Салантер, Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
(34 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
- | | АВТОР1 = | + | | АВТОР1 = Участник: Karkaix |
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | ''' | + | '''Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]]) — |
+ | [[раввин]]: религиозный проповедник, основоположник движения [[Мусар]] (мораль), [[талмуд]]ист (см. [[Талмуд]]). | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в религиозной | + | Родился в религиозной семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'', известный талмудист, возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]], |
+ | а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне [[Тельшяй]], Литва. | ||
- | + | С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]). | |
- | + | ||
- | + | В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв. | |
- | + | Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы [[мусар]]а: ''"Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''. Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь [[Коробейничество|коробейничеством]] и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время. | |
- | + | Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал [[Галаха|Галаху]]. | |
- | + | Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в [[Хасидизм|хасидизме]]. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие. | |
- | + | Противостоя сторонникам [[Хаскала|Хаскалы]], призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования. | |
- | В | + | В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию. |
- | |||
- | + | === Создание Мусар-Штибла === | |
- | |||
- | + | ||
+ | В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Когда в [[Иом-Киппур]] 5608 г. (1848) в Вильно, вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]] собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В [[суббота|субботние]] дни следил, чтобы больные не ограничивали себя [[галаха|галахическими]] запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты [[шаббат]]а): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду). | ||
+ | |||
+ | В тот день он демонстративно в [[Синагога|синагоге]] принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший [[Пост|пост]], — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же. | ||
+ | |||
+ | Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. [[Каунас]]), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. [[Кельмский Маггид|Кельмский маггид]]), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике. | ||
+ | |||
+ | === Переезд в Германию === | ||
+ | |||
+ | Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне [[Клайпеда]], Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Он постоянно искал новые формы для распространения [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил [[Штейнзалц, Адин|А. Штейнзальц]]) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений. | ||
+ | |||
+ | В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг. | ||
+ | |||
+ | Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883). | ||
+ | |||
+ | Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «[[Барайта]] Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы. | ||
+ | |||
+ | |||
=== Сыновья === | === Сыновья === | ||
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов, | * '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов, | ||
Строка 46: | Строка 69: | ||
== Из творческого наследия == | == Из творческого наследия == | ||
- | * «Иггерет | + | * «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858. |
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878. | * «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878. | ||
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883. | * «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883. | ||
- | + | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|13656|Исраэль Салантер}} | |
[[Категория: Персоналии по алфавиту]] | [[Категория: Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 64: | Строка 87: | ||
:[[fr:Israël de Salant]] | :[[fr:Israël de Salant]] | ||
:[[he:ישראל מסלנט]] | :[[he:ישראל מסלנט]] | ||
+ | :[[ru:Салантер, Исраэль]] |
Текущая версия на 14:07, 4 апреля 2013
Источник: | ||||||||||||
|
Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг) — раввин: религиозный проповедник, основоположник движения Мусар (мораль), талмудист (см. Талмуд).
Содержание |
Биография
Родился в религиозной семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин, известный талмудист, возглавлял в Жагоре иешиву, а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне Тельшяй, Литва.
С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. Ицхак Алфаси).
В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!". Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь коробейничеством и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.
Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал Галаху.
Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в хасидизме. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.
Противостоя сторонникам Хаскалы, призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.
В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.
Создание Мусар-Штибла
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.
Когда в Иом-Киппур 5608 г. (1848) в Вильно, вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип пиккуах-нефеш собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты шаббата): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).
В тот день он демонстративно в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший пост, — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.
Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. Каунас), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. Кельмский маггид), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.
Переезд в Германию
Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
Он постоянно искал новые формы для распространения ортодоксального иудаизма. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил А. Штейнзальц) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).
Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «Барайта Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.
Сыновья
- Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
- Ицхак Липкин — раввин,
- Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).
Из творческого наследия
- «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858.
- «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
- «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэль Салантер в ЭЕЭ