Ауэр, Леопольд Семенович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Schetnikov (Обсуждение | вклад) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
(11 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
[[Файл:Leopold Auer Project Gutenberg.jpg|thumb|right|Леопольд Семёнович Ауэр]] | [[Файл:Leopold Auer Project Gutenberg.jpg|thumb|right|Леопольд Семёнович Ауэр]] | ||
- | + | ||
'''Леопо́льд Семёнович А́уэр''' ({{lang-de|Leopold Auer}}, {{lang-hu|Auer Lipót}}; [[7 июня]] [[1845]], [[Веспрем]], [[Венгрия]] — [[17 июля]] [[1930]], [[Лошвиц]], близ [[Дрезден]]а) — венгерский, российский скрипач, исполнитель и педагог. Также выступал как дирижёр. Ученик [[Иоахим, Йозеф|Йозефа Иоахима]]. Является основателем так называемой русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников ([[Константин Горский]], [[Полякин, Мирон Борисович|М. Б. Полякин]], [[Хейфец, Яша|Я. Хейфец]], [[Цимбалист, Ефрем Александрович|Е. Цимбалист]], [[Эльман, Миша|М. Эльман]] и др.). Преподавал в [[Петербургская консерватория|Санкт-Петербургской консерватории]] с [[1868]] по [[1918]]. В [[1918]] эмигрировал в [[США]]. | '''Леопо́льд Семёнович А́уэр''' ({{lang-de|Leopold Auer}}, {{lang-hu|Auer Lipót}}; [[7 июня]] [[1845]], [[Веспрем]], [[Венгрия]] — [[17 июля]] [[1930]], [[Лошвиц]], близ [[Дрезден]]а) — венгерский, российский скрипач, исполнитель и педагог. Также выступал как дирижёр. Ученик [[Иоахим, Йозеф|Йозефа Иоахима]]. Является основателем так называемой русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников ([[Константин Горский]], [[Полякин, Мирон Борисович|М. Б. Полякин]], [[Хейфец, Яша|Я. Хейфец]], [[Цимбалист, Ефрем Александрович|Е. Цимбалист]], [[Эльман, Миша|М. Эльман]] и др.). Преподавал в [[Петербургская консерватория|Санкт-Петербургской консерватории]] с [[1868]] по [[1918]]. В [[1918]] эмигрировал в [[США]]. | ||
- | |||
+ | == Биография == | ||
Леопольд Семёнович Ауэр родился 8 июня 1845 года в [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]] в [[еврей]]ской семье. Сын бедных родителей (отец — маляр). Он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. С 14-ти лет как «вундеркинд»-гастролер, уже содержал семью. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где он обучался игре на скрипке у [[Ридли-Коне, Давид|Давида Ридли-Коне]]. Затем перешёл в [[Венская консерватория|Венскую консерваторию]] к профессору [[Донт, Якоб|Донту]] и совершенствовался у [[Иоахим, Йозеф|Иоахима]], жившего в [[Ганновер]]е. | Леопольд Семёнович Ауэр родился 8 июня 1845 года в [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]] в [[еврей]]ской семье. Сын бедных родителей (отец — маляр). Он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. С 14-ти лет как «вундеркинд»-гастролер, уже содержал семью. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где он обучался игре на скрипке у [[Ридли-Коне, Давид|Давида Ридли-Коне]]. Затем перешёл в [[Венская консерватория|Венскую консерваторию]] к профессору [[Донт, Якоб|Донту]] и совершенствовался у [[Иоахим, Йозеф|Иоахима]], жившего в [[Ганновер]]е. | ||
Строка 16: | Строка 30: | ||
В 1918 эмигрировал в [[США]]. Профессор Института музыкального искусства в [[Нью-Йорк]]е и [[Кёртисовский институт|Кёртисовского института]] в [[Филадельфия|Филадельфии]]. Среди учеников [[Яша Хейфец|Я. Хейфец]], [[Ефрем Цимбалист]], [[Полякин, Мирон Борисович|М. Б. Полякин]], которые прославили «русскую скрипичную школу». | В 1918 эмигрировал в [[США]]. Профессор Института музыкального искусства в [[Нью-Йорк]]е и [[Кёртисовский институт|Кёртисовского института]] в [[Филадельфия|Филадельфии]]. Среди учеников [[Яша Хейфец|Я. Хейфец]], [[Ефрем Цимбалист]], [[Полякин, Мирон Борисович|М. Б. Полякин]], которые прославили «русскую скрипичную школу». | ||
+ | |||
+ | Ауэр внес важный вклад в историю музыки как скрипач-виртуоз и скрипичный педагог. За 49 лет, прожитых в России, Ауэр стал вдохновителем создания многих сочинений для скрипки: в расчете на него П. Чайковский написал свой концерт для скрипки с оркестром (Ауэр сделал собственную редакцию сольной партии); ему посвящены «Меланхолическая серенада» Чайковского, «Концертная сюита» С. Танеева, концерты для скрипки с оркестром А. Аренского и А. Глазунова. Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипки и практически стал основоположником русской скрипичной школы. Среди его учеников в Петербургской консерватории — [[Хейфец, Яша|Я. Хейфец]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахрон]], [[Эльман, Миша|М. Эльман]], [[Цимбалист, Ефрем|Е. Цимбалист]], [[Мильштейн, Натан|Н. Мильштейн]], [[Полякин, Мирон Борисович|М. Полякин]], [[Цейтлин, Лев Моисеевич|Л. Цейтлин]], Ю. Эйдлин (1896–1958). В американский период жизни Ауэр оказал большое влияние на развитие американского скрипичного искусства. Среди его американских учеников — С. Душкин (1891–1976), О. Шумский (1917–2000). Ауэр — интерпретатор и редактор многих скрипичных сочинений. Автор скрипичных пьес, транскрипций, каденций к концертам Моцарта (№4), Бетховена и Брамса, школы игры на скрипке, трех книг по вопросам скрипичной игры. Автор книги воспоминаний «Моя долгая жизнь в музыке» (1923). | ||
Скончался [[17 июля]] [[1930]] в городе Лошвиц, близ [[Дрезден]]а, от воспаления лёгких. Похоронен в [[США]] в г. [[Хартсдейл]], шт. [[Нью-Йорк]], на [[:en:Ferncliff Cemetery|кладбище Фернклифф]]. | Скончался [[17 июля]] [[1930]] в городе Лошвиц, близ [[Дрезден]]а, от воспаления лёгких. Похоронен в [[США]] в г. [[Хартсдейл]], шт. [[Нью-Йорк]], на [[:en:Ferncliff Cemetery|кладбище Фернклифф]]. | ||
Строка 36: | Строка 52: | ||
* [http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/006/6562.htm Ауэр, Леопольд Семёнович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86-ти томах.] | * [http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/006/6562.htm Ауэр, Леопольд Семёнович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86-ти томах.] | ||
- | + | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[de:Leopold von Auer]] | [[de:Leopold von Auer]] | ||
Строка 59: | Строка 75: | ||
[[ja:レオポルト・アウアー]] | [[ja:レオポルト・アウアー]] | ||
[[zh:莱奥波德·奥尔]]{{WikiCopyRight}} | [[zh:莱奥波德·奥尔]]{{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Музыканты по алфавиту]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 10:42, 26 декабря 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Леопо́льд Семёнович А́уэр (нем. Leopold Auer, венг. Auer Lipót; 7 июня 1845, Веспрем, Венгрия — 17 июля 1930, Лошвиц, близ Дрездена) — венгерский, российский скрипач, исполнитель и педагог. Также выступал как дирижёр. Ученик Йозефа Иоахима. Является основателем так называемой русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников (Константин Горский, М. Б. Полякин, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман и др.). Преподавал в Санкт-Петербургской консерватории с 1868 по 1918. В 1918 эмигрировал в США.
Содержание |
Биография
Леопольд Семёнович Ауэр родился 8 июня 1845 года в Австро-Венгрии в еврейской семье. Сын бедных родителей (отец — маляр). Он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. С 14-ти лет как «вундеркинд»-гастролер, уже содержал семью. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где он обучался игре на скрипке у Давида Ридли-Коне. Затем перешёл в Венскую консерваторию к профессору Донту и совершенствовался у Иоахима, жившего в Ганновере.
Состоял концертмейстером в Дюссельдорфе, потом в Гамбурге. В 1868 году он вступил первым скрипачом в знаменитый квартет братьев Мюллер, но вскоре оставил его, получив приглашение в Санкт-Петербургскую консерваторию профессором по классу скрипичной игры, на место ушедшего Генрика Венявского.
В 1873 году Ауэр стал солистом-скрипачем при Императорских театрах, а в 1874 году получил звание солиста Его Величества. В 1880 году занял пост дирижёра симфонических концертов придворной певческой капеллы. В 1881 году Ауэр совершил с выдающимся успехом концертное турне по России и Западной Европе. С 1888 года по 1892 год Ауэр дирижировал симфоническими концертами Императорского Русского Музыкального Общества. Стоял во главе квартета Императорского Русского Музыкального Общества, пользующегося большой известностью как в России, так и за границей. Под руководством Ауэра выработалось много отличных скрипачей.
Среди известных скрипачей Ауэр занимал одно из самых почётных мест. Его игра была в высшей степени изящна и художественно отделана. Тон небольшой, но очень красивый и мягкий. Его композиции — «Rapsodie hongroise», «Tarantelle de concert», «Romance», 2 «Reveries», две каденции к бетховенскому скрипичному концерту и каденция к концерту Брамса.
В 1918 эмигрировал в США. Профессор Института музыкального искусства в Нью-Йорке и Кёртисовского института в Филадельфии. Среди учеников Я. Хейфец, Ефрем Цимбалист, М. Б. Полякин, которые прославили «русскую скрипичную школу».
Ауэр внес важный вклад в историю музыки как скрипач-виртуоз и скрипичный педагог. За 49 лет, прожитых в России, Ауэр стал вдохновителем создания многих сочинений для скрипки: в расчете на него П. Чайковский написал свой концерт для скрипки с оркестром (Ауэр сделал собственную редакцию сольной партии); ему посвящены «Меланхолическая серенада» Чайковского, «Концертная сюита» С. Танеева, концерты для скрипки с оркестром А. Аренского и А. Глазунова. Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипки и практически стал основоположником русской скрипичной школы. Среди его учеников в Петербургской консерватории — Я. Хейфец, И. Ахрон, М. Эльман, Е. Цимбалист, Н. Мильштейн, М. Полякин, Л. Цейтлин, Ю. Эйдлин (1896–1958). В американский период жизни Ауэр оказал большое влияние на развитие американского скрипичного искусства. Среди его американских учеников — С. Душкин (1891–1976), О. Шумский (1917–2000). Ауэр — интерпретатор и редактор многих скрипичных сочинений. Автор скрипичных пьес, транскрипций, каденций к концертам Моцарта (№4), Бетховена и Брамса, школы игры на скрипке, трех книг по вопросам скрипичной игры. Автор книги воспоминаний «Моя долгая жизнь в музыке» (1923).
Скончался 17 июля 1930 в городе Лошвиц, близ Дрездена, от воспаления лёгких. Похоронен в США в г. Хартсдейл, шт. Нью-Йорк, на кладбище Фернклифф.
Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде
1895 -1900 - Крюков канал, д.7, 1900 - 1917 - доходный дом Лунца, Английский проспект, 26/53, кв.6
Сочинения
- Violin master works and their interpretation, N. Y., [1925]; в рус. пер. — Среди музыкантов, М., 1927;
- Violin Playing as I Teach It (1920); в рус. пер. — Моя школа игры на скрипке, Л., 1933;
- My Long Life in Music (1923).
- Моя школа игры на скрипке. — Интерпретация произведений скрипичной классики, ред., вступ. ст. и коммент. И. Ямпольского, М., 1965.
Литература
- Раабен Л. Л. С. Ауэр. — Л., 1962.
- Ауэр, Леопольд Семёнович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86-ти томах.fi:Leopold Auerhu:Auer Lipótja:レオポルト・アウアー
zh:莱奥波德·奥尔Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.