|
|
(16 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Гольдфаден, Авром]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Image:Abraham_Goldfaden.jpg|thumb|right|Авром Гольдфаден]] | + | |
- | '''Авром Го́льдфаден''' (''Авраам Гольденфоден'', 24 июля 1840, [[Староконстантинов]] — 9 января 1908, [[Нью-Йорк]]) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес.
| + | |
- | | + | |
- | Написал около 60 пьес. В 1876 г. основал в [[Румыния|Румынии]] первую в мире профессиональную театральную труппу, ставившую пьесы на [[идиш]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1883 году вместе с труппой переехал в [[Варшава|Варшаву]], а затем в [[Нью-Йорк]].
| + | |
- | [[Файл:AfishaGoldfadena.jpg|200px|thumb|left|Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
| + | |
- | Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в [[США]] на языке [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | При жизни были изданы два сборника стихов Гольдфадена.
| + | |
- | | + | |
- | Автор около 60 пьес. Пьесы начинал писать на [[иврит]]е, но затем перешёл на [[идиш]].
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее известные пьесы:
| + | |
- | * «Колдунья»,
| + | |
- | * «Двое простофиль»,
| + | |
- | * «Бабушка с внучкой»,
| + | |
- | * «Рекруты»,
| + | |
- | * «Суламифь»,
| + | |
- | * «Бар Кохба»,
| + | |
- | * «Д-р Альмасадо».<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 12. Голубянки — Гродовка. 1952. 636 стр., илл.; 60 л. илл. и карт. (стр. 10)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Колыбельная из оперы «Суламифь» ([[Роженькис унд мандлех]]) стала народной песней.
| + | |
- | | + | |
- | <!-- ГО́ЛЬДФАДЕН Аврахам (Goldfaden, Abraham; настоящая фамилия Голденфодим; 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, – 1908, Нью-Йорк), основатель профессионального театра на идиш, драматург и поэт. Сын часовщика, приверженца Хаскалы, Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя и до 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы. Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями. После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы. Встреча с «бродеровскими певцами» (см. Б. Бродер), исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами. Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена после триумфального турне по Румынии и России (с 1879 г.) в 1883 г. прекратила существование. Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.). В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.
| + | |
- | | + | |
- | Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена. Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам. Особенно популярны его водевили «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877), «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880), музыкальные драмы «Шуламис» («Суламифь», 1880), «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо 14 в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России. Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.
| + | |
- | | + | |
- | Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей. Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы. Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы. Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.
| + | |
- | | + | |
- | Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров, из числа которых многие вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран. -->
| + | |
- | | + | |
- | == Внешние ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11248&query=%C3%CE%CB%DC%C4%D4%C0%C4%C5%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гольдфаден Аврахам" на основании КЕЭ, том 2, кол. 163–165]
| + | |
- | * [http://savethemusic.com/yiddish/bin/halloffame.cgi?Page=yiddish&Bio=goldfaden Краткая биография {{lang-en|}}]
| + | |
- | * [http://www.jewishmuseum.org.uk/whatson/exhibitions/y2.asp «Рождение театра на языке идиш»] {{lang-en|}}
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Актёры и режиссёры театра на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейский театр]]
| + | |
- | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Композиторы по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские песни]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская музыка]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в США/Канаде]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |