|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Де-Орайта (заповеди из Торы)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | == Классификация заповедей ==
| + | |
- | | + | |
- | Одной из главных основ [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] является соблюдение [[Галахи]]. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
| + | |
- | * ''лехатхила'' (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные [[поским]],
| + | |
- | * ''бедиавад'' (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
| + | |
- | * ''hидур'' (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
| + | |
- | * ''хумра'' (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
| + | |
- | * ''кула'' (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
| + | |
- | * [[минhаг]] (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.
| + | |
- | {{main|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}}
| + | |
- | | + | |
- | Заповеди иудаизма по источнику и авторитетности делятся на три группы:
| + | |
- | * ''деорайта'' (де-орайта, דְּאוֹרַיְתָא "из Торы" (арам.)) - заповеди, которые выводятся из [[Пятикнижия]] (иногда - и из других книг Танаха) путём [[hалахического]] [[мидраш]]а или из простого смысла Писания;
| + | |
- | * ''[[дерабанан]]'' (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.) или דִֹבְרֵי סוֹפְרִים ''диврей софрим'' "слова книжников") - заповеди, установленные мудрецами как hидур, хумра, расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
| + | |
- | * ''минhаг'' (מִנְהָג обычай) - нормы действия и поведения, соблюдаемые евреями, но не закреплённые ни в Торе, ни в галахических кодексах.
| + | |
- | | + | |
- | К законам деорайта примыкает также [[hалаха ле-Моше ми-Синай]] (הֲלָכָה לְמֹשֶׁה מִסִּינַי "закон от Моше с Синая") - законы, авторитетность которых равна деорайта, но которые никак не выводятся из Писания.
| + | |
- | | + | |
- | == Вывод законов из Торы ==
| + | |
- | | + | |
- | * Заповеди деорайта могут следовать из текста Танаха. Мужчине под страхом смерти запрещено совокупляться с замужней женщиной, потому что написано "И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя, оскверняясь ею" (Ваикра 18:20).
| + | |
- | * Заповеди деорайта могут выводиться из простого смысла Писания с помощью анализа стиля Писания. Так, мужчине под страхом смерти запрещено жениться на своей внучке, как сказано: "Наготы дочери сына твоего или дочери твоей дочери, не открывай наготы их, ибо твоя нагота они" (Ваикра 18:10). Еврейская традиция считает, что под "открытием наготы" здесь имеется в виду совокупление. (Это правило в свою очередь выводится из текста с помощью одного из методов толкования).
| + | |
- | * Заповеди деорайта могут выводиться из текста с помощью методов толкования - [[галахического]] [[мидраш]]а. Запрет инцеста - женитьбы мужчины на своей дочери - не упомянут в Торе прямо, но выводится из стиха "Наготы женщины и дочери ее не открывай..." (Ваикра, 18:17). Хотя простой смысл стиха говорит об одновременной женитьбе на матери и её дочери, мудрецы вывели из этого абсолютный запрет женитьбы мужчины на его дочери, даже после смерти её матери, имеющий силу закона Торы<ref>Йевамот, 3а.</ref>.
| + | |
- | * Мудрецы же запретили брак и при более отдалённом родстве по прямой линии, чем то, что указано в Торе (שניות מדברי סופרים).
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".
| + | |