|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Хаззан]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[File:Stadttempel Vienna August 2006 028.jpg|thumb|right|200px|Концерт [[иерусалим]]ских хаззанов в [[Вена|Вене]]. 2006 г.]] | + | |
- | ХАЗЗА́Н (חַזָּן), должностное лицо общины; в настоящее время — [[синагога]]льный кантор.
| + | |
- | | + | |
- | == Историческое значение слова ==
| + | |
- | | + | |
- | Слово хаззан часто встречается в талмудических источниках, где оно относится к различным должностным лицам. Хаззан исполнял обязанности служителя ([[Шаммаш]]) и надсмотрщика в [[Храм]]е, заведовал храмовыми сосудами и помогал [[коhен|священникам]] снимать облачение (Иома 7:1). Хаззан синагоги (хаззан ха-кнесет, см. Сота 7:7,8; Сук. 4:4) извлекал свиток Торы ([[Сефер-Тора]]) из синагогального ковчега ("Ковчег Завета"), разворачивал его для недельного чтения [[Парашат ха-шавуа]] и вновь укладывал в ковчег (ТИ., Сота 7:21д; ТИ., Мег. 4:75б); возвещал звуком трубы о наступлении субботы и праздников (Тос., Сук. 4), сопровождал паломников, приносивших в Храм [[биккурим]] (Тос. Бик. 2:101). В синагоге хаззан стоял на деревянном возвышении ([[Бима]]) и наблюдал за порядком богослужения, особенно за порядком чтения Торы (Тос., Мег. 4:21) и молитвы, а также призывал коhенов занять место для биркат-коhаним. Хаззан hа-каhал (хаззан общины) исполнял обязанности учителя (Шаб. 1:3), судебного исполнителя (ТИ., Санх. 5:23а) и распорядителя в судебных заседаниях (ТИ., Бр. 4:7д). Он также увеселял жениха и невесту на свадьбе, утешал скорбящих в дни траура. Хаззан hа-‘ир (хаззан города) занимался погребением умерших, участвовал в охране города по ночам.
| + | |
- | | + | |
- | Как правило, хаззан во время синагогальной литургии не пел, однако в некоторых случаях ему поручалась эта обязанность (ТИ., Бр. 4:1, 12г). В [[талмуд]]ическую эпоху не было должности постоянного кантора, и любой член общины в качестве [[шалиах циббур]] (`посланец общины`, сокращенно ''шац'') мог взять на себя пение синагогальной литургии.
| + | |
- | | + | |
- | == Начало использования слова "хазан" в значении "кантор" ==
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху [[гаон]]ов должность [[шалиах циббур]] стала постоянной. К этому привело усложнение синагогальной литургии и стремление музыкально украсить ее, а также то обстоятельство, что все меньшее число членов общины достаточно хорошо знало текст молитв. Чаще всего хаззаном становился хаззан ха-кнесет, который традиционно отвечал за точность текста и отбор новых молитв. Когда в синагогальной службе начали играть важную роль [[пиют]]ы, обязанностью хаззана стало их пение и выбор подходящих мелодий. Некоторые ''пайтаним'' (сочинители пиютов) сами были хаззанами. Арабоязычные пайтаним называли пение пиютов хизана, ивритский эквивалент ''хаззанут'' (у [[сефард]]ов — ''хаззания'') стал обозначать традиционную форму пения всей синагогальной литургии.
| + | |
- | | + | |
- | == В средние века ==
| + | |
- | | + | |
- | В средние века статус хаззана поднялся — возросло жалованье и увеличились налоговые льготы. В Северной Европе хаззанами служили некоторые выдающиеся [[раввин]]ы, например, рабби Мёллин ха-Леви (около 1360–1427 гг.), который установил строгие нормы [[ашкеназ]]ского хаззанута. Постепенно установились требования к хаззанам (Ш. Ар., ОХ. 53:4): доскональное знание литургии, красивый голос и подобающая внешность (включая ношение бороды), безупречное поведение; хаззан должен был быть женатым человеком.
| + | |
- | | + | |
- | Эти строгие требования иногда смягчались, однако службу во время десяти дней покаяния должен был вести только хаззан, отвечающий всем этим требованиям. Растущая популярность хаззанов нередко порождала напряженность в их отношениях с руководством общин. Во многих общинах красота голоса и музыкальные способности ставились выше, чем традиционные требования учености и благочестия. Видные раввины осуждали хаззанов, которые без надобности повторяют отдельные слова и затягивают пение молитв с единственной целью продемонстрировать красоту своего голоса и мастерство.
| + | |
- | | + | |
- | == В Новое время ==
| + | |
- | | + | |
- | Эмансипация европейского еврейства повлекла за собой глубокие изменения в стиле и содержании синагогальной музыки. Традиционные мелодии были записаны современным нотным письмом для исполнения хаззаном и хором. Были созданы и новые мелодии, в которых сказывалось влияние современных европейских музыкальных течений и европейской исполнительской техники. Одним из первых новаторов был Ш. Зульцер, главный хаззан Венской синагоги в 1826–81 гг. Примеру Зульцера последовали Ш. Наумбург из Парижа, Л. Левандовский из Берлина, Я. Вайнтрауб (1811–82) из Кенигсберга, М. Дойч (1818–92) из Бреслау, А. Бер и многие другие хаззаны в Западной и Центральной Европе. В [[реформисты|реформистскую]] синагогальную литургию был введен орган; молитвы на иврите и немецком языках пели под музыку немецкого хорального типа; в части реформистских синагог вместо пения ввели чтение молитв. Лишь немногие реформистские синагоги сохранили должность хаззана. В последние десятилетия, однако, в реформизме наблюдается тенденция к восстановлению традиционных форм литургии.
| + | |
- | | + | |
- | Новые течения не затронули [[хасид]]скую литургию, где молитвы читал цаддик. Хасидские мелодии постепенно приобрели популярность во многих нехасидских ортодоксальных общинах.
| + | |
- | | + | |
- | == В ХХ в. ==
| + | |
- | | + | |
- | Конец 19 в. – первая треть 20 в. (до начала Второй мировой войны) был периодом расцвета хаззанута. Выдающиеся хаззаны пользовались огромной известностью: их приглашали на «гастроли» в синагоги отдаленных общин, сравнивали с великими оперными тенорами эпохи, стилю которых они подражали, специально приходили в синагоги послушать их (иногда приходили и неевреи). Г. Сирота ежегодно выступал перед императором Николаем II. После волны массовой еврейской эмиграции в США великие хаззаны (например, Г. Сирота, И. Розенблат, М. Гершман /1880–1940/, З. Квартин и др.) совершали турне по Америке, получали огромные гонорары за концерты и праздничные синагогальные службы. Большую роль в увековечении славы хаззанов сыграло развитие звукозаписи. В 1903 г. вышла первая пластинка с записью синагогального пения Г. Сироты.
| + | |
- | | + | |
- | В послевоенный период приобрели известность такие хаззаны, как М. Кусевицкий и его братья Яков, Симха и Давид, кантор и композитор Л. Гланц (1898–1964), И. Альтер, М. Ганчов, П. Пинчик, Л. Вальдман, Ш. Кац, позднее — М. Штерн. Некоторые хаззаны, например Г. Ядловкер (1878–1953), Ж. Пирс, Р. Такер (1914–75), достигли международного признания как оперные певцы, однако продолжали петь и в синагогах. М. Александрович, Б. Л. Шульман и его сыновья (см. [[Шульман, семья]]) сочетали канторскую службу с концертными выступлениями.
| + | |
- | | + | |
- | == Современное состояние ==
| + | |
- | | + | |
- | В большинстве значительных еврейских общин мира существуют профессиональные ассоциации хаззанов; выходит в свет несколько профессиональных бюллетеней и журналов. Действует ряд канторских школ, в частности, при [[Иешива-университет|Иешиве-университете]] в США, при Джуз Колледж в Англии и в Израиле (Семинар Села, школа «Тфиллат Эли‘эзер» в Тель-Авиве). [[Израиль]]ское радио регулярно транслирует пользующиеся широкой популярностью программы, посвященные хаззануту (как ашкеназскому, так и сефардскому). В [[Цаhал|Армии обороны Израиля]] хаззаны служат в рамках военного раввината.
| + | |
- | | + | |
- | Старейшим учителем хаззанута в Израиле, воспитавшим поколение хаззанов, был Ш. З. Ривлин (1844–1962). В Израиле (преимущественно в Иерусалиме) регулярно проходят концерты лучших хаззанов, исполняющих канторскую музыку с большим вокальным и артистическим мастерством. Среди них Б. Ц. Миллер — главный хаззан еврейской общины Антверпена; Х. Адлер (Тель-Авив), хаззан Большой синагоги Тель-Авива, выступал на концертах и в синагогах во многих странах, в 1995 г. участвовал в траурных церемониях в местах массового уничтожения евреев в Польше, Чехословакии и Украине; Э. Херштик, в прошлом — главный хаззан Тель-Авива-Яффы, хаззан синагоги в Йоханнесбурге, директор школы «Тфиллат Эли‘эзер» и хаззан синагоги «Хехал Меир» в Тель-Авиве; Н. Херштик, один из крупнейших хаззанов современности, главный хаззан большой синагоги в Иерусалиме, художественный руководитель Института канторского пения (Махон ле-хаззанут) в Тель-Авиве; Д. Винбах (Реховот) — победитель конкурса хаззанов имени М. Люстига (1996), был хаззаном главной синагоги Реховота, с 1996 г. — хаззан главной синагоги Петах-Тиквы; Э. Гринблат (Иерусалим) — в прошлом — главный хаззан синагоги «Бет-Эль», синагоги «Тиф’ерет Цви» (обе — Тель-Авив), в основном занимается композицией и участвует в концертах; Ш. Валас (Иерусалим); А. Хайнович (Иерусалим) — хаззан центральной синагоги в Претории (ЮАР), синагоги Лондона, с 1976 г. — главный хаззан синагоги «Иешурун» в Иерусалиме. Музыкальный руководитель и составитель программ большинства концертов канторской музыки в Израиле Р. Гольдштейн (родился в 1953 г.) — композитор и аранжировщик Главной синагоги Иерусалима.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{ЭЕЭ|14402|Хаззан}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Синагога]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская община]]
| + | |
- | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
| + | |