Деварим (Второзаконие), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
м (→Ссылки: сокращение) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 28: | Строка 28: | ||
| Следующая = [[Книга Иисуса Навина]] | | Следующая = [[Книга Иисуса Навина]] | ||
}} | }} | ||
+ | |||
+ | |||
'''Второзако́ние''' ({{lang-he|דְּבָרִים}}, '''''Двари́м''''' — «Слова»; {{lang-la|Deuteronomium}}; {{lang-grc|Δευτερονόμιον}}) — пятая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). В еврейских источниках эта книга также называется «'''''Мишне Тора'''''» (букв. `повторный закон`), поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.<ref>[[Сифрей]], Втор. 160; ср. Втор. 17:18; [[Талмуд]], Авода зара 25а</ref>. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через [[Иордан (река)|Иордан]] и завоевания [[Ханаан]]а. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица. | '''Второзако́ние''' ({{lang-he|דְּבָרִים}}, '''''Двари́м''''' — «Слова»; {{lang-la|Deuteronomium}}; {{lang-grc|Δευτερονόμιον}}) — пятая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). В еврейских источниках эта книга также называется «'''''Мишне Тора'''''» (букв. `повторный закон`), поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.<ref>[[Сифрей]], Втор. 160; ср. Втор. 17:18; [[Талмуд]], Авода зара 25а</ref>. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через [[Иордан (река)|Иордан]] и завоевания [[Ханаан]]а. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица. | ||
+ | |||
== Название == | == Название == | ||
Слово «''Второзаконие''» происходит от греческого перевода (в [[Септуагинта|Септуагинте]]) библейского выражения {{lang-he|מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה}}<ref>Втор. 17:18</ref> (''мишне hа-тора''; букв. `рукопись Торы, переписанная с другой рукописи`, `список Закона`) — {{lang-grc|Δευτερονόμιον}} (`второй закон` или `повторённый закон`). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на [[Синай (гора)|горе Синай]]. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства [[Книга Исход|книги Исход]]. | Слово «''Второзаконие''» происходит от греческого перевода (в [[Септуагинта|Септуагинте]]) библейского выражения {{lang-he|מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה}}<ref>Втор. 17:18</ref> (''мишне hа-тора''; букв. `рукопись Торы, переписанная с другой рукописи`, `список Закона`) — {{lang-grc|Δευτερονόμιον}} (`второй закон` или `повторённый закон`). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на [[Синай (гора)|горе Синай]]. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства [[Книга Исход|книги Исход]]. | ||
+ | [[Файл: 10984_L.jpg|thumb|250px|right|[[Второзаконие]] Отрывок из книги Второзаконие. Папирус 2 в. до н. э. Библиотека Дж. Райлэндса. Манчестер.]] | ||
==Содержание книги== | ==Содержание книги== | ||
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть [[Земля Израиля|Обетованной земли]] и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.<ref>[http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина]</ref> | Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть [[Земля Израиля|Обетованной земли]] и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.<ref>[http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина]</ref> | ||
Строка 54: | Строка 58: | ||
---- | ---- | ||
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги. | Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги. | ||
+ | |||
== Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] == | == Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] == | ||
- | # Дварим (1:1-3:22) | + | # [[Дварим (недельный раздел)|Дварим]] (1:1-3:22) |
- | # Ваэтханан (3:23-7:11) | + | # [[Ваэтханан]] (3:23-7:11) |
- | # Экев (7:12-11:25) | + | # [[Экев]] (7:12-11:25) |
- | # | + | # [[Pэе]] (11:26-16:17) |
- | # Шофтим (16:18-21:9) | + | # [[Шофтим (недельный раздел)|Шофтим]] (16:18-21:9) |
- | # Ки-тецэ (21:10-25:19) | + | # [[Ки-тецэ]] (21:10-25:19) |
- | # Ки-таво (26:1-29:8) | + | # [[Ки-таво]] (26:1-29:8) |
- | # Ницавим (29:9-30:20) | + | # [[Ницавим]] (29:9-30:20) |
- | # Ваелех (31:1-31:30) | + | # [[Ваелех]] (31:1-31:30) |
- | # Аазину (32:1-32:52) | + | # [[Аазину]] (32:1-32:52) |
- | # Ве-зот ha-браха (33:1-34:12) | + | # [[Ве-зот ha-браха]] (33:1-34:12) |
==Происхождение книги== | ==Происхождение книги== | ||
+ | |||
===Авторство книги=== | ===Авторство книги=== | ||
Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. | Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. | ||
Строка 83: | Строка 89: | ||
Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.<ref>L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002</ref> | Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.<ref>L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002</ref> | ||
+ | |||
==Значение книги== | ==Значение книги== | ||
С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля. | С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля. | ||
+ | |||
==Сноски и источники== | ==Сноски и источники== | ||
<references /> | <references /> | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 101: | Строка 110: | ||
[[Категория:Книги ТаНаХа]] | [[Категория:Книги ТаНаХа]] | ||
[[Категория:Пятикнижие]] | [[Категория:Пятикнижие]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Текущая версия на 08:23, 14 апреля 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Второзако́ние | |
---|---|
דְּבָרִים (Двари́м — «Слова») | |
Файл:Dore joshua crossing.jpg Сыны Израиля пересекают Иордан |
|
Автор: | Моисей |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | древнееврейский |
Серия: | Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Числа |
Следующая: | Книга Иисуса Навина |
Второзако́ние (ивр. דְּבָרִים, Двари́м — «Слова»; лат. Deuteronomium; др.-греч. Δευτερονόμιον) — пятая книга Пятикнижия (Торы). В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. `повторный закон`), поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.[1]. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.
Содержание |
Название
Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода (в Септуагинте) библейского выражения ивр. מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה[2] (мишне hа-тора; букв. `рукопись Торы, переписанная с другой рукописи`, `список Закона`) — др.-греч. Δευτερονόμιον (`второй закон` или `повторённый закон`). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на горе Синай. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства книги Исход.
Содержание книги
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.[3]
- Вводные стихи первой главы Второзакония содержат указание на место, где Моисей обратился со своей прощальной речью к израильтянам, и на обстоятельства, предшествовавшие произнесению этой речи.
- Далее следует раздел, в котором Моисей увещевает израильтян соблюдать предписания и веления Бога (1:6–4:40).
- Второй, основной раздел Второзакония делится на две части.
- Первая начинается Десятью заповедями и далее в ней излагаются монотеистические и теократические принципы, по которым народ Израиля будет жить в своей стране (5–11).
- Вторая часть (12–26) является кодексом Второзакония и содержит специальные законы или предписания, дополняющие Десять заповедей:
- культовые предписания (включая централизацию богослужения);
- гражданские законы;
- уголовные законы.
- Кодекс заканчивается своего рода заключением и формулой возложения на народ обязательства соблюдать законы.
- Затем следует повествовательная (от третьего лица) глава 27. В ней говорится о постройке жертвенника на горе Эвал, о благословениях, которые при приходе в Ханаан должны быть произнесены с горы Гризим, и о проклятиях, которые надлежит произнести с горы Эвал. Перечисляются также некоторые запрещённые деяния, совершение которых влечёт за собой проклятие.
- Глава 28 содержит перечень благословений, которые ждут Израиль в случае соблюдения предписанных законов, и проклятий, которые ждут его в случае пренебрежения законами.
- Главы 29–30 содержат обращение Моисея, в котором он настаивает на соблюдении Завета, преданности Богу как основной обязанности израильтян; это же обращение включает призыв к Израилю принять условия установленного во Второзаконии союза с Богом.
- Глава 31 повествует о назначении Иисуса Навина (Иехошуа бин Нуна) предводителем народа и о том, как Моисей передал написанное им Второзаконие левитам и старейшинам и завещал публично читать его раз в семь лет.
- Далее следует Песнь Моисея (глава 32),
- его благословение (глава 33)
- и заключительная глава (34) с описанием смерти Моисея на горе Нево.
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги.
Разделение книги на недельные главы
- Дварим (1:1-3:22)
- Ваэтханан (3:23-7:11)
- Экев (7:12-11:25)
- Pэе (11:26-16:17)
- Шофтим (16:18-21:9)
- Ки-тецэ (21:10-25:19)
- Ки-таво (26:1-29:8)
- Ницавим (29:9-30:20)
- Ваелех (31:1-31:30)
- Аазину (32:1-32:52)
- Ве-зот ha-браха (33:1-34:12)
Происхождение книги
Авторство книги
Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея.
Библейская критика
Современная библейская критика рассматривает Второзаконие, в противоположность предшествующим книгам Пятикнижия, как цельное литературное произведение, отождествляя Второзаконие с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 г. до н. э. в царствование Иосии (Иошияху)[4]. Это отождествление основано на следующем:
- термин «Книга Торы» употребляется только во Второзаконии и только применительно к самой книге Второзакония;
- централизация богослужения в Иерусалимском храме, произведённая Иошияху после обнаружения храмовой «Книги Торы», предписывается только во Второзаконии;
- Второзаконие уделяет много внимания запрещённому Иошияху поклонению звёздам;
- празднование Песаха в Иерусалиме[5] соответствует установленному во Второзаконии[6], но расходится с традицией, указанной в книге Исход[7];
- обязательство, взятое на себя народом при царе Иошияху, близко по стилю предписаниям Второзакония.
Существуют и менее радикальные теории происхождения и датировки Второзакония. Некоторые учёные, в особенности защитники традиционного взгляда, считают, что Второзаконие — произведение гораздо более раннего периода. Форма вассального договора, в которую облечены встречающиеся в Второзаконии обязательства, была весьма характерна и для 14–13 вв. до н. э., то есть времени Моисея. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся международных документов, относящихся к западной Азии того периода.
Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.[8]
Значение книги
С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля.
Сноски и источники
- ↑ Сифрей, Втор. 160; ср. Втор. 17:18; Талмуд, Авода зара 25а
- ↑ Втор. 17:18
- ↑ Толковая Библия Лопухина
- ↑ II Цар. 22
- ↑ II Цар. 23:21–23
- ↑ II Цар. 16:1–8
- ↑ Исх. 12
- ↑ L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002
Ссылки
- Статья «Второзаконие» в Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Дварим. Предисловие к изданию Сончино.
- Книга Дварим: каков её возраст и кто написал её. Комментарий Сончино. Примечания к книге Дварим.
- Второзаконие — обзор современной критики
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.