|
|
(17 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Сусия (поселок на юге хевронского нагорья)]] |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 = Vadim Akopyan
| + | |
- | | АВТОР2 = Chana Synett
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 22.06.2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Файл
| + | |
- | |файл =
| + | |
- | |подпись =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | |размещение =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Сусия''' (Сусья) — название древнего поселения в библейской Иудее, в южной части Хевронского нагорья, на западном берегу реки Иордан, часто упоминаемое в свете археологических находок. Нынешняя Сусия с 1830-х годов была арабской деревней, а в настоящее время — религиозное израильское поселение, основанное в 1983 году, и находящееся под юрисдикцией районного совета Хар Хеврон.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | | + | |
- | Сусия, как развалины древней синагоги и как остатки древнего поселения, занимавшего около 60 дунамов, не упомянута ни в одном древнем тексте. Еврейская литература не зарегистрировала древний еврейский город на этом месте. Некоторые считают, что развалины соответствуют библейскому городу Кармель (Иегошуа 15:5), предположение было высказано Аврагамом Негевом. Другие исследователи высказали предположение, что во время Второго восстания (132-5гг до нашей эры), когда римляне разбили лагерь в Киберет Эль-Кармиль (считающийся библейским Кармелем), религиозные евреи, чувства которых были задеты языческими символами, переехали на 2 километра к юго-западу, в современную Сусию, где, возможно, уже возделывали землю. Хотя они и считали своё поселение Кармелем, название сменилось в ранний арабский период, когда деревня обеднела, возможно потому, что новые исламские правители не поощряли её развития, так как основной источник дохода деревни был от производства вина.
| + | |
- | | + | |
- | Это место, на арабском называющееся «Киберет Сусия» или «Сусие», было впервые описано как «развалины мастерской по производству лакрицы» В. Гуерином в 1869 году, он впервые признал эти развалины заслуживающими внимания. Название «Сусия» является ивритским, утверждённым израильским комитетом по наименованиям. В исследовании Западной Палестины, которое провели в 1875 году Чарльз Уоррен и Клод Кондер в районе юго-западного склона холма к западу от Сусии, это место упоминается как «важное общественное строение». Немецкие исследователи позже утверждали, что руины являются остатком древней церкви. В 1937 году здание на севере руин было окончательно признано Л. А. Мейером и А. Рейфенбергом остатками синагоги.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя синагога ==
| + | |
- | | + | |
- | Место развалин было исследованно в 1969 году Шемарьей Гутманом, который в ходе пробных раскопок обнаружил притвор синагоги. Затем, в сотрудничестве с Зеевом Йейвиным и Эгудом Нецером, он провёл израильские раскопки в Хирбет Сусия (затем переименованного в ивритскую кальку «хорват Сусия») в 1971-72 гг., рядом с арабской деревней Сусия Аль — Кадим.
| + | |
- | Такие развалины являются интригующей находкой, так как до сих пор раскопки не доказали присутствия синагог в Иудее до второго века н. э. Раскопанная синагога датируется от 4 до 7 века и использовалась без перерыва до 9 века. Она также является одной из 4 в уникальной архитектурной группе в Южных холмах Иудеи (всего насчитывается 6 древних синагог в Иудее). Такое количество отражает миграцию евреев из иудеи в Галилею во втором и третьем веках. Остальные три в этой группе находятся в Эштемоа, Хорват Маон и Аним. Три выдающиеся признака синагог в группе Сусья — Эштемоа это их ширина, вход через короткую восточную стену и отсутствие колонн для поддержки крыши.
| + | |
- | | + | |
- | Давид Амит считает, что архитектурный дизайн, в особенности восточный вход и направление молитвы, отличающиеся от большинства Галилейских синагог, представляет собой приложение древнейшего галахического закона, сохранившегося в южной Иудее столетия после разрушения Храма. Закон этот был забыт в Галилее, но в Иудее благодаря географической близости к Иерусалиму соблюдались многие древнейшие традиции. Восточное направление также связано с идеей переубеждения еретиков и христиан в этом же регионе, которые кланялись на восток и верили, что Б-жественное присутствие обитает на востоке.
| + | |
- | | + | |
- | Синагога была построена в технике «широкого дома» (без колонн), и не по схеме базилики. Размер синагоги 9 на 16 метров, построена из белых камней одинакового размера (технология «ашлар»), с фасадом на три двери в восточном направлении. Кафедра и ниша для Торы располагались в центре северной стены. В восточной части стояла вторая кафедра. В отличие от других синагог в Иудее у этой была галерея, сделаная для поддержки западной стены. Восток синагоги представлял собой открытый двор, окружённый с трёх сторон крытой галереей на колоннах. Западная сторона открывалась в притвор синагоги. Пол притвора был составлен из цветной мозаики, составленной в соединяющиеся фигуры. Эта модель не продержалась долго: она уступила место форме базилики в поздний Византийский период. К тому времени форма базилики преобладала во всех остальных регионах.
| + | |
- | | + | |
- | В синагоге в Сусии (а также в Эштермоа и Маоне) в Иудее, в отличии от большинства Галилейских синагог, ниша располагалась в северной стене, обращённой к Иерусалиму, а вход — в восточной стене. Синагогальный пол, выложенный известняковой плиткой, содержит три мозаичные панели. На востоке изображён Ковчег Торы, две меноры, с верхних ветвей одной из них свисают две лампы, вероятно символизируя связь между синагогой и Храмом, возможно также, потому, что место чтения Торы окружалось лампами. Лампы освещали возвышение для чтения Торы, привлекали к ней внимание и давали возвожность читать. Лампы эти как будто были зеркальным отражением двух менор на мозаике с целью подчёркнуть центральное значение Торы. Мозаика также содержит изображения лулава и этрога, растений, используемых в праздник Сукот, с колоннами с двух сторон. Рядом с колоннами находится пейзаж с оленями и баранами. Центральная панель состоит из геометрических и цветочных узоров. Узор в виде колеса перед центральной кафедрой навёл Гутмана на мысль о том, что это осаток колеса Зодиака. Мозаики с Зодиаком представляют собой важное свидетельство того времени, так как их сооружение систематически подавлялось церковью, и их частое сооружение в полах палестинских синагог является индикацией включения нееврейских мотивов в еврейское исскуство и их последующей «иудизации». Фрагментированное состояние мозаичного колеса объясняется поздней его переделкой в грубые геометрические фигуры, возможно по причине его несоответствия более поздним стандартам религиозных изображений. Ещё одна мозаика, скорее всего изображавшая Даниэля в логове льва, как и в мозаике в Нааране возле Йерихо и Эйн Самсаме на Голанских высотах, была также слущена и сохранились лишь некоторые её фрагменты. Фигура, стоящая с вытянутыми в стороны руками, как бы призывая к молитве (в позе оранс, от лат. Orante — молится), окружённая львами, была стёрта с мозаики с целью соответствия её более поздним тенденциям, которые Файн назвал «новой эстетикой» в раскопках Киберет Сусья. Новые тенденции в религиозном искусстве подразумевали изменение дизайна так, чтобы иконографические формы, считавшиеся недопустимыми в более позднюю эпоху, исчезли. От имени Даниэля остались только две последние буквы (אל), и только так его можно идентифицировать.
| + | |
- | | + | |
- | Ещё одна уникальная черта Сусьи в наличии и числе надписей. Четыре были выложены мозаикой: две на иврите, являвшемся разговорным языком региона в то время, и два на арамейском. Девятнадцать частичных надписей, некоторые из них на греческом, были вытесаны в мраморе самого здания. Из этих надписей следует, что синагога содержалась на пожертвования обычных людей и не упрвлялась священниками (коэнами).
| + | |
- | | + | |
- | Синагога (или только её двор), оставленная евреями, была переделана в мечеть примерно в 10 веке. Ниша в северной стене, использовавшаяся как михраб, относится ко временам Салладина. (по местному поверью). В 12-13 веках крестоносцы располагались лагерем в расположенных неподалёку Хермале и Эштермоа, и, следуя за ними, новые семьи переехали в заброшенные руины с целью использования плодородной земли.
| + | |
- | | + | |
- | Поселение на холме, прилежащем к синагоге, производит впечатление когда-то процветавшей общины. Одно из раскопанных зданий представляло собой магазин. Похоже, что упадок поселения пришёлся на вторую половину 4 века, и опять в 6 веке. Некоторые считают, что поселение было полностью покинуто уже тогда, но другие оспаривают это мнение, и настаивают на продолжении обитаемости Сусьи до Средних веков.
| + | |
- | | + | |
- | == Современность: новые поселения и конфликты ==
| + | |
- | | + | |
- | Израильское поселение, которое в 2006 году насчитывало 737 человек, было основанно между маем и сентябрём 1983 года, на 1800 дунамах земли. В соответствим с данными Института прикладных исследований в Иерусалиме, земля, на которой стоит поселение, была конфискована у деревни Ятта, находящейся недалеко от палестинской Сусии. Несколько местных семей были согнаны с земли, для того, чтобы освободить место для археологического парка. Масштабное расширение поселения, начатое 18 сентября 1999 года, расширило границы к северу и востоку. Палестинская семья Шреите утверждает, что 150 дунамов земли были отобраны у них.
| + | |
- | | + | |
- | Палестинцы, оставшиеся на этой земле, живут в шатрах на небольшом каменистом холме между поселением и археологическим парком, которые отстоят друг от друга на пешеходном расстоянии. Десять пещер, в которых обитали жители Сусии, были взорваны израильской армией в 1996 году, и около 113 шатров были разрушены в 1998. Утверждается, что были высланы официальные документы, классифицирующие их как « проникнувших незаконно» и просящих их переменить место расположения шатров. Большинство цистерн для сбора дождевой воды, использовавшихся местными фермерами в Сусие, также были разрушены армией в 1999 и 2001. Местный житель пожаловался организации «Эмнести Интернашионал»: «Вода — это жизнь. Без воды нам нет жизни. Ни нам, ни животным, ни растениям. До этого у нас было немного воды, но теперь, когда армия всё разрушила, нам приходится носить воду издалека. Это очень трудно и дорого. Они делают нашу жизнь очень тяжёлой, чтобы мы ушли».
| + | |
- | | + | |
- | В 2001 году пастух, житель израильского поселения Сусья Яир Гар Синай, был убит местными палестинцами. Убийцы были позже арестованы, и один из них был приговорён к пожизненному заключению. Израильская армия выгнала 300 палестинцев, находившихся на этой территории, и разрушила их переносные дома. Они обжаловали эти меры в израильском суде. Еврейские поселенцы из Сусьи угрожали местным палестинцам и уничтожали их имущество. В 2009 году Яаков Тейтель был осуждён за убийство палестинского пастуха из Сусьи, которое он совершил в 2007. Израильское поселение пользуется электричеством из сети и водой из труб, проведенной из Израиля, палестинцы полагаются на солнечные панели и ветряные турбины для производства электричества (проект был осуществлён палестинско\израильской общественной организацией «Комет».) Воду они берут из колодцев. Этот прект был также включен в короткий список педтендентов на Би-Би-Си Уорлд Чэллендж благодаря участию двух израильских физиков — Эл’ада Ориана и Ноама Дотана.
| + | |
- | (Би-Би-Си Уорлд Чэллендж — соревнование, впервые проведенное на канале Би-Би-Си, спонсируемое журналом Ньюзуик и компанией Шелл. Соревнуются проекты со всего мира, решающие социальные, общинные и природные проблемы методами бизнеса.)
| + | |