Spivach (Обсуждение | вклад) |
|
(15 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Ойербах, Шломо Залман]] |
- | | АВТОР1 = Спивак Евгений
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =21 марта 2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[קובץ:Orbach-1-.jpg|250px|כיתוב תמונה]] | + | |
- | Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( июля30 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших религиозных авторитетов 20 века; глава ешиви Коль Тора.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился Шаре Цедек, в Иерусалиме, 30 июля 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Авирбех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hаШамаим в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.
| + | |
- | В 24 года им была написана книга "[[Мэорей Эш, Шломо Залман|Мэорей Эш]]", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя рава [[Исер Залман Мелцер|Исера Залмана Мелцера]], а также рава [[Хаим Озер Гродзенский|Хаима Озера Гродзенским]] из Вильнюса.
| + | |
- | В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле.
| + | |
- | Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец.
| + | |
- | | + | |
- | Прошел [[шимуш хахамим, Шломо Залман|шимуш хахамим]] у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса.
| + | |
- | Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий.
| + | |
- | В 1948 году был назначен главой иешиви [[Коль Тора, Шломо Залман|Коль Тора]], которой управлял 40 лет, вплоть до дня своей смерти.
| + | |
- | Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале [[Шаарей Цедек, Шломо Залман|Шаарей Цедек]].
| + | |
- | Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил.
| + | |
- | | + | |
- | Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он всем отказывал.
| + | |
- | С созданием Бейт hаДин hаГадоль леирурим (апелляционный суд) рав И[[цхак Айзик Герцог, Шломо Залман|цхак Айзик Герцог]] пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению [[харедим, Шломо Залман|харедим]], он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма.
| + | |
- | Большим уважением пользовался у него [[рав Кук, Шломо Залман|рав Кук]], с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою [[аскама|аскаму]] на книгу "Мэорей эш".
| + | |
- | | + | |
- | Рав Ойербах умер в 1995 году. На его похоронах присутствовали сотни тысяч людей со всего Израиля.<ref>[http://www.yeshiva.org.il/midrash/shiur.asp?cat=998&id=10892&q= yeshiva.org.il]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Галаха рава Ойербаха ==
| + | |
- | Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался [[каббала|каббалой]].
| + | |
- | | + | |
- | В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле.
| + | |
- | Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
| + | |
- | | + | |
- | Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма
| + | |
- | |момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат.
| + | |
- | | + | |
- | В своих постановлениях рав Ойербах опирается на [[Талмуд, Шломо Залман|Талмуд]], на его комментаторов, а также на [[ришоним, Шломо Залман|ришоним]] и [[ахроним, Шломо Залман|ахроним]]. Но кроме них в своих измышлениях выделяются также моральные и человеческие соображения.
| + | |
- | Он акцентирует внимание на надобности разделять между буквой закона и гзарот и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение в суде, так как на сегодняшний день не создаются новые гзарот.
| + | |
- | В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.
| + | |
- | | + | |
- | == Книги ==
| + | |
- | === Изданные до его смерти ===
| + | |
- | * "Меорей эш" 1935
| + | |
- | * "Мааданей арец" 1946
| + | |
- | * "Мааданей арец" 1952
| + | |
- | * "Минхат Шломо" первый том 1986
| + | |
- | === Изданные после его смети ===
| + | |
- | * "Минхат Шломо" второй и третий том 1999
| + | |
- | * "Минхат авот"
| + | |
- | * "ШУлхан Шломо"
| + | |
- | * "Галихот Шломо"
| + | |
- | | + | |
- | Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями.
| + | |
- | Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг.
| + | |
- | <ref>Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א </ref>
| + | |
- | <ref>http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html </ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | *[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94_%D7%96%D7%9C%D7%9E%D7%9F_%D7%90%D7%95%D7%99%D7%A8%D7%91%D7%9A#cite_ref-1 Википедия на иврите]
| + | |