м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Данциг, Авраам бен-Иехиель]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Raphael
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=01/06/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | {{ {{#if:Писатель|Писатель|Персона}}
| + | |
- | |имя = Данциг, Авраам бен-Иехиель
| + | |
- | |оригинал имени = Danzig, Abraham ben Yehiel
| + | |
- | |портрет =
| + | |
- | |размер =
| + | |
- | |описание =
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |род деятельности = Писатель
| + | |
- | |дата рождения = 1747 год
| + | |
- | |место рождения = Данциг, Польша
| + | |
- | |гражданство = Польша
| + | |
- | |подданство =
| + | |
- | |дата смерти = 1820 год
| + | |
- | |место смерти = Вильно, Российская Империя
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | |разное =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Авраам бен-Иехиель Данциг''' (1748-1820) - [[раввин]], кодификатор, [[поским]], наиболее известный по своим [[Галаха|алахическим трудам]]трудам "[[Хайей Адам]]" и "[[Хохма Адам]]".
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую [[Йешива|йешиву]], дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил [[талмуд]]ическое образование под руководством Иезекииля Ландау и Иосифа Либермана, получил диплом "[[хабер]]а" и переселился в Вильну. Авраам бен-Иехиель отклонил пост виленского раввина, ибо не считал возможным исполнять функции [[раввин]]а за определенную плату, и занялся торговлею, часто с этой целью во время ярмарок наезжая в Лейпциг и Кенигсберг. Лишь под старость, потеряв свое состояние (вследствие взрыва порохового склада), Авраам бен-Иехиель согласился занять пост даяна в Вильне.
| + | |
- | | + | |
- | Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления "[[Шулхан Арух]]а", и изложил его в удобочитаемой форме. Кодекс Данцига имеет в виду не столько раввина, сколько культурного мирянина. Здесь заметно стремление к более точному изложению закона, а в его сочинениях и практических трактатах "Nischmat Adam" и "Binat Adam", которые являются приложениями и научным аппаратом к "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", Данциг при всей присущей ему скромности не останавливается перед оппозицией взглядам позднейших авторитетов и нередко высказывается против новых запретов.
| + | |
- | | + | |
- | "Chaje Adam" пользовалось необычайным успехом, и во многих городах организовались кружки с целью изучения его, еще и по сие время существующие в некоторых местечках Северо-Западного края. Успех книги был вполне заслуженный: Авраам бен-Иехиель внес живую струю в свои труды, особенно останавливаясь на этическом значении религиозных предписаний. Эта точка зрения чрезвычайно отчетливо проявляется в "Beth Abraham", где талантливо, хотя и пространно, доказывается, что усердное занятие галахической частью [[Талмуд]]а не исключает глубокого интереса к вопросам этики.
| + | |
- | | + | |
- | Высшей обязанностью человека, по мнению автора, служит любовь к Богу, богобоязнь же — средство к достижению высшей цели. Пользование благами мира сего не должно быть в корне отрицаемо, но человек обязан помнить, что задачей его жизни является познание Бога и совершение добрых дел. Данциг придает особо важное значение молитве, замечая, что она не должна состоять в одном лишь "бормотании устами", причем своим детям он советует лучше молиться на немецком, чем на непонятном им еврейском языке. Совет этот характерен, если принять во внимание, что в том же сочинении Авраам бен-Иехиель протестует против всяких новшеств, не одобряя даже чтения немецких книг.
| + | |
- | | + | |
- | Высшими качествами человека Данциг считает любовь к истине и довольство своим положением, повторно указывая на то, что "оскорбление ближнего заслуживает большего упрека, чем грех против Бога". Он убеждает членов своей семьи честно вести торговые дела как с евреями, так и с неевреями и никогда не решать денежных дел по собственному усмотрению, но в сомнительных случаях обращаться к ученому. Настаивая на строгом соблюдении религиозных обрядов, Авраам бен-Иехиель, не задумываясь, приказывает детям пропустить время молитвы, если необходимо раздобыть деньги для уплаты жалованья рабочему.
| + | |
- | | + | |
- | Любопытно предостережение Данциг от изучения [[Каббала|каббалы]] ранее наступления зрелого возраста и до полного усвоения талмудической и [[раввин]]ской литературы. Сам Данциг обнаруживает знакомство с каббалой, хотя в его [[Галаха|галахических]] сочинениях особенно ярко это не сказывается.
| + | |
- | | + | |
- | Несколько мистический характер носит составленная Данцигом прекрасная [[молитва]] на канун [[Йом-Киппур]]а
| + | |
- | | + | |
- | === Произведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений:
| + | |
- | * "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810;
| + | |
- | * "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы);
| + | |
- | * "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 ([[Иерусалим]], 1863);
| + | |
- | * "Zichru Torat Moscheh", предписаний о [[Шабат]]е, [[Вильна]], 1820;
| + | |
- | * "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др.
| + | |
- | | + | |
- | Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://jewage.org/wiki/ru/Profile:P1368152716&article=Article%3AДанциг%2C%20Авраам%20бен-Иехиель Статья на http://jewage.org]
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Avraham_Danzig Avraham Danzig (англ.)]
| + | |
- | * []
| + | |
- | | + | |
- | {{#if:Кодификаторы еврейского закона|[[Категория:Кодификаторы еврейского закона]]|}}
| + | |