|
|
(27 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | | + | |
- | Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
| + | |
- | | + | |
- | == Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме ==
| + | |
- | === В библейские и мишнаитские времена ===
| + | |
- | Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
| + | |
- | === В талмудические времена ===
| + | |
- | Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]] и [[хахам]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
| + | |
- | | + | |
- | У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
| + | |
- | | + | |
- | После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были [[гаон]]ы.
| + | |
- | === Календарная полемика ===
| + | |
- | После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление [[Еврейский календарь|календаря]].
| + | |
- | | + | |
- | Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского [[гаон]]ата издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания [[Саадия Гаон|Са‘адии Гаона]] (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === После эпохи гаонов ===
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и [[Ашкеназ]]). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи ([[хахам-баши]] и в других странах). [[Наполеон|Наполеон I]] во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - [[Ваад четырёх стран]].
| + | |
- | | + | |
- | С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых странах современного мира (Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому подчиняются в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин.
| + | |
- | | + | |
- | == Религиозные титулы и их значения ==
| + | |
- | | + | |
- | === "ХаЗаЛь" ===
| + | |
- | | + | |
- | Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно.
| + | |
- | | + | |
- | === Раввин ===
| + | |
- | {{main|Раввин}}
| + | |
- | | + | |
- | === Титулы "рабби" и "рав" ===
| + | |
- | | + | |
- | До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул [[рабби]], в Вавилоне - [[рав]]. См. подробнее [[Раввин]], [[Смиха]].
| + | |
- | | + | |
- | === Гаон ===
| + | |
- | {{main|Гаоны}}
| + | |
- | Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв. В современном иудаизме так называют особо одарённых раввинов, в основном в среде [[харедим]]. Это личное звание, оно не сравнимо по "величине" с другими раввинскими титулами.
| + | |
- | | + | |
- | === Даян ===
| + | |
- | {{main|Даян (титул)}}
| + | |
- | | + | |
- | Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах.
| + | |
- | | + | |
- | === Посек ===
| + | |
- | {{main|Поским}}
| + | |
- | В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире [[галаха|галахи]]. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ребе" в хасидизме ===
| + | |
- | {{main|Ребе}}
| + | |
- | Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви [[хасидизм]]а. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов ([[литвак]]и, [[восточные евреи]], [[религиозные сионисты]], [[религиозные модернисты]] и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в [[галаха|галахе]].
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме ===
| + | |
- | | + | |
- | идентично "посек hа-дор"?
| + | |
- | | + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе ===
| + | |
- | | + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Система авторитетов в религиозном сионизме ===
| + | |
- | | + | |
- | что есть на сегодня
| + | |
- | | + | |
- | == Статус Главного раввината Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | является официальным авторитетом для гос. аппарата.
| + | |
- | | + | |
- | Создан сионистами.
| + | |
- | | + | |
- | но последние выборы контролируется харедим
| + | |