Цицит
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Интересные факты о цицит: викификация) |
м (иллюстрация) |
||
(22 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = Raphael | | АВТОР2 = Raphael | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
[[Файл:Tzitzis Shot.JPG|thumb|Цицит]] | [[Файл:Tzitzis Shot.JPG|thumb|Цицит]] | ||
- | '''Цици́т | + | '''Цици́т''' ("кисти видения") ({{lang-he|ציצית}}, на идише '''ци́цес''') — в [[иудаизм]]е специальным образом сплетённые нити (часто шерстяные), которые надлежит носить мужчинам, прикрепив их к углам четырёхугольной одежды (в частности, [[талит]]а). |
- | + | Заповедь ношения цицит основана на на словах [[Тора|Торы]] {{Библия|Чис|15:38|-39}}: «Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит на краях одежды нить голубую (''тхелет''). И будет она у вас в цицит, и, глядя на неё, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их», а также {{Библия|Втор|22:12|}}: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься». | |
- | + | [[Талмуд]] разбирает заповедь о кисточках в трактате [[Менахот]]<ref>Начиная со [[:he:s:מנחות_לח_א|страницы 38А]] </ref>, глава «{{Не переведено 3|Тхелет|га-Тхелет|en|Tekhelet}}». | |
- | == Гематрия == | + | Этимологически слово ''ציצית'' связано также с понятием "выглядывать наружу". В библейском иврите этим словом называлась прядь волос или чуб, а также декоративная кисть, украшающая ткань. |
+ | |||
+ | == Законы и обычаи ношения цицит == | ||
+ | |||
+ | * Хотя цицит обычно носят постоянно, обязанность их ношения есть только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём. | ||
+ | * Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины (ТИ., Бр. 3:3–6б). | ||
+ | * Цицит носят на четырех углах одежды, что напоминает о четырех сторонах света, чтобы люди не забывали, что они выполняют свою миссию не только ради самих себя, но и во благо всему человечеству<ref>[http://threeda.ru/iudaizm/zakony-i-predpisaniya/tscitscit.html Цицит - Законы и предписания]</ref> | ||
+ | * Каждую кисть цицит составляют из четырех нитей, продетых в отверстие в углу одежды и сложенных вдвое так, чтобы в итоге их получилось восемь. Две группы по четыре нити связывают в узел, затем одной из нитей прочно обматывают оставшиеся семь. Одна треть цицит должна быть обмотана, а остальные две трети оставляют висеть свободно. | ||
+ | * Существует обычай во время чтения молитвы [[Шма]] держать цицит в правой руке и трижды целовать их. | ||
+ | |||
+ | Ограничения [[Тора|Торы]] нужны для того, чтобы наставить нас на путь истинный, однако многое отдано на наше усмотрение. Выдвинутые Торой принципы предоставляют широкие возможности для такого развития наших способностей, которое бы нас устраивало. Потому свободная часть цицит вдвое больше связанной<ref>[http://threeda.ru/iudaizm/zakony-i-predpisaniya/tscitscit.html Цицит - Законы и предписания]</ref>. | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | == Мидраши о смысле цицит и тхелет == | ||
+ | [[Файл:Techelet.JPG|200px|right|thumb|Цицит с голубой ниткой]] | ||
+ | {{также|Тхелет}} | ||
+ | Цвет "[[тхелет]]", которым должна быть покрашена одна из нитей в цицит, - это не просто один из оттенков синего. [[Талмуд]] описывает цвет "тхелет" так: "Это цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету [[Престол]]а Славы Всевышнего". Приведенная последовательность сравнений указывает нам на те ассоциации, которые должна вызывать у нас кисть с голубой нитью. Само ивритское слово "тхелет" связано со словом "тахлит" - "цель", и потому голубой цвет напоминает нам о цели соблюдения заповедей. Эта цель ассоциируется с морем (которое приносит благо, когда держится в своих границах, и несет несчастье, когда выходит из берегов; точно так же и еврей должен оставаться в предписанных заповедями границах Закона; выходя из них, он разрушает мир); о небе (манящем человека к продвижению вверх) и о Престоле Божественной Славы. Последнее указывает нам, что соблюдение заповедей важно не как самоцель, не само по себе, - но прежде всего как средство (Престол), как инструмент для приближения человека к небу и к Богу. Ощущая постоянно эту цель, человек не будет "блуждать, влекомый страстями своими". | ||
+ | |||
+ | Именно от цвета цицит (тхелет на белом) берет начало голубые на белом полосы флага Государства [[Израиль]]<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/shlach05.htm#2 Пинхас Полонский "И флаг наш бело-голубой"]</ref> | ||
+ | |||
+ | == Восстановление цвета тхелет в цицит == | ||
+ | [[Файл:Tzitzith.jpg|200px|right|thumb|Цицит с белой и голубой ниткой]] | ||
+ | {{main|Тхелет}} | ||
+ | Тхелет представляет собой специальную краску, получаемую из моллюска хилозон. | ||
+ | |||
+ | Крашение цицит тхелетом прекратилось в византийскую эпоху по причине императорского запрета использовать тхелет для чего-то иного кроме императорских одежд. | ||
+ | |||
+ | Полторы тысячи лет не применялось, и цицит используются чисто белые. Относительно недавно начали восстановление тхелет. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:133-283.jpg | индиго и дибромоиндиго]] | ||
+ | Вот такой видят ''тхелет'' химики. | ||
+ | |||
+ | Бесцветная прозрачная жидкость, находящаяся в поджаберной железе моллюска вместе с ферментом purpurase, при попадании на солнечный свет превращается в чернила. Рurpurase очень быстро распадается, поэтому реакция должна произойти в самое кратчайшее время после извлечения жидкости из моллюска, в полном соответствии с талмудическим правилом. Молекулы, помещенные в специальный раствор, наносятся на шерсть. Если на этой стадии сине-фиолетовый дибромо-индиго поместить под действие ультрафиолетовых лучей, то он превратится в чистый синий индиго. | ||
+ | |||
+ | В последние два десятилетия был опубликован целый ряд научных статей и произведены интересные изыскания, в частности анализы профессора Цви Корена, сравнивающие современные красители с теми, что обнаружены в археологических раскопках. В 1985 году иерусалимский раввин Элиягу Тавгер начал разработку [[Галаха|галахической]] технологии и основал добровольную организацию «Птиль тхелет», поставившую своей целью внедрение тхелет в повседневную религиозную практику.<ref>[http://booknik.ru/colonnade/suget/?id=19860 Некод Зингер, "Кахоль ве-лаван"]</ref> | ||
+ | |||
+ | <!-- == Гематрия == | ||
<br />צ+י+צ+י+ת = 400+10+90+10+90= 600 | <br />צ+י+צ+י+ת = 400+10+90+10+90= 600 | ||
Строка 27: | Строка 63: | ||
Также сказано: "Равноценная заповедь цицит всем заповедям Торы вместе взятым" ([[Нэдарим]] 25а) | Также сказано: "Равноценная заповедь цицит всем заповедям Торы вместе взятым" ([[Нэдарим]] 25а) | ||
- | == | + | == Дополнительные агадот о цицит == |
- | *Молодой ученый особо тщательно соблюдал законы о цицит. Однажды он услышал о необыкновенно красивой блуднице, и его охватила страсть. Он послал ей 400 золотых динариев (многие тысячи долларов) и отправился на свидание. Войдя в комнату, он увидел прекрасную нагую блудницу, лежащую на ложе. И гений начал раздеваться, но, как описывает Талмуд, когда он стал снимать свой цицит, кисть поднялась и шлепнула его по лицу. Юноша отвернулся от блудницы и сел на пол. Она спросила, неужели она ему не понравилась? «Нет,— ответил он, | + | |
+ | *Молодой ученый особо тщательно соблюдал законы о цицит. Однажды он услышал о необыкновенно красивой блуднице, и его охватила страсть. Он послал ей 400 золотых динариев (многие тысячи долларов) и отправился на свидание. Войдя в комнату, он увидел прекрасную нагую блудницу, лежащую на ложе. И гений начал раздеваться, но, как описывает Талмуд, когда он стал снимать свой цицит, кисть поднялась и шлепнула его по лицу. Юноша отвернулся от блудницы и сел на пол. Она спросила, неужели она ему не понравилась? «Нет,— ответил он, - ты действительно самая прекрасная женщина, которую я видел, но...» И он рассказал ей о цицит. Женщина сказала: «Я не отпущу тебя, пока ты не назовешь свое имя, свой город, имя своего наставника и название школы, где ты учил [[Тора|Тору]]». Когда юноша ответил, она продала все, что имела, отдала треть этих денег на благотворительность и пришла в Иерусалим, к учителю юноши раби Хие: «Прими меня в вашу веру!» | ||
:Раби Хия, увидев самую красивую женщину Римской империи, просящую о помощи, очень удивился: «Наверное, ты влюбилась в одного из моих учеников?» — спросил он. Женщина молча вручила ему записку, которую ей дал юноша. Раби прочитал записку и узнал почерк своего ученика. И он обратил женщину в иудаизм и устроил ее брак с юношей ([[Мнахот]], 44а)<ref>http://istok.ru/library/jews-n-world/jews/jewishworld/jewishworld_2226.html</ref>. | :Раби Хия, увидев самую красивую женщину Римской империи, просящую о помощи, очень удивился: «Наверное, ты влюбилась в одного из моих учеников?» — спросил он. Женщина молча вручила ему записку, которую ей дал юноша. Раби прочитал записку и узнал почерк своего ученика. И он обратил женщину в иудаизм и устроил ее брак с юношей ([[Мнахот]], 44а)<ref>http://istok.ru/library/jews-n-world/jews/jewishworld/jewishworld_2226.html</ref>. | ||
*Однажды, когда [[Корах]] вернулся из дома учения, жена начала настраивать его против [[Моше]]. | *Однажды, когда [[Корах]] вернулся из дома учения, жена начала настраивать его против [[Моше]]. | ||
Строка 36: | Строка 73: | ||
:"Моше говорил: "Прикрепите к своей одежде нити. Одна из них должна быть из голубой шерсти, окрашенной кровью хилазона", — объяснил Корах жене. | :"Моше говорил: "Прикрепите к своей одежде нити. Одна из них должна быть из голубой шерсти, окрашенной кровью хилазона", — объяснил Корах жене. | ||
:"Каким глупостям он учит вас! Почему ты должен прикрепить к одежде только одну нить тхелет? Я могу сделать тебе одежду, которая вся будет тхелет". | :"Каким глупостям он учит вас! Почему ты должен прикрепить к одежде только одну нить тхелет? Я могу сделать тебе одежду, которая вся будет тхелет". | ||
- | :Именно эти ее слова и внушили Кораху мысль о противостоянии Моше.<ref>http://toldot.ru/tora/articles/articles_1934.html?template=83</ref> | + | :Именно эти ее слова и внушили Кораху мысль о противостоянии Моше.<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_1934.html?template=83]</ref> --> |
- | == | + | == Афоризмы о цитит == |
<blockquote>Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой | <blockquote>Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой | ||
<p style="text-align:right;">раби Хаим Донин</p></blockquote> | <p style="text-align:right;">раби Хаим Донин</p></blockquote> | ||
== Интересные факты о цицит == | == Интересные факты о цицит == | ||
- | + | [[Файл:Karaite Tsitsit.jpg|200px|right|thumb|Цицит караимов]] | |
- | *[[Хабад]]ники и некоторые [[сефарды]] кроме обязательных узлов делают ещё от 13 до 40 мелких узелков. | + | * [[Хабад]]ники и некоторые [[сефарды]] кроме обязательных узлов делают ещё от 13 до 40 мелких узелков. |
- | * Сказано в [[Коhелет (Экклезиаст), библейская книга|Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). | + | * Сказано в [[Коhелет (Экклезиаст), библейская книга|Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Мидраш считает, что "тройная нить" нить - это [[Тфилин|тфиллин]], [[мезуза]] и цицит. |
- | * | + | * В Евангелии дважды упоминается, что Иисус носил цицит - Матфей 9:20 и 14:36. В греческом (и далее в обычных русских переводах) цицит заменено на "края одежды". |
- | + | * Считается, что русская поговорка "завязать узелок на память" произошла именно от мицвы цицит. | |
- | + | * [[Караимы (этническая группа)|Караимы]] также носят цицит, но не связывают голубой цвет с конкретным красителем и узлы на нём отличаются от принятого в [[иудаизм]]е. | |
- | * | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* {{ЭЕЭ|14631|Цицит}} | * {{ЭЕЭ|14631|Цицит}} | ||
* {{commonscat-inline|Tzitzit|Цицит}} | * {{commonscat-inline|Tzitzit|Цицит}} | ||
+ | * [http://chassidus.ru/library/halacha/kitzur_shamir/008.htm Правила цицит] | ||
+ | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | ||
- | {{ | + | == Примечания == |
+ | {{примечания}} | ||
- | |||
- | |||
[[ca:Tsitsit]] | [[ca:Tsitsit]] | ||
Строка 87: | Строка 115: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Еврейские обряды]] | [[Категория:Еврейские обряды]] | ||
[[Категория:Еврейская одежда]]{{checked_final}} | [[Категория:Еврейская одежда]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 22:17, 23 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Raphael | |
Цици́т ("кисти видения") (ивр. ציצית, на идише ци́цес) — в иудаизме специальным образом сплетённые нити (часто шерстяные), которые надлежит носить мужчинам, прикрепив их к углам четырёхугольной одежды (в частности, талита).
Заповедь ношения цицит основана на на словах Торы Чис.15:38-39: «Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит на краях одежды нить голубую (тхелет). И будет она у вас в цицит, и, глядя на неё, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их», а также Втор.22:12: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься».
Талмуд разбирает заповедь о кисточках в трактате Менахот[1], глава «га-Тхелет[убрать шаблон]».
Этимологически слово ציצית связано также с понятием "выглядывать наружу". В библейском иврите этим словом называлась прядь волос или чуб, а также декоративная кисть, украшающая ткань.
Содержание |
Законы и обычаи ношения цицит
- Хотя цицит обычно носят постоянно, обязанность их ношения есть только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём.
- Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины (ТИ., Бр. 3:3–6б).
- Цицит носят на четырех углах одежды, что напоминает о четырех сторонах света, чтобы люди не забывали, что они выполняют свою миссию не только ради самих себя, но и во благо всему человечеству[2]
- Каждую кисть цицит составляют из четырех нитей, продетых в отверстие в углу одежды и сложенных вдвое так, чтобы в итоге их получилось восемь. Две группы по четыре нити связывают в узел, затем одной из нитей прочно обматывают оставшиеся семь. Одна треть цицит должна быть обмотана, а остальные две трети оставляют висеть свободно.
- Существует обычай во время чтения молитвы Шма держать цицит в правой руке и трижды целовать их.
Ограничения Торы нужны для того, чтобы наставить нас на путь истинный, однако многое отдано на наше усмотрение. Выдвинутые Торой принципы предоставляют широкие возможности для такого развития наших способностей, которое бы нас устраивало. Потому свободная часть цицит вдвое больше связанной[3].
Мидраши о смысле цицит и тхелет
Цвет "тхелет", которым должна быть покрашена одна из нитей в цицит, - это не просто один из оттенков синего. Талмуд описывает цвет "тхелет" так: "Это цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету Престола Славы Всевышнего". Приведенная последовательность сравнений указывает нам на те ассоциации, которые должна вызывать у нас кисть с голубой нитью. Само ивритское слово "тхелет" связано со словом "тахлит" - "цель", и потому голубой цвет напоминает нам о цели соблюдения заповедей. Эта цель ассоциируется с морем (которое приносит благо, когда держится в своих границах, и несет несчастье, когда выходит из берегов; точно так же и еврей должен оставаться в предписанных заповедями границах Закона; выходя из них, он разрушает мир); о небе (манящем человека к продвижению вверх) и о Престоле Божественной Славы. Последнее указывает нам, что соблюдение заповедей важно не как самоцель, не само по себе, - но прежде всего как средство (Престол), как инструмент для приближения человека к небу и к Богу. Ощущая постоянно эту цель, человек не будет "блуждать, влекомый страстями своими".
Именно от цвета цицит (тхелет на белом) берет начало голубые на белом полосы флага Государства Израиль[4]
Восстановление цвета тхелет в цицит
Тхелет представляет собой специальную краску, получаемую из моллюска хилозон.
Крашение цицит тхелетом прекратилось в византийскую эпоху по причине императорского запрета использовать тхелет для чего-то иного кроме императорских одежд.
Полторы тысячи лет не применялось, и цицит используются чисто белые. Относительно недавно начали восстановление тхелет.
Вот такой видят тхелет химики.
Бесцветная прозрачная жидкость, находящаяся в поджаберной железе моллюска вместе с ферментом purpurase, при попадании на солнечный свет превращается в чернила. Рurpurase очень быстро распадается, поэтому реакция должна произойти в самое кратчайшее время после извлечения жидкости из моллюска, в полном соответствии с талмудическим правилом. Молекулы, помещенные в специальный раствор, наносятся на шерсть. Если на этой стадии сине-фиолетовый дибромо-индиго поместить под действие ультрафиолетовых лучей, то он превратится в чистый синий индиго.
В последние два десятилетия был опубликован целый ряд научных статей и произведены интересные изыскания, в частности анализы профессора Цви Корена, сравнивающие современные красители с теми, что обнаружены в археологических раскопках. В 1985 году иерусалимский раввин Элиягу Тавгер начал разработку галахической технологии и основал добровольную организацию «Птиль тхелет», поставившую своей целью внедрение тхелет в повседневную религиозную практику.[5]
Афоризмы о цитит
Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой
раби Хаим Донин
Интересные факты о цицит
- Хабадники и некоторые сефарды кроме обязательных узлов делают ещё от 13 до 40 мелких узелков.
- Сказано в Коhэлет: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Мидраш считает, что "тройная нить" нить - это тфиллин, мезуза и цицит.
- В Евангелии дважды упоминается, что Иисус носил цицит - Матфей 9:20 и 14:36. В греческом (и далее в обычных русских переводах) цицит заменено на "края одежды".
- Считается, что русская поговорка "завязать узелок на память" произошла именно от мицвы цицит.
- Караимы также носят цицит, но не связывают голубой цвет с конкретным красителем и узлы на нём отличаются от принятого в иудаизме.
Ссылки
- Статья «Цицит» в Электронной еврейской энциклопедии
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Цицит
- Правила цицит
Примечания
ca:Tsitsit cs:Cicitja:ツィーツィート lad:Tzitzit nn:Sisít pl:Cicit pt:Tzitzit tr:Tsitsit
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.