|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Фосс, Лукас]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 14.06.2010
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:FossLucas.jpg|thumb|right|Лукас Фосс]] | + | |
- | ФОСС Лукас (Foss, Lukas; настоящая фамилия Фукс; родился в 1922 г. в [[Берлин]]е; умер 07.03.2009 в [[Нью-Йорк]]е), американский композитор, дирижер и пианист.
| + | |
- | | + | |
- | == Ученические годы ==
| + | |
- | Начал заниматься музыкой в семилетнем возрасте. В начале 1930-х гг. семья переехала в [[Париж]], где Фосс учился игре на фортепиано и флейте и композиции в Парижской консерватории. В Париже Фосс проявил интерес к современной музыке, познакомившись с П. Хиндемитом. Фосс начал сочинять с 15 лет.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. семья Фосса переехала в [[США]]. Фосс поступил в Институт музыки Кёртис в Филадельфии, где обучался по классу фортепиано у [[Венгерова, Изабелла|Изабеллы Венгеровой]], по классу композиции у Р. Салеро и Р. Томпсона и по классу дирижирования у Ф. Райнера (1888–1963).
| + | |
- | | + | |
- | == Дирижёрская и преподавательская работа ==
| + | |
- | После окончания института (1940) Фосс продолжил занятия композицией в Йельском университете у П. Хиндемита (1939–40) и в то же время занимался дирижированием у [[Кусевицкий Сергей|С. Кусевицкого]] на летних курсах в Танглвуде (1939–43).
| + | |
- | | + | |
- | В 1945 г. Фосс выиграл конкурс молодых композиторов на стипендию Гуггенхайма. Изучал музыкальное искусство в Риме (1950–52). В 1953–62 гг. — профессор композиции (преемник [[Шёнберг Арнольд|А. Шёнберга]]) и дирижер Импровизационного камерного ансамбля (с 1957 г.) в Университете Южной Калифорнии в [[Лос-Анджелес]]е.
| + | |
- | | + | |
- | В этом университете Фосс реформировал программу музыкального образования. Одновременно руководил камерным оркестром Лос-Анджелеса и преподавал композицию в Беркширском музыкальном центре. В 1963 г. основал и возглавил Центр искусств.
| + | |
- | | + | |
- | Как дирижер Фосс в 1963–70 гг. возглавлял филармонический оркестр Буффало, с 1971 г. возглавлял Бруклинскую филармонию (ныне — почетный дирижер), в 1972–76 гг. — [[Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения]], в 1981–86 гг. — симфонический оркестр Милуоки. Фосс дирижировал многими знаменитыми оркестрами.
| + | |
- | | + | |
- | В репертуаре Фосса, наряду с классическими сочинениями, большое место занимает современная музыка, в интерпретации которой Фосс достиг больших успехов. В свои программы Фосс включал много американских произведений, за что в 1973 г. получил премию Дитсона за пропаганду американской музыки.
| + | |
- | | + | |
- | == Композиторское творчество ==
| + | |
- | Ранние сочинения Фосса написаны в неоклассическом стиле под большим влиянием П. Хиндемита и И. Стравинского. Неоклассицизм Фосса, благодаря романтической натуре композитора, окрашен лиризмом.
| + | |
- | Значительные произведения этого периода:
| + | |
- | * «Симфония in G» (1945),
| + | |
- | * Струнный квартет № 1 (1947),
| + | |
- | * некоторые ораториальные сочинения, в том числе
| + | |
- | ** «Песнь страдания» (1945),
| + | |
- | ** «Песнь Песней» (1946),
| + | |
- | ** «Псалмы» — все три произведения на библейские тексты,
| + | |
- | ** «Притча о смерти» (1952);
| + | |
- | * концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1951; с ним связан первый международный успех Фосса, исполнившего его в Венеции)
| + | |
- | * и «Симфония хоралов» (1958), базирующаяся на музыке И. С. Баха.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих произведениях Фосс использует американские интонации. Среди них оратория «Прерии» (1943) и опера «Прыгающая лягушка графства Калаверас» (1950; по М. Твену).
| + | |
- | | + | |
- | В 1956 г. Фосс начал эксперименты с импровизационной музыкой и основал Камерный ансамбль импровизации Южнокалифорнийского университета. Результатом этих исканий стал Концерт для пяти солирующих инструментов (1960) и цикл «Время» для сопрано и оркестра (1960). Фосс использовал в своих сочинениях сериализм, алеаторику, графическую нотацию, электронную музыку и элементы театрализации.
| + | |
- | | + | |
- | В программы концертов часто включались сочинения Фосса: симфония № 3, концерт для флейты с оркестром «Ренессанс», а также фортепьянный концерт для левой руки.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14321&query=ФОСС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фосс Лукас"]
| + | |
- | * [http://pohoroni.info/nekrolog/-lukas_foss_/ Некролог]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |