м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Храмовая гора (история)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Храмовая гора]] является священным местом для иудаизма, христианства и ислама. | + | |
- | | + | |
- | == Во времена Первого и Второго Храма ==
| + | |
- | | + | |
- | * в X веке до н. э.царь [[Давид]] выкупил [[гумно]] На Храмовой горе у Аравны (Орны) — [[иевусеи|иевусея]] ({{Библия|2Цар|24:18-24}}и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола [[Соломон]] построил [[Первый Храм]] ({{Библия|2Пар|3:1}}).
| + | |
- | * В [[586 год до н. э.|586 году до н. э.]] [[Первый Храм]] был разрушен [[Навуходоносор II|Навуходоносором]].
| + | |
- | * в [[515 год до н. э.|515 году до н. э.]]После возвращения евреев в [[Иерусалим]] из [[Вавилонский плен|вавилонского пленения]] был построен [[Второй Храм]].
| + | |
- | * В [[22 год до н. э.]] Царь [[Ирод Великий|Ирод]] во время предпринятой им реконструкции Храма увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — [[Агриппа I|Агриппой I]] и [[Агриппа II|Агриппой II]] вплоть до [[Иудейская война|Иудейской войны]] ([[67 год]] н. э.).
| + | |
- | * В [[70 год]]а н. э.[[Второй Храм|Храм Ирода]] был разрушен [[Древний Рим|римлянами]] под предводительством Тита.
| + | |
- | * После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении.
| + | |
- | | + | |
- | == В римские и византийские времена ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[130 год]]у император [[Адриан]] повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина<ref>в честь себя — Publius Aelius Hadrianus, а также в честь Юпитера Капитолийского</ref>. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась [[Святая Святых]], была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка [[Дион Кассий|Диона Кассия]] (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание (Восстание [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).
| + | |
- | Восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они, по мнению некоторых исследователей, даже соорудили временный Храм и на короткое время возобновили жертвоприношения. Так продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
| + | |
- | | + | |
- | В [[361 год]]у, на престол римской империи взошел [[Флавий Клавдий Юлиан|Юлиан]] (361—363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре [[361 год]]а, воцарившись на троне в [[Константинополь|Константинополе]], Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в [[Иерусалим]]е<ref>см. [http://jhistory.nfurman.com/lessons8/08-59.htm курс лекций Иерусалим в веках]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский Храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне»<ref>{{Библия|Мф|24:2}}; {{Библия|Мк|13:2}}; {{Библия|Лк|21:6}}</ref> и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.
| + | |
- | | + | |
- | Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник [[Британия|Британии]]. Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, [[19 мая]], строители непосредственно приступили к возведению Храма.
| + | |
- | | + | |
- | Однако [[26 мая]] [[363 год]]а работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе<ref>Разумеется, сегодня невозможно определить был ли данный пожар результатом естественных причин (например, скопления газов в подземных помещениях) или умышленного поджога. Следует, однако, иметь в виду, что за несколько месяцев до описываемых событий, осенью [[362 год]]а, произошел пожар в храме [[Аполлон]]а в предместье [[Антиохия|Антиохии]] Дафне. Население Антиохии состояло в основном из христиан и было враждебно настроено по отношению к императору. Христиане Антиохии были публично обвинены Юлианом в поджоге. Так или иначе, результаты обоих пожаров были весьма благоприятны с точки зрения христиан, хотя и невозможно с точностью установить их причастность к этим пожарам.</ref>. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец [[Иовиан]], который положил конец всем его планам.
| + | |
- | | + | |
- | Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки) — во исполнение пророчества Иисуса о разрушении Храма (Евангелие от Матфея 24:97). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы, как правило, Девятого ава. Обращенная к западу часть подпорной стены — Западная стена («Стена плача») — с 5 в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Во времена арабов и крестоносцев ==
| + | |
- | | + | |
- | В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре (главе) Корана «ал-Мирадж». По приказу халифа на Храмовой горе была произведена расчистка векового мусора и построена небольшая деревянная мечеть на месте разрушенной персами в 614 г. церкви. Основатель династии Омейядов Муавия I, провозглашенный в Иерусалиме халифом в 661 г., заменил ее каменной. Халиф Абд ал-Малик построил над [[Краеугольный камень|Краеугольным камнем]] (Эвен hа-штия) [[Купол Скалы]] (по-арабски — Куббат ас-Сахра), иногда неточно именуемый мечетью Омара (строительство завершено в 691 г.); в южной части эспланады находится мечеть ал-Акса («крайняя, отдаленная», построена халифом ал-Валидом в 705 г. на месте мечетей Омара и Муавии, на развалинах византийской базилики (возможно, однако, что ее строительство было завершено лишь к 795 г.).
| + | |
- | {{main|Аль Акса|Купол Скалы}}
| + | |
- | | + | |
- | После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал храмом Господним (Templum Domini), а ал-Акса — храмом Святого Соломона (Templum Solomonis). Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние в поисках «сокровищ царя Соломона» производили раскопки на Храмовой горе (результаты неизвестны). После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином в 1187 г., церкви крестоносцев вновь стали мечетями.
| + | |
- | | + | |
- | Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями: в 747 г., 1033 г., 1927 г. и 1936 г. в связи с дефектами конструкции. Нынешнее здание относится к 1943 г., средства на ремонт выделили король Египта Фарук и король Иордании Абдалла I, колонны каррарского мрамора внутри — подарок итальянского диктатора Б. Муссолини. Рядом со зданием мечети до сих пор лежат обломки предыдущих строений, бывших на этом месте. В 1969 г. душевнобольной гражданин Австралии сумел, проникнув в мечеть, совершить поджог, нанеся постройке незначительный ущерб. В 1965 г. король Саудовской Аравии ибн-Сауд субсидировал покрытие купола Куббат ас-Сахры позолоченной бронзой, а в 90-е годы король Иордании Хуссейн выделил средства на покрытие сусальным золотом.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | <references />
| + | |
- | [[Категория:Библейские места]]
| + | |
- | [[Категория:Иерусалим]]
| + | |
- | [[Категория:Древний Израиль и Иудея]]
| + | |
- | [[Категория:Иерусалимский Храм]]
| + | |
- | [[Категория:Арабо-израильский конфликт]]
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |