м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Люден, Йосеф]] |
- | |ТИП СТАТЬИ= 1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Моше Гончарок
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=22/02/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Luden.JPG|thumb|250px|Йосеф Люден]] | + | |
- | | + | |
- | '''Йосеф Люден''' (יוסף לודען - идиш, 5 декабря 1908, Варшава – 20 апреля 2002, больница Бейлинсон, Петах-Тиква) – израильский поэт, прозаик, журналист, редактор, издатель, активист еврейского [[Анархизм|анархистского]] движения (''идиш-анархистише бавегунг''). Писал на [[идиш]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Отец, Уриш Люден, был маляром. Во время первой мировой войны служил в русской армии, где отошел от традиционного еврейского образа жизни. Позднее его жена Хана перевела старших детей из [[хедер]]а в светскую еврейскую школу. Старший сын Лейб (Лайбеле) был талантливым художником, после 1917 г. отправился в Москву, где познакомился с представителями художественной и литературной богемы, дружил с Маяковским, Бурлюком. По свидетельству Й. Людена, несколько картин его брата хранятся в Третьяковской галерее.<ref>[[Моше Гончарок]]. ''Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)''. Иерусалим, "Проблемен", 2002. С.129. </ref> Во время одного из своих визитов в Москву Лейб погиб при невыясненных обстоятельствах.
| + | |
- | | + | |
- | Й. Люден с 13-и лет участвовал в деятельности молодежной организации подпольной Польской коммунистической партии, подвергался репрессиям со стороны властей, сидел в тюрьме. Был знаком с [[Савинков, Борис Викторович|Борисом Савинковым]].<ref>Там же, с. 129-130. </ref> После московских процессов над "право-троцкистским блоком" публично отказался поверить в вину осужденных, за что товарищами по партии сам был обвинен в [[троцкизм]]е.
| + | |
- | | + | |
- | После нападения гитлеровской Германии на Польшу с потоком еврейских беженцев пересек вместе с женой и сыном советскую границу под Белостоком.
| + | |
- | | + | |
- | Скрыл перед НКВД свое бывшее членство в ПКП и был направлен в Среднюю Азию, где находился до 1945 г. Приобрел специальность строителя. Вернувшись в Польшу после войны, не нашел в живых никого из близких, - родители, сестры и брат Абрам (участник бундовской молодежной организации "Цукунфт") погибли в гетто. Выжил лишь младший брат [[Люден, Ицхак|Ицхак]].
| + | |
- | | + | |
- | Приняв решение покинуть [[Польша - еврейская община|Польшу]] и направиться в [[Эрец Исраэль]], Й. Люден связался с посланцами [[Сохнут]]а и был направлен в лагерь для будущих репатриантов, организованный представителями сионистской левосоциалистической организации "Дрор". Возглавил группу из нескольких десятков еврейских беженцев, переправленных во Францию, а оттуда – в Италию. На корабле нелегальных иммигрантов отплыл с семьей в подмандатную [[Палестина|Палестину]], но корабль был перехвачен английскими властями, и пассажиры направлены в лагерь для интернированных лиц на Кипре. Там Люден с семьей находились около года. После провозглашения независимости [[Государство Израиль|Государства Израиль]] совершили [[Алия (репатриация в Израиль)|алию]], были направлены в кибуц Негба. Спустя некоторое время покинули кибуц из-за идеологических разногласий с его руководством и активистами (Люден публично занимался критикой сталинизма и выражал сомнение в возможности подлинной реализации идеалов социализма).
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем жил в [[Беер-Шева|Беер-Шеве]], работал на стройке, постепенно приобретая квалификацию. Сотрудник всеизраильской строительной фирмы ''Солель Боне'', вышел на пенсию в 1971 г. в должности начальника одного из ее отделов, после чего переехал в [[Тель-Авив]]. С 1960-х гг. начал писать материалы для [[Анархизм|анархистской]] прессы на идиш в США ("Фрайе арбетер штиме", Нью-Йорк), Франции ("Дер фрайер геданк", Париж). Во второй половине 1960-х гг. присоединился к ''Аггудат шохрей хофеш'' (АШУАХ), ассоциации израильских анархо-идишистов, основанной [[Гордин, Аба|Абой Гординым]] и владевшей клубом в [[Тель-Авив]]е, а впоследствии фактически возглавил ее.<ref>Подробнее см.: [http://www.jewniverse.ru/biher/goncharok/anarchie/6.html]</ref>
| + | |
- |
| + | |
- | == Общественная, издательская, редакторская деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1971-1989 гг. редактировал журнал "Проблемен", основанный [[Гордин, Аба|А. Гординым]] в 1960 г., опубликовал в нем сотни статей на общественно-политические и литературные темы. Провел реформу: журнал, при [[Гордин, Аба|Гордине]] бывший двуязычным ([[иврит]] – [[идиш]]
| + | |
- | ) и называвшийся "Проблемот/Проблемен", стал выходить только на идиш, изменились полиграфическая база и дизайн издания.
| + | |
- | {{Начало цитаты}}"''Чисто формально "Проблемен" под редакцией Людена продолжал традиции "интериндивидуалистического", "универсалистского" анархизма Абы Гордина; в свою очередь, универсализм Гордина являлся философской основой пананархизма, бывшего заметным явлением в теориях российского анархистского движения ещё задолго до революции 1917 г.; пананархизм же, как плод интеллектуальных трудов братьев Гординых, с точки зрения современных классификаторов, является одним из направлений анархизма-индивидуализма, "отцом" которого был Макс Штирнер (Каспар Шмидт, 1806-1856). Впрочем, преемственность журнальных традиций "Проблемен" 1970-х - 1980-х гг. с философской доктриной Гордина сомнительна даже в формальном смысле. Скорее, связь существовала лишь через название журнала, основанного мятежным раввином за четыре с половиной года до своей смерти.'' <br>
| + | |
- | | + | |
- | ''Мои попытки выяснить, с каким же из направлений анархизма иденифицировали себя редакция и авторы журнала, ни к чему не привели: Люден в наших с ним беседах говорил об анархизме "вообще", не отдавая предпочтения ни анархо-синдикализму, ни анархо-коммунизму; с его точки зрения, различия между этими направлениями давно стёрлись, по крайней мере, среди последних участников еврейской ветви Движения. Такое же явление прослеживается в поздней истории таких изданий, как ФАШ и "Дос фрайе ворт"''. {{конец цитаты|источник= Пепел наших костров…, с. 120, с. 287.}}
| + | |
- | | + | |
- | Й. Люден не позиционицировал себя как последователь одного из трех основных идеологических направлений международного [[анархизм]]а (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм) и полагал, что деления эти в значительной степени условны, поскольку "подлинный анархизм – это гуманизм".<ref>Пепел наших костров…, с. 120.</ref> При этом он прилагал значительные усилия к объединению остатков групп международного еврейского анархистского движения вокруг АШУАХ, а после закрытия клуба анархо-идишистов – вокруг своего журнала.
| + | |
- | [[Файл:Problemen.jpg|thumb|250px|"Проблемен". Последний,165-й, выпуск. Тель-Авив, декабрь 1989 г. (Под ред. Йосефа Людена]]
| + | |
- | Контакты между "Фрайе арбетер штиме" и "Проблемен" продолжались до самого закрытия ФАШ в декабре 1977 г. Ко второй половине 1970-х гг. в мире остались лишь три идишеязычных анархистских органа - ФАШ в Нью-Йорке, "Проблемен" в Тель-Авиве, "Дос фрайе ворт" в Буэнос-Айресе.
| + | |
- | | + | |
- | К концу 1970-х гг., с прекращением выхода в свет последних изданий еврейского анархистского движения в США и Аргентине, Й. Люден и его журнал стали фактически являться последним оплотом [[Анархизм|анархо-идишизма]].
| + | |
- | | + | |
- | Журнал распространялся в США и странах Западной Европы. Всю редакционную работу по изданию "Проблемен" и своих книг Люден проводил у себя дома. Анархо-идишисты Израиля пользовались значительной популярностью в анархистских кругах США, Аргентины, Франции, Швеции, Испании и, особенно, Германии. Европейские анархисты приезжали к Людену и останавливались у него в гостях, он неоднократно наносил им ответные визиты. Во время поездок в США и страны Западной Европы принимал участие в различных мероприятиях, организованных местными анархистскими организациями, выступал с лекциями, в которых разъяснял положение в Израиле, проблемы [[Арабо-израильский конфликт|арабо-израильского конфликта]], рассказывал о принципах работы и идеологии [[кибуц]]ного движения (тема, традиционно интересовавшая западных анархистов). Себя считал сторонником линии [[Золотарёв, Гилель|Гилеля Золотарева]] (т.н. анархо-сионизм). Дважды принимал участие в анархистских конгрессах, куда был приглашаем как представитель Израиля - в Италии в 1975 г. и во Франции в 1986 г.<ref>יוסף לודען. סקיצן פון אַ רייַזע איבער מערב-אייראָפּע. - שטורעם-גלאָקן (עסייען), צווייטער באַנד, תל-אביב, "פּראָבלעמען", 1983. - Й.Люден. ''Скицн фун а райзе ибер Майрев-Эйропе'' (Заметки о поездке по Западной Европе). - В кн.: Штурэм-глокн (Штормовые колокола, сб.эссе), Тель-Авив, "Проблемен", 1989, с. 244-278. </ref>
| + | |
- | | + | |
- | Опубликовал ряд статей в западноевропейских анархистских изданиях.
| + | |
- | | + | |
- | В 1960-е - 1970-е гг. Люден был известен в кругах израильского Союза писателей и журналистов, пишущих на идиш, и принимал активное участие в мероприятиях Еврейского культурного клуба (Идишер культур-клуб) г. Холона, членом руководства которого он являлся. В первой половине 1970-х годов выходил печатный орган холонского клуба любителей идиш - журнал ''"Ойфганг"''<ref>אויפגאַנג. ציַיטשריפט פאַר ליטעראַטור, קונסט און טעאַטער. רעד.-קאָלעגיע: יוסף לודען, אברהם לוסטיגמאַן, אליעזר לייבאָביטש. - ''Ойфганг. Цайтшрифт фар литератур, кунст ун театэр'' (Журнал литературы, искусства и театра). Редколлегия: Йосеф Люден, Авраам Люстигман, Элиэзер Лейбович. </ref>, и Люден был первым членом его редколлегии. В сентябре 1972 г. от имени правительства журналу послал поздравительное письмо президент Израиля [[Шазар, Залман|Залман Шазар]], в мае 1973 г. - министр иностранных дел [[Эвен, Абба|Аба Эвен]]. Материалы "Ойфганг" посвящались вопросам литературы и искусства, и журнал предоставлял свои страницы десяткам писателей и поэтов, в т.ч. членам АШУАХ.
| + | |
- | | + | |
- | Популярность этого издания в 1970-х гг. среди идишской интеллигенции Израиля была довольно высока. Люден не пытался превратить журнал в анархистское издание, понимая невозможность "пробития" подобной тематики в официальном органе и предвидя сопротивление как со стороны общественного истеблишмента, так и со стороны кругов, близких к ветеранам "Поалей Цион" и [[Бунд]]а, возглавлявших идишский Союз писателей и журналистов Израиля. Он публиковал в "Ойфганге" свои статьи, не имевшие отношения к политике. <ref>יוסף לודען. אין גאַרטן פון עפּיקור. - "אויפגאַנג" נומער 2, סעפּט. 1972, ז.8. שייכות צווישן ליטעראַטור און לעבן. - "אויפגאַנג" נומער 3, יוני-יולי 1973, ז.8. - Й.Люден. ''Ин гартн фун Эпикур'' (“В садах Эпикура”),- “Ойфганг” №2 (сентябрь 1972 г.), стр.8; ''Литератур ун лэбн'' (“Литература и жизнь”),- “Ойфганг” №3 (июнь-июль 1973 г.), стр.8. </ref>
| + | |
- |
| + | |
- | К середине 1980-х гг. АШУАХ стало трудно содержать помещение клуба в Тель-Авиве, где собирались члены ассоциации, и в результате оно было продано.
| + | |
- | | + | |
- | "Проблемен" прекратил свое существование в декабре 1989 г. (всего в свет вышло 165 выпусков журнала).
| + | |
- | [[Файл:Fshtimme.JPG|thumb|250px|"Фрайе штимме". 1-й выпуск. Тель-Авив, сентябрь 1991 г. (Под ред. Йосефа Людена]]
| + | |
- | В 1991 г. Йосеф Люден предпринял попытку реанимировать анархистскую прессу на идиш. Его трудами был выпущен в свет единственный номер журнала "Фрайе штиме" (''"Свободный голос"''), "издание общественных и культурных вопросов" (подзаголовок "Фрайе штиме" дублировал подзаголовок "Проблемен").<ref>פריַיע שטימע. ציַיטשריפט פאַר געזעלשאַפט און קולטור-פראַגן. תל-אביב, בעפּטעמבער 1991. - Фрайе штиме. Цайтшрифт фар гезелшафт ун культур-фрагн. Тель-Авив, сентябрь 1991 г.<br>В статье ''"Дер хет фун линкс"'' ( "Грех левых") напечатан материал, в котором позиция "лагеря мира" в Израиле подвергается резкой критике за сотрудничество с тоталитарными арабскими режимами и Я. Арафатом, и Люден, как последний редактор последнего в мире анархистского журнала на идиш выступает категорическим противником образования палестинского государства.</ref> <br>
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 1990-х гг. Люден переехал в г. [[Арад (Израиль)|Арад]]. К этому времени почти все бывшие участники ''Аггудат Шохрей хофеш'' уже скончались от старости и болезней.
| + | |
- | | + | |
- | Весной 2001 г. переехал в дом престарелых в [[Гиватаим]]е, вскоре был переведен в дом престарелых в [[Рамат-Ган]]е. В начале апреля 2002 г. заболел пневмонией и был госпитализирован в больницу Бейлинсон в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. Скончался 20 апреля 2002 г.
| + | |
- | | + | |
- | Младший брат Й. Людена, [[Люден, Ицхак|Ицхак Люден]] (р. 22.10.1924, Варшава) – известный израильский публицист, искусствовед, член Международного координационного комитета [[Бунд]]а, главный редактор журнала "Лебнс-Фрагн", органа [[Бунд]]а и ''Арбетер Ринг'' в Израиле ([[Тель-Авив]]). Живет в [[Гиватаим]]е.
| + | |
- | | + | |
- | Личный архив Й. Людена после его смерти частично передан в Центральный архив истории еврейского народа (''The Central Archives for the History of the Jewish People'', CAHJP) при Еврейском университете в [[Иерусалим]]е, Гиват-Рам (фонд Р 220), частично находится в архиве Международного института социальной истории (''Institut Internationaal voor Soziale Geschiedenis'') в Амстердаме; некоторое количество документов хранится в Центральном архиве истории сионизма (''Central Zionist Archives''), [[Иерусалим]] (фонд А577).
| + | |
- |
| + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | * טרוים און לעגענדעס - ''"Тройм ун легендес" ("Мечта и легенды")''. Стихи, 1964.
| + | |
- | * איבער צעבראָכענע בריקן - ''"Ибер цеброхене брикн" ("Через разбитые мосты")''. Роман, 1966.
| + | |
- | * ווי אַ זעגל אין שטורעם - ''"Ви а зегл ин штурэм" ("Как парус в бурю")''. Роман, 1977.
| + | |
- | * אויף די פראָנטן פון לעבן - ''"Ойф ди фронтн фун лэбн" ("На фронтах жизни")''. Роман, 1981.
| + | |
- | * פלאַמען - ''"Фламен" ("Пламя")''. Стихи, 1983.
| + | |
- | * קורצע געשיכטע פון אַנאַרכיסטישע געדאַנק - ''"Курце гешихте фун анархистишн геданк" ("Краткая история анархистской мысли")''. Издано благодаря помощи фонда наследства Исраэля Сольника (Лос-Анжелес). Эссе, 1984.
| + | |
- | * קיצור תולדות הריון האנרכיסטי - ''"Кицур толдот hарайон hаанархисти" ("Краткая история возникновения анархистской идеи")''. Перевод с идиша на иврит. Издано благодаря помощи фонда наследства Исраэля Сольника (Лос-Анжелес), 1985.
| + | |
- | * אַ בליץ אין דער נאַכט - ''"А блиц ин дер нахт" ("Молния в ночи")''. Стихи, 1985.
| + | |
- | * שטורעם גלאָקן - ''"Штурэм глокн" ("Колокола бури", "Штормовые колокола")''. Сборник эссе, 1986.
| + | |
- | * אַ פרימאָרגן שטראַל - ''"А фриморгн штрал" ("Луч зари")''. Стихи, 1987.
| + | |
- | * שטורעם גלאָקן (צווייטער באנד) - ''"Штурэм глокн", цвейтер банд ("Штормовые колокола", вторая часть)''. Сборник эссе, 1989.
| + | |
- | * געזאַמלטע לידער - ''"Гезамлте лидэр" ("Избранные стихи")''. 1990.
| + | |
- | * לידער פון צער און צאָרן - ''"Лидэр фун цер ун цорн" ("Песни гнева")''. Стихи, 1991.
| + | |
- | * פעמוני סערה - ''"Паамонэй саара" ("Колокола бури", "Штормовые колокола")''. Сборник эссе. Перевод с идиш на иврит, 1993. (Перевод выполнен Рафаэлем Блюменфельдом, другом Людена, председателем Союза идишских клубов Израиля).
| + | |
- | * געזאַמלטע לידער (צווייטער באַנד) - ''"Гезамлте лидер", цвейтер банд ("Избранные стихи", вторая часть)''. 1994.
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть книг Людена вышла в свет в издательстве "Проблемен", Тель-Авив.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * [[Моше Гончарок]]. ''Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)''. Иерусалим, "Проблемен", 2002. Электронный вариант монографии – [http://www.avtonom.org/old/lib/theory/goncharok/idish-anarchism.html]
| + | |
- | * גאָנטשאַקאָק משה. יוסף לודען - אַ לאַנגער שעפערישער וועג. - "פאָרווערטס", 1.01.1999 - Гончарок Моше. ''Йосеф Люден - а лангер шеферишер вег'' (Йосеф Люден - долгий творческий путь)''. "Форвертс"'', 1.01.1999. (Статья к 91 годовщине со дня рождения Людена).
| + | |
- | * אַנטאָלאָגיע. באַנד אײנס, באַנד צוויי. הלל לייוויק-פאַרלאַג, תל-אביב, 1991. - ''Идиш-литератур ин Мединат Исроэл. Антологие''. Тель-Авив, Издат-во им. Г.Лейвика, 1991. Т. 1, с. 477, т.2, с.386.
| + | |
- | * J.Luden. ''Zwischen allen Fronten''. - “Trafik”, Internationales Journal zur libertarren Kultur und Politik. Mulheim, Deutschland, N.28, Februar, 1988. (Подготовленное выступление для международного анархистского конгресса в Париже 31.10. - 2.11.1986 г.).
| + | |
- | * שלום סודיט. עסיין. זעקסט ביכל. נהריה, 1991. (אַן אַרטיקל "יוסף לודען”,- ז.57-50). - Шолом Судит. ''Эссэйн. Зэкст бихл''. Шолом Судит. Эссе, кн. шестая (статья “Йосеф Люден”). Нагария, 1991 г., стр.50-57. Его же: יוסף לודען - שריַיבער און קעמפער. - "אונדזער שטימע”, פאַריז, נומער 165 פון 28 פעברואַר 1988. - ''Йосеф Люден - шрайбер ун кемфер''. - Й. Люден - писатель и боец. - “Ундзер штиме”, Париж, №165, 28.02.1988.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * О семье Люден. М. Ринский. "Прежде всего – человек" – [http://www.newswe.com/Atlant/atlant.htm]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские анархистские движения]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Журналы на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Израиль]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские поэты]]
| + | |