Еврейское присутствие в Шхеме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Ссылки)
(Перенаправление на ej:Еврейское присутствие в Шхеме)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Еврейское присутствие в Шхеме]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
== В древнее время ==
+
-
 
+
-
Город Шхем известен с библейских времён (1200 до н. э.), как крупный центр племени хивийцев. Сын шхемского правителя изнасиловал [[Дина (в Ветхом Завете)|Дину]], единственную дочь Яакова, и за это город был вырезан его сыновьями. В Шхеме находится гробница её брата [[Йосеф]]а. В библейские времена Шхем был крупным культовым центром северной части Страны Израиля. После раздела земли между [[Колена Израиля|коленами Израиля]] попал в надел колена [[Манассия, сын Иосифа|Манассии]] (Менаше). Шхем окружают горы [[Гризим]] и [[Эйвал]], на которых, по указу [[Моше]] вскоре после перехода евреев через [[Иордан]] был подтверждён завет между Богом и еврейским народом. В Шхеме был объявлен царём Израиля [[Авимелех]] сын [[Гидеон]]а. После разделения царства — центр северных колен и первая столица [[Иеровоам I|Иеровоама]].
+
-
 
+
-
Во времена Второго Храма Шхем был центром самаритянской общины, евреев в городе оставалось всё меньше. Во времена правления арабов, крестоносцев и турок в Шхеме жили лишь отдельные еврейские торговцы.
+
-
 
+
-
== В Новое время ==
+
-
 
+
-
Всего еврейское поселение в [[Шхем]]е восстанавливалось в новое время больше дюжины раз.
+
-
=== Подворье Кляйн ===
+
-
В конце XIX века в старой Касбе в Шхеме жили 11 еврейских семей. Все они жили в одном дворе, вместе платя аренду. Жили они в ужасающей бедности. Сейчас уже и не осталось того двора, поддворья Кляйн, где они жили. Старые дома не выдержали землетрясения 1927-го года, а евреи не выдержали бедности и враждебности населения. Глава общины Наблуса, Лейзер Клайн был главой налоговой службы в городе. Это была неблагодарная работа с мизерной зарплатой в сто сорок турецких грошей. В том же дворе находилась и синагога и здесь же, в маленькой комнатке, школа для мальчиков. Мяса на кухнях у здешних евреев почти не видели - резник приезжал раз в год, а никакого другого мяса есть евреи не могли. Возможно это причина распространенного среди арабских стариков Шхема мнения, что раньше те, настоящие евреи, не если мяса. Резник появился в общине только в 1908 году. Переезд пражского резника Йосефа Шварца спонсировал Мартин Бубер (Шварц об этом писал для варшавской газеты "Хайнт"(היינט)).
+
-
=== Гостевой двор ===
+
-
Шхем находился на пути из Иерусалима в Цфат, и местные евреи могли бы открыть гостинный двор для приезжих. С такой просьбой, Авром Янун обращался к главе города, шейху Мохамаду Хусейни в 1871 году:
+
-
 
+
-
''Гостевой двор нужен нам для приема паломников, приезжающих в город, ибо здесь молитва Иосифа, которого весь народ наш чтит как великого праведника, с сыновиями его. И здесь же моглила семидесяти старцев''...
+
-
 
+
-
Отднако шейх открывать отдельный гостиный дом не разрешил, поэтому паломники были редки, евреи бедны и принимали они паломников в своих домах. Платы за это никакой не взымалось, хотя еще в 1831-м году раввин из Иерусалима Шломо Моше Сузин постановил, что любой проезжающий должен платить жителям за прием пять с половиной грошей ежедневно. Но уже несколько лет спустя после смерти Сузина проезжие платить перестали. Гостиный двор для приема паломников появился у евреев Шхема только в 1907 году, стараниями известного спонсора еврейского присутствия в Стране Израиля Мордехая Эдельмана, более известного под псевдонимом "Меюхас". Эдельман выделил деньги на покупку гостинного дома, напротив немецкой гостинницы, у самого круга в центре Шхема.
+
-
=== Попытки переселения в Шхем ===
+
-
Эдельман пытался организовать переселение бедных ремесленников в арабские города, в которых на тот момент не жили евреи или в которых еврейское из-за малочисленности и бедности евреев было под вопросом. Он смог организовать переселение в Газу, Шхем и Рамлу. В Шхем приехало только 25 семей. Причина видимо в том, что город Шхем считался среди многих евреев непригодным для жилья, так как это город разбоя и разврата:
+
-
<blockquote>
+
-
Место, предопределенное для бедствия: там согрешили родоначальники колен, там мучили Дину, там разделено былс царство дома Давидова, как сказано: "и пошел Рехавам в Шехем" [I Кн. Царей 12, 1] [Санhедрин 102а ]. (Раши на Берешит 37:14)
+
-
</blockquote>
+
-
Ехать сюда евреи не хотели. Те кто приехали, поселились вне квартала Кляйна, в Дабуре (там за пару сот лет до этого жил саббатианец рав Фатуха, см. дальше). Местные жители встретили переселенцев недобро. По всей Палестине уже ходили слухи о том, что евреи скупают арабскую землю, задумав выселить арабов с самых плодородных земель. Дома семей Злобин и Фирстер постоянно забрасывали камнями - они стояли так, что камень можно было без труда забросить в окно. Фирстер пытался открыть в городе сапожную мастерскую, но клиенты к нему не шли, а вскоре и мастерская была разгромлена, при этом он лишлися нехитрых сапожных инструментов. Несколько месяцев спустя были изнасилованы и убиты две еврейские девушки Хава Лаппа и Фейга Альтштадт. Семьи переселенцев из России стали понемногу покидать Шхем.
+
-
 
+
-
Еще одну группу снарядил Калонимус Высоцкий, известный торговец чаем среднего качества. Как и другие меценаты, он заплатил двадцати или тридцати семьям, чтобы они переселились в Шхем. Один из переселенцев даже открыл в городе первый магазин игрушек. Магазин пользовался большой популярностью, но через несколько месяцев сгорел дотла.
+
-
 
+
-
Еще один меценат - Мозес Монтифиори купил несколько десятоков дунамов земли рядом с еврейским кладбищем, чтобы расширить его, так как на нем уже не осталось места. Кроме того он принял участи в арендной плате евреев, взяв на себя, например, две тысячи грошей ежегодно из двух с половиной тысяч годовой аренды. Но это не особо помогло. Жители города постоянно чувствовали себя в опасности. Последняя еврейская семья покинула Шхем в 1919 году, переехав в город Лод.
+
-
=== История рава Фатухи ===
+
-
Дауд Фатухи жил в Шхеме, куда видимо перебрался из Галилеи. В районе "Дабура" у него была небольшая группа учеников. Он занимался астрологией, увлекался мистикой и называл себя "йоред меркава" - "мистик". Однажды в Шхем приехал некий человек из Константинополя, который искал работу в качестве учителя для детей. У него рабби Фатуха купил несколько рукописей, содержащих некие прозрения нового пророка и мессии из Константинополя. Дауд Фатухи этими трудами очень увлекся и вскоре решил совершить поездку в Константинополь, чтобы лично познакомиться с тем, от кого исходит это учение (один из учеников Шабтая Цви).
+
-
 
+
-
В Константинополе обнаружилось, что этот человек принял ислам, утверждая, что это соответствует великому замыслу. В личной беседе он расскрыл Дауду Фатухи "тайну саббатианства": "сотворяя мир, святой Творец делал все дыханием уст. Уста Его изыгали пламя и оно, это пламя, основа всего живого. И так как открылся теперь в мире божественный посланник, значит и пришло время вернуть это пламя в первоначальный источник, очистив его от всякой кожуры плоти. И самым верным из праведников дано спуститься с этой целью во тьму ислама. Ибо тьма эта упряма и не отдаст пламени, которое прячет в себе простому человеку".
+
-
 
+
-
Видимо, общение с этим человеком оказало сильное влиянин на Фатухи, так как вернувшись, он советовал своим ученикам посещать мечеть и дочерей своих с чистой верой выдавать замуж за мусульман. Видимо, большинство учеников покинули свого учителя, но не все. В конце девятнадцатого века около полудюжины арабских семей считали себя потомками рабби Фатухи.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://antizioni.livejournal.com/55796.html История еврейского присутствия в Шхеме]
+
-
* [http://antizioni.livejournal.com/55826.html История рава Давида Фатухи]
+
-
* Статья в еженедельнике השבוע, недельная глава Берешит, год תשנ"ז - ссылки [http://www.ejwiki.org/w/images/6/69/%D0%A8%D1%85%D0%B5%D0%BC-1.jpg], [http://www.ejwiki.org/w/images/7/76/%D0%A8%D1%85%D0%B5%D0%BC-2.jpg], [http://www.ejwiki.org/w/images/a/a6/%D0%A8%D1%85%D0%B5%D0%BC-3.jpg]
+
-
[[Категория:Страна Израиля]]
+
-
[[Категория:Города Израиля]]
+
-
[[Категория:Библейские места]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
[[Категория:Сионизм]]
+

Текущая версия на 23:08, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Еврейское присутствие в Шхеме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация