|
|
(29 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Иерусалим]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=13/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{НП-Израиль
| + | |
- | |статус = Город
| + | |
- | |оригинальное название = {{lang-he|ירושלים}} <br />[[Файл:Jerusalem infobox image.JPG|250px]]<br />
| + | |
- | |русское название = Иерусалим
| + | |
- | |герб = Jerusalem emblem.svg
| + | |
- | |флаг = Flag of Jerusalem.svg
| + | |
- | |округ = Иерусалимский
| + | |
- | |lat_deg =31 |lat_min =47 |lat_sec =0 |lon_deg =35 |lon_min =14 |lon_sec =0
| + | |
- | |CoordAddon =
| + | |
- | |CoordScale =
| + | |
- | |вид главы = мэр
| + | |
- | |глава = [[Нир Баракат]]
| + | |
- | |дата основания = 4 тысячелетие до н. э.
| + | |
- | |первое упоминание = XIX-XX в. до н. э.
| + | |
- | |прежние имена = Шалем,<br />Иевус,<br />Сион (Цион),<br />Ир Давид (Град Давида)<br />Элия Капитолина<br />Аль-Кудс
| + | |
- | |статус с =
| + | |
- | |площадь = 123
| + | |
- | |вид высоты =
| + | |
- | |высота центра НП =
| + | |
- | |климат =
| + | |
- | |официальный язык = иврит
| + | |
- | |официальный язык-ref =
| + | |
- | |население = 769 400
| + | |
- | |год переписи = 2009
| + | |
- | |Плотность =
| + | |
- | |Агломерация =
| + | |
- | |национальный состав = евреи (474,435),<br />арабы,<br />другие
| + | |
- | |конфессиональный состав = [[иудаизм|иудеи]] (65%),<br />[[ислам|мусульмане]] (32%),<br />[[христианство|христиане]] (2%),<br />другие (1%)
| + | |
- | |этнохороним = иерусали́мец,<br />иерусали́мка,<br />иерусали́мцы
| + | |
- | |телефонный код = +972 2
| + | |
- | |почтовый индекс =
| + | |
- | |почтовые индексы =
| + | |
- | |автомобильный код =
| + | |
- | |цифровой идентификатор =
| + | |
- | |категория в Commons = Jerusalem
| + | |
- | |сайт = http://www.jerusalem.muni.il
| + | |
- | |язык сайта = he
| + | |
- | |язык сайта 2 = en
| + | |
- | |язык сайта 3 = ar
| + | |
- | |add1n =
| + | |
- | |add1 =
| + | |
- | |add2n =
| + | |
- | |add2 =
| + | |
- | |add3n =
| + | |
- | |add3 =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Иерусали́м''' ({{lang-he|ירושלים}} ''Йерушала́(й)им'', {{lang-ar|القدس}} ''аль-К̣удс''<ref>В арабских переводах Библии — أورشليم ''Ӯршалӣм'' (''Ӯрушалӣм''); официальное арабское название в Израиле — أورشليم القدس, ''Ӯршалӣм-аль-К̣удс''</ref>) — древний [[Ближний Восток|ближневосточный]] город, лежащий на водоразделе между [[Средиземное море|Средиземным]] и [[Мёртвое море|Мёртвым]] морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет<ref name="aice">{{cite web|url=http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Peace/jerutime.html |title=Timeline for the History of Jerusalem |work=Jewish Virtual Library |accessdate=2007-04-16 |publisher=American-Israeli Cooperative Enterprise}}</ref>. Иерусалим является священным городом [[иудаизм]]а, играет важную роль в [[Христианство|христианстве]] и [[ислам]]е. Иерусалим являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.
| + | |
- | | + | |
- | == Статус Иерусалима ==
| + | |
- | Иерусалим, в прошлом столица древнего [[Иудейское царство|Иудейского царства]], сегодня является столицей [[Израиль|Государства Израиль]], в нём находятся все правительственные учреждения. Тем не менее, израильский суверенитет над [[Восточный Иерусалим|восточной частью города]] не признан значительной частью международного сообщества.
| + | |
- | | + | |
- | [[Палестинская автономия]] претендует на то, чтобы превратить Иерусалим в свою столицу, не признавая такого права за другой стороной, несмотря на то, что органы власти Палестинской автономии никогда в Иерусалиме не находились. [[Израиль]] официально отвергает эти претензии, хотя известно, что в ходе секретных переговоров по поводу окончательного мирного урегулирования израильские лидеры неоднократно предлагали палестинцам передать отдельные части города ([[Эхуд Барак]], [[Эхуд Ольмерт]]). Тем не менее, подобные идеи встречают отторжение в израильском обществе.
| + | |
- | | + | |
- | Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция [[Генеральная Ассамблея ООН|Генеральной Ассамблеи ООН]] № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания [[Британский мандат в Палестине|британского мандата]] (15 мая 1948 года).
| + | |
- | | + | |
- | 5 декабря 1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся [[Кнессет]] (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—1967 годах, когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.
| + | |
- | | + | |
- | В результате победы в [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войне]] 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил [[Восточный Иерусалим]] от [[западный берег реки Иордан|Иудеи и Самарии]] и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.
| + | |
- | | + | |
- | [[Закон об Иерусалиме|Законом об Иерусалиме]] от 30 июля 1980 года Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.
| + | |
- | | + | |
- | ООН не признает аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 года правительство [[Коста-Рика|Коста-Рики]] объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в [[Тель-Авив]], а 25 августа того же года правительство [[Сальвадор]]а последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого [[Тель-Авив]]а, за исключением [[Боливия|Боливии]] и [[Парагвай|Парагвая]], чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион. [[Конгресс США]] ещё в 1995 году принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения<ref>[http://newsru.co.il/world/31may2007/congress407.html Конгресс потребует от Буша перенести посольство США в Иерусалим]</ref>. В настоящее время посольство США находится в [[Тель-Авив]]е, а в Иерусалиме находится Генеральное [[Консульство (дипломатия)|Консульство]] США.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Восточный Иерусалим|Восточном Иерусалиме]] располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с [[Палестинская автономия|Палестинской автономией]].
| + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим — святыня трёх религий ==
| + | |
- | {{Всемирное наследие|148}}
| + | |
- | Иерусалим имеет совершенно особый статус как место расположения святынь [[иудаизм]]а, [[христианство|христианства]] и [[ислам]]а. Святынями для евреев является [[Храмовая гора]], западная стена [[Второй Храм|Иерусалимского храма]] — [[Стена плача]] («Ко́тель»), кладбище на Масличной горе и множество других памятных и исторических мест; для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс [[Аль-Харам аль-Шариф]]), а для христиан всех конфессий — [[Храм Гроба Господня]] и множество церквей.
| + | |
- | | + | |
- | === Иерусалим в иудаизме ===
| + | |
- | [[Файл:EPSN0080.jpg|thumb|150px|Стена плача]]
| + | |
- | В [[ТаНаХ]]е слово «Иерусалим» упоминается более 336 раз<ref>[http://messianicministry.info/Jerusalem.htm]Исторические факты об Иерусалиме.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В 960 году до н. э. царь [[Соломон]] воздвиг на горе [[Храмовая гора|Мориа]] [[Первый Храм]], который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили [[Второй Храм]], просуществовавший свыше 500 лет<ref>согласно еврейским источникам — 420 лет</ref> и полностью перестроенный царём [[Ирод Великий|Иродом]] (34—7 гг. до н. э.). [[Иерусалимский храм]], который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.
| + | |
- | | + | |
- | В 1534 году в Иерусалиме родился [[Лурия, Ицхак|Аризаль]] (рабби Ицхак Лурия Ашкенази), создатель [[Лурианская Каббала|лурианской Каббалы]].
| + | |
- | | + | |
- | == История Иерусалима ==
| + | |
- | [[Файл:Реконструкция древнего Иерусалима.jpg|thumb|right|300px|План Иерусалима XIX века, реконструкция]]
| + | |
- | Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 году и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.
| + | |
- | * 5 тысячелетие до н. э.—4 тысячелетие до н. э. Первые археологические свидетельства поселения на восточном склоне [[Храмовая гора|Храмовой горы]].
| + | |
- | Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из [[ханаан]]ских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).
| + | |
- | * 2300 год до н. э. Возможное упоминание названия Шалем в документах Эблы (Сирия), однако оно ставится рядом исследователей под сомнение<ref name="Ebla">[http://members.bib-arch.org/publication.asp?PubID=BSBA&Volume=9&Issue=6&ArticleID=5 Исследователи таблиц Эблы опровергают слухи об упоминании в таблицах Иерусалима и Ура] {{ref-en}} Biblical Archaeology Review</ref>.
| + | |
- | * XIX век до н. э.-XX век до н. э. Упоминание названия Шалем в проскрипциях XII египетской династии.
| + | |
- | * XIX век до н. э. Упоминание о [[Мелхиседек]]е, царе Шалема и жреце Бога Эльона (Всевышнего).
| + | |
- | * XVI век до н. э. В раскопках, проведенных францисканцами около "Доминус Флевит" (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия из керамики и фаянса, относящиеся к XVI веку до н. э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта Тель-Амарнского периода.
| + | |
- | | + | |
- | В разное время Иерусалимом владели [[Иудейское царство]], Вавилонская империя, Персидская империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, государство [[Хасмонеи|Хасмонеев]], Древний Рим, Византия, Арабский халифа], крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, [[Иордания]], [[Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | === Библейский период ===
| + | |
- | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] Иерусалим упоминается под названием Шалем<ref>Быт. 14:18</ref> или Йевус, как место жительства иевусеев. Однако до прихода евреев царями Иерусалима были [[амореи]] (Иисуса Навина 10:5). Под названием [[Сион]] (''Цион''), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укреплённый холм), в Библии<ref>ср. {{Библия|2Цар|5:7}}; {{Библия|1Пар|11:5}}</ref> первоначально подразумевалась крепость иевуситского города.
| + | |
- | | + | |
- | {{ВЗ|Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.|Быт|14:17|-20}}
| + | |
- | | + | |
- | {{НЗ|Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира|Евр|7:1|-2}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ВЗ|Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день|Нав|15:63}}
| + | |
- | | + | |
- | === Период Первого Храма (950—586 до н. э.) ===
| + | |
- | [[Файл:City of David.jpg|thumb|300px|Реконструкция Града Давида. I век н. э.]]
| + | |
- | Предположительно в 1000 год до н. э. город перешел под контроль [[евреи|евреев]] под предводительством царя [[Давид]]а. Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («[[Город Давида|Град Давида]]») и торжественно перенёс туда величайшую еврейскую святыню — [[Ковчег Завета]] ({{Библия|2Цар|6}}. Иерусалим находился на территории между наделами колена [[Иуда|Иуды]] (Иехуды) (к которому принадлежал [[Давид]]) и колена [[Вениамин]]а (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля [[Саул]]). Перенеся [[Ковчег Завета]] — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, [[Давид]] тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати [[колена Израиля|колен Израиля]].
| + | |
- | * 1000 год до н. э.—586 год до н. э. гг. до н. э. Иерусалим — столица Иудейского царства.
| + | |
- | | + | |
- | В Иерусалиме, [[Давид]] купил у иевусита Аравны<ref>Некоторые ученые полагают, что «''Аравна''» не является именем собственным, а означает на одном из местных языков «царь».</ref> гору [[Мориа (гора)|Мориа]], где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию<ref>{{Библия|2Цар|24:18}} и далее; {{Библия|1Пар|21}}</ref>. Согласно Библии, это и есть гора в стране Мориа, где происходило [[жертвоприношение Исаака]] ({{Библия|2Пар|3:1}}). [[Давид]] намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка [[Нафан (пророк)|Нафана]] (Натана)<ref>{{Библия|2Цар|7}}</ref>, оставил эту миссию своему сыну [[Соломон]]у.
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Храмовая гора}}
| + | |
- | Царь [[Соломон]] (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]] на четвёртый год своего царствования, в 480 году после [[Исход]]а евреев из Египта<ref>{{Библия|3Цар|6:1|, 37}}; {{Библия|2Пар|3:1|, 2}}</ref>. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 года до н. э. по 950 год до н. э. (по другим данным, с 1014 года до н. э. по 1007 год до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.
| + | |
- | | + | |
- | Со временем, гора [[Мориа (гора)|Мориа]], на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки<ref>{{Библия|Амос|1:2}}; {{Библия|Ис|6:1}}; {{Библия2|Ис|18:7}}</ref> провозглашают, что [[Сион]] (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора [[Синай]]).
| + | |
- | | + | |
- | Западный хребет за долиной Тиропеон вошёл в черту города во времена царя [[Езекия|Езекии]] (Хизкияу) в VIII веке до н. э. (727 год до н. э.—698 год до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Санхерива в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы.
| + | |
- | | + | |
- | Падение [[Израильское царство|Северного царства]] и разрушение ассирийцами израильских храмов в [[Дан]]е и в [[Вефиль|Вефиле]] (Бет Эле) в 732 году до н. э. и 721 году до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех [[Колена Израиля|израильских колен]]. В результате, паломники из бывшего [[Израильское царство|Израильского царства]] прибывали на [[Песах]] в Иерусалим<ref>{{Библия|2Пар|30:1}}</ref>. С восшествием же на престол благочестивого царя [[Иосия]] (Иошияу) в 662 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр<ref>{{Библия|4Цар|23:21}}; {{Библия|2Пар|35:1|-18}}</ref>. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже [[самаритяне]], что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в [[Мицпе]] [[самаритяне]] из [[Сихем]]а (Шхