Xqbot (Обсуждение | вклад)м |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
(23 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{redirect|Пастернак}} | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | {{IsFromWiki}}{{redirect|Борис Пастернак}}
| + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
| + | |УРОВЕНЬ=1 |
| + | |КАЧЕСТВО= |
| + | |АВТОР1= |
| + | |АВТОР2= |
| + | |АВТОР3= |
| + | |ВИКИПЕДИЯ= |
| + | |ПРОЕКТ= |
| + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
| + | |ПОДТЕМА= |
| + | |ДАТА СОЗДАНИЯ=28/12/2010 |
| + | }} |
| + | |
| + | |
| + | |
| {{Писатель | | {{Писатель |
| |Имя=Борис Пастернак | | |Имя=Борис Пастернак |
Строка 27: |
Строка 41: |
| '''Бори́с Леони́дович Пастерна́к''' (приблизительно до [[1920 год]]а — '''Бори́с Исаа́кович Пастерна́к'''<ref>[http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/kagan.htm Ю. М. Каган. Об «Апеллесовой черте» Бориса Пастернака]</ref><ref>Наталия Иванова. Пастернак и другие. Глава I. М.: Эксмо, 2003.</ref>; [[10 февраля|29 января (10 февраля)]] [[1890]], [[Москва]], [[Российская империя]] — [[30 мая]] [[1960]], [[Переделкино]], [[Московская область]], [[СССР]]) — [[русский язык|русский]] [[поэт]] и [[писатель]], лауреат [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевской премии по литературе]] ([[1958]]). | | '''Бори́с Леони́дович Пастерна́к''' (приблизительно до [[1920 год]]а — '''Бори́с Исаа́кович Пастерна́к'''<ref>[http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/kagan.htm Ю. М. Каган. Об «Апеллесовой черте» Бориса Пастернака]</ref><ref>Наталия Иванова. Пастернак и другие. Глава I. М.: Эксмо, 2003.</ref>; [[10 февраля|29 января (10 февраля)]] [[1890]], [[Москва]], [[Российская империя]] — [[30 мая]] [[1960]], [[Переделкино]], [[Московская область]], [[СССР]]) — [[русский язык|русский]] [[поэт]] и [[писатель]], лауреат [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевской премии по литературе]] ([[1958]]). |
| | | |
- | == Жизнь и творчество == | + | == Биография == |
| | | |
- | Будущий поэт родился в [[Москва|Москве]] в [[интеллигент]]ской [[еврей]]ской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик [[Императорская Академия художеств|Петербургской Академии художеств]] ''[[Пастернак, Леонид Осипович|Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак]]'' и мать — пианистка ''Розалия Исидоровна Пастернак'' (урождённая ''Райца Срулевна Кауфман'', 1868—1939), переехали в [[Москва|Москву]] из [[Одесса|Одессы]] в [[1889]] году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении [[Оружейный переулок|Оружейного переулка]] и [[Вторая Тверская-Ямская улица|Второй Тверской-Ямской улицы]], где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). | + | Будущий поэт родился в [[Москва|Москве]] в [[интеллигент]]ской [[еврей]]ской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик [[Императорская Академия художеств|Петербургской Академии художеств]] ''[[Пастернак, Леонид Осипович|Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак]]'' и мать — пианистка ''Розалия Исидоровна Пастернак'' (урождённая ''Райца Срулевна Кауфман'', 1868—1939), переехали в [[Москва|Москву]] из [[Одесса|Одессы]] в [[1889]] году, за год до его рождения. |
| | | |
- | Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками ([[Левитан, Исаак Ильич|И. И. Левитаном]], [[Нестеров, Михаил Васильевич|М. В. Нестеровым]], [[Поленов, Василий Дмитриевич|В. Д. Поленовым]], [[Иванов, Сергей Васильевич|С. Ивановым]], [[Ге, Николай Николаевич|Н. Н. Ге]]), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе [[Толстой, Лев Николаевич|Лев Толстой]]. В 1900 году [[Райнер Рильке]] познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора [[Скрябин, Александр Николаевич|А. Н. Скрябина]], Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
| + | == Еврейская тема в жизни и творчестве == |
| | | |
- | В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день [[Преображение Господне|Преображения]] — ср. позднейшее стихотворение «Август»). | + | В отличие от отца, который всегда считал себя причастным еврейству, Пастернак свою национальную принадлежность с молодых лет расценивал как биологическую случайность, осложняющую его нравственные позиции и творческую судьбу. |
| | | |
- | [[25 октября]] [[1905 год]]а попал под казачьи нагайки, когда на [[Мясницкая улица|Мясницкой улице]] столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод войдёт в книги Пастернака.
| + | По собственному признанию, в 1910–12 гг., когда «вырабатывались корни... своеобразия... видения вещей, мира, жизни», он жил больше, чем когда-либо, «в христианском умонастроении» (письмо к Жаклин де Пруайар от 2 мая 1959 г.). |
| | | |
- | В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91[http://www.91.ru/]) из-за [[Процентная норма|процентной нормы]], но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился [[Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В [[1908]] году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета [[МГУ|Московского университета]] (впоследствии перевелся на философское). Летом [[1912]] году изучал философию в [[Марбургский университет|Марбургском университете]] в [[Германия|Германии]] у главы марбургской [[неокантианство|неокантианской]] школы проф. [[Коген, Герман|Германа Когена]]. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца [[Высоцкий, Давид Вульфович|Д. В. Высоцкого]]), но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В [[1912]] году вместе с родителями и сестрами посещает [[Венеция|Венецию]], что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной [[Фрейденберг, Ольга Михайловна|Ольгой Фрейденберг]] (дочерью литератора и изобретателя [[Фрейденберг, Михаил Филиппович|Моисея Филипповича Фрейденберга]]). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
| + | Служа в 1916 г. на Урале заводским конторщиком, Пастернак по поводу опекавшего его инженера химического завода (впоследствии биохимика и профессора) Б. Збарского недоуменно писал отцу: «... настоящий, ультра настоящий еврей и не думающий никогда перестать быть им...» (Е. Пастернак. «Борис Пастернак. Материалы для биографии», М., 1989). |
| | | |
- | После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка [[символизм|символистского]] издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 Пастернак примыкал к содружеству [[футуризм|футуристов]] [[Центрифуга (группа)|«Центрифуга»]] (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — [[Асеев, Николай Николаевич|Николай Асеев]] и [[Бобров, Сергей Павлович|Сергей Бобров]]). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — [[Маяковский, Владимир Владимирович|Владимиром Маяковским]], чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «[[ЛЕФ]]», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
| + | На неудобства, которые ему причиняет его еврейство, Пастернак сетовал в письме М. Горькому от 7 января 1927 г., малознакомому М. Фроману (письмо от 17 июня 1927 г.), особенно часто в исповедальной переписке с двоюродной сестрой Ольгой Фрейденберг («Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг», Н.-Й. — Лондон, 1981), а также в беседах (например, с драматургом А. Гладковым в Чистополе). |
| | | |
- | Первые стихи Пастернака были опубликованы в [[1913]] году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке [[1914]]), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
| + | Поэту мешало ощущение социальной и национальной отделенности от основной массы носителей родного ему языка, он завидовал тем, кто «Без тени чужеродья //Всем сердцем — с бедняком, //Всей кровию — в народе» («Путевые записки», 1936), признавал, что «В родню чужую втерся» (там же) и мечтал: «Родным войду в родной язык» («Любимая, молвы слащавой...», 1931). |
| | | |
- | В [[1916]] году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на [[Урал]]е, под городом [[Александровск (Пермский край)|Александровском]] [[Пермская губерния|Пермской губернии]], в посёлке [[Всеволодо-Вильва]], приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами [[Збарский, Борис Ильич|Бориса Збарского]] помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города [[Юрятин]]а из «[[Доктор Живаго|Доктора Живаго]]» является город [[Пермь]]. В этом же году поэт побывал на [[Березники|Березниковском содовом заводе]] на [[Кама (река)|Каме]]. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве) Борис называет содовый завод «Любимов, Сольвэ и К» и поселок европейского образца при нём «маленькой промышленной Бельгией» <ref>[http://www.nasledie.perm.ru/pages002.htm О.Д.Гайсин «Опыт проектирования соцгорода Березники (1930-1940-е гг.)»]</ref>.
| + | === Стремление к ассимиляции === |
| | | |
- | Родители Пастернака и его сёстры в [[1921]] году покидают советскую Россию по личному ходатайству [[Луначарский, Анатолий Васильевич|А. В. Луначарского]] и обосновываются в [[Берлин]]е. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с [[Цветаева, Марина Ивановна|Мариной Цветаевой]], а через неё — с [[Рильке, Райнер Мария|Р.-М. Рильке]].
| + | И. Берлин («Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах», русский перевод в журнале «Звезда», 1990, № 2) подчеркнул, что Пастернак, страстно желая слыть глубоко вросшим корнями в русскую почву, не любил касаться своего еврейского происхождения и хотел, чтобы евреи ассимилировались и исчезли как народ. |
- | В [[1922]] году Пастернак женится на художнице [[Пастернак, Евгения Владимировна|Евгении Лурье]], с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 годов. В том же [[1922]] году выходит программная книга поэта [[Сестра моя - жизнь|«Сестра моя — жизнь»]], большинство стихотворений которой были написаны ещё летом [[1917 год в литературе|1917 года]]. В следующем, [[1923]] году ([[23 сентября]]) в семье Пастернаков рождается сын [[Пастернак, Евгений Борисович|Евгений]].
| + | |
| | | |
- | В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В [[1928]] году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество. | + | В «Докторе Живаго» Пастернак решил предать публичной огласке свое отношение к евреям и еврейскому вопросу. В письме от 13 октября 1946 г. к О. Фрейденберг Пастернак сообщил, что начал писать роман, в котором сводит счеты «с еврейством, со всеми оттенками национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства... Атмосфера вещи — мое христианство... иное, чем квакерское и толстовское...» |
- | [[Файл:Chukovski Pasternak.jpg|thumb|rucht|300px|Пастернак и Чуковский на первом съезде Союза писателей в 1934 году]]
| + | |
- | На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности [[Союз писателей СССР|Союза писателей СССР]] и в [[1934 год]]у выступает с речью на его первом съезде, на котором [[Бухарин, Николай Иванович|Н. И. Бухарин]] призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.
| + | |
| | | |
- | Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста [[Нейгауз, Генрих Густавович|Г. Г. Нейгауза]], вместе с ней в [[1931]] году Пастернак предпринимает поездку в [[Грузия|Грузию]], где знакомится с поэтами [[Табидзе Тициан|Т. Табидзе]], [[Яшвили Паоло|П. Яшвили]]. Прервав первый брак, в [[1932]] году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» — попытка Пастернака влиться в дух того времени. В ночь на [[1 января]] [[1938]] у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид (будущий физик, ум. в [[1976]]).
| + | Мысли Пастернака, излагаемые в романе школьным другом Живаго евреем Мишей Гордоном и Ларой, сводятся к осуждению еврейства как фактора, разъединяющего людей. Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления самих евреев от страданий и дать им свободно присоединиться к христианству. Именно в нем преодолена идея национальности, ибо в «новом виде общения, которое называется царством Божиим, нет народов, есть личности». |
| | | |
- | В [[1935]] году Пастернак участвует в работе проходящего в [[Париж]]е Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). В январе [[1936]] года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к [[Сталин, Иосиф Виссарионович|И. В. Сталину]], однако уже к середине [[1936]] года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.
| + | Евреи также обвиняются в том, что в их среде не живет красота, тогда как христианство, по мнению героев романа, пронизано эстетическим началом. Еврейство — полная и безраздельная жертва возложенной на него национальной мыслью мертвящей необходимости быть и оставаться народом и только народом, в то время как весь мир избавлен от этой принижающей задачи силою, вышедшей из рядов еврейства (христианством). «Люди, когда-то освободившие человечество от ига идолопоклонства и теперь в таком множестве посвятившие себя освобождению его от социального зла, — говорит Лара в романе, — бессильны освободиться от самих себя, от верности отжившему допотопному наименованию, потерявшему значение, не могут подняться над собою и бесследно раствориться среди остальных, религиозные основы которых они сами заложили и которые были бы им так близки, если бы они их лучше знали». |
| | | |
- | В [[1935 год]]у Пастернак заступился за мужа и [[Гумилёв, Лев Николаевич|сына]] [[Ахматова, Анна Андреевна|Анны Ахматовой]], которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В [[1937 год]]у проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела [[Тухачевский, Михаил Николаевич|Тухачевского]] и других, демонстративно посещает дом репрессированного [[Пильняк]]а.
| + | === Религия в творчестве Пастернака === |
| | | |
- | В [[1936]] поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни.
| + | Пастернак сочувственно цитирует православные богослужебные тексты, где библейские представления сопоставляются с новозаветными (см. Новый завет). Так, «непорочное материнство» Марии сравнивается с переходом евреями Красного моря. И тут же в романе событие личное, интимное и в то же время чудесное противопоставляется чуду спасения целого народа. |
- | К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий [[Шекспир]]a, «[[Фауст (трагедия)|Фауста]]» [[Гёте, Иоганн Вольфганг|Гёте]], «Марии Стюарт» [[Фридрих Шиллер|Ф. Шиллера]].
| + | |
| | | |
- | [[1942]]—[[1943]] годы провёл в эвакуации в [[Чистополь|Чистополе]]. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери [[Цветаева, Марина Ивановна|Марины Цветаевой]] — [[Эфрон, Ариадна Сергеевна|Ариадне Эфрон]].
| + | В таком утверждении превосходства личности над народом (составляющем пафос романа) Пастернак подчеркивал превосходство христианства над иудаизмом, хотя в толковании христианства резко расходился с русским православием в подходе к национальному началу, а также к роли Библии и ее реалий. Его отношение к еврейству вызвало резкий протест еврейской общественности (в том числе Д. Бен-Гуриона), увидевшей в этом проявление так называемого интеллигентского антисемитизма и отступничество. |
| | | |
- | В [[1946 год]]у Пастернак познакомился с [[Ивинская|О.В.Ивинской]] и она стала "музой" поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.
| + | Хотя Пастернак недвусмысленно осуждал антисемитизм, подобные высказывания, так же как полное умолчание о Катастрофе европейского еврейства, современником и свидетелем которой был поэт, и склонность возложить на самих евреев вину за их страдания, выраженная в романе с наивной откровенностью, свидетельствуют о глубоком отчуждении Пастернака от еврейского народа и присущем ему стремлении сбросить с себя еврейство, ощущаемое как бремя. |
| | | |
- | В [[1952 год]]у у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства:
| |
| | | |
- | <blockquote>
| + | Общие сведения см. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович в статье Википедии "Пастернак,_Борис_Леонидович] |
- | :''«О Господи, как совершенны''
| + | |
- | :''дела Твои, — думал больной, —''
| + | |
- | :''Постели, и люди, и стены,''
| + | |
- | :''Ночь смерти и город ночной.''
| + | |
- | :''<...>'' | + | |
- | :''Кончаясь в больничной постели,''
| + | |
- | :''Я чувствую рук твоих жар.''
| + | |
- | :''Ты держишь меня, как изделье,''
| + | |
- | :''И прячешь, как перстень, в футляр».''
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
| | | |
- | == [[Доктор Живаго (роман)|«Доктор Живаго»]] ==
| |
- | {{main|Доктор Живаго (роман)}}
| |
- | Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с [[1945]] по [[1955]] год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет".
| |
| | | |
- | Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к [[Октябрьская революция 1917 года в России|октябрьскому перевороту]] и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, [[Казакевич, Эммануил Генрихович|Э. Г. Казакевич]], прочитав роман, заявил: ''«Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать»'', [[Симонов, Константин Михайлович|К. М. Симонов]], главный редактор [[Новый мир (журнал)|«Нового мира»]], также отреагировал отказом : ''«Нельзя давать трибуну Пастернаку!».''
| |
| | | |
- | Публикация романа на Западе — сначала в [[Италия|Италии]] в [[1957]] году прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в [[Великобритания|Великобритании]], при посредничестве известного философа и дипломата сэра [[Берлин, Исайя|Исайи Берлина]] — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация [[Союз писателей СССР|Союза Писателей СССР]], вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были [[Ошанин, Лев Иванович|Л. И. Ошанин]], [[Безыменский, Александр Ильич|А. И. Безыменский]], [[Слуцкий, Борис Абрамович|Б. A. Слуцкий]], [[Баруздин, Сергей Алексеевич|С. A. Баруздин]], [[Полевой, Борис Николаевич|Б. Н. Полевой]] и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе [[Набоков, Владимир Владимирович|В. В. Набоковым]].
| |
- |
| |
- | == Нобелевская премия. Травля ==
| |
- | [[Файл:1990 CPA 6257.jpg|thumb|right|200px|Марка СССР, 1990 г.]]
| |
- |
| |
- | С [[1946]] по [[1950]] годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевской премии по литературе]]. В [[1958]] году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом [[Камю, Альбер|Альбером Камю]], и Пастернак стал вторым писателем из России (после [[Бунин, Иван Алексеевич|И. A. Бунина]]), удостоенным этой награды.
| |
- |
| |
- | Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. Так, [[Литературная газета|«Литературная газета»]] [[25 октября]] [[1958 год]]а писала: ''«Пастернак получил „тридцать сребреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение.»''<ref>[http://starosti.ru/article.php?id=16233 «Литературная газета»: Провокационная вылазка международной реакции]</ref>
| |
- |
| |
- | Публицист [[Заславский, Давид Иосифович|Давид Заславский]], в свою очередь, напечатал в «[[Правда (газета)|Правде]]» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка».
| |
- |
| |
- | В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал [[Смирнов, Сергей Сергеевич (писатель)|Сергей Смирнов]]:
| |
- | <blockquote>''«...они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа»''.</blockquote>
| |
- |
| |
- | [[Михалков, Сергей Владимирович|Сергей Михалков]] откликнулся на присуждение Пастернаку премии басней про «некий злак, который звался Пастернак».
| |
- |
| |
- | [[29 октября]] [[1958]] на Пленуме [[ЦК ВЛКСМ]] [[Семичастный, Владимир Ефимович|Владимир Семичастный]] (в то время — первый секретарь организации) заявил:
| |
- | <blockquote>«''...как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице ПастернакА, который выступил со своим клеветническим так называемым "произведением". <...> если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал. <...> А почему бы этому внутреннему эмигранту не изведать воздуха капиталистического, по которому он так соскучился, о котором он в своем произведении высказался. Я уверен, что наша общественность приветствовала бы это''».<ref>[http://starosti.ru/address_article.php?address=1958-10-23 Доклад В.Семичастного на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ (см. ниже статей из «ЛГ» и «Правды»)]</ref></blockquote>
| |
- |
| |
- | Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку ''«За значительные достижения в современной [[Лирика|лирической]] [[Поэзия|поэзии]], а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»'', усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами{{Нет АИ|18|05|2009}}, литературными критиками, лекторами общества «Знание»<!-- и другими приспешниками власти-->. На Пастернака было оказано и личное давление{{Нет АИ|18|05|2009}}, которое, в конечном счёте, вынудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал :'' «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».''
| |
- |
| |
- | [[Джавахарлал Неру]] и [[Альбер Камю]] взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму, что было бы возможно в сталинское время.
| |
- |
| |
- | Несмотря на исключение из [[Союз писателей СССР|Союза Писателей СССР]], Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в своём письме на имя [[Хрущёв, Никита Сергеевич|Хрущёва]] написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».<ref>[http://n-t.ru/nl/lt/pasternak.htm Борис Пастернак. Лауреаты Нобелевской премии]</ref>
| |
- |
| |
- | Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак в феврале [[1959]] года был вызван к Генеральному прокурору СССР [[Руденко, Роман Андреевич|Р. А. Руденко]], где ему было предъявлено обвинение по статье 64 [[Измена родине|«Измена Родине»]], однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
| |
- |
| |
- | Летом [[1959]] года Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь ([[рак лёгких]]) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
| |
- |
| |
- | [[Быков, Дмитрий Львович|Дмитрий Быков]], написавший художественную биографию Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли, и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
| |
- |
| |
- | Пастернак умер от [[Рак лёгких|рака лёгких]] [[30 мая]] [[1960]] в [[Переделкино]]. Сообщение о его смерти было напечатано только в «[[Литературная газета|Литературной газете]]».
| |
- |
| |
- | Сотни людей (среди них [[Коржавин, Наум Моисеевич|Наум Коржавин]], [[Окуджава, Булат Шалвович|Булат Окуджава]], [[Вознесенский, Андрей Андреевич|Андрей Вознесенский]] и др.) пришли [[2 июня]] [[1960]] года на его [[похороны]], несмотря на опалу поэта. [[Александр Галич]] посвятил его смерти одну из своих песен<ref>[http://lib.norcom.ru/KSP/galich/galich.txt А.Галич «ПАМЯТИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА»]</ref>:
| |
- |
| |
- | {{начало цитаты}}
| |
- | :...До чего ж мы гордимся, сволочи,<br />
| |
- | :Что он умер в своей постели...<br />
| |
- | :(. . .)<br />
| |
- | :А над гробом встали мародёры,<br />
| |
- | :И несут почётный караул...
| |
- | :Ка-ра-ул!<br />
| |
- | {{конец цитаты}}
| |
- |
| |
- | Последнее слово «караул» может быть растолковано двояко: это и повторение предыдущего, но это и отчаянный крик о помощи, о неотвратимости происходящего.
| |
- |
| |
- | Другое стихотворение, посвящённое трагическому уходу Пастернака, принадлежит присутствовавшему на похоронах [[Плисецкий, Герман Борисович|Герману Плисецкому]]:
| |
- |
| |
- | <blockquote>
| |
- | :Поэты, побочные дети России!
| |
- | :Вас с чёрного хода всегда выносили.
| |
- |
| |
- | :<...>
| |
- |
| |
- | :Я плачу, я слёз не стыжусь и не прячу,
| |
- | :хотя от стыда за страну свою плачу.
| |
- |
| |
- | :Какое нам дело, что скажут потомки?
| |
- | :Поэзию в землю зарыли подонки.
| |
- |
| |
- | :Мы славу свою уступаем задаром:
| |
- | :как видно, она не по нашим амбарам.
| |
- |
| |
- | :Как видно, у нас её край непочатый –
| |
- | :поэзии истинной – хоть не печатай!
| |
- | </blockquote>
| |
- |
| |
- | Борис Пастернак был похоронен на [[Переделкино|Переделкинском кладбище]], в то время это было небольшое скромное сельское кладбище. Автор памятника на его могиле — скульптор [[Лебедева, Сарра Дмитриевна|Сарра Лебедева]]. Однако памятник, сделанный ею, неоднократно осквернялся, и через некоторое время была установлена точная копия памятника, сделанная одним из её учеников, скульптором [[Шаховской, Дмитрий Михайлович|Дмитрием Шаховским]].<ref>[http://reporter.perm.ru/edition/novostigoroda/details_1779.html Новости города - Пермь: ВАНДАЛИЗМ – НЕ ХУЛИГАНСТВО!]</ref>
| |
- |
| |
- | В ночь на воскресенье [[5 ноября]] [[2006 год]]а вандалы осквернили и этот памятник.<ref>[http://www.ntv.ru/novosti/97518/ «НТВ»: Пастернак пострадал от вандалов]</ref>
| |
- |
| |
- | == После смерти ==
| |
- | Зинаида Николаевна Пастернак умерла в [[1966]] году от той же болезни, что и муж. Советская власть отказалась предоставить ей пенсию, несмотря на ходатайства многих известных писателей; она похоронена в Переделкине. Сын Леонид Борисович умер в [[1976]] году в 38 лет (примерно в том же возрасте, что и [[Живаго, Юрий Андреевич (персонаж)|Юрий Живаго]]).
| |
- |
| |
- | Евгения Владимировна Пастернак умерла в [[1965]] году.
| |
- |
| |
- | Последняя любовь Пастернака [[Ивинская, Ольга Всеволодовна|Ольга Ивинская]] скончалась [[8 сентября]] [[1995 год]]а.
| |
- |
| |
- | У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков.
| |
- |
| |
- | == Реабилитация ==
| |
- |
| |
- | В [[1987 год в литературе|1987 году]] решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в [[1988 год в литературе|1988]] году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («[[Новый Мир (журнал)|Новый Мир]]»), в [[1989]] году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — [[Пастернак, Евгений Борисович|Евгению Пастернаку]]. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.
| |
- |
| |
- | К 50-летию присуждения Борису Пастернаку Нобелевской премии в [[2008 год]]у в [[Монако|княжестве Монако]] была выпущена почтовая марка, созданная художником [[Шишкин, Георгий Георгиевич|Георгием Шишкиным]][http://www.oetpmonaco.com/webkit/jsp/pop_bout.jsp?idBout=43&idRay=182&idProd=807].
| |
- |
| |
- | == Постановки по произведениям Пастернака ==
| |
- |
| |
- | «Доктор Живаго» впервые был экранизирован в [[Бразилия|Бразилии]] в [[1959 год в кино|1959]], когда был поставлен одноимённый телефильм (''«Doutor Jivago»''). Самой известной в мире экранизацией романа остаётся фильм [[Лин, Дэвид|Дэвида Лина]], поставленный в [[1965 год в кино|1965 году]]. Третья постановка также была осуществлена за рубежом — на этот раз режиссёром [[Кампиотти, Джакомо|Джакомо Кампиотти]] ({{lang-it|Giacomo Campiotti}}) в [[2002 год в кино|2002 году]].
| |
- | В России «Доктор Живаго» экранизирован в [[2005 год в кино|2005 году]] [[Прошкин, Александр Анатольевич|Александром Прошкиным]]. В роли доктора Живаго снялся [[Олег Меньшиков]]. Эта экранизация вызвала неоднозначные отзывы критики.
| |
- |
| |
- | В [[2006 год]]у в [[Пермский академический театр Театр|Пермском академическом театре «Театр»]] режиссёром [[Мильграм, Борис Леонидович|Борисом Мильграмом]], композитором [[Журбин, Александр Борисович|Александром Журбиным]] и драматургом [[Бартенев, Михаил|Михаилом Бартеневым]] был поставлен мюзикл «Доктор Живаго»<ref>[http://teatr.newizv.ru/news/1276/ «Новые Известия»: «Доктор Живаго» танцует танго]</ref>. Премьера состоялась [[30 декабря]].
| |
- |
| |
- | [[Файл:Dommuzejpasternak.jpg|thumb|250px|Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкино]]
| |
- |
| |
- | == Музеи. Увековечение памяти ==
| |
- |
| |
- | Первые государственные музеи, экспозиции которых посвящены Пастернаку, появились в России в год 100-летия со дня его рождения. Тогда музей Пастернака открыл свои двери в [[Чистополь|Чистополе]], в доме, где поэт жил в эвакуации в годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] ([[1941]]—[[1943]])<ref>[http://museum.prometey.org/2 Музей Бориса Пастернака в Чистополе]</ref>, и в [[Переделкино]], где он жил долгие годы вплоть до своей смерти. (Официально дом-музей в Переделкино был основан ещё в [[1986]])<ref>[http://www.museum.ru/M449 Информация о доме-музее Б.Л.Пастернака]</ref>. Директор дома-музея поэта — [[Пастернак, Наталья Анисимовна|Наталья Пастернак]], приходящаяся ему невесткой.<ref>[http://www.spbin.ru/news/5374.htm Осквернён памятник на могиле Бориса Пастернака]</ref>
| |
- |
| |
- | В [[2008]] году во [[Всеволодо-Вильва|Всеволодо-Вильве]] [[Пермский край|Пермского края]] был открыт музей «Дом Пастернака»<ref>[http://www.museum.perm.ru/forvisitor/15 Дом Пастернака во Всеволодо-Вильве]</ref><ref>[http://dompasternaka.ru/ Официальный сайт «Дома Пастернака»]</ref>, в котором начинающий поэт жил с января по июнь [[1916 год]]а.
| |
- |
| |
- | В 2009 году, в [[12 июня|день города]], в [[Пермь|Перми]] был открыт первый в России [[Памятник Пастернаку (Пермь)|памятник]] Пастернаку (скульптор — [[Мунц, Елена Владимировна|Елена Мунц]]).<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=A0mHqU60TF0&feature=youtube_gdata «НТВ»: В Перми открыли памятник Борису Пастернаку]</ref> Он располагается в сквере около [[Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского|Оперного театра]].
| |
- |
| |
- | Планируется также установка памятника поэту в Москве.<ref>[http://www.inauka.ru/fact/article70671.html «Известия»: Бронзовый Пастернак вернётся на Волхонку]</ref> Уже установлена мемориальная доска его памяти на доме в [[Лаврушинский переулок|Лаврушинском переулке]], в котором он жил долгое время.
| |
- |
| |
- | Мемориальная доска есть также на доме, где родился Пастернак ([[Оружейный переулок]], д. 3). В последние годы вокруг этого здания разгорелся скандал после того, как в [[2002]] частная фирма надстроила к сособняку мансарду, а затем оформила её в собственность.<ref>[http://www.vesti.ru/doc.html?id=184558 Вести.ru: Оружейный переулок взяли "на прицел"]</ref> Лишь в [[2008 год]]у инспекторы Москомнаследия обратили внимание на мансарду и обратились в суд с требованием снести незаконную надстройку. <ref>[http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=12774&fl=1&sl=1 Испытание для дома, где родился Пастернак]</ref> [[25 мая]] [[2009]] арбитражный апелляционный суд постановил, что постройка мансарды была незаконной.<ref>[http://www.newsmsk.ru/article/25May2009/masarda.html Мансарда в Доме Пастернака признана незаконной]</ref>
| |
- |
| |
- | == Библиография ==
| |
- |
| |
- | В октябре [[2005 год в литературе|2005 года]] издательство «Слово» выпустило первое в истории полное собрание сочинений Пастернака в 11 томах (общий тираж 5000 экземпляров). Собрание составлено сыном поэта [[Пастернак, Евгений Борисович|Евгением Борисовичем Пастернаком]] и его женой Еленой Владимировной Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман.<ref>[http://www.lenta.ru/news/2005/10/28/pasternak/ Lenta.ru: Впервые издано полное собрание сочинений Бориса Пастернака]</ref>
| |
- |
| |
- | Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий — повести, статьи, эссе, четвёртый — роман «Доктор Живаго», пятый — публицистику и драматургию, шестой — стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б. Л. Пастернаке.
| |
- |
| |
- | Издание сопровождается мультимедийным диском, на котором содержатся записи Бориса Пастернака, читающего свои стихи, его музыка, переводы драматических произведений, не вошедших в основное собрание.
| |
- |
| |
- | В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода «[[Гамлет]]а», выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.
| |
- |
| |
- | Предыдущее, наиболее полное для своего времени собрание сочинений Пастернака (в 5-и томах) вышло в [[1990 год в литературе|1990 году]], после 100-летия со дня рождения поэта.
| |
- |
| |
- | [[Файл:Почт карточка СССР Пастернак 1990.jpg|thumb|right|290px|[[Почтовая карточка]] [[СССР]] с [[Оригинальная почтовая марка|оригинальной маркой]], художник [[Арцименев|Ю. Арцименев]], [[1990]]]]
| |
- |
| |
- | === Произведения и книги ===
| |
- |
| |
- | * «Детство Люверс» (повесть, [[1918 год в литературе|1918]], опубл. в [[1922 год в литературе|1922]]);
| |
- | * «Три главы из повести» (напечатаны в [[1922 год в литературе|1922 году]] в газете «[[Московский понедельник (газета)|Московский понедельник]]»);
| |
- | * «[[На ранних поездах]]» — книга стихотворений, впервые издана в [[1943 год в литературе|1943 году]];
| |
- | * «[[Когда разгуляется]]» — цикл стихотворений Пастернака, полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).
| |
- |
| |
- | == Книги о Пастернаке ==
| |
- |
| |
- | {{sect-stub}}
| |
- |
| |
- | * [[Ивинская, Ольга Всеволодовна|Ольга Ивинская]]. «Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени». [[Париж]], [[1978 год в литературе|1978]]. Русское переиздание: М.: [[Либрис (издательство)|Либрис]], [[1992 год в литературе|1992]].
| |
- | * [[Иванова, Наталия Борисовна|Наталия Иванова]]. «Борис Пастернак: участь и предназначение». Биографическое эссе. СПб., 2000.
| |
- | * [[Иванова, Наталия Борисовна|Наталия Иванова]]. «Борис Пастернак и другие». М.: Эксмо, 2003;
| |
- | * [[Пастернак, Евгений Борисович|Евгений Пастернак]], Елена Пастернак. «Жизнь Бориса Пастернака: Документальное повествование». СПб: изд-во журнала «Звезда», 2004;
| |
- | * [[Быков, Дмитрий Львович|Дмитрий Быков]]. «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей». М.: Молодая Гвардия, 2005;
| |
- | * [[Иванова, Наталия Борисовна|Наталия Иванова]]. «Борис Пастернак. Времена жизни». М.: «[[Время (издательство)|Время]]», [[2007 год в литературе|2007]];
| |
- | * [[Толстой, Иван Никитич|Иван Толстой]] «Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ». М.: «[[Время (издательство)|Время]]», [[2008 год в литературе|2008]].
| |
- |
| |
| == Примечания == | | == Примечания == |
| {{примечания}} | | {{примечания}} |
| | | |
| == См. также == | | == См. также == |
- | * [[Русский футуризм]]
| + | |
- | * [[Хрущёвская оттепель]]
| + | |
| | | |
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
| + | {{ЭЕЭ|13159|Пастернак Борис}} |
| {{Навигация | | {{Навигация |
| |Портал = | | |Портал = |
Строка 262: |
Строка 118: |
| * [http://www.oetp-monaco.com/webkit/jsp/pop_bout.jsp?idBout=43&idRay=182&idProd=807&langue=EN «Борис Пастернак» - почтовая марка по рисунку художника Георгия Шишкина, выпущенная княжеством Монако к 50-летию присуждения писателю Нобелевской премии.] | | * [http://www.oetp-monaco.com/webkit/jsp/pop_bout.jsp?idBout=43&idRay=182&idProd=807&langue=EN «Борис Пастернак» - почтовая марка по рисунку художника Георгия Шишкина, выпущенная княжеством Монако к 50-летию присуждения писателю Нобелевской премии.] |
| | | |
- | {{Нобелевская премия по литературе 1951—1975}}
| |
- |
| |
- | [[Категория:Борис Пастернак| ]]
| |
| [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
- | [[Категория:Персоналии на марках]] | + | [[Категория:Евреи в СССР]] |
- | [[Категория:Писатели России]]
| + | [[Категория:Еврейские писатели]] |
- | [[Категория:Поэты России]]
| + | [[Категория:Еврейские поэты]] |
- | [[Категория:Переводчики России]]
| + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] |
- | [[Категория:Переводчики поэзии на русский язык]]
| + | |
- | [[Категория:Родившиеся в Москве]]
| + | |
- | [[Категория:Умершие в Переделкино]] | + | |
- | [[Категория:Русские писатели]]
| + | |
- | [[Категория:Русские поэты]] | + | |
- | [[Категория:Русский футуризм]] | + | |
- | [[Категория:Лауреаты Нобелевской премии по литературе]]
| + | |
- | [[Категория:Лауреаты Нобелевской премии из России]]
| + | |
- | [[Категория:Хрущёвская оттепель]]
| + | |
- | [[Категория:Умершие от рака]]
| + | |
| | | |
- | [[an:Boris Pasternak]]
| + | {{WikiCopyRight}} |
- | [[ar:بوريس باسترناك]]
| + | |
- | [[az:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[bg:Борис Пастернак]]
| + | |
- | [[bs:Boris Leonidovič Pasternak]]
| + | |
- | [[ca:Borís Leonídovitx Pasternak]]
| + | |
- | [[cs:Boris Leonidovič Pasternak]]
| + | |
- | [[cy:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[da:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[de:Boris Leonidowitsch Pasternak]]
| + | |
- | [[el:Μπορίς Παστερνάκ]]
| + | |
- | [[en:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[eo:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[es:Borís Pasternak]]
| + | |
- | [[et:Boriss Pasternak]]
| + | |
- | [[fa:بوریس پاسترناک]]
| + | |
- | [[fi:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[fr:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[fy:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[gd:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[gl:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[he:בוריס פסטרנק]]
| + | |
- | [[hi:बोरिस पास्टेरनक]]
| + | |
- | [[hr:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[hu:Borisz Leonyidovics Paszternak]]
| + | |
- | [[id:Boris Leonidovich Pasternak]]
| + | |
- | [[io:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[it:Boris Leonidovič Pasternak]]
| + | |
- | [[ja:ボリス・パステルナーク]]
| + | |
- | [[jv:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[ka:ბორის პასტერნაკი]]
| + | |
- | [[ko:보리스 파스테르나크]]
| + | |
- | [[ku:Borîs Pasternak]]
| + | |
- | [[la:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[lv:Boriss Pasternaks]]
| + | |
- | [[ml:ബോറിസ് പാസ്തനാര്ക്ക്]]
| + | |
- | [[mr:बोरिस पास्तरनाक]]
| + | |
- | [[nl:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[nn:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[no:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[oc:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[pl:Borys Pasternak]]
| + | |
- | [[pt:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[ro:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[sh:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[sk:Boris Leonidovič Pasternak]]
| + | |
- | [[sl:Boris Leonidovič Pasternak]]
| + | |
- | [[sq:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[sr:Борис Пастернак]]
| + | |
- | [[sv:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[sw:Boris Leonidovich Pasternak]]
| + | |
- | [[ta:போரிஸ் பாஸ்ரர்நாக்]]
| + | |
- | [[tr:Boris Pasternak]]
| + | |
- | [[uk:Пастернак Борис Леонідович]]
| + | |
- | [[vi:Boris Leonidovich Pasternak]]
| + | |
- | [[zh:鮑里斯·帕斯捷爾納克]]
| + | |
- | [[zh-min-nan:Boris Leonidovič Pasternak]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
В отличие от отца, который всегда считал себя причастным еврейству, Пастернак свою национальную принадлежность с молодых лет расценивал как биологическую случайность, осложняющую его нравственные позиции и творческую судьбу.
По собственному признанию, в 1910–12 гг., когда «вырабатывались корни... своеобразия... видения вещей, мира, жизни», он жил больше, чем когда-либо, «в христианском умонастроении» (письмо к Жаклин де Пруайар от 2 мая 1959 г.).
Служа в 1916 г. на Урале заводским конторщиком, Пастернак по поводу опекавшего его инженера химического завода (впоследствии биохимика и профессора) Б. Збарского недоуменно писал отцу: «... настоящий, ультра настоящий еврей и не думающий никогда перестать быть им...» (Е. Пастернак. «Борис Пастернак. Материалы для биографии», М., 1989).
На неудобства, которые ему причиняет его еврейство, Пастернак сетовал в письме М. Горькому от 7 января 1927 г., малознакомому М. Фроману (письмо от 17 июня 1927 г.), особенно часто в исповедальной переписке с двоюродной сестрой Ольгой Фрейденберг («Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг», Н.-Й. — Лондон, 1981), а также в беседах (например, с драматургом А. Гладковым в Чистополе).
Поэту мешало ощущение социальной и национальной отделенности от основной массы носителей родного ему языка, он завидовал тем, кто «Без тени чужеродья //Всем сердцем — с бедняком, //Всей кровию — в народе» («Путевые записки», 1936), признавал, что «В родню чужую втерся» (там же) и мечтал: «Родным войду в родной язык» («Любимая, молвы слащавой...», 1931).
И. Берлин («Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах», русский перевод в журнале «Звезда», 1990, № 2) подчеркнул, что Пастернак, страстно желая слыть глубоко вросшим корнями в русскую почву, не любил касаться своего еврейского происхождения и хотел, чтобы евреи ассимилировались и исчезли как народ.
В «Докторе Живаго» Пастернак решил предать публичной огласке свое отношение к евреям и еврейскому вопросу. В письме от 13 октября 1946 г. к О. Фрейденберг Пастернак сообщил, что начал писать роман, в котором сводит счеты «с еврейством, со всеми оттенками национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства... Атмосфера вещи — мое христианство... иное, чем квакерское и толстовское...»
Мысли Пастернака, излагаемые в романе школьным другом Живаго евреем Мишей Гордоном и Ларой, сводятся к осуждению еврейства как фактора, разъединяющего людей. Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления самих евреев от страданий и дать им свободно присоединиться к христианству. Именно в нем преодолена идея национальности, ибо в «новом виде общения, которое называется царством Божиим, нет народов, есть личности».
Евреи также обвиняются в том, что в их среде не живет красота, тогда как христианство, по мнению героев романа, пронизано эстетическим началом. Еврейство — полная и безраздельная жертва возложенной на него национальной мыслью мертвящей необходимости быть и оставаться народом и только народом, в то время как весь мир избавлен от этой принижающей задачи силою, вышедшей из рядов еврейства (христианством). «Люди, когда-то освободившие человечество от ига идолопоклонства и теперь в таком множестве посвятившие себя освобождению его от социального зла, — говорит Лара в романе, — бессильны освободиться от самих себя, от верности отжившему допотопному наименованию, потерявшему значение, не могут подняться над собою и бесследно раствориться среди остальных, религиозные основы которых они сами заложили и которые были бы им так близки, если бы они их лучше знали».
Пастернак сочувственно цитирует православные богослужебные тексты, где библейские представления сопоставляются с новозаветными (см. Новый завет). Так, «непорочное материнство» Марии сравнивается с переходом евреями Красного моря. И тут же в романе событие личное, интимное и в то же время чудесное противопоставляется чуду спасения целого народа.
В таком утверждении превосходства личности над народом (составляющем пафос романа) Пастернак подчеркивал превосходство христианства над иудаизмом, хотя в толковании христианства резко расходился с русским православием в подходе к национальному началу, а также к роли Библии и ее реалий. Его отношение к еврейству вызвало резкий протест еврейской общественности (в том числе Д. Бен-Гуриона), увидевшей в этом проявление так называемого интеллигентского антисемитизма и отступничество.
Хотя Пастернак недвусмысленно осуждал антисемитизм, подобные высказывания, так же как полное умолчание о Катастрофе европейского еврейства, современником и свидетелем которой был поэт, и склонность возложить на самих евреев вину за их страдания, выраженная в романе с наивной откровенностью, свидетельствуют о глубоком отчуждении Пастернака от еврейского народа и присущем ему стремлении сбросить с себя еврейство, ощущаемое как бремя.