Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Биография)
 
(94 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
-
| АВТОР1  =  
+
| АВТОР1  = Участник: Karkaix
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
-
'''Раби Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]] - [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
+
'''Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
 +
[[раввин]]: религиозный проповедник, основоположник движения [[Мусар]] (мораль), [[талмуд]]ист (см. [[Талмуд]]).
-
Р. Салантер родился в небольшом литовском местечке Жагора, где его отец, р. Зеев-Вольф Липкин, возглавлял иешиву.  Отец стал первым учителем Исраэля.
+
== Биография ==
 +
Родился в религиозной семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'', известный талмудист, возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]],
 +
а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне [[Тельшяй]], Литва.   
-
В то время восточноевропейские евреи нередко вступали в брак в очень юном возрасте. Поэтому уже в 12 лет Исраэль женился на дочери р. Яакова Эйзенштейна из г. [[Салантай|Саланта]]. Как это было принято, молодые поселились у тестя, который взял на себя заботы о материальном обеспечении семьи, дав зятю возможность продолжить религиозное образование. Тогда же Исраэль отказался от фамилии Липман, взяв фамилию Салантер, то есть - из Саланты.
+
С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]).  
-
В возрасте 14 лет р. Салантер послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных". Другие современники, так же восхищавшиеся познаниями юного талмудиста, называли его «маленьким Альфаси »
+
   
-
Основным наставником стал р. Йосеф-Зундель, ближайший ученик  р. Акивы Эйгера. Внешне Р. Йосеф-Зундель вел себя как простой торговец, заботящийся лишь о хлебе насущном. Мало кто знал, что он ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» («Путь праведных») - этический трактат р. Хаима-Моше Луцатто, итальянского раввина 18 века.. Согласно преданию, р. Йосеф-Зундель заметил, что за ним кто-то наблюдает за ним. Внимательно приглядевшись, он заметил молодого р. Салантера,  и сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем». С тех пор они начали заниматься вместе».
+
В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв.  
-
Большинство из методов духовной работы, которые р. Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом-Зунделем. В свою очередь, р. Йосеф-Зундель развивал те методы воспитания, которые были апробированы в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше в доме учения Виленского Гаона – ведь именно Гаон сформулировал исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого   не делает, то для чего он живет?!".  
+
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы [[мусар]]а: ''"Основа человеческой жизни постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''. Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь [[Коробейничество|коробейничеством]] и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.
-
В 1840 году р. Салантер начал преподавать в знаменитой виленской ешиве Рамайлес. Его уроки по Талмуду и галахе пользовались большой популярностью. Однако главное внимание р. Салантер  уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних.  Своих учеников р. Исраэль призывал относиться  к заповедям "бейн адам лехаверо" хотя бы с той же педантичностью и серьезностью, как они относятся к запретам субботы или к законам о кошерности пищи. Разработанная им этическая система получила название мусар (этика).
+
Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал [[Галаха|Галаху]].
-
В 1842 году р. Салантер оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), занятия в котором строились на изучении классических книг мусара – таких, как Ховот алевавот (Обязанности сердец) р. Бахьи ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля ).
+
Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в [[Хасидизм|хасидизме]]. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.
-
Разумеется, р. Салантер не ограничивался проповедями и поучениями. Сохранилось множество рассказов о том,  как он лично воплощал в жизнь собственные принципы. Так, согласно одному из преданий, накануне Йом Кипура р. Салантер не пришел в синагогу. Община встревожилась, не заболел ли внезапно раввин, не случилось ли несчастье. Молитву без него не начинали. Пока евреи ждали, одна молодая женщина из общины стала волноваться: она оставила грудного ребенка спящим в колыбели, так как думала, что будет отсутствовать недолго, а теперь побежала посмотреть, все ли с ним в порядке. Когда она вошла в дом, то увидела, что ребенка баюкает р. Исраэль. По дороге в синагогу он услышал плач ребенка и, раз мать, очевидно, ушла на службу, вошел в дом, чтобы успокоить малыша.
+
Противостоя сторонникам [[Хаскала|Хаскалы]], призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.
-
Согласно другому преданию, как-то, идя по городу, раби Исраэль Салантер встретил бедную вдову, которая горько плакала, узнав, что ее второго сына забирают в рекруты, так как богатый член общины подкупил чиновников, чтобы не взяли его детей. Руководство общины согласилось с этим богачом и решило отдать вместо его отпрыска второго сына вдовы. В тот день раби Исраэль Салантер пошел в местную синагогу и, когда один человек поднялся, чтобы начать службу, воскликнул: «Нельзя начинать службу вам, потому что вы еретик, вы не верите в Тору и в Бога». Другой человек встал, но р.  Исраэль Салантер прокричал то же и ему, и третьему. Наконец, молящиеся попросили его объяснить, в чем дело. «То, что вы молитесь, не доказывает, что вы верующие. Вы молитесь только потому, что молились ваши отцы. Если вы действительно верите, что Тора — это голос Бога, то как вы можете нарушать ее заветы, ведь она запрещает вам обижать вдов и идти на уступки богатым и знатным. Раз вы так поступаете, значит, вы не верите в Бога и его Тору».
+
В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.  
-
Как-то раз р. Салантер  обнаружил, что у серьезно больного ученика нет денег на лечение. Войдя в синагогу, где молился этот молодой человек, р. Салантер спросил собравшихся: «Почему вы не обеспечите ему лучшее лечение?». «У нашей общины совсем нет денег» – отвечали они. Услышав это, р. Салантер закричал: «Вам следовало бы продать нарядный покров с ковчега, в котором хранятся свитки Торы, и использовать деньги для помощи этому человеку!»
 
 +
=== Создание Мусар-Штибла ===
-
В 1848  царским правительством в Вильне было основано раввинское училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» - просвещенных, образованных, знающих русский язык. Р.Исраэлю Салантеру было предложено место преподавателя Мишны и Гемары, однако он отказался, сославшись на расстроенное здоровье. Трудно сказать, с чем был связан этот отказ (питерский историк А. Львов полагает, что первоначально р. Салантеру было предложено куда более почетное и высокооплачиваемое место инспектора). Как бы то ни было, это оказалось умным и дальновидным решением: в отличие от Берлинской семинарии р.Гильдесгеймера, виленское училище довольно быстро стало центром вольномыслия, и из его выпускников почти никто не стал раввином. Работа в таком заведении, безусловно, пагубно отразилась бы на репутации р. Салантера.
 
-
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры – болезни, которую в то время практически не умели лечить. Единственное, что могли сделать власти – это распространить инструкцию, как себя вести, чтобы уменьшить опасность заражения: «В пище и питье соблюдать умеренность и осторожность, не изменяя впрочем разительно в этом отношении образа жизни. Вообще с тощим желудком не выходить из дому. Стараться, чтобы воздух, окружающий нас, был сухой и чистый. Избегать долго оставаться в таких местах, где бывает скопление большого количества народа, и горит много свечей и ламп. Вообще вести жизнь, сколько возможно, правильную и умеренную».
 
-
Собрав значительные благотворительные средства, р. Исраэль арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней посменно, круглые  работали его ученики.  Р. Салантер  и сам постоянно навещал больных, обеспечивая их лекарствами и продуктами питания. В субботние дни он следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, - ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. Чтобы убедить «ревнителей веры» из числа больных, р. Салантер  и его ученики сами публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными – например, рубили дрова и разводили огонь , чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
+
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.  
-
Между тем, приближался пост 9 ава . Накануне поста р.  Салантер объявил по всем синагогам, что в этом году не следует поститься, не следует долго молиться, а необходимо находиться на открытом воздухе. Однако боясь, что его не послушаются,  после утренней молитвы он  взошел на амвон с куском печенья в руке, произнес благословение и съел его на глазах у всех, дабы все последовали его примеру.
 
