"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) (→Сотворение человека в образе и по подобию Бога) |
(→Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии: орфография) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 13: | Строка 13: | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в Танахе == | == Принцип "Imitatio Dei" в Танахе == | ||
- | + | Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу ({{lang-la|Initiatio Dei}}) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"<ref>{{Библия|Лев|19:2}}</ref>. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом<ref>{{Библия|Втор|10:2}}</ref> и ограничен ранмками соблюдения заповедей<ref>{{Библия|Втор|28:9}}</ref>. | |
- | + | ||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде == | == Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде == | ||
+ | Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...{{источник}} | ||
+ | <!-- | ||
+ | ИМХО весь этот пассаж не в стиле энциклопедии, к тому же привносит в Талмудической слой более поздние идеи. Леви | ||
как можно стать подобным Тому, у Кого нет и не может быть никакого образа, никакого описания, Кто абсолютно непостижим? Ответ состоит в том, что, конечно, Сам Бог абсолютно скрыт от нас, непознаваем и не имеет никакого подобия. Но есть все же некоторый "экзотерический", т. е. открытый, доступный восприятию человека уровень Божественности, и этот уровень есть деяния Бога. О них, в частности, рассказывает нам Тора. Деяния Бога - это Его одеяния, Его в каком-то смысле "внешний облик". Итак, мы становимся ближе к Богу, когда наши деяния становятся подобными (в чем-то, конечно) Его деяниям. | как можно стать подобным Тому, у Кого нет и не может быть никакого образа, никакого описания, Кто абсолютно непостижим? Ответ состоит в том, что, конечно, Сам Бог абсолютно скрыт от нас, непознаваем и не имеет никакого подобия. Но есть все же некоторый "экзотерический", т. е. открытый, доступный восприятию человека уровень Божественности, и этот уровень есть деяния Бога. О них, в частности, рассказывает нам Тора. Деяния Бога - это Его одеяния, Его в каком-то смысле "внешний облик". Итак, мы становимся ближе к Богу, когда наши деяния становятся подобными (в чем-то, конечно) Его деяниям. | ||
- | Сделать это можно, лишь стремясь стать подобным Богу в своих делах. Ибо сущность Его и мысли Его непознаваемы, но дела Его вполне познаваемы; Его дела - это мир, это Тора и то, что нам в Торе и в мире раскрыто. Именно это имеет в виду Талмуд, когда призывает нас уподобиться Всевышнему в своих делах, говоря: "Будь милосерден, ибо Бог милосерден... и т. д.", и именно через подобие в делах пролегает реализация в иудаизме принципа "Imitatio Dei" | + | Сделать это можно, лишь стремясь стать подобным Богу в своих делах. Ибо сущность Его и мысли Его непознаваемы, но дела Его вполне познаваемы; Его дела - это мир, это Тора и то, что нам в Торе и в мире раскрыто. Именно это имеет в виду Талмуд, когда призывает нас уподобиться Всевышнему в своих делах, говоря: "Будь милосерден, ибо Бог милосерден... и т. д.", и именно через подобие в делах пролегает реализация в иудаизме принципа "Imitatio Dei"--> |
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
Строка 28: | Строка 30: | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии == | == Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии == | ||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен<ref name="Kellner">{{статья | ||
+ | | автор = Menachem Kellner | ||
+ | | заглавие = Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания | ||
+ | | оригинал = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge | ||
+ | | ссылка = http://www.jstor.org/stable/1454719 | ||
+ | | язык = en | ||
+ | | ответственный = | ||
+ | | автор издания = | ||
+ | | издание = The Jewish Quarterly Review | ||
+ | | тип = | ||
+ | | место = | ||
+ | | издательство = University of Pennsylvania Press | ||
+ | | год = 1995 | ||
+ | | выпуск = | ||
+ | | том = 85 | ||
+ | | номер = 3-4 | ||
+ | | страницы = 275-296 | ||
+ | | isbn = | ||
+ | | issn = | ||
+ | | ref = M. Kellner | ||
+ | }}</ref>. | ||
+ | |||
+ | [[Маймонид]] затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах<ref>Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.</ref>. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу{{источник}}. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]". | ||
+ | |||
+ | В отличие от него, [[Бен Гершом, Леви|Герсонид]] считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями. <blockquote>Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).</blockquote>Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку<ref name="Kellner" />. | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в Каббале == | == Принцип "Imitatio Dei" в Каббале == | ||
Строка 34: | Строка 61: | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли == | == Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли == | ||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
+ | |||
+ | == Сноски == | ||
+ | <references/> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
== См. также == | == См. также == |
Текущая версия на 07:31, 1 марта 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу") - принцип монотеистических религий, состоящий в приближении к Богу через подобие Ему.
Содержание |
Сотворение человека в образе и по подобию Бога
Сотворение человека в образе и по подобию Бога является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея "Imitatio Dei"
первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.
Принцип "Imitatio Dei" в Танахе
Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу (лат. Initiatio Dei) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"[1]. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом[2] и ограничен ранмками соблюдения заповедей[3].
Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде
Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...[источник?]
Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии
По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен[4].
Маймонид затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах[5]. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу[источник?]. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "Путеводителя растерянных".
В отличие от него, Герсонид считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями.
Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).
Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку[4].
Принцип "Imitatio Dei" в Каббале
Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли
Сноски
- ↑ Лев.19:2
- ↑ Втор.10:2
- ↑ Втор.28:9
- ↑ 4,0 4,1 Menachem Kellner Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания (англ.) = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge // The Jewish Quarterly Review. — University of Pennsylvania Press, 1995. — Т. 85. — № 3-4. — С. 275-296.
- ↑ Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.