Тейтельбаум, Йоэль (Сатмарский ребе)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Пинхас (Обсуждение | вклад)
 
(17 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Изображение:151px-Satmar Rebbe Yoel.bmp.png|thumb|140px|Йоэль Тейтельбаум]]
+
#redirect [[:ej:Тейтельбаум, Йоэль (Сатмарский ребе)]]
-
{{IsFromWiki}}'''Йоэль Тейтельбаум''' (Тейтельбойм) называемый также ''реб Йойлиш'' или просто ''Сатмарский Ребе'' ([[1887]] [[Сигет]], [[Австро-Венгрия]] — [[1979]] [[Нью-Йорк]], [[США]]). Основатель сатмарского хасидизма, один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального [[иудаизм]]а. Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству [[Израиль]]. Прозван «строитель общины» за роль в создании хасидской общины в США.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
 
+
-
Р. Йоэль родился в семье [[сигет]]ских [[цаддик]]ов, ведущих свою родословную от р. Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или [[Шаторальяуйхели]] (Sátoraljaújhely) в Венгрии. Его отец был р. Хананья Йом-Тов, ребе из Сигета. Р. Йоэль был младшим сыном и поэтому после смерти отца не занял его место. В 23 года получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. В [[1911]] г. занял должность раввина [[Оршива|Оршивы]] в [[Закарпатье]]. В [[1916]] избран раввином г. Сатмар ([[Сату-Маре]]) в [[Трансильвания|Трансильвании]], современная [[Румыния]]. Р Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по [[галаха|галахе]], его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация {{lang-he|}}) пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по [[иудаизм]]у, только после проверки р. Йоэля общины соглашились утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика Р.Йоэля против [[сионизм]]а, в котором он видел серьёзнейшее нарушение Торы. Хотя р. Йоэль и видел в сионизме опасность еврейскому существованию, тем не менее его взгляды не были такими крайними как у ребе из Мункача ([[Мукачево]]). Известно о широкой полемики между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.
+
-
 
+
-
Р.Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. В начале войны эвакуировался в Клаузенбург ([[Клуж]]), но там его настигли [[гестапо]]вцы и заключили в [[гетто]]. В [[1944]] г. р. Йоэль вместе с группой своих хасидов смог выбраться на поезде [[Кастнер, Рудольф|Кастнер]]а в [[Швейцария|Швейцарию]]. В [[1945]] репатриировался в Палестину, где был признан лидером [[Эда Харедит]] (ультра-ортодоксальная, анти-сионистская община). Р.Йоэлю трудно было найти себя в ишуве (название еврейской общины в Палестине до 1948 г.) с его антисионистсими взглядами и он предпочел воссоздать свою общину в США в Нью-Йорке, в районах [[Квинс]] — [[Вильямсбург]], где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их.
+
-
 
+
-
Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма и вскором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район [[Вильямсбург]] оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов и р. Йоэль создал новую общину близ г. Монро в штате Нью-Йорк, округе Оранж-каунти, названной [[Кирьяс-Йоэль]]. Сегодня население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.
+
-
 
+
-
Р.Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава
+
-
[[Шах, Элиэзер Менахем|Элиэзера Шаха]].
+
-
 
+
-
После его смерти его место занял его племянник р. Мойше Тейтельбойм.
+
-
 
+
-
== Взгляды ==
+
-
=== Сионизм ===
+
-
Попытка создать еврейское государства до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде: Б-г заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народами мира не будут порабощать евреев слишком сильно.
+
-
Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуться себе Эрец Исраэль, а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути которыми было создано государство Израиль не соответствуют договоренности и являются запрещенными, а государство Израиль незаконным.
+
-
 
+
-
=== Возрождение иврита ===
+
-
Рав Йоэль считал, что [[иврит]] — святой язык, которым евреи никогда не пользовались в своем обиходе, и таким он должен оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать [[идиш]]. Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует [[идиш]]. Другие раввины поддержали взгляды р. Йоэля, но на практике смирились с израильской действительностью.
+
-
 
+
-
=== Место еврейской общины в современном мире ===
+
-
Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Если не создать условий самоизоляции, евреи потеряет свой духовный облик, свою культуру и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.
+
-
 
+
-
В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских "штетл" перенёсся туда во всем своем величии.
+
-
 
+
-
=== [[Галаха]] ===
+
-
Придерживаться принципа «Хадаш асур мин атора» - новшества запрещены Торой, следовательно следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.
+
-
 
+
-
== Общественное влияние ==
+
-
== Отношения с другими еврейскими лидерами ==
+
-
Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с [[Шнеерсон, Менахем Мендель|любавическим ребе]]. Однако последователи  р. Йоэля часто вступали в перепалки и зверские драки{{Нет АИ|18|05|2009}} и он их не осуждал. Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и [[Хазон Иш]]ем, а также раввином из [[Брест (Белоруссия)|Брест]]а р. [[Ицхак Зеэв Соловейчик|Ицхак Зеэвом Соловейчиком]]. Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.
+
-
 
+
-
== Книги ==
+
-
* Вайоэль Мойше
+
-
* Диврей Йоэль
+
-
== Книги о нем ==
+
-
* '''Ребе из Сатмара''' (на иврите) - Авраам Фукс - 1980, Иерусалим
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* Статья [http://www.eleven.co.il/article/14064#7 «Тейтельбаум, семья»],  [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские богословы]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Деятели иудаизма]]
+
-
[[Категория:Хасидские цадики]]
+
-
[[Категория:Раввины США]]
+
-
[[Категория:Раввины Венгрии]]
+
-
[[Категория:Раввины Румынии]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в 1887 году]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1979 году]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Антисионизм]]
+
-
[[Категория:Раввины Австро-Венгрии]]
+
-
 
+
-
[[en:Joel Teitelbaum]]
+
-
[[he:יואל טייטלבוים]]
+
-
[[hu:Joel Teitelbaum]]
+
-
[[nl:Joel Teitelbaum]]
+
-
[[yi:יואל טייטלבוים]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 01:07, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Тейтельбаум, Йоэль (Сатмарский ребе)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация