Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Биография)
 
(25 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
-
| АВТОР1  = Кобринский, Александр Михайлович
+
| АВТОР1  = Участник: Karkaix
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
-
'''Раби Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
+
'''Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
 +
[[раввин]]: религиозный проповедник, основоположник движения [[Мусар]] (мораль), [[талмуд]]ист (см. [[Талмуд]]).
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в религиозной [[еврей]]ской семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'' возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]].   
+
Родился в религиозной семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'', известный талмудист, возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]],
 +
а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне [[Тельшяй]], Литва.   
-
В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города [[Салантай|Саланта]] и взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).
+
С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]).  
 +
 
 +
В возрасте 14 лет послал свои хидушим  (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв.  
В возрасте 14 лет послал свои хидушим  (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв.  
-
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы [[мусар]]а: ''"Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''.  
+
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы [[мусар]]а: ''"Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''. Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь [[Коробейничество|коробейничеством]] и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.
 +
 
 +
Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал [[Галаха|Галаху]].
 +
 
 +
Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в [[Хасидизм|хасидизме]]. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.
 +
 
 +
Противостоя сторонникам [[Хаскала|Хаскалы]], призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.
В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.  
В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.  
-
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]).
 
-
В 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты [[шаббат]]а. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
+
=== Создание Мусар-Штибла ===
-
В 1857 году он отправился в [[Германия|Германию]], приняв предложение прочитать студентам [[Кёнигсбергский университет|Кёнигсбергского университета]] курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких [[ортодокс]]ов, и в 1860 году, переехав в [[Пруссия|прусский]] город [[Мемель]] (ныне [[Клайпеда]], [[Литва]]), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию [[мусар]].
 
-
В 1880—1882 гг. жил в [[Париж]]е, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
 
-
В 1882 году вернулся в [[Кёнигсберг]].  
+
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.  
-
Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.
 
-
После его смерти по вопросу должен ли "мусар" стать в иешивах частью учебной программы — столкнулись разнополюсные мнения. Некоторые раввины считали этический самоанализ опасным для психического здоровья.
+
Когда в  [[Иом-Киппур]] 5608 г. (1848)  в Вильно,  вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]] собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В [[суббота|субботние]] дни следил, чтобы больные не ограничивали себя [[галаха|галахическими]] запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты [[шаббат]]а): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).
 +
 
 +
В тот день он демонстративно в [[Синагога|синагоге]] принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший [[Пост|пост]], сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.
 +
 
 +
Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. [[Каунас]]), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. [[Кельмский Маггид|Кельмский маггид]]), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.
 +
 
 +
=== Переезд в Германию ===
 +
 
 +
Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне [[Клайпеда]], Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
 +
 
 +
 
 +
Он постоянно искал новые формы для распространения [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил [[Штейнзалц, Адин|А. Штейнзальц]]) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
 +
 
 +
В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.
 +
 
 +
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).
 +
 
 +
Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «[[Барайта]] Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.
 +
 
 +
=== Сыновья ===
=== Сыновья ===
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,  
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,  
Строка 44: Строка 69:
== Из творческого наследия ==
== Из творческого наследия ==
-
* «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.  
+
* «Иггерет -мусар» («Послание о морали»), 1858.  
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.  
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.  
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
-
== Ссылки ==
+
 
-
* [http://www.eleven.co.il/article/13656 Исраэль Салантер в КЕЭ]
+
{{ElevenCopyRight|13656|Исраэль Салантер}}
[[Категория: Персоналии по алфавиту]]
[[Категория: Персоналии по алфавиту]]
Строка 62: Строка 87:
:[[fr:Israël de Salant]]
:[[fr:Israël de Salant]]
:[[he:ישראל מסלנט]]
:[[he:ישראל מסלנט]]
 +
:[[ru:Салантер, Исраэль]]

Текущая версия на 14:07, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix
Дата создания: 23.06.2011

Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг) — раввин: религиозный проповедник, основоположник движения Мусар (мораль), талмудист (см. Талмуд).

Содержание

Биография

Родился в религиозной семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин, известный талмудист, возглавлял в Жагоре иешиву, а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне Тельшяй, Литва.

С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. Ицхак Алфаси).


В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!". Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь коробейничеством и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.

Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал Галаху.

Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в хасидизме. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.

Противостоя сторонникам Хаскалы, призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.

В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.


Создание Мусар-Штибла

В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.


Когда в Иом-Киппур 5608 г. (1848) в Вильно, вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип пиккуах-нефеш собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты шаббата): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).

В тот день он демонстративно в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший пост, — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.

Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. Каунас), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. Кельмский маггид), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.

Переезд в Германию

Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.


Он постоянно искал новые формы для распространения ортодоксального иудаизма. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил А. Штейнзальц) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.

Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).

Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «Барайта Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.


Сыновья

  • Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
  • Ицхак Липкин — раввин,
  • Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).

Из творческого наследия

  • «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858.
  • «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
  • «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэль Салантер в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках