Артамонов, Михаил Илларионович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Директор Эрмитажа) |
(→Кампания по борьбе с «космополитизмом») |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 83: | Строка 83: | ||
В этой обстановке, учитывая еврейский компонент любого исследования в области истории хазар, они стали практически полулегальными. Кроме Артамонова и его учеников, никто в СССР больше ими не занимался. Публикация их результатов блокировалась. | В этой обстановке, учитывая еврейский компонент любого исследования в области истории хазар, они стали практически полулегальными. Кроме Артамонова и его учеников, никто в СССР больше ими не занимался. Публикация их результатов блокировалась. | ||
+ | == Научные труды Артамонова по хазарской тематике == | ||
К 1958 году антисемитская кампания слегка ослабла, хотя её основные деятели остались на своих местах. С тенденцией гиперкритицизма в хазароведении было покончено. В статье о [[Саркел]]е в 1958 году Артамонов писал: | К 1958 году антисемитская кампания слегка ослабла, хотя её основные деятели остались на своих местах. С тенденцией гиперкритицизма в хазароведении было покончено. В статье о [[Саркел]]е в 1958 году Артамонов писал: | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Строка 90: | Строка 91: | ||
Издать монографию «История хазар» в полном объёме стало возможным только в 1962 г. Книга вышла в издательстве Эрмитажа, директором которого был Артамонов. Нигде больше она выйти не могла. | Издать монографию «История хазар» в полном объёме стало возможным только в 1962 г. Книга вышла в издательстве Эрмитажа, директором которого был Артамонов. Нигде больше она выйти не могла. | ||
- | Даже там Артамонов был вынужден поместить слова благодарности автору доноса в "Правде" за ценные указания и согласиться с его утверждениями. В дальнейшем в работах Артамонова содержались утверждения о негативной роли | + | Даже там Артамонов был вынужден поместить слова благодарности автору доноса в "Правде" за ценные указания и согласиться с его утверждениями. В дальнейшем в работах Артамонова содержались утверждения о негативной роли [[иудаизм]]а в развитии хазарского общества, отрицание свободы вероисповедания в Хазарии и тому подобное. |
Было ли это привычной маскировкой от советской цензуры или наследием традиционной русской исторической школы, установить уже невозможно.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref> | Было ли это привычной маскировкой от советской цензуры или наследием традиционной русской исторической школы, установить уже невозможно.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref> | ||
+ | |||
+ | Официальные "историки" внедряли представление о существовании сильного русского государства рядом с Хазарией. Под их давлением Артамонов в своих трудах выдвинул тезис, что крепости на Дону (в том числе Саркел) строились для борьбы с этим государством. Впоследствии эта гипотеза сошла с повестки дня.<ref>Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 71</ref> | ||
== Другие направления исследований Артамонова == | == Другие направления исследований Артамонова == | ||
Строка 100: | Строка 103: | ||
== Награды == | == Награды == | ||
- | М. И. Артамонов был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями. Автор десятков статей и монографий, руководитель более 30 археологических экспедиций. Взрастил несколько поколений учеников, среди которых [[Плетнёва, Светлана Александровна|С. А. Плетнёва]], [[Гумилёв, Лев Николаевич|Л. Н. Гумилёв]], [[Столяр, Абрам Давыдович|А. Д. Столяр]], | + | М. И. Артамонов был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями. Автор десятков статей и монографий, руководитель более 30 археологических экспедиций. Взрастил несколько поколений учеников, среди которых [[Плетнёва, Светлана Александровна|С. А. Плетнёва]], [[Гумилёв, Лев Николаевич|Л. Н. Гумилёв]], [[Столяр, Абрам Давыдович|А. Д. Столяр]], И. И. Ляпушкин, А. В. Гадло, [[Клейн, Лев Самуилович|Л. С. Клейн]] и др. |
== Основные труды == | == Основные труды == | ||
Строка 133: | Строка 136: | ||
[[Категория:Историки по алфавиту]] | [[Категория:Историки по алфавиту]] | ||
[[Категория:Хазары]] | [[Категория:Хазары]] | ||
+ | [[Категория:Археология]] |
Текущая версия на 09:42, 31 июля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Л.Гроервейдл | |
Михаил Илларионович Артамонов | |
Файл:Artamonov student.jpg Артамонов в студенческие годы |
|
Дата рождения: |
23 ноября (5 декабря) 1898 |
---|---|
Место рождения: |
Тверская губерния, Российская империя |
Дата смерти: |
31 июля 1972 (73 года) |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
История, археология |
Альма-матер: |
ЛГУ |
Знаменитые ученики: |
С. А. Плетнёва, Л. Н. Гумилёв, А. Д. Столяр, И. И. Ляпушкин, А. В. Гадло, Л. С. Клейн, М. Б. Щукин |
Известен как: |
директор Государственного Эрмитажа (1951—1964) |
Артамо́нов Михаи́л Илларио́нович (23 ноября (5 декабря) 1898, деревня Выголово Весьегонского уезда Тверской губернии — 31 июля 1972, Ленинград).
Выдающийся российский советский археолог и историк. Основатель советской школы хазароведения, директор Государственного Эрмитажа. Главные труды посвящены истории и культуре хазар, скифов и ранних славян.
Биография
Выходец из крестьянской семьи. В 1913 году окончил вечернее Городское четырёхклассное училище. До Октябрьской революции служил конторщиком в Санкт-Петербургском обществе страхований и счетоводом в Обществе заводчиков и фабрикантов. В 1914—1916 гг. учился на вечерних Общеобразовательных курсах. В начале 1917 года был призван в армию. С энтузиазмом встретил Февральскую революцию. В апреле 1917 г. избран членом Совета солдатских депутатов, вскоре добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях на Западной Двине.
В декабре 1917 г. Артамонов демобилизовался и был отозван в Петроград на работу в национализированном Международном банке. С лета 1918 г. и до конца 1920 г. проработал в Красном Холме (Тверская область) в органах народного образования (заведующим школы, преподавателем).
С 1921 по 1924 г. обучался в Ленинградском университете на отделении археологии и истории искусств. Среди учителей Артамонова были А. А. Спицин, А. А. Миллер, Н. П. Сычёв. После окончания университета остался младшим ассистентом археологического кабинета.
Саркел
В 1929 году провёл первую самостоятельную экспедицию — разведку на Нижнем Дону. По результатам исследования убедительно идентифицировал с левобережным Цимлянским городищем известный по письменным источникам город Саркел (раскопки в 1934—36 гг.). В 1934 г. за статью «Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками» Артамонову без защиты диссертации была присвоена степень кандидата исторических наук. С 1935 г. профессор. Докторская диссертация на тему «Скифы. Очерки по истории Северного Причерноморья» защищена 25 июня 1941 г.
Институте истории материальной культуры (Институт археологии)
В 1937 г. возглавил сектор дофеодальной Европы в Институте истории материальной культуры при АН СССР. В 1939 г. коллектив института единогласно потребовал освободить не справлявшегося со своими обязанностями прежнего директора — академика И. А. Орбели, и на эту должность был назначен Артамонов (в то время только кандидат наук и беспартийный. В ВКП(б) вступил в 1940 г.) При Артамонове институт превратился в мощнейший научный центр страны. Пристальное внимание уделялось публикации результатов полевых исследований. Артамонов основал серию сборников «Краткие сообщения ИИМК» и «Материалы и исследования по археологии СССР», редактировал журнал «Советская археология».
В ЛГУ
После войны М. И. Артамонов временно исполнял обязанности заведующего, а с февраля 1949 г. стал заведующим кафедрой археологии ЛГУ. Некоторое время занимал пост проректора по учебной работе, а с января по май 1950 г. исполнял обязанности ректора.
С 1949 по 1951 возглавлял беспрецедентную по размаху Волго-Донскую новостроечную экспедицию, обследовавшую район, которому предстояло уйти на дно Цимлянского водохранилища.
Директор Эрмитажа
В 1951 г. был назначен директором Эрмитажа. За 13-летний период работы в этой должности проявил себя как исключительно талантливый и преданный музейному делу администратор. Его всегда отличала принципиальность и самостоятельная позиция по самым острым вопросам.
Вразрез с официальной идеологией шло увлечение Артамонова современной живописью. При его поддержке в Эрмитаже была организована выставка работ Пикассо, удалось сохранить работы классиков импрессионизма.
Поводом для отставки Артамонова послужила внутримузейная выставка работ М. М. Шемякина. В период «оттепели» покровительствовал вернувшимся из заключения исследователям, таким как Л. Н. Гумилёв, Б. А. Латынин, М. А. Гуковский, И. Г. Спасский).
После отставки (1964) полностью сосредоточился на преподавательской деятельности на истфаке ЛГУ. Умер прямо за рабочим столом, редактируя научную статью.
Вклад в науку
М. И. Артамонов имел необычайно широкий круг научных интересов, охватывавший период от ранней бронзы до Средневековья. Причём все направления осваивались параллельно. Наиболее выдающимся стал его вклад в разработку раннесредневековой истории степей Восточной Европы: проблем политогенеза кочевых обществ, оседания кочевников.
Центральное место в этих исследованиях занимала история хазар. Данное направление исследователь создал самостоятельно буквально с нуля, причём как в археологическом аспекте, где он был абсолютным первопроходцем, так и в области письменной истории. Проведя археологические исследования и изучив огромный массив источников и литературы, Артамонов создал первый в мире системный обзор истории Хазарского каганата. В кн. «История СССР с древнейших времён до образования древнерусского государства» (1939) убедительно доказал, что Хазария сыграла важную роль в истории народов СССР.
Кампания по борьбе с «космополитизмом»
В послевоенные годы во время «кампании по борьбе с космополитизмом» взгляды Артамонова подверглись жестокой критике со стороны советского руководства и коллег-учёных.
Подписанная неким "Ивановым" краткая статья в газете "Правда" в 1951 году содержала критику якобы преувеличенно положительной роли хазар в истории Руси, которую признавал за ними Артамонов и некоторые другие учёные. Партийные идеологи дали указание считать Хазарию мелким ханством. За реализацией этой схемы надзирал главный партийный функционер в исторической науке академик Рыбаков.
В этой обстановке, учитывая еврейский компонент любого исследования в области истории хазар, они стали практически полулегальными. Кроме Артамонова и его учеников, никто в СССР больше ими не занимался. Публикация их результатов блокировалась.
Научные труды Артамонова по хазарской тематике
К 1958 году антисемитская кампания слегка ослабла, хотя её основные деятели остались на своих местах. С тенденцией гиперкритицизма в хазароведении было покончено. В статье о Саркеле в 1958 году Артамонов писал:
"Хазария была в то время большим государством, включавшим различные племена, населявшие южную половину европейской части нашей страны".
Издать монографию «История хазар» в полном объёме стало возможным только в 1962 г. Книга вышла в издательстве Эрмитажа, директором которого был Артамонов. Нигде больше она выйти не могла.
Даже там Артамонов был вынужден поместить слова благодарности автору доноса в "Правде" за ценные указания и согласиться с его утверждениями. В дальнейшем в работах Артамонова содержались утверждения о негативной роли иудаизма в развитии хазарского общества, отрицание свободы вероисповедания в Хазарии и тому подобное.
Было ли это привычной маскировкой от советской цензуры или наследием традиционной русской исторической школы, установить уже невозможно.[1]
Официальные "историки" внедряли представление о существовании сильного русского государства рядом с Хазарией. Под их давлением Артамонов в своих трудах выдвинул тезис, что крепости на Дону (в том числе Саркел) строились для борьбы с этим государством. Впоследствии эта гипотеза сошла с повестки дня.[2]
Другие направления исследований Артамонова
Не меньше сил Артамонов отдал возрождению другой дискриминируемой дисциплины — скифологии. Данная проблематика, практически полностью уничтоженная в первые десятилетия советской власти, благодаря Артамонову превратилась в одну из ведущих отраслей советской археологии.
Третьей крупной областью интересов Артамонова были славяно-русские древности: вопросы этногенеза и расселения славян, древнерусское искусство. Построения Артамонова отличались неприятием многих господствующих догм. Славянской проблематике была посвящена его предсмертная статья «Первые страницы русской истории в археологическом освещении». Из-за смелости выводов она была опубликована только в 1990 г.
Награды
М. И. Артамонов был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями. Автор десятков статей и монографий, руководитель более 30 археологических экспедиций. Взрастил несколько поколений учеников, среди которых С. А. Плетнёва, Л. Н. Гумилёв, А. Д. Столяр, И. И. Ляпушкин, А. В. Гадло, Л. С. Клейн и др.
Основные труды
- Средневековые поселения на Нижнем Дону : По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. : Соцэкгиз, 1935. 117 с.
- Очерки древнейшей истории хазар. Л. : Соцэкгиз, 1936. VII, 136, [3] с.
- Происхождение славян : Стенограмма публичной лекции. Л., 1950. 52 с.
- История хазар. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с. [1]
- Переиздания:
- СПб. : Лань, 2001. 687 с. ISBN 5-8114-0377-1.
- СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. ун-та, 2002. 548, [2] с. ISBN 5-8465-0032-3.
- Вопросы расселения восточных славян и советская археология // Проблемы всеобщей истории. Л., 1967. С. 29—69.
- Археологическая культура и этнос // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971. С. 16—32.
- Сокровища саков : Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. М. : Искусство, 1973. 279 с.
- Киммерийцы и скифы : (От появления на исторической арене до IV в. до н. э.). Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 156 с. [2]
Ссылки
- Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону
- Столяр А. Д. Три поля деятельности М. И. Артамонова.
- Столяр А. Д. Артамонов Михаил Илларионович // Мировая антропология, этнография и археология в лицах
- Столяр А. Д. Память — богатство историка // Санкт-Петербургский университет. — 2004. — 14 октября.
- Столяр А. Д. Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора М. И. Артамонова
- Энциклопедия Санкт-Петербурга
- Тверская область: Энциклопедический справочник
- Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
Примечания
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- ↑ Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 71
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.