар-Камы]] составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаевцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения [[Рехания|Рехании]] преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах [[Цфат|Цфат]], [[Хайфа|Хайфа]], [[Назарет|Назарет]] и др. |
- | Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в | + | Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кафр-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В [[1984]] г. [[Кафр-Кама|Кфар-Кама]] была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В [[рехания|Рехании]] были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др. |
- | Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в | + | Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в [[Рехания|Рехании]] работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому. |
- | Жители Кфар-Камы и | + | Жители [[Кафр-Кама|Кфар-Камы]] и [[Рехания|Рехании]] свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии. |
- | Первая начальная школа в Кафр-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в [[Университет Аль-Азхар|Университете Аль-Азхар]] в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кафр | + | Первая начальная школа в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в [[Университет Аль-Азхар|Университете Аль-Азхар]] в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в [[Рехания|Рехании]] — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др. |
- | В [[1959]] г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кафр-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений. | + | В [[1959]] г. были установлены связи с представителями исторической родины. В [[Кафр-Кама|Кфар-Каму]] стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений. |
- | В [[1991]] г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В [[1993]] г. по решению израильского правительства, в | + | В [[1991]] г. в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]] учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В [[1993]] г. по решению израильского правительства, в [[Рехания|Рехании]] был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в [[Кафр-Кама|Кфар-Каме]]). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п. |
По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.<ref>Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ. | По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.<ref>Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ. | ||
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ. | ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ. |
Текущая версия на 11:15, 27 июля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Израильские черкесы | |
Файл:Circassian men Kfar Kama.jpg Черкес в традиционной одежде в Кфар-Каме |
|
Общая численность |
5тыс чел (всего черкесов около 65 тыс чел) |
---|---|
Расселение | |
Язык |
кабардино-черкесский , арабский , иврит |
Религия |
Мусульмане-сунниты |
Входит в |
абхазо-адыги |
Родственные народы |
абхазы, абазины |
Израильские черкесы являются частью народа черкесы абхазо-адыгской (западно-кавказской) группы. Историческая родина черкесов - Западный Кавказ, с которого, после поражения в Кавказской войне, они были изгнаны Российской империей в Османскую империю. В настоящее время черкесы проживают в Турции (основная часть), России, Сирии, Иордании, Ираке, Евросоюзе, США, Австралии и т. д.
Черкесы Израиля являются умеренными мусульманами-суннитами. Черкесы, как правило, делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. В Израиле насчитывается около 4 000 черкесов, которые в основном сосредоточены в трех деревнях: Кфар-Кама (в основном черкесы шапсугского колена), Рехания (в основном черкесы абадзехского колена) и Абу-Гош (сильно арабизированные потомки черкесских мамлюков).[1].
История
Основная часть черкесов переселилась на Ближний Восток после изгнания со своей родины в Северном Кавказе. Черкесы боролись с Россией в течение длительного периода (Русско-черкесская война), в результате которой русские захватили Северный Кавказ. Многие черкесы были убиты или изгнаны из Царской России [2]. Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах, в том числе в Галилее.
Израильские черкесы имели хорошие отношения с еврейской общиной в Израиле ещё с начала еврейских поселений в Эрец-Исраэль, благодаря общему языку с первыми иммигрантами из России, осевшими в Галилее. Израильские черкесы помогали незаконной иммиграции евреев из Ливана в Палестину в период британского мандата, и воевали на израильской стороне во время Войны за Независимость.
Как и в случае с евреями, так и черкесы-мужчины с 1958 года служат в Армии обороны Израиля [3]. Многие черкесы в Израиле работают в службах безопасности, в том числе в пограничных войсках, в израильских силах обороны, в полиции и в Службы Управления тюрем. Доля призывников в армию среди черкесской общины в Израиле особенно высока.
Черкеская община
После раздела арабских регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в Палестине в Галилее, отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании. В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рехании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части. В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рехании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948—1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 г. по просьбе жителей Кфар-Камы и Рехании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста. В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кфар-Каме — 2544 чел., в Рехании — 732 чел. Преобладающую часть населения Кфар-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаевцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рехании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др. Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кафр-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рехании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др. Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рехании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому. Жители Кфар-Камы и Рехании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии. Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в Университете Аль-Азхар в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар-Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рехании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др. В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений. В 1991 г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рехании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п. По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.[4] [5]
Примечания
- ↑ Черкесы в Израиле
- ↑ Приглашает Кафр-Кама
- ↑ Черкесы Израиля: 150 лет вместе
- ↑ Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ. Нальчик. Издательский центр «Эль Фа», 2007. Стр.180-183
- ↑ Черкесская община в Израиле
|
|
---|---|
Евреи | Ашкеназы • Сефарды • Мизрахи • Фалаша • Бней Менаше • Самаритяне • Караимы |
Мусульмане | Арабы • Бедуины • Черкесы • Цыгане • Турки |
Христиане | Израильские армяне • Арабы • Цыгане |
Остальные | Друзы • Китайцы • Африканцы |