|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #REDIRECT [[Омовение]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | [[Категория:Иудаизм]] |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=15.07.2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Омов́ение''' ('''טְבִילָה''', твил́а, буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.
| + | |
- | | + | |
- | == Смысл омовения ==
| + | |
- | Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены [[ТАНАХ|библейским]] законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби [[Иоханан бен Заккай|Иохананом бен Заккаем]]: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).
| + | |
- | | + | |
- | Омовение характерно для большинства древних религий. В различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В [[иудаизм]]е был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, [[ессеи]] и [[Кумранская община]] настаивали на частом совершении омовения. В [[Тосефта|Тосефте]] (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются ''товлей шахарит'' (`совершающие утренние омовения`), — по-видимому, особая группа в рамках [[Фарисеи|фарисейского течения]]. | + | |
- | | + | |
- | == Виды омовения ==
| + | |
- | В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.
| + | |
- | | + | |
- | Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в ''маим хаим'' (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в [[микве]]. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.
| + | |
- | | + | |
- | По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в [[Тора|Пятикнижии]].
| + | |
- | | + | |
- | Особую важность омовение имело для [[Кохен|священников]], так как для участия в [[храм]]овой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в [[Иом-Киппур]] [[первосвященник]] совершал омовение пять раз. Даже сам вход в [[Храм]] был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.
| + | |
- | | + | |
- | Однако среди [[Фарисеи|фарисеев]] вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии [[Гиюр|перехода в иудаизм]], хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к [[Обрезание|обрезанию]], или же вместо него (Иев. 46а).
| + | |
- | | + | |
- | == "Проблема рыжей коровы" ==
| + | |
- | Со времени разрушения [[Храм]]а законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия [[Пара адума|пепла рыжей коровы]], необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты.
| + | |
- | | + | |
- | Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, — [[Нида (ритуальный статус)|омовение женщин после менструации]] и омовение [[Прозелиты|прозелитов]], так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а [[Прозелиты|прозелита]] наделяет статусом еврея.
| + | |
- | | + | |
- | == Особые случаи и технология омовения ==
| + | |
- | В дополнение к случаям, упомянутым в [[ТАНАХ|Библии]], законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины — после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения [[Тора|Торы]].
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку это — [[раввин]]истическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 [[Веса и меры|кавами]] (по различным расчетам, от 10 до 17 литров) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось [[Эзра|Эзре]], однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8).
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно — [[Иом-Киппур]]. Некоторые [[хасид]]ские группы совершают полное омовение перед утренней молитвой ([[Шахарит]]) и перед наступлением [[Суббота|субботы]].
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в [[микве]], однако многие [[раввин]]ы резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения [[микве]] в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные [[микве]] для усопших. Наиболее распространенный обычай — омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.
| + | |
- | | + | |
- | Омовение [[Нида (ритуальный статус)|ниды]] и [[Прозелиты|прозелита]] требует ''каваны'' (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. [[Прозелиты|Прозелит]] произносит бенедикцию после омовения.
| + | |
- | | + | |
- | Совершенное в подобающее время, омовение считается [[Мицва|мицвой]] и может быть совершено в субботу и даже (кроме [[Нида (ритуальный статус)|ниды]]) в [[Иом-Киппур]] и [[Девятое Ава]], то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.
| + | |
- | | + | |
- | Законы омовения стремились соблюдать и [[марраны]], особенно женщины в состоянии [[Нида (ритуальный статус)|ниды]], но из-за отсутствия [[микве]] им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). [[Инквизиция]] преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к [[иудаизм]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в [[храм]]овой службе (Исх. 30:17–21).
| + | |
- | | + | |
- | Омовение рук (нетилат ядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако Омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).
| + | |
- | | + | |
- | Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).
| + | |
- | | + | |
- | В Библии Омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их Омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби Хиллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное Омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, Омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная со средних веков левиты омывают руки кохенам перед совершением последними благословения (биркат-коханим), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом левитов и часто изображается на их надгробиях. Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда — по гигиеническим соображениям, иногда — вследствие предрассудков. Список случаев, когда следует производить Омовение рук, был составлен в 13 в. Шимшоном бен Цадоком; в списке упоминается Омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях.
| + | |
- | | + | |
- | К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной (см. Кашрут) пищей. Такое Омовение также сопровождается бенедикцией.
| + | |
- | | + | |
- | Реформизм в иудаизме не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение.
| + | |
- | | + | |
- | == Источник ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13072&query=%CE%CC%CE%C2%C5%CD%C8%C5 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Омовение" на основании КЕЭ, том 6, кол. 158–161]
| + | |