|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Ибн Дауд''' Авраhам бен Давид hа-Леви (RABad I; Раавад, '''רַאֲבַ"ד''', иначе Рабад — акроним от рабби Аврахам бен Давид; родился, по-видимому, в 1110 г., [[Кордова]], – умер приблизительно в 1180 г., [[Толедо]]), еврейский историк, философ, врач и астроном.
| + | #redirect [[:ej:Авраам бен-Давид hа-Леви]] |
- | | + | |
- | == Дошедшие до нас сведения о биографии ==
| + | |
- | Получил превосходное образование и обладал широкими познаниями как в области традиционных еврейских дисциплин, так и в греческой философии, мусульманских и христианских источниках. После завоевания мусульманской Испании [[Альмохады|Альмохадами]] бежал в христианскую Кастилию и поселился в городе [[Толедо]]. '''Умер мученической смертью'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Вклад Рабада в еврейскую философию ==
| + | |
- | Около 1160 г. Ибн Дауд завершил работу одновременно над двумя трактатами — своим основным историческим трудом «Сефер hа-каббала» («Книга преемственности», в некоторых рукописях «Седер hа-каббала» — «Порядок преемственности») и философским сочинением на арабском языке «Ал-акида ар-рафия» («Возвышенное убеждение»). Арабский оригинал не сохранился; два перевода на иврит были сделаны в конце XIV в.
| + | |
- | | + | |
- | Обоим сочинениям присущ полемический характер, и они представляют собой апологию иудаизма с философской и исторической точек зрения. В качестве дополнения к «Сефер hа-каббала» Ибн Дауд написал еще два трактата — по истории [[Рим]]а и по истории израильских царей в эпоху [[Второй храм|Второго храма]]. В первом из них Ибн Дауд пытался доказать, что евангелия представляют собой произведения позднего происхождения (времен императора Константина). Второй направлен против [[Саддукеи|саддукеев]], рассматриваемых Ибн Даудом в качестве предшественников [[Караимы|караимов]], критике которых посвящена также основная часть трактата «Возвышенное убеждение».
| + | |
- | | + | |
- | == Значение трудов Рабада ==
| + | |
- | До настоящего времени «Сефер hа-каббала» является одним из наиболее авторитетных источников по истории испанского еврейства. Замечания Ибн Дауда по истории талмудического периода оказали большое влияние на еврейских историков XIX в.
| + | |
- | | + | |
- | В области философии Ибн Дауд был первым среди еврейских мыслителей последователем Аристотеля и в этом отношении являлся прямым предшественником [[Маймонид]]а. Слава последнего, однако, затмила Ибн Дауда, и его философское сочинение было почти забыто.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно доктрине Ибн Дауда, истинная философия полностью согласуется с учением [[Тора|Торы]], то есть в [[Тора|Торе]] содержится все, что впоследствии открыла человеческая мысль. Лишь тот, чьи представления о философии поверхностны, полагает, что философия несовместима с верой. Историю еврейского народа Ибн Дауд рассматривал как интегральную часть мировой истории.
| + | |
- | | + | |
- | Источники
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11661 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 2, кол. 587–588]
| + | |