Армения (История евреев Армении)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat)
 
(26 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{НТЗ}}
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
-
'''[[Национальное меньшинство|Этнические меньшинства]] в [[Армения|Армении]]''' составляют 2,3 % [[Население Армении|населения страны]], согласно последней переписи ([[2001]]).
+
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  = 1
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}} 
-
== Демография ==
+
'''Армения''' - государство в Закавказье.
-
{| class="wikitable"
+
== В древние времена и в средневековье ==
-
|-
+
-
! <ref>The number of ethnic minorities according to UNESCO
+
-
</ref> Этнические меньшинства
+
-
! Численность
+
-
|-
+
-
| [[Езиды]]
+
-
| 40000
+
-
|-
+
-
| [[Русские]]
+
-
| 14600
+
-
|-
+
-
| [[Ассирийцы]]
+
-
| 7000
+
-
|-
+
-
| [[Молокане]]
+
-
| 5000
+
-
|-
+
-
| [[Греки]]
+
-
| 1176
+
-
|-
+
-
| [[Украинцы]]
+
-
| 1633
+
-
|-
+
-
| [[Евреи]]
+
-
| 700
+
-
|-
+
-
| [[Поляки]]
+
-
| 236
+
-
|-
+
-
| [[Белорусы]]
+
-
| 160
+
-
|-
+
-
| [[Грузины]]
+
-
| 110
+
-
|-
+
-
| '''Всего'''
+
-
| 122 186
+
-
|}
+
-
Этнические армяне составляют основное большинство населения — 97,7 %. Этот процент неуклонно рос с момента образования [[Армянская Советская Социалистическая Республика|Армянской ССР]].<ref name="Barrington"/> Остальные 2,3 % или 122 тысячи приходятся на долю [[езиды|езидов]] (1,3 %; в переписи [[2001]] года указаны отдельно от [[курды|курдов-мусульман]]), [[Русские в Армении|русских]] (0,5 %) и прочих (греки, ассирийцы, украинцы, в общей сложности — 0,3 %).<ref name="census"/> В прошлом в Армении имелись крупная [[азербайджанцы|азербайджанская]] община, составлявшая крупнейшее этническое меньшинство, и община [[Курды|курдов]]-мусульман, обе практически исчезнувшие в результате [[Карабахский конфликт|армяно-азербайджанского конфликта]].
+
Древнее армянское царство достигло наибольшего расцвета во времена Тиграна II. Средневековый армянский историк Моисей Хоренский утверждает, что Тигран поселил многих иудейских пленников в городах Армении. Среди вассальных царей, назначенных там римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода — Тиграна IV (примерно 6 в. н. э.) и Тиграна V (60–61 гг. н. э.) в Великой Армении и Аристобула в Малой Армении. Когда персидский шах Шапур II предпринял массовое насильственное выселение жителей армянских городов в Иран (360–370), значительная часть городского населения Армении состояла из евреев. Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Талмудическая ученость была слабо развита среди евреев в Великой Армении. Раввин А. Я‘аков Армянин (Иерусалимский Талмуд, Гит. 6:7, 48а) является в этом отношении исключением.
-
== Курды ==
+
Армяно-еврейские контакты имеют длительную историю. По летописным преданиям, феодальные роды Аматуни, Мамиконян, а также род царей Армении Багратуни восходят к еврейским предкам. В начале средних веков Армения состояла из нескольких христианских феодальных княжеств, чаще всего под иностранным верховным владычеством. Большинство городов не допускало в то время поселения евреев. Армения была самостоятельной в 889–1045 гг., затем периодически подпадала под власть Византии и других завоевателей. В конечном итоге армянское еврейство исчезло как отдельная национальная группа (часть его слилась с евреями Курдистана). Все же Армения занимает видное место в средневековых и более поздних преданиях о существовании легендарных поселений «свободных евреев».
-
Проживающие в Армении курды делятся<ref name="iranica"/> на [[Езиды|езидов]] (особая этноконфессиональная группа, исповедующая езидизм, около 40 тысяч человек) и курдов-мусульман (около 1500). Курды в Армении говорят на различных, иногда сильно отличающихся диалектах [[курдский язык|курдского языка]]. С 1989 года езиды и курды(-мусульмане) учитываются в переписи населения как две отдельные общности<ref>[http://www.iwpr.net/?p=crs&s=f&o=325045&apc_state=henh Onnik Krikorian, Armenia: Yezidi Identity Battle]</ref>. В 1995 году курдские правозащитники жаловались на притеснения и дискриминацию со стороны армянских националистов после приобретения Арменией независимости.<ref>[http://www.xs4all.nl/~tank/kurdish/htdocs/lib/armen.html Kurdish Life, Spring 1995]</ref>
+
В византийских источниках Армения иногда называлась Амалика. На этой основе в средневековых еврейских источниках зафиксирована легенда о том, что армяне являются потомками Амалека - ничем, впрочем, не подтверждённая.
-
=== Езиды ===
 
-
{{main|Езиды}}
 
-
Езиды — этноконфессиональная группа курдов, сохранившая древние верования,  доисламского происхождения<ref>[http://anthropology.ru/ru/texts/omarkhali/east07_23.html Этническая идентичность курдов и самоидентификация курдов-езидов]. Х. Р. Омархали (Усоян)</ref>. Езиды спасали армян во время резни со стороны турок, многие езиды после этого бежали в Армению<ref name="iranica">{{en icon}} [http://www.iranica.com/newsite/index.isc?Article=http://www.iranica.com/newsite/articles/unicode/ot_grp5/ot_yazidis_20040220.html Езиды]. Энциклопедия «Ираника»</ref>. В Армении их численность на 2001 год составляла 40 тысяч человек (преимущественно сельское население), что делает их крупнейшим этническим меньшинством республики на сегодняшний день.<ref name="census"/> Армяно-азербайджанский конфликт и рост армянского национализма, отразившиеся на судьбе курдской общины, грозили поставить под вопрос пребывание в Армении и езидов.<ref>Гарник Асатрян, Виктория Аракелова. Национальные меньшинства Армении, Ер., 2002</ref> Курдская самоидентификация ассоциировалась с проазербайджанской позицией<ref name="iranica"/>. По этой причине как на государственном уровне, так и в самой езидской среде поощряется культурное абстрагирование от курдов-мусульман.<ref name="iranica"/> Так, в переписи 2001 года основной язык курдов-езидов был указан не как курдский, а как «езидский» («եզդիերեն»)<ref name="census"/>, несмотря на то, что ни одна научная классификация не подразумевает существование такого языка, и что родным языком курдов-езидов является [[Курманджи (язык)|курманджийский диалект]] [[курдский язык|курдского языка]], на котором традиционно говорят курды Южного Кавказа и Турции (мусульмане и езиды).<ref name="iranica"/>
 
-
В востоковедении Армении имеется многолетняя традиция изучения езидов<ref>[http://www.kavkaz-uzel.ru/print/analytics/id/533753.html КАВКАЗ Мемо. Ру. Национальные меньшинства в Армении]</ref><ref name="golos">[http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=1885 «Политика государства должна строиться на основе научных знаний»]. Гаянэ Сармакешян, Зара Геворкян, Тигран Мирзоян. «Голос Армении». [[21 декабря]] [[2006 год]]а</ref>. С 1990-х гг. в Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздя» («Голос езидов»).
+
== В новое время ==
 +
В новое время немногочисленные евреи появились на территории Армении с присоединением Эриванского ханства (1828) и Карской области (1878) к России. Армения не входила в черту оседлости, однако, по переписи 1897 г., в Эриванской губернии насчитывалось 1032 еврея и 13 караимов (общая численность населения более 800 тыс. человек), а в Карской области (с 1921 г. в составе Турции) жили 1204 еврея (общая численность населения 27 856 человек).
-
Как отмечал [[Государственный департамент США|Госдепартамент США]] в [[2004 год]]у, несмотря на то, что число армян в Армении составляет 98 %, тем не менее правительство Армении не допускает притеснений национальных меньшинств и официально признает национальные общины<ref name="Gosdep">[http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2004/41668.htm Отчёт Госдепартамета США по ситуации с правами человека в Армении]. 2004.</ref>. Однако лидеры езидов в 2004 году жаловались на притеснения на местном уровне и что их обращения в руководящие органы Армении не обращают внимания, а полиция неохотно реагирует на преступления, совершённые против представителей езидской общины. По неподтвержденным сообщениям армянских НПО призывники в армии, в том числе и езиды, подвергаются издевательствам{{нет АИ|25|07|2009}}. Большой процент детей не посещает школ по экономическим причинам, либо из-за нехватки учителей на родном языке.<ref name="Gosdep"/> По переписи 2001 года более 5 тысяч (или 13 % от их числа) считают родным языком армянский. Несколько сотен человек, назвавшись армянами, указало в качестве родного языка «езидский».<ref name="census"/> Доктор Кристин Аллисон, исследующая проблемы езидов в Армении, заявляет, что никто не может ей рассказать, как была проведена эта «известная перепись». Она утверждает, что есть много историй о запугивании людей, которые отказались заявить, что они не курды.<ref>[http://groong.usc.edu/orig/ok-20061024.html ANN/Groong. Interviews with Academics researching the Yezidi Culture in Armenia]</ref> По мнению специалистов, государство поощряет обособление езидов от основного курдского массива.<ref>[http://www.iwpr.net/?p=crs&s=f&o=325045&apc_state=henh Institute for War & Peace Reporting. Armenia: Yezidi Identity Battle]</ref> По словам доцента кафедры иранистики ЕГУ Виктории Аракеловой, «Если бы езиды продолжали считаться курдами, то Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что крайне опасно в и без того сложных условиях нашего региона».<ref>[http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=33685&Itemid=41 Golos Armenii — Решение национальных задач требует политической воли]</ref>
+
О массовом истреблении армян в Турции в 1915 года одним из первых сообщил мировому сообществу посол США в Османской империи Г. Моргентау-старший; он предпринял также меры по оказанию помощи депортированным в пустыни Малой Азии армянам. В европейской художественной литературе эти события первым отразил Ф. Верфель (роман «Сорок дней Муса-дага», на немецком языке, 1933; русский перевод — Ереван, 1982).
-
Согласно отчету [[Государственный департамент США|Госдепартамента США]] [[2007 год]]а, в последние годы жалобы со стороны лидеров езидов на дискриминацию их общины со стороны полиции и местных властей прекратились.<ref name="Gosdep2">[http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2007/100546.htm Country Reports on Human Rights Practices — 2007. Armenia]. «As in previous years, Yezidi leaders did not complain that police and local authorities subjected their community to discrimination»</ref>.
+
За годы советской власти на территории Армении сколько-нибудь значительных еврейских миграций не отмечено. В 1930 г. в Армении побывал О. Мандельштам; он с большой симпатией писал об Армении и армянах, их языке и истории. Эту традицию поддержали русские писатели-евреи А. Гитович (1909–66), В. Гроссман, Ю. Карабчиевский (1938–92) и другие; в литературе на идиш — А. Веледницкий. Согласно переписи 1970 г., в Армянской ССР насчитывалось 1048 евреев: 570 женщин, большинство из которых состояли в браках с армянами, и 478 мужчин. По данным переписи 1989 г., в Армении жили 700 евреев (из общего населения 3 млн. 283 тыс. человек).
-
=== Курды-мусульмане ===
+
== Схожие судьбы армян и евреев ==
-
По первой советской переписи 1926 года в Армении было 15 тысяч, из них курдов-мусульман — всего 3 тысячи.<ref name="census1926"/> В 1937—44 годах курды-мусульмане по указу советских властей были массово депортированы из [[Южный Кавказ|Южного Кавказа]] в [[Казахстан]] и [[Киргизия|Киргизию]]<ref>[http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/135 Народы, населяющие Красноярский край: курды, езиды]</ref>, что привело к сокращению их численности в Армении. Оставшиеся курды (всех вероисповеданий; после 1926 года советские переписи не разделяли курдов-мусульман и курдов-езидов) в [[1979]] году составили 51 тысячу человек.<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php?reg=13 Всесоюзная перепись населения 1979 года: Национальный состав населения Армении]</ref> В конце 1980-х большая часть курдов-мусульман, наряду с азербайджанцами, оказались изгнанными из республики. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу [[1990]] года из Армении в Азербайджан бежало 11 тысяч курдов (позже большинство переселилось на [[Северный Кавказ]]).<ref>[http://demoscope.ru/weekly/2004/0183/analit05.php Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)]. Ариф Юнусов.</ref> После войны курдов-мусульман в Армении осталось по оценке около тысячи человек.<ref>[http://altlaw.org/v1/cases/1359143 Maiane Mgoian v. Immigration and Naturalization Service]. United States Court of Appeals for the Ninth Circuit. [[19 ноября]] [[1998]]</ref>
+
-
== Русские ==
+
Большая часть армян живет за пределами Армении. Армянская диаспора более всего напоминает еврейскую диаспору. Оба народа утратили свое государство, превратились главным образом в жителей городов, переселились по сходным миграционным путям, занимались аналогичными профессиями, получали особые хартии привилегий от правителей, создавали собственные общинные организации, стояли под угрозой ассимиляции и уничтожения, были жертвами ложных обвинений, которые так часто возводят на широко рассеянные народы, и так же, как евреи, подвергались преследованиям и гонениям. На Украине армян, как и евреев, обвиняли в том, что их общинная солидарность против инородных соперников разоряет купцов и ремесленников из среды коренного населения. Избиение армян, как и евреев, бывало истолковано как последствие возмущения эксплуатируемых масс. Однако и в Восточной Европе, и на Балканском полуострове между обоими народами существовал известный антагонизм. После Второй мировой войны советское правительство начало широкую кампанию среди армян, живущих вне СССР, призывая их вернуться на свою историческую родину. Эти мероприятия ярко выражали различие между положительным отношением советской власти к возвращению армян и резко отрицательным отношением к сионизму, стремящемуся вернуть евреев на их историческую родину.
-
{{main|Русские в Армении}}
+
-
Русское население Армении — потомки ссыльных [[молокане|молокан]], а также лиц русской национальности, переехавших в Армению по иным причинам (распределение, военная служба, администрация и т. д.) из разных уголков Российской империи, а позже Советского Союза. Сегодня русских в Армении — 14,7 тысяч человек (наибольший пик в 1979 году — 70 тысяч), из которых 10,5 тысяч — городское население.<ref name="census"/> Сельское русское население состоит в основном из жителей старообрядческих сёл Лермонтово и Фиолетово на северо-востоке республики.<ref name="bbc">[http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_6929000/6929421.stm Русские в Армении: последние из молокан]</ref>. Активная миграция русских из Армении началась после [[Спитакское землетрясение|спитакского землетрясения]] в декабре 1988 года. Все районы компактного проживания русского населения оказались в зоне стихийного бедствия<ref name="bbc"/>. Официально зарегистрирован ряд русских культурных организаций. В Армении были оставлены русские классы для детей от смешанных браков, однако делопроизводство и образование было переведено на [[армянский язык]], что привело к оттоку русскоязычных специалистов.<ref name="bbc"/>
+
-
По словам председателя общества «Россия» Юрий Яковенко, русские испытывали некоторые неудобства только в переходный период, однако и тогда со стороны армянского населения не было никакой агрессии. Сейчас, как утверждает Яковенко, у русских нет никаких проблем в Армении:
 
-
{{цитата|Правительство ежегодно выделяет средства для деятельности русской общины. Издаются газеты и журналы на русском языке: "Голос Армении", "Новое время", "Деловой экспресс", сейчас появился "Собеседник" в Армении<ref name="bbc"/>.}}
 
-
== Ассирийцы ==
+
== Отношения с Израилем ==
-
{{main|Ассирийцы в Армении}}
+
-
Ассирийцы в Армении — третье крупнейшее этническое меньшинство в [[Армения|Армении]], после [[Езиды|езидов]] и [[Русские в Армении|русских]]. По данным переписи 2001 года в Армении 3409 [[ассирийцы|ассирийцев]],<ref>[http://docs.armstat.am/census/pdfs/51.pdf 2001 Результаты перепеси в Армении за 2001 год]</ref>
+
-
до развала [[СССР]] количество ассирийцев в Армении составляло около 6 тысяч человек, но вследствие [[Карабахский конфликт|Карабахского конфликта]], экономической блокады Армении со стороны [[Азербайджан]]а и [[Турция|Турции]] и связанных с этим проблем в [[Экономика Армении|экономике Армении]] приблизительно половина ассирийцев [[Эмиграция|эмигрировала]] из Армении, в основном в [[Россия|Россию]].
+
-
== Греки ==
+
Среди стран, оказавших гуманитарную помощь пострадавшим от разрушительного Спитакского землетрясения (декабрь 1988 г.), был Израиль, не имевший в то время дипломатических отношений с Советским Союзом; израильский отряд спасателей участвовал в ликвидации последствий бедствия. После провозглашения независимости Армении (1991) между двумя странами установились дипломатические отношения, но своего представительства Израиль в Армении не имеет. Его интересы в этой стране представляет посольство в Грузии.
-
{{main|Греки в Армении}}
+
-
В современной Армении несколько деревень с относительно большим процентом греков находятся в регионе вдоль северной границы Армении с [[Грузия|Грузией]], в северной части марза (области) [[Лори (марз)|Лори]]. Наибольшие греческие общины находятся в [[Алаверди]] и [[Ереван]]е<ref>[http://www2.mfa.gr/www.mfa.gr/en-US/Policy/Geographic+Regions/Russia+-+Eastern+Europe+-+Central+Asia/Bilateral+Relations/Armenia/ Hellenic Republic] Hellenic Republic, Ministry of Foreign Affairs</ref>. Также есть общины в [[Ванадзор]]е, [[Гюмри]], [[Степанаван]]е, [[Анкаван]]е, [[Ноемберян]]е. Сегодня в Армении по официальным данным около 1800 греков, хотя по завлениям греческой диаспоры в Армении, около 4000.<ref>[http://www.ana.gr/anaweb/user/showplain?maindoc=5475072&maindocimg=5063588&service=102 Papoulias concludes state visit to Armenia]</ref> Существует эмиграция в другие республики бывшего Советского Союза и Грецию по экономическим причинам.
+
-
== Азербайджанцы ==
+
В декабре 1994 года Израиль посетил с официальным визитом министр иностранных дел Армении В. Папазян. В конце января – начале февраля 2000 года армянская правительственная делегация во главе с президентом Армении Р. Кочаряном посетила Израиль для участия в торжествах, посвященных 2000-летию Рождества Христова. Во время визита министр иностранных дел Армении В. Осканян и министр внутренних дел Израиля Н. Щаранский подписали договор о стимулировании и взаимной защите капитальных вложений.
-
{{main|Азербайджанцы в Армении}}
+
-
{{main|Еразы}}
+
-
[[Всесоюзная перепись населения СССР 1926 года|Первая советская перепись 1926 года]] зафиксировала в Армении 78 тысяч азербайджанцев (или 8,8 % от общего населения республики)<ref name="census1926">[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_26.php?reg=2314 Всесоюзная перепись населения 1926 года: Национальный состав населения по регионам Закавказской СФСР]</ref> (до революции в [[Эриванская губерния|Эриванской губернии]], большая часть которой вошла в состав современной Армении, проживало 300 тысяч азербайджанцев, составлявших 37,5 %населения губернии <ref>[http://books.google.com/books?id=2Plw98pTk5wC&pg=PA58&dq=azerbaijanis+zangezur&lr=&sig=1FkT3zv5MjVGu7Zva1Bof0I7XRk Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War] by Stuart J. Kaufman. Cornell University Press. 2001. p.58 ISBN 0801487366</ref><ref>{{ru icon}} [http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/sobyt/1920arm.html Turkish-Armenian War of 1920]</ref><ref>[http://www.conflicts.rem33.com/images/Armenia/turkarwar.htm Turkish-Armenian War: Sep.24 — Dec.2, 1920] by Andrew Andersen</ref><ref>{{ru icon}} [http://www.auditorium.ru/books/469/p_6.htm Ethnic Conflicts in the USSR: 1917—1991]. State Archives of the Russian Federation, fund 1318, list 1, folder 413, document 21</ref><ref>{{ru icon}} [http://www.ceghakron.com/pages/menu/menu3/kgb7.htm Протокол допроса свидетеля Хойлунца Арсена Арутюновича] [[28 августа]] [[1947]]</ref>, но части Эриваньской губернии со значительной долей азербайджанского населения перешли к соседним с Арменией государствам, территория современной [[Нахичеванская Автономная Республика|Нахичеванской автономной республики]] к Азербайджану и [[Ыгдыр (ил)|Игдир]] Турции). В [[1897]] году мусульмане (курды, персы и азербайджанцы) являлись крупнейшей этнической группой в [[Ереван]]е и составляли 49 % населения города,<ref name="grenoble">[http://books.google.com/books?id=yiObBPPjXbYC&printsec=frontcover&dq=Language+Policy+in+the+Soviet+Union&sig=I22mQT_vcbgrfEyAy6K6MLbHwgk Language Policy in the Soviet Union] by Lenore A. Grenoble. Springer: 2003, p.135 ISBN 1402012985</ref><ref>[http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/119/119478.htm Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: Эривань]</ref> азербайджанцы же составляли большую часть (51 %) населения всей Армении.<ref>''Н. Г. Волкова (Наталья Георгиевна Волкова - одна из ведущих советских этнографов-кавказоведов, признанный ученый в области этнической истории народов Кавказа, автор нескольких монографических исследований по этническому составу населения Северного Кавказа, по кавказской этнонимике) Кавказский Этнографический Сборник'', Статья: Этнические процессы в Закавказье в XIX-XXвв. — IV. — СССР, Институт Этнографии им. М.Маклая, АН СССР, Москва: Наука, 1969. — С. 10. — 199 с. — 1700 экз. — ISBN 2131 Т11272
+
-
<blockquote>В 1897 г. из 137,9 тыс. населения здесь жило 63,6 тыс. армян (46,2 %), 71,2 тыс. азербайджанцев (51,7 %), 1,8 тыс. курдов (1,3 %). По данным сельскохозяйственной переписи 1922 г., всё население Зангезура насчитывало 63,5 тыс. человек, в том числе 56,9 тыс. армян (89,5 %), азербайджанцев 6,5 тыс. (10,2 %), русских 0,2 тыс. (0,3 %).</blockquote></ref> Армяно-азербайджанские столкновения в [[Армяно-татарская резня 1905—1906|1905—1906]] и в 1918—1920 годах, а также советская [[Депортация и переселение азербайджанцев из Армении в XX веке|депортация]] в 1940-х годах привели к тому, что азербайджанское население Армении существенно сократилось. После [[Октябрьская революция|Октябрьской революции]] азербайджанское население Армении более не превышало 200 тысяч человек. Они были сконцентрированы в подавляющем большинстве в сельских местностях республики. В декабре 1947 года [[И. В. Сталин]] принял с подачи первого секретаря компартии Армении Г. Арутюнова решение о депортации 100,000 азербайджанцев из Армении в [[Кура-Араксинская низменность|Кура-Араксинскую низменность]] в Азербайджане.<ref>Vladislav Martinovich Zubok. A Failed Empire: The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev. UNC Press, 2007. ISBN 0807830984, 9780807830987</ref><ref>[http://www.azeri.ru/az/karabakh/408/ Сталинская депортация азербайджанцев из Армении. «Azeri.ru — Азербайджанцы в России».]</ref> Исход азербайджанцев в 1988—91 годах завершил процесс этнической гомогенизации Армении.<ref name="Barrington">[http://books.google.com/books?id=Jp-5UtoBtFEC&pg=PA231&vq=homogenization&source=gbs_search_r&cad=0_1 Lowell W. Barrington. After Independence: Making and Protecting the Nation in Postcolonial & Postcommunist States. University of Michigan Press, 2006. ISBN 0472068989, 9780472068982]</ref> Сегодня численность оставшихся в Армении азербайджанцев варьируется по разным оценкам от нескольких десятков до нескольких сотен человек — в основном, супругов в смешанных браках, а также больных и престарелых людей.
+
В 1990 году в Ереване основано общество армяно-еврейской дружбы «Арев»; в 1991 году учреждена еврейская община Армении 1993 году ее председателем был Г. М. Бурштейн). В 1991 году была создана еврейская воскресная школа «Тора ор», в 1992 году — вечерняя иешива, в 1999 году открыта синагога. В 1997 году стал выходить еженедельник «Коэлет». Однако большинство евреев уезжает из страны, находящейся в состоянии тяжелого экономического кризиса из-за затяжного военного конфликта с соседним Азербайджаном (значительная часть выехавших репатриировалась в Израиль:  
 +
* в 1990 году — 161 человек,  
 +
* в 1991 году — 108,  
 +
* в 1992 году — 135,  
 +
* в 1993 году — 382 человека).  
-
== Евреи ==
+
В 2000 году из Армении в Израиль приехали 126 евреев,
-
В 2001 году евреев в Армении насчитывалось 750 человек, и почти все они — члены смешанных семей. Как отмечает председатель Еврейской общины Армении Римма Варжапетян «По единодушному мнению наблюдателей, армяне не грешат [[антисемитизм]]ом, но 2004 г. принес еврейской общине Армении немало проблем»<ref name="antisemitism">[http://www.eajc.org/program_art_r.php?id=59 Антисемитизм в Армении 2004—2005]</ref>.
+
* в 2001 году — 101 еврей,
 +
* в 2002 году — 80 евреев,
 +
* в январе–августе 2003 года — 18 евреев. В
 +
 
 +
В 2001 году евреев в Армении насчитывалось 750 человек, и почти все они — члены смешанных семей. В 1992–2001 гг. в Москве выходил ежеквартальный армяно-еврейский вестник «Ной» (на русском языке); его редактор и издатель В. Варжапетян в 1995 году стал президентом основанного в Москве армяно-еврейского клуба «Ной», цель которого — укрепление дружественных связей между Арменией и Израилем и между армянами и евреями диаспоры.
 +
 
 +
== Антисемитизм ==
 +
 
 +
Небольшие группы крайних армянских националистов в стране и диаспоре занимают резко антисемитские и антиизраильские позиции, ставя в вину Израилю дружественные отношения с Азербайджаном и особенно с Турцией, не признающей ответственности за геноцид армян 1915 года. В то же время официальная Армения и определенные круги общественности стремятся к взаимопониманию с Израилем и евреями диаспоры, исходя из общности исторических судеб обоих народов и политических интересов стран.
 +
 
 +
Как отмечает председатель Еврейской общины Армении Римма Варжапетян «По единодушному мнению наблюдателей, армяне не грешат [[антисемитизм]]ом, но 2004 году принес еврейской общине Армении немало проблем» <ref name="antisemitism">[http://www.eajc.org/program_art_r.php?id=59 Антисемитизм в Армении 2004—2005]</ref>.
После того как в [[Иерусалим]]е студент [[иешива|иешивы]] плюнул в армянского епископа, руководитель Управления по вопросам национальных меньшинств и религий аппарата правительства Армении Грануш Харатян, в эфире [[23 октября]] [[2004]] года заявила:
После того как в [[Иерусалим]]е студент [[иешива|иешивы]] плюнул в армянского епископа, руководитель Управления по вопросам национальных меньшинств и религий аппарата правительства Армении Грануш Харатян, в эфире [[23 октября]] [[2004]] года заявила:
-
{{cquote|Почему мы не реагируем на то, что на своих пятничных собраниях иудаисты продолжают проповедовать крайнее неприятие всех не иудаистов, вплоть до приравнивания их к скоту и пропаганды плевков?»<ref name="antisemitism"/>}}
+
 
 +
{{cquote|Почему мы не реагируем на то, что на своих пятничных собраниях иудаисты продолжают проповедовать крайнее неприятие всех не иудаистов, вплоть до приравнивания их к скоту и пропаганды плевков?» <ref name="antisemitism"/>}}
В 2004 году председатель Народной партии Армении и кандидат в президенты [[Карапетян, Тигран Карапетович|Тигран Карапетян]] (0,68 % на выборах президента 2008 года) приписал евреям непосредственное участие в организации [[Геноцид армян|Геноцида армян]].<ref name="antisemitism"/> В январе [[2005]] года за неоднократные попытки разжигания межэтнической розни между армянами и евреями был арестован председатель партии «Армяно-арийский орден» Армен Аветисян (призывавший к борьбе армян против «еврейско-масонской агрессии»<ref name="antisemitism"/>). Группа представителей интеллигенции, включая председателя Союза писателей Армении [[Ананян, Левон Захарович|Левона Ананяна]] и уполномоченного по правам человека [[Алавердян, Лариса Асатуровна|Ларису Алавердян]], обратилачь к главному прокурору с просьбой изменить меру пресечения к Аветисяну, поскольку он «является участником карабахской войны, он не был осужден ранее, на его попечительстве 3 несовершеннолетних ребёнка, а также он имеет постоянное место жительства»
В 2004 году председатель Народной партии Армении и кандидат в президенты [[Карапетян, Тигран Карапетович|Тигран Карапетян]] (0,68 % на выборах президента 2008 года) приписал евреям непосредственное участие в организации [[Геноцид армян|Геноцида армян]].<ref name="antisemitism"/> В январе [[2005]] года за неоднократные попытки разжигания межэтнической розни между армянами и евреями был арестован председатель партии «Армяно-арийский орден» Армен Аветисян (призывавший к борьбе армян против «еврейско-масонской агрессии»<ref name="antisemitism"/>). Группа представителей интеллигенции, включая председателя Союза писателей Армении [[Ананян, Левон Захарович|Левона Ананяна]] и уполномоченного по правам человека [[Алавердян, Лариса Асатуровна|Ларису Алавердян]], обратилачь к главному прокурору с просьбой изменить меру пресечения к Аветисяну, поскольку он «является участником карабахской войны, он не был осужден ранее, на его попечительстве 3 несовершеннолетних ребёнка, а также он имеет постоянное место жительства»
-
<ref>[http://www.a1plus.am/ru/?page=issue&id=24961 Интеллигенция требует у прокурора]. ''A+ News''. [[18 февраля]] [[2005]]</ref><ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/020105Armenia.shtml Armenian Parliament Deputies, Ombudsman Demand Release of Detained Anti-Semite]. ''Union of Councils for Soviet Jews''. [[1 февраля]] [[2005]].</ref>
+
<ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/020105Armenia.shtml Armenian Parliament Deputies, Ombudsman Demand Release of Detained Anti-Semite]. ''Union of Councils for Soviet Jews''. [[1 февраля]] [[2005]].</ref>
Как отмечет Римма Варжапетян «Несмотря на это сам факт ареста доказывает, что Армения — цивилизованная страна, отстаивающая национальное достоинство и гражданский мир»<ref name="antisemitism"/>. Ереванский суд приговорил Армена Аветисяна к трем годам условно.
Как отмечет Римма Варжапетян «Несмотря на это сам факт ареста доказывает, что Армения — цивилизованная страна, отстаивающая национальное достоинство и гражданский мир»<ref name="antisemitism"/>. Ереванский суд приговорил Армена Аветисяна к трем годам условно.
-
<ref>[http://www.day.az/news/armenia/22236.html Ереванский суд приговорил Армена Аветисяна к трем годам условно]</ref>
 
Мемориал жертвам [[Холокост]]а в Ереване, построенный еврейской общиной Армении и армянскими диаспорами из разных стран<ref>[http://www.jewish.am/index.php?option=com_content&task=view&id=105&Itemid=2 Митинг, посвященный Дню Катастрофы]</ref>, с момента установления в [[1999]] году неоднократно подвергался осквернению.<ref>[http://www.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1196847408736&pagename=JPost%2FJPArticle%2FShowFull Vandals Deface Holocaust Memorial in Armenia]. The Jerusalem Post. [[23 декабря]] [[2007]].</ref>
Мемориал жертвам [[Холокост]]а в Ереване, построенный еврейской общиной Армении и армянскими диаспорами из разных стран<ref>[http://www.jewish.am/index.php?option=com_content&task=view&id=105&Itemid=2 Митинг, посвященный Дню Катастрофы]</ref>, с момента установления в [[1999]] году неоднократно подвергался осквернению.<ref>[http://www.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1196847408736&pagename=JPost%2FJPArticle%2FShowFull Vandals Deface Holocaust Memorial in Armenia]. The Jerusalem Post. [[23 декабря]] [[2007]].</ref>
-
Согласно отчету [[Государственный департамент США|Госдепартамента США]] за 2007 года, еврейская община воспринимается как неотъемлемая часть армянского общества<ref name="Gosdep2"/>.
+
Согласно отчету [[Государственный департамент США|Госдепартамента США]] за 2007 года, еврейская община воспринимается как неотъемлемая часть армянского общества.
-
== Цыгане ==
+
== Армяне в Эрец-Исраэль ==
-
{{main|Боша}}
+
-
Армянские цыгане составляют особую подгруппу цыган и известны под названием «боша». По официальным данным их в Армении 50 человек,<ref>[http://www.tacentral.com/people.asp Armenia: Population and People]</ref> хотя исследователи называют число в 8—9 тысяч. Причиной столь неопределённого количества является активная интеграция цыган в армянский этнос, к которому они себя предпочитают относить, хотя и чувствуют отчуждённость со стороны этнических армян. {{Нет АИ|18|05|2009}}Цыганское происхождение подверждено в Армении [[Стигматизация (социальная)|стигматизации]] и потому редко афишируется.<ref>[http://www.ca-c.org/journal/cac-06-1999/voskanian.shtml Индо-иранские этнические группы в Армении (Этно-политическая перспектива)]</ref> Цыгане говорят на [[армянский язык|армянском языке]], но в быту иногда используют тайный цыганский язык — [[ломаврен]].
+
-
== Ссылки ==
+
Мозаики с армянскими надписями указывают на то, что уже в 5 в. н. э. в Иерусалиме было армянское население и существовала школа армянских писцов. В армянской истории упомянут 21 иерусалимский епископ в период арабского владычества. В 1311 г. патриарху Саркису удалось обеспечить независимость армянского патриарха, когда Эрец-Исраэль была под властью мамлюков. В начале 17 в. патриархату недоставало денежных средств, но патриарх Крикор Барондер (1613–45) собрал большие пожертвования среди армян в разных странах и построил отдельный армянский квартал в Иерусалиме. В 20 в. армянская община сосредоточилась вокруг патриархата, монастыря Святого Иакова и церкви Архангелов в Старом городе (см. Иерусалим), а также церкви Святого Спасителя на горе Сион. В течение столетий эти учреждения собрали обширную коллекцию рукописей, пожертвованных епископами и паломниками, так же как и фирманов от султанов и халифов, и разных предметов богослужения, заказанных для обрядов в соборе. Библиотека рукописей в Иерусалиме уступает по размерам только коллекции, собранной в Республике Армения. Она была впервые открыта для обозрения широкой публики на выставке в 1969 г.
-
{{reflist}}
+
-
{{страна в темах
 
-
|страна      = Армения
 
-
|страны      = Армении
 
-
|стране      = Армении
 
-
|изображение = {{флаг Армении|35px}}
 
-
|цвет = {{цвет|Армения}}
 
-
}}
 
-
{{Азия по темам 2|Этнические меньшинства|цвет=Армения}}
 
-
{{Европа по темам 2|Этнические меньшинства|цвет=Армения}}
 
-
[[Категория:Народы Армении| ]]
+
== Источники ==
-
[[Категория:Национальные меньшинства]]
+
{{ЭЕЭ|10288|Армения}}
 +
 
 +
== Ссылки ==
 +
{{reflist}}
-
[[en:Ethnic groups in Armenia]]{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:Евреи стран СНГ]]
 +
[[Категория:Антисемитизм]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]

Текущая версия на 11:01, 30 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Армения - государство в Закавказье.

Содержание

В древние времена и в средневековье

Древнее армянское царство достигло наибольшего расцвета во времена Тиграна II. Средневековый армянский историк Моисей Хоренский утверждает, что Тигран поселил многих иудейских пленников в городах Армении. Среди вассальных царей, назначенных там римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода — Тиграна IV (примерно 6 в. н. э.) и Тиграна V (60–61 гг. н. э.) в Великой Армении и Аристобула в Малой Армении. Когда персидский шах Шапур II предпринял массовое насильственное выселение жителей армянских городов в Иран (360–370), значительная часть городского населения Армении состояла из евреев. Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Талмудическая ученость была слабо развита среди евреев в Великой Армении. Раввин А. Я‘аков Армянин (Иерусалимский Талмуд, Гит. 6:7, 48а) является в этом отношении исключением.

Армяно-еврейские контакты имеют длительную историю. По летописным преданиям, феодальные роды Аматуни, Мамиконян, а также род царей Армении Багратуни восходят к еврейским предкам. В начале средних веков Армения состояла из нескольких христианских феодальных княжеств, чаще всего под иностранным верховным владычеством. Большинство городов не допускало в то время поселения евреев. Армения была самостоятельной в 889–1045 гг., затем периодически подпадала под власть Византии и других завоевателей. В конечном итоге армянское еврейство исчезло как отдельная национальная группа (часть его слилась с евреями Курдистана). Все же Армения занимает видное место в средневековых и более поздних преданиях о существовании легендарных поселений «свободных евреев».

В византийских источниках Армения иногда называлась Амалика. На этой основе в средневековых еврейских источниках зафиксирована легенда о том, что армяне являются потомками Амалека - ничем, впрочем, не подтверждённая.


В новое время

В новое время немногочисленные евреи появились на территории Армении с присоединением Эриванского ханства (1828) и Карской области (1878) к России. Армения не входила в черту оседлости, однако, по переписи 1897 г., в Эриванской губернии насчитывалось 1032 еврея и 13 караимов (общая численность населения более 800 тыс. человек), а в Карской области (с 1921 г. в составе Турции) жили 1204 еврея (общая численность населения 27 856 человек).

О массовом истреблении армян в Турции в 1915 года одним из первых сообщил мировому сообществу посол США в Османской империи Г. Моргентау-старший; он предпринял также меры по оказанию помощи депортированным в пустыни Малой Азии армянам. В европейской художественной литературе эти события первым отразил Ф. Верфель (роман «Сорок дней Муса-дага», на немецком языке, 1933; русский перевод — Ереван, 1982).

За годы советской власти на территории Армении сколько-нибудь значительных еврейских миграций не отмечено. В 1930 г. в Армении побывал О. Мандельштам; он с большой симпатией писал об Армении и армянах, их языке и истории. Эту традицию поддержали русские писатели-евреи А. Гитович (1909–66), В. Гроссман, Ю. Карабчиевский (1938–92) и другие; в литературе на идиш — А. Веледницкий. Согласно переписи 1970 г., в Армянской ССР насчитывалось 1048 евреев: 570 женщин, большинство из которых состояли в браках с армянами, и 478 мужчин. По данным переписи 1989 г., в Армении жили 700 евреев (из общего населения 3 млн. 283 тыс. человек).

Схожие судьбы армян и евреев

Большая часть армян живет за пределами Армении. Армянская диаспора более всего напоминает еврейскую диаспору. Оба народа утратили свое государство, превратились главным образом в жителей городов, переселились по сходным миграционным путям, занимались аналогичными профессиями, получали особые хартии привилегий от правителей, создавали собственные общинные организации, стояли под угрозой ассимиляции и уничтожения, были жертвами ложных обвинений, которые так часто возводят на широко рассеянные народы, и так же, как евреи, подвергались преследованиям и гонениям. На Украине армян, как и евреев, обвиняли в том, что их общинная солидарность против инородных соперников разоряет купцов и ремесленников из среды коренного населения. Избиение армян, как и евреев, бывало истолковано как последствие возмущения эксплуатируемых масс. Однако и в Восточной Европе, и на Балканском полуострове между обоими народами существовал известный антагонизм. После Второй мировой войны советское правительство начало широкую кампанию среди армян, живущих вне СССР, призывая их вернуться на свою историческую родину. Эти мероприятия ярко выражали различие между положительным отношением советской власти к возвращению армян и резко отрицательным отношением к сионизму, стремящемуся вернуть евреев на их историческую родину.


Отношения с Израилем

Среди стран, оказавших гуманитарную помощь пострадавшим от разрушительного Спитакского землетрясения (декабрь 1988 г.), был Израиль, не имевший в то время дипломатических отношений с Советским Союзом; израильский отряд спасателей участвовал в ликвидации последствий бедствия. После провозглашения независимости Армении (1991) между двумя странами установились дипломатические отношения, но своего представительства Израиль в Армении не имеет. Его интересы в этой стране представляет посольство в Грузии.

В декабре 1994 года Израиль посетил с официальным визитом министр иностранных дел Армении В. Папазян. В конце января – начале февраля 2000 года армянская правительственная делегация во главе с президентом Армении Р. Кочаряном посетила Израиль для участия в торжествах, посвященных 2000-летию Рождества Христова. Во время визита министр иностранных дел Армении В. Осканян и министр внутренних дел Израиля Н. Щаранский подписали договор о стимулировании и взаимной защите капитальных вложений.

В 1990 году в Ереване основано общество армяно-еврейской дружбы «Арев»; в 1991 году учреждена еврейская община Армении (в 1993 году ее председателем был Г. М. Бурштейн). В 1991 году была создана еврейская воскресная школа «Тора ор», в 1992 году — вечерняя иешива, в 1999 году открыта синагога. В 1997 году стал выходить еженедельник «Коэлет». Однако большинство евреев уезжает из страны, находящейся в состоянии тяжелого экономического кризиса из-за затяжного военного конфликта с соседним Азербайджаном (значительная часть выехавших репатриировалась в Израиль:

  • в 1990 году — 161 человек,
  • в 1991 году — 108,
  • в 1992 году — 135,
  • в 1993 году — 382 человека).

В 2000 году из Армении в Израиль приехали 126 евреев,

  • в 2001 году — 101 еврей,
  • в 2002 году — 80 евреев,
  • в январе–августе 2003 года — 18 евреев. В

В 2001 году евреев в Армении насчитывалось 750 человек, и почти все они — члены смешанных семей. В 1992–2001 гг. в Москве выходил ежеквартальный армяно-еврейский вестник «Ной» (на русском языке); его редактор и издатель В. Варжапетян в 1995 году стал президентом основанного в Москве армяно-еврейского клуба «Ной», цель которого — укрепление дружественных связей между Арменией и Израилем и между армянами и евреями диаспоры.

Антисемитизм

Небольшие группы крайних армянских националистов в стране и диаспоре занимают резко антисемитские и антиизраильские позиции, ставя в вину Израилю дружественные отношения с Азербайджаном и особенно с Турцией, не признающей ответственности за геноцид армян 1915 года. В то же время официальная Армения и определенные круги общественности стремятся к взаимопониманию с Израилем и евреями диаспоры, исходя из общности исторических судеб обоих народов и политических интересов стран.

Как отмечает председатель Еврейской общины Армении Римма Варжапетян «По единодушному мнению наблюдателей, армяне не грешат антисемитизмом, но 2004 году принес еврейской общине Армении немало проблем» [1].

После того как в Иерусалиме студент иешивы плюнул в армянского епископа, руководитель Управления по вопросам национальных меньшинств и религий аппарата правительства Армении Грануш Харатян, в эфире 23 октября 2004 года заявила:

« Почему мы не реагируем на то, что на своих пятничных собраниях иудаисты продолжают проповедовать крайнее неприятие всех не иудаистов, вплоть до приравнивания их к скоту и пропаганды плевков?» [1] »

В 2004 году председатель Народной партии Армении и кандидат в президенты Тигран Карапетян (0,68 % на выборах президента 2008 года) приписал евреям непосредственное участие в организации Геноцида армян.[1] В январе 2005 года за неоднократные попытки разжигания межэтнической розни между армянами и евреями был арестован председатель партии «Армяно-арийский орден» Армен Аветисян (призывавший к борьбе армян против «еврейско-масонской агрессии»[1]). Группа представителей интеллигенции, включая председателя Союза писателей Армении Левона Ананяна и уполномоченного по правам человека Ларису Алавердян, обратилачь к главному прокурору с просьбой изменить меру пресечения к Аветисяну, поскольку он «является участником карабахской войны, он не был осужден ранее, на его попечительстве 3 несовершеннолетних ребёнка, а также он имеет постоянное место жительства» [2] Как отмечет Римма Варжапетян «Несмотря на это сам факт ареста доказывает, что Армения — цивилизованная страна, отстаивающая национальное достоинство и гражданский мир»[1]. Ереванский суд приговорил Армена Аветисяна к трем годам условно.

Мемориал жертвам Холокоста в Ереване, построенный еврейской общиной Армении и армянскими диаспорами из разных стран[3], с момента установления в 1999 году неоднократно подвергался осквернению.[4]

Согласно отчету Госдепартамента США за 2007 года, еврейская община воспринимается как неотъемлемая часть армянского общества.

Армяне в Эрец-Исраэль

Мозаики с армянскими надписями указывают на то, что уже в 5 в. н. э. в Иерусалиме было армянское население и существовала школа армянских писцов. В армянской истории упомянут 21 иерусалимский епископ в период арабского владычества. В 1311 г. патриарху Саркису удалось обеспечить независимость армянского патриарха, когда Эрец-Исраэль была под властью мамлюков. В начале 17 в. патриархату недоставало денежных средств, но патриарх Крикор Барондер (1613–45) собрал большие пожертвования среди армян в разных странах и построил отдельный армянский квартал в Иерусалиме. В 20 в. армянская община сосредоточилась вокруг патриархата, монастыря Святого Иакова и церкви Архангелов в Старом городе (см. Иерусалим), а также церкви Святого Спасителя на горе Сион. В течение столетий эти учреждения собрали обширную коллекцию рукописей, пожертвованных епископами и паломниками, так же как и фирманов от султанов и халифов, и разных предметов богослужения, заказанных для обрядов в соборе. Библиотека рукописей в Иерусалиме уступает по размерам только коллекции, собранной в Республике Армения. Она была впервые открыта для обозрения широкой публики на выставке в 1969 г.


Источники

Статья «Армения» в Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация