м |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| + | | АВТОР1 = |
| + | | АВТОР2 = |
| + | | АВТОР3 = |
| + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| + | | ПРОЕКТ = |
| + | | ПОДТЕМА = |
| + | | КАЧЕСТВО = |
| + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = |
| + | | ВИКИПЕДИЯ = |
| + | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = |
| + | }} |
| + | {{main|Шолом-Алейхем}} |
| {{музей | | {{музей |
- | {{IsFromWiki}} |название = Музей народной архитектуры и быта <br />Средней Надднепрянщины
| + | |название = Музей народной архитектуры и быта <br />Средней Надднепрянщины |
| |оригинал = Музей народної архітектури та побуту <br />Середньої Наддніпрянщини | | |оригинал = Музей народної архітектури та побуту <br />Середньої Наддніпрянщини |
| |файл = IMG 2676-1.JPG | | |файл = IMG 2676-1.JPG |
Строка 17: |
Строка 31: |
| }} | | }} |
| | | |
- | [[Файл:IMG 2717.JPG|thumb|300px|План музея]]
| + | На территории в 30 гектаров Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» размещено 13 тематических музеев. |
- | '''Музе́й наро́дной архитекту́ры и бы́та Сре́дней Надднепря́нщины''' — [[музей]] под открытым небом, расположенный на окраине [[Переяслав-Хмельницкий|Переяслав-Хмельницкого]]. Входит в состав Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав».
| + | |
- | | + | |
- | В музее представлено украинское село Средней Надднепрянщины как конца [[XIX век|ХІХ]], начала [[XX век]]ов, так и здания и стоянки со времён позднего [[палеолит]]а до времён [[Киевская Русь|Киевской Руси]]. На территории в 30 гектар размещено 13 тематических музеев, которые являются органическим продолжением музея-села. Музей знакомит с народной культурой, [[Архитектура|архитектурой]] и творчеством, обычаями и обрядами украинцев Средней Надднепрянщины. Вниманию посетителей представлены 122 памятника народной архитектуры, свыше 30 тысяч памятников материальной и духовной культуры.
| + | |
- | | + | |
- | Музей расположен по адресу: [[Украина]], [[Киевская область]], г. Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2. Открыт для посетителей ежедневно с 10 до 17 часов.
| + | |
- | | + | |
- | == Объекты музея ==
| + | |
- | На территории музея расположены 185 объектов, из них 104 памятники народной архитектуры [[XVIII век|XVIII]]—[[XIX век]]ов, в том числе 20 дворов с домами и хозяйственными постройками, 23 разнообразные установки и мастерские, более 20 тысяч произведений народного искусства, орудий труда, предметов быта, собранных в лесостепной зоне Украины. Украшениями музея являются два рукотворных пруда, [[дендропарк]] с десятками тысяч деревьев и кустов, ухоженные дворы и огороды.
| + | |
- | | + | |
- | === Древнейшие здания и достопримечательности ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2719.JPG|thumb|250px|left|«Каменные бабы»]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2542-1.JPG|thumb|250px|Жилище ХІ века, Переяслав-Хмельницкий. Реконструкция]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2553.JPG|thumb|250px|left|Жилище ХІ века, с. Сосновая, Переяслав-Хмельницкий район, Киевская область]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2544.JPG|thumb|250px|Фрагмент стоянки позднего палеолита. с. Добраничевка, Яготинский район, Киевская область]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2547.JPG|thumb|250px|left|Половецкое святилище конца ХІІ — нач. ХІІІ века. Чаплинский район, Херсонская область. Реконструкция]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2549.JPG|thumb|250px|Жилищно-хозяйственный комплекс Х века. Киев. Подол. Реконструкция]]
| + | |
- | '''Древнейшая монументальная каменная [[скульптура]] и погребальные саркофаги:''' В каменных [[саркофаг]]ах погребали своих покойников племена [[Кеми-обинская культура|кеми-обинской культуры]] (IV век до н. э.). Их помещали под насыпь [[курган]]а. Саркофаги расписывались изнутри минеральными красками, преимущественно красной [[Охра|охрой]]. Узоры были от самых простых чёрточек, «ёлок», солярных знаков, до более сложных композиций.
| + | |
- | | + | |
- | [[Антропоморфизм|Антропоморфные]] [[Стела|стелы]] — первые монументальные каменные изображения человека. Они связаны преимущественно с похоронными обрядами. Создателями стел были племена кеми-обинской и [[Ямная культура|ямной культур]] (VI—IV век до н. э.). Они изображают человека-воина в полном боевом снаряжении. В [[Скифы|скифской]] скульптуре выступает образ предка-родоначальника, героя.
| + | |
- | | + | |
- | [[Тюркские народы|Тюркоязычным народам]] украинских степей — [[Торки|торкам]], [[Печенеги|печенегам]] и [[Половцы|половцам]] ([[X век|X]]—[[XIII век]]а) принадлежала наиболее совершенная группа каменной скульптуры, так называемые [[Каменная баба|«каменные бабы»]]. Они разделяются на стоячие, сидячие и погрудные фигуры; мужские и женские.
| + | |
- | | + | |
- | '''Жилище ХІ века:''' Однокамерная полуземлянка размером 3,8 х 4 метра. Стены сложены из сосновых тёсаных брёвен в технике горизонтального заполнения «в шулы». Крыша двускатная с коньком и желобом для отвода воды, покрытый тёсом. «Волоковые» окна на ночь задвигались досками. Двери вращались на деревянной оси — «бегуне».
| + | |
- | | + | |
- | Воспроизведён интерьер. В правом углу размещена глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному», слева [[полати]] из досок, под ними яма для зерновика, в центре стол из дубового пня. Пол глинобитный. Жилище было типичным для рядовой застройки ремесленных кварталов древнего Переяслава.
| + | |
- | | + | |
- | '''Жилище ХІ века:''' Это жилище воспроизведено по материалам исследования. Оно ориентировано входными дверями на восток, углубление в земле 0,8 метров, размеры 3,3 х 2,4 м. Слева от дверей, в юго-восточном углу, размещена глинобитная печь, имеющая круглую форму диаметром по нижней основе 1,4 м. Свод сохранился на 0,2 м. Под печи имеет 6 подмазок — результат долговременного использования и многоразовых ремонтов. Остатки печи были перевезены в музей монолитом.
| + | |
- | | + | |
- | Стены жилища каркасно-столбовые, плетёные из лозы, мазаные глиной, белёные. Опорные столбы (сохи), размещённые снаружи, поддерживают камышовую двускатную крышу. Вход в жилище по деревянным ступеням.
| + | |
- | | + | |
- | '''Фрагмент стоянки позднего палеолита (15 тысяч лет до н. э.):''' На стоянке, которая находилась на левом берегу реки [[Супий]], были исследованы 4 жилищно-производственных комплекса, принадлежавших племени охотников на [[мамонт]]ов. Один из комплексов был перевезён в экспозицию музея. Он состоит из жилища, трёх ям—«кладовых» с костями мамонтов и мастерской для обработки [[Кремний|кремния]]. Жилище реконструировано, а ямы—«кладовые», перевезены со стоянки.
| + | |
- | | + | |
- | Жилище имело вид [[Курень|куреня]], каркас которого выполнен из деревянных жердей, которые снаружи укрывались шкурами животных. Основание жилища обставлено большими костями мамонта, преимущественно черепами, в отверстия которых вставлены жерди.
| + | |
- | | + | |
- | Ямы-кладовые заполнены костями и бивнями мамонта, использовавшимися для изготовления орудий труда, строительства, отопления и освещения жилища.
| + | |
- | | + | |
- | Рядом с жилищем — открытый очаг, возле которого изготовлялись орудия из кремния.
| + | |
- | | + | |
- | Над экспозицией возведен павильон, повторяющий формой жилище-курень.
| + | |
- | | + | |
- | '''Половецкое святилище:''' Святилище представляет собой прямоугольное, выложенное [[известняк]]ом углубление, в центре которого установлены каменные статуи — две женские и одна мужская. Представленные в святилище скульптуры относятся к наиболее развитым и совершенным типам XII—XIII веков.
| + | |
- | | + | |
- | На дне углубления этого святилища были найдены остатки жертвоприношения — кости животных (коня, барана, быка, медный казан и обломки амфор). Подобные святилища сооружались в честь предков покровителей рода, или орды (союза нескольких родов).
| + | |
- | | + | |
- | '''Жилищно-хозяйственный комплекс:''' — усадьба киевлянина [[X век]]а, созданная на основе экспонируемых двух срубов. Усадьба ограждена высоким частоколом. В ней жилище и хозяйственная постройка. Сооружения сложены из сосновых брёвен «в сруб». Крыши двухскатные.
| + | |
- | | + | |
- | Жилище двухкамерное: изба + сени. Нижние брёвна жилой половины лежат на земле, углы сеней подпирают дубовые стояки. Пол дощатый. В жилой части, в углу справа от двери находится глинобитная печь с опечьем, сбитым из досок, деревянным дымарём, обмазанным изнутри глиной.
| + | |
- | | + | |
- | В экспозиции интерьера использованы подлинные вещи XI—XIII веков из археологических раскопок, а также этнографической коллекции музея.
| + | |
- | | + | |
- | Хозяйственная постройка имеет два яруса. Система засовов на дверях и конструкция лестницы восстановлена по оригиналу, отделка построек — по материалам раскопок.
| + | |
- | | + | |
- | === Дворы и общественные здания XVI—XIX веков ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2707-1.JPG|thumb|250px|left|Церковь Иоанна Богослова. Белоцерковское староство ([[1606 год]])]]
| + | |
- | [[Файл:Іконостас.JPG|thumb|250px|Церковь святого Георгия. Иконостас]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2565-1.JPG|thumb|250px|left|Дом священника. Переяславский уезд, Полтавская губерния. Конец ХІХ века]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2591-1.JPG|thumb|250px|Сельская управа. с. Въюнище, Переяславский уезд, Полтавская губерния. 2-я половина ХІХ века]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2586.JPG|thumb|250px|left|Шинок. с. Рудяков, Переяславский уезд, Полтавская губерния. 1890-е годы]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2711.JPG|thumb|250px|Казацкая застава XVII века. Реконструкция]]
| + | |
- | [[Файл:IMG 2675-1.JPG|thumb|250px|Шатровый ветряк]]
| + | |
- | В экспозиции музея представлены типовые дворы из интерьеры крестьян Надднепрянщины:
| + | |
- | * по профессиям: [[священник]]а, [[гончар]]а, [[дубильщик]]а, [[Бондарь|бондаря]], грибника, [[ткач]]а, [[маслобойщик]]а, [[столяр]]а, жилище [[Знахарь|знахарки]];
| + | |
- | * по состоянию: безземельника, вдовы, бедняка, середняка, зажиточного крестьянина, зажиточного селянина-промышленника.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того есть копии общественных зданий: церквей, церковно-приходской школы, гамазея (общественный хлебный амбар), сельской управы.
| + | |
- | | + | |
- | '''Церковь Иоанна Богослова:''' Церковь входит в число древнейших, наиболее распространённых на Украине памятников казацкой эпохи. Она была построена на средства казацкой общины из тёсаных дубовых брёвен, установленных на нескольких, вкопанных в землю, каменных глыбах. Концы сруба положены в «канюки» без остатка, стены обшиты тёсом.
| + | |
- | | + | |
- | Трёхглавное здание с главами, расположенными в один ряд. Срубы [[притвор]]а и [[неф]]а прямоугольной формы, [[алтарь]] гранёный, построен на пяти сторонах восьмигранника.
| + | |
- | | + | |
- | [[Колокольня]] (середина XVIII века) — трёхъярусное сооружение с галереей вокруг нижнего яруса, была перевезена из села Бушево [[Ракитнянский район|Ракитнянского района]] [[Киевская область|Киевской области]].
| + | |
- | | + | |
- | На простом казацком дворе воспроизведён казацкий [[некрополь]]. Здесь установлено 67 каменных и деревянных крестов XVIII—XIX веков c разрушенных кладбищ казацких сёл Надднепрянщины и Переяславщины, которые попали в зону затопления [[Каневское водохранилище|Каневского водохранилища]].
| + | |
- | | + | |
- | '''Церковь святого Георгия''' — церковь из села Андруши Переяславского полка памятник архитектуры национального значения. Она была построена на средства сельской общины в [[1768 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Церковь — однокупольное сооружение высотой 27,5 метров, крестообразная с четырёхгранником в центре и 4 рукавами по сторонам света.
| + | |
- | | + | |
- | Алтарь, притвор, северный и южный срубы вместе с межрукавными срубами, которые вдвое ниже высоты рукавов, образуют монолитную массу.
| + | |
- | | + | |
- | В 1830-х годах была пристроена колокольня. В [[1845 год]]у [[Шевченко, Тарас Григорьевич|Т. Г. Шевченко]] изобразил эту церковь на рисунке «Ивы в Андрушах».
| + | |
- | | + | |
- | Украшена церковь очень скромно. Розетки-кресты размещены по [[фриз]]у всего здания, фронтонах, по фризу центрального участка и [[четверик]]а колокольни, а также на стенах четверика колокольни.
| + | |
- | | + | |
- | В интерьере церкви имеется богатая коллекция икон конца XIX, начала XX веков, резной деревянный [[аналой]], коллекция деревянных и металлических крестов.<ref>Нестеровы В. и Н. [http://www.risu.org.ua/ukr/news/reportage/article;18950/ Переяслав-Хмельницький: Церква contra музей, або свавілля продовжуються]</ref> Пятиярусный [[иконостас]] середины XIX века украшен замечательной резьбой. Подлинный иконостас в советское время был вывезен в [[Эрмитаж]], поэтому музей подобрал похожий деревянный резной иконостас ХІХ века.
| + | |
- | | + | |
- | '''Двор священника:''' Сельские священники жили большими патриархальными семьями, были крепко связаны с селом, придерживались устоявшихся, выработанных многими поколениями взглядов на жизнь, быт, труд, воспитание детей.
| + | |
- | | + | |
- | Усадьба священника традиционно располагалась около церкви, неподалеку школы. Во дворе: дом, амбар, [[хлев]], сарай. Дом — четырёхстенное сооружение с крыльцом. Крыша покрыта черепицей. В интерьере жилища преобладали элементы мещанского быта: мебель, изготовленная по индивидуальному заказу, посуда фабрично-заводского изготовления, кролевецкие и вышитые рушники, ковры, книги.
| + | |
- | | + | |
- | '''Сельская управа:''' Сельская управа — орган сельского самоуправления, обеспечивала сбор государственных [[налог]]ов, осуществляла надзор за отбыванием повинностей крестьянами, за исправностью дорог, мостов, состоянием посевов зерновых, лесов, водоёмов, за соблюдением общественного порядка, оказывала помощь при пожарах и наводнениях, распределяла землю между общинниками, решала вопрос пребывания отдельных хозяев в общине, вопросы строительства и содержания школ, госпиталей.
| + | |
- | | + | |
- | Распорядительным органом сельской общины был сельский сход — собрание представителей всех хозяйств.
| + | |
- | | + | |
- | Руководство управой осуществляли староста и писарь. План управы: канцелярия + сени + холодная (расправа) + амбар.
| + | |
- | | + | |
- | В канцелярии и холодной представлены манекены старосты, писаря и арестованного.
| + | |
- | | + | |
- | '''Шинок:''' Шинки (кабаки) известны на территории Украины со времен Киевской Руси. Начиная с XVI века право на содержание шинков стало привилегией зажиточных слоёв населения; со времен Гетманщины — казацкой старшины, а позже — дворянства. В конце XIX века монопольное право на производство и продажу [[Водка|водочных]] изделий перешло в руки государства.
| + | |
- | | + | |
- | Особенность здания: наличие открытого крыльца (навеса) с орнаментной резьбой. План шинка: хата + сени + хатина (меньшая жилая половина в украинской хате) + амбар + амбар. Слева от входа — жилище хозяина, справа — собственно шинок с соответствующей меблировкой и оформлением. В амбаре находится оборудование с помощью которого можно наблюдать технологию получения спирта для изготовления водки — старинный [[самогонный аппарат]].
| + | |
- | | + | |
- | У дверей имеется окошко для продажи водки ночью.
| + | |
- | | + | |
- | '''Казацкая застава (пост, крепость):''' [[Фортификационное сооружение]] [[казак]]ов, которые несли караульную службу на границах казацких и государственных земель.
| + | |
- | | + | |
- | Крепость, окружённая рвом шириной 6 м, перед которым установлены заострённые дубовые колья, над рвом насыпан земляной вал. На валу установлен частокол с бойницами. Над воротами расположена караульная башня.
| + | |
- | | + | |
- | Внутри двухярусное здание: конюшня и жилище казаков.
| + | |
- | | + | |
- | Слева от крепости, на холме, воспроизведена казацкая сторожевая башня — «хвигура», «гляда», или «маяк». Ряд маяков создавал самобытную систему оповещения о приближении врага.
| + | |
- | | + | |
- | '''Ветряки:''' Органически вписались в архитектурный облик музея 15 [[ветряк]]ов, которые использовались в качестве мельниц для перемалывания зерна, как крупорушки для изготовления крупы и как сукновальни. Ветряки разделялись на два типа: столбовые и шатровые («голландки»).
| + | |
- | | + | |
- | == Тематические музеи ==
| + | |
- | | + | |
- | === Музей украинских обрядов и обычаев ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2653-1.JPG|thumb|250px|Музей украинских обрядов и обычаев]]
| + | |
- | Этот музей находится на территории музея под открытым небом. Он был открыт во время празднования Зелёного Воскресенья ([[Троица|Троицы]]) в [[1989 год]]у. Экспозиция состоит из четырёх комнат, рассказывающих об обычаях, обрядах, традициях от древних времён до наших дней.
| + | |
- | | + | |
- | Первый зал содержит экспонаты, свидетельствующие об обычаях в дохристианский период. Во втором зале можно увидеть «ряженых», которые ходили во время рождественских праздников, приветствуя хозяев с рождением [[Исус Христос|Исуса Христа]]. Далее изображено празднование [[Крещение Господне|Крещения Господня]], [[Пасха|Пасхи]], Троицы и др.
| + | |
- | | + | |
- | В следующем зале рассказывается о семейно-бытовых праздниках и обычаях, связанных с ними. Это — свадьба, рождение ребенка, посиделки (вечёрницы), толока, похоронные обряды.
| + | |
- | | + | |
- | В последнем зале можно ознакомиться с современными украинскими обрядами и обычаями.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей истории Украинской православной церкви ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2561.JPG|thumb|250px|Музей истории Украинской православной церкви]]
| + | |
- | В уникальном памятнике деревянного искусства — Сухоярский церкви [[1775 год]]а, перевезённой в заповедник из села Сухой Овраг [[Ставищенский район|Ставищенского района]] Киевской области, находится Музей истории [[Украинская православная церковь|Украинской православной церкви]]. Здание трёхсрубное с тремя куполами, средний сруб длиннее и шире остальных.
| + | |
- | | + | |
- | В музее экспонируется подборка материалов, связанных с жизнью Иисуса Христа, Богородицы и других святых, икона «Крещение Руси в 988 году».
| + | |
- | | + | |
- | В витринах размещена религиозная литература, старопечатные книги, произведения [[Василий Великий|Василия Великого]], [[Иоанн Златоуст|Иоанна Златоуста]], [[Григорий Богослов|Григория Богослова]]. На стене висят иконы с изображением святых [[Борис и Глеб|Бориса и Глеба]], изображение митрополита Переяславского Ефрема.
| + | |
- | | + | |
- | В XVI—XVII веках церковь становится национальной. В экспозиции показан портрет Елисея Плетенецкого архимандрита [[Киево-Печерская лавра|Киево-Печерской лавры]], который заложил в Лавре типографию и в [[1616 год]]у издал «Журнал». Далее размещены портреты гетмана [[Сагайдачный, Пётр Кононович|Сагайдачного]], а также [[Пётр (Могила)|Петра Могилы]]; иконы 12-ти самых главных праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа — Рождество, Крещение, Пасха, Вознесение и другие.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей рушника ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2579.JPG|thumb|250px|Музей рушника]]
| + | |
- | В уникальном памятнике архитектурного зодчества XVII века ([[1651 год]]а), перевезённом из села Пищики [[Сквирский район|Сквирского района]] Киевской области, была создана экспозиция музея украинского [[рушник]]а, который открылся для посетителей в [[1995 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Украинский рушник — это история украинского народа. В их орнаментах сохранились древнейшие магические знаки. Изображение «дерева жизни», «богини-берегини», символов земли, воды, светил, которые нашли последующее своеобразное переосмысление и обновление.
| + | |
- | | + | |
- | В заповеднике экспонируется и сохраняется около 4000 рушников. В музее рушника представлено 300 рушников разных регионов (Киевская, [[Полтавская область|Полтавская]], [[Черниговская область|Черниговская]], [[Черкасская область|Черкасская области]], район [[Полесье|Полесья]]).
| + | |
- | | + | |
- | В первом зале размещены знаменитые тканые рушники Переяславщины, которые датируются XIX веком. Их орнаментика берёт свое начало с древнейших веков.
| + | |
- | | + | |
- | Далее в экспозиции представленные тканые полесские рушники, знаменитые кролевецкие рушники и все виды рушников разных областей Украины: вышитые, тканые, вышитые «тамбурным швом», монастырские, изготовленные ажурной техникой (долблёнкой, вырезанием, затягиванием, мережкой с настилом), рушники, выполненные «крестиком» и др.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей лекарственных растений ===
| + | |
- | В помещении теплицы под стеклом размещён музей [[Лекарственные растения|лекарственных растений]]. Двери музея украшены изображениями лекарственных растений. В первом зале музея с правой стороны сымитирован угол знахарки. Здесь над окном висит икона святого [[Великомученик Пантелеимон|Пантелеймона-целителя]], обрамлённая старинным мережковым рушником с национальной вышивкой. На стене образ святого целителя — епископа Ефрема Переяславского, который в XI веке открыл в Переяславе больницу.
| + | |
- | | + | |
- | На Украине знахарь пользовался уважением. Считалось, что он от Бога и использует свою силу в добрых целях.
| + | |
- | | + | |
- | В центре интерьера музея помещён большой портрет основоположника научной [[Фитотерапия|фитотерапии]] в [[Российская империя|Российской империи]] — [[Амбодик-Максимович, Нестор Максимович|Нестора Максимовича Амбодик-Максимовича]] ([[1744]]—[[1812]]), вокруг размещены портреты выдающихся фитотерапевтов:
| + | |
- | * Михаила Андреевича и Ивана Михайловича Носаль
| + | |
- | * Наталии Петровны и Даниила Никифоровича Зубицких
| + | |
- | * Василия Владимировича Кархута
| + | |
- | * Фёдора Ивановича Мамчура
| + | |
- | * Евгения Степановича Толстухи
| + | |
- | * Бориса Владимировича Заверухи
| + | |
- | | + | |
- | Во втором экспозиционном зале музея, на фоне живописных стеллажей и подвешенных расписных горшков с вечнозелёными лекарственными растениями, демонстрируется [[гербарий]], в котором около 100 видов экспонатов, представляющих большую научную ценность лекарственных растений Среднего Приднепровья.
| + | |
- | | + | |
- | Посредине тыльной стены размещены витрины с наборами лекарственных растений и настойками, изготовленными Яготинским фитоцентром «Здоровье».
| + | |
- | | + | |
- | В верхней части размещены печатные труды выдающихся фитотерапевтов с дарственными автографами Зубицких, Толстухи, Мамчура, Заверухи, Касьяна, Боднарчука, а также [[Красная книга|Красные книги]] растительного и животного мира.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь также имеется стенд, где описаны лечебные свойства растений и способы их употребления, а также экспонаты лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.
| + | |
- | | + | |
- | На выходе, на турникете размещены рекомендации применения лекарственных растений при определённых болезнях. Экспонируется на витрине иллюстрированная большая книга — «Атлас лекарственных растений СССР».
| + | |
- | | + | |
- | Третий выставочный зал временно используется в качестве рабочего комплектующего цеха, где проводится [[черенкование]], перевалка, [[выгонка]] и выращивание рассады. Здесь растут многолетние пальмы, [[Монстера|монстеры]], [[Ампельные растения|ампельные]] и цветущие растения.
| + | |
- | | + | |
- | Перед фасадом музея и на нижней террасе разместились фитоплантации лекарственных растений многих видов.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей пчеловодства ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2662.JPG|thumb|250px|Музей пчеловодства]]
| + | |
- | В доме конца XIX века, перевезённого из села Помокли [[Переяслав-Хмельницкий район|Переяслав-Хмельницкого района]], находится «Музей истории [[Пчеловодство|пчеловодства]]». Дом построен «в шулы»: дом, сени, хатина и кладовая. Во дворе находятся: амбар для хранения [[мёд]]а, рамок [[Улей|ульев]]; вильшанник — погреб, покрытый двухскатной соломенной крышей для зимовки пасеки и улья-дуплянки середины XIX века.
| + | |
- | | + | |
- | При входе в музей изображён святой Зосима — покровитель пчеловодства. В кладовой размещён столярный станок с различными столярными инструментами, две [[Медогонка|медогонки]] конца XIX века, настенные весы, гири. В сенях расположена большая дуплянка, с помощью которой поднимали дуплянки на дерево. В доме на полках находится литература по пчеловодству, на сундуках — журналы «Пчеловодство». В углу — иконы, среди них обязательно иконы святых Зосима и Савватея — покровителей пчеловодства. В витринах экспонируется посуда периода Киевской Руси для хранения мёда, показано изготовление искусственной [[Борть|борти]], дуплянка конца XVIII века. В центре дома есть дуплянка на две пчелиных семьи, которую подвешивали на высоту 8-10 метров с помощью специального колеса. Также в экспозиции находятся две медогонки XIX века, инструменты для ухода за пчёлами, бытовые вещи и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей Н. Н. Бенардоса ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2615-1.JPG|thumb|250px|Музей Н. Н. Бенардоса]]
| + | |
- | В [[1981 год]]у по решению [[ЮНЕСКО]] весь мир отмечал 100-летие одного из величайших изобретений XIX века — [[Электрическая дуговая сварка|электрической дуговой сварки]] металлов. В честь этой знаменательной даты, при участии и помощи Института электросварки имени Е. О. Патона, в доме, перевезённом из села Вороньков, [[Бориспольский район|Бориспольского района]], был открыт музей автора этого изобретения [[Бенардос, Николай Николаевич|Н. Н. Бенардоса]]. Музей состоит из пяти комнат: рабочего кабинета, гостиной, мастерской, лаборатории, выставочного зала и прихожей.
| + | |
- | | + | |
- | В музее представлен рабочий кабинет изобретателя, где он работал над своими проектами. Здесь находится мебель семьи Бенардосов: стол-бюро и кресло возле него, кресло за письменным столом. На стенах — портрет хозяина кабинета конца XIX века, портреты учёных-электриков. В музее экспонируются документы, материалы, вещи быта, книги, приборы того времени, макеты, чертежи изобретений, личные вещи, литература, в которой рассказывается о жизни изобретателя и его семье, изобретениях Н. Н. Бенардоса.
| + | |
- | | + | |
- | Один зал музея посвящён семье Патонов. В зале демонстрируется уникальный макет пешеходного моста через [[Днепр]], разработанный [[Патон, Евгений Оскарович|Е. О. Патоном]].
| + | |
- | | + | |
- | === Музей декоративно прикладного искусства ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2622-1.JPG|thumb|250px|Музей декоративно прикладного искусства]]
| + | |
- | Этот музей размещён в доме мелкопоместного дворянина конца XIX века, перевезённым в [[1973]]-[[1974 год]]ах из села Старовичи [[Иванковский района Киевской области|Иванковского района]] Киевской области. В пяти залах экспонируются работы известных народных мастеров, которые принимали участие в республиканских выставках [[1970]]-[[1971 год]]ов.
| + | |
- | | + | |
- | В первом зале размещены изделия из дерева и народное ковроделие. В музее также экспонируются различные уникальные изделия известных мастеров вышивки, ткачества, ковроделия, гончарства, различные декоративные изделия, игрушки, посуда, сервизы, хозяйственные изделия, декоративные вазы.
| + | |
- | | + | |
- | В одном из залов демонстрируются изделия из [[Гутное стекло|гутного стекла]], [[Хрусталь|хрусталя]] с декоративной росписью, художественного стекла, [[фарфор]]овые изделия Киевского экспериментально-художественного, Барановского и Городницкого фарфоровых заводов.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей космоса ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2708.JPG|thumb|250px|left|Музей космоса]]
| + | |
- | Музей был создан в [[1979 год]]у, по инициативе академика [[Ишлинский, Александр Юльевич|А. Ю. Ишлинского]] и доктора технических наук С. В. Малашенко, работников историко-культурного заповедника, с помощью [[АН СССР]], АН УССР и [[Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина|центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина]]. Размещён он в здании памятника архитектуры — Въюнищанский церкви ([[1833 год]]а постройки), которая была перенесена в заповедник и отреставрирована в [[1977 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Уникальными экспонатами музея являются макет автоматического аппарата «[[Луноход-1]]», кресло из космического корабля [[Союз (космический корабль)|«Союз»]], [[спускаемый аппарат]], [[скафандр]] и [[парашют]] [[Гагарин, Юрий Алексеевич|Ю. А. Гагарина]], комплекс вычислительной техники «Минск-1», действующий макет космодрома «[[Байконур]]».
| + | |
- | | + | |
- | Работникам заповедника удалось воспроизвести рабочий кабинет академика [[Королёв, Сергей Павлович|С. П. Королёва]], когда он учился в [[Киев]]е, рабочий кабинет одного из соавторов первого спутника Земли академика Ишлинского А. Ю.
| + | |
- | | + | |
- | В музее экспонируются приборы, которые использовались в космических аппаратах, на орбитальной станции [[Салют (космическая программа)|«Салют»]], двигатель (Р-219), индикатор навигационный (ИНК-2Е), командно-сигнальное устройство (КСУ-по), табло (ЕЛС-Б-144), оригинал ракеты «Янтарь», портреты учёных основоположников космонавтики, всех советских космонавтов, побывавших в космосе, скафандр и парашют космонавта [[Попович, Павел Романович|П. Р. Поповича]], фотостенды, посвящённые общим полётам советских космонавтов с космонавтами других стран.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей сухопутного транспорта ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2629.JPG|thumb|250px|Музей сухопутного транспорта]]
| + | |
- | В павильоне, имеющем 430 м² экспозиционной площади, в [[1993 год]]у был открыт музей народного сухопутного транспорта, в фондах которого хранится 1400 экспонатов.
| + | |
- | | + | |
- | В музее собрана уникальная коллекция транспортных средств, единственная на территории Украины. Информативно коллекция начинается с раздела архаичных времен, где представлены средства передвижения периода [[Трипольская культура|Трипольской культуры]], скифов и кочевников XI—XIII веков. Далее экспонируется полозовый и колёсный транспорт, летний и зимний, который в свою очередь разделяется на: хозяйственный, промышленный (конный и воловий), выездной и пассажирский. Также демонстрируется сбруя, типы упряжи, ручной и вьючный транспорт.
| + | |
- | | + | |
- | В музее можно увидеть ободную мастерскую и кузницу, познакомиться с технологией производства телег и саней от самых простых конструкций до модифицированных [[Тачанка|тачанок]], [[фаэтон]]ов, каретных экипажей. В музее экспонируется отреставрированная [[Чумаки|чумацкая]] телега XVIII века. Экспозицию дополняют картины художника [[Легенький, Юрий Григорьевич|Ю. Г. Легенького]] «Дорогами Украины».
| + | |
- | | + | |
- | === Музей «Почтовая станция» ===
| + | |
- | [[Файл:IMG 2631.JPG|thumb|250px|left|Музей «Почтовая станция»]]
| + | |
- | В [[1993 год]]у для посетителей заповедника был открыт музей «Почтовая станция». Экспозиция музея, созданная в помещении [[Почтовая станция|почтовой станции]], находившейся в городе Переяславе на углу улиц Старокиевской и Московской, воссоздаёт типичную обстановку почтовой станции XIX века. В комнате станционного смотрителя находятся скамьи и диваны для транзитных пассажиров, дорожные чемоданы, рабочий стол смотрителя станции, на котором лежат книги регистрации путешествующих, чернильница, шкатулка для прогонных денег и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Также экспонируются: «Высочайше утверждённые дорожные правила», «Постановление, до всеобщего сведения касающееся», карты-схемы почтовых трактов, карта [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]], в которую входил Переяслав.
| + | |
- | | + | |
- | === Музей хлеба ===
| + | |
- | [[Файл:Middle_Naddnipryanschina.jpg|thumb|250px|Музей хлеба]]
| + | |
- | В [[1984 год]]у на территории музея под открытым небом был открыт Музей хлеба. В этом музее показано развитие земледелия и технологии выпечки хлеба от древнейших времён до наших дней.
| + | |
- | | + | |
- | В музейный комплекс входит площадка, на которой размещена хлебопашеская техника, дом [[Пекарь|пекаря]], зерновые амбары, ветряки, паровая мельница и павильон. В павильоне показано развитие технологии выращивания, сбора, хранения и выпечки хлеба в течение всей истории человечества. В музее представлено более 3500 экспонатов. Экспонируется уникальная коллекция реликтовой пшеницы, которая выращивалась в давние времена, каменная, глинянная, а также уникальная керамическая посуда времен трипольской культуры, которая использовалась для хранения и обработки зерна. Здесь также экспонируются различные виды орудий труда, которые использовались для выращивания хлеба, одежда земледельцев, железный наральник, железный топор, [[локомобиль]], один из первых [[трактор]]ов; вещи быта, образцы различных зерновых злаковых культур, плуг, лабораторное оборудование, образцы зерна и хлеба.
| + | |
- | | + | |
- | Рядом с павильоном находится дом пекаря. В доме — обстановка, типичная для 2-й половины XIX века, экспонируются бытовые вещи, которые использовались для выпечки хлеба, хлебные изделия. В амбаре находятся орудия труда, бытовые вещи, инвентарь для хранения и переработки зерна.
| + | |
- | | + | |
- | На открытой площадке показана сельскохозяйственная техника и почвообрабатывающие орудия труда, уникальная коллекция [[плуг]]ов, военно-полевая пекарня, механизированный молотильный ток и «крылатый хлебороб» — «[[АН-2]]».
| + | |
- | | + | |
- | <center>
| + | |
- | <gallery>
| + | |
- | Image:IMG 2700-1.JPG|[[Локомобиль]]
| + | |
- | Image:IMG 2697.JPG|[[АН-2]]
| + | |
- | Image:Combine_harvester_USSR.jpg|[[Комбайн]] «Колос»
| + | |
- | Image:IMG 2698.JPG|Скульптура сеятеля
| + | |
- | </gallery>
| + | |
- | </center>
| + | |
| | | |
| === Музей Шолом-Алейхема === | | === Музей Шолом-Алейхема === |
Строка 262: |
Строка 37: |
| Открыт музей в [[1978 год]]у в честь 120-летия со дня рождения писателя. Перед домом установлен памятник [[Шолом-Алейхем]]у работы известного скульптора Альтшулера. | | Открыт музей в [[1978 год]]у в честь 120-летия со дня рождения писателя. Перед домом установлен памятник [[Шолом-Алейхем]]у работы известного скульптора Альтшулера. |
| | | |
- | В вестибюли музея — портрет Шолома Алейхема художника Вассермана. Справа — комната, в которой воспроизведён интерьер дома родителей писателя, деревянная кровать, стол, комод, шкаф, сервант, которые стояли в доме Рабиновичей. На стене у окна — фото Шолом-Алейхема в 18-летнем возрасте. | + | В вестибюле музея — портрет Шолома Алейхема художника Вассермана. Справа — комната, в которой воспроизведён интерьер дома родителей писателя, деревянная кровать, стол, комод, шкаф, сервант, которые стояли в доме Рабиновичей. На стене у окна — фото Шолом-Алейхема в 18-летнем возрасте. |
| | | |
| Во второй комнате воспроизведён рабочий кабинет отца писателя, в котором любил работать Шолом. Здесь находятся памятные вещи из дома родителей — стол, этажерка, столик, на столе — письменные принадлежности, на столике — еврейские журналы «Восход», «Русский еврей», конца XIX начала XX века. На этажерке стоят произведения [[Достоевский, Фёдор Михайлович|Ф. Достоевского]], [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстого]], еврейская литература [[1860]]—[[1870 год]]ов. | | Во второй комнате воспроизведён рабочий кабинет отца писателя, в котором любил работать Шолом. Здесь находятся памятные вещи из дома родителей — стол, этажерка, столик, на столе — письменные принадлежности, на столике — еврейские журналы «Восход», «Русский еврей», конца XIX начала XX века. На этажерке стоят произведения [[Достоевский, Фёдор Михайлович|Ф. Достоевского]], [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстого]], еврейская литература [[1860]]—[[1870 год]]ов. |
Строка 269: |
Строка 44: |
| | | |
| В экспозиции также представлены виды Переяслава того времени, полный сборник произведений Шолом-Алейхема и театральные афиши. | | В экспозиции также представлены виды Переяслава того времени, полный сборник произведений Шолом-Алейхема и театральные афиши. |
- |
| |
- | === Музей памяти Полесского района ===
| |
- | Музей открылся [[24 апреля]] [[2004 год]]а. Экспозиция посвящена сёлам, которые были переселены в результате аварии на [[Чернобыльская АЭС|Чернобыльской АЭС]].
| |
| | | |
| == Примечания == | | == Примечания == |
Строка 279: |
Строка 51: |
| * [http://www.perejaslav.org.ua/index.php?go=muz/nebo&lang=ua Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины] на сайте [http://www.perejaslav.org.ua/index.html Переяслав-Хмельницкого] {{ref-uk}} {{v|4|07|2009}} | | * [http://www.perejaslav.org.ua/index.php?go=muz/nebo&lang=ua Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины] на сайте [http://www.perejaslav.org.ua/index.html Переяслав-Хмельницкого] {{ref-uk}} {{v|4|07|2009}} |
| | | |
- | [[Категория:Музеи под открытым небом]] | + | [[Категория:Писатели на идиш]] |
- | [[Категория:Музеи Киевской области]] | + | [[Категория:Еврейские писатели]] |
- | | + | [[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]] |
- | [[uk:Музей народної архітектури та побуту Середньої Наддніпрянщини]]{{WikiCopyRight}} | + | |
На территории в 30 гектаров Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» размещено 13 тематических музеев.
Открыт музей в 1978 году в честь 120-летия со дня рождения писателя. Перед домом установлен памятник Шолом-Алейхему работы известного скульптора Альтшулера.
В вестибюле музея — портрет Шолома Алейхема художника Вассермана. Справа — комната, в которой воспроизведён интерьер дома родителей писателя, деревянная кровать, стол, комод, шкаф, сервант, которые стояли в доме Рабиновичей. На стене у окна — фото Шолом-Алейхема в 18-летнем возрасте.
Во второй комнате воспроизведён рабочий кабинет отца писателя, в котором любил работать Шолом. Здесь находятся памятные вещи из дома родителей — стол, этажерка, столик, на столе — письменные принадлежности, на столике — еврейские журналы «Восход», «Русский еврей», конца XIX начала XX века. На этажерке стоят произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, еврейская литература 1860—1870 годов.
Рядом находится комната, в которой показан жизненный и творческий путь писателя от окончания приходского училища до последних лет жизни.
В экспозиции также представлены виды Переяслава того времени, полный сборник произведений Шолом-Алейхема и театральные афиши.