-
В 1857 г. р. Салантер отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кенигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его  эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 г., переехав в прусский город [[Мемель]] (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя попеременно в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.  
+
Когда в  [[Иом-Киппур]] 5608 г. (1848) в Вильновспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]] собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В [[суббота|субботние]] дни следил, чтобы больные не ограничивали себя [[галаха|галахическими]] запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты [[шаббат]]а): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).
-
В своей работе р. Салантер  постоянно искал новые формы для распространения и пропаганды ортодоксального иудаизма. Многие его идеи намного опередили свое время, и были осуществлены через много десятилетий после его смерти:  составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (лишь столетие спустя к реализации этого проекта приступил израильский раввин Адин  Штейнзальц) и на европейские языки (этот процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера; сегодня существует полный перевод Талмуда на английский и французский языки); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое.
+
В тот день он демонстративно в [[Синагога|синагоге]] принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший [[Пост|пост]], — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.
-
В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, там он занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений. В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг, где и скончался в 1883.
+
-
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).
+
-
После смерти р.Салантера, вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку ряд раввинов полагали подобное изучение пустой тратой времени, необходимого для изучения Торы (битуль Тора). Эти раввины считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, и предупреждали, что излишней этический самоанализ не полезен для психического здоровья.  Тем не менее, регулярные занятия по мусару  проводятся во многих уважаемых иешивах.
+
-
== Ссылки ==
+
Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. [[Каунас]]), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. [[Кельмский Маггид|Кельмский маггид]]), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.
-
* [http://www.eleven.co.il/article/13656 Исраэль Салантер в КЕЭ]
+
-
{{rq|infobox|birth|death|linkless|wikify|cleanup|recat|sources}}
+
=== Переезд в Германию ===
 +
Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне [[Клайпеда]], Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
-
[[de:Israel Salanter]]
+
 
-
[[en:Yisroel Salanter]]
+
Он постоянно искал новые формы для распространения [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил [[Штейнзалц, Адин|А. Штейнзальц]]) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
-
[[fr:Israël de Salant]]
+
 
-
[[he:ישראל מסלנט]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.
 +
 
 +
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).
 +
 
 +
Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «[[Барайта]] Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.
 +
 
 +
 +
=== Сыновья ===
 +
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
 +
* '''Ицхак Липкин''' — раввин,
 +
* '''Иомтов-Липман Изрилевич Липкин''' [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).
 +
 
 +
== Из творческого наследия ==
 +
* «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858.
 +
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
 +
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
 +
 
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13656|Исраэль Салантер}}
 +
 
 +
[[Категория: Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Философы по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские философы]]
 +
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
 +
[[Категория:Раввины Литвы]]
 +
[[Категория:Раввины Германии]]
 +
 
 +
:[[de:Israel Salanter]]
 +
:[[en:Yisroel Salanter]]
 +
:[[fr:Israël de Salant]]
 +
:[[he:ישראל מסלנט]]
 +
:[[ru:Салантер, Исраэль]]

Текущая версия на 14:07, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix
Дата создания: 23.06.2011

Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг) — раввин: религиозный проповедник, основоположник движения Мусар (мораль), талмудист (см. Талмуд).

Содержание

Биография

Родился в религиозной семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин, известный талмудист, возглавлял в Жагоре иешиву, а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне Тельшяй, Литва.

С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. Ицхак Алфаси).


В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!". Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь коробейничеством и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.

Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал Галаху.

Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в хасидизме. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.

Противостоя сторонникам Хаскалы, призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.

В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.


Создание Мусар-Штибла

В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.


Когда в Иом-Киппур 5608 г. (1848) в Вильно, вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип пиккуах-нефеш собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты шаббата): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).

В тот день он демонстративно в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший пост, — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.

Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. Каунас), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. Кельмский маггид), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.

Переезд в Германию

Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.


Он постоянно искал новые формы для распространения ортодоксального иудаизма. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил А. Штейнзальц) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.

Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).

Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «Барайта Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.


Сыновья

  • Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
  • Ицхак Липкин — раввин,
  • Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).

Из творческого наследия

  • «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858.
  • «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
  • «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэль Салантер в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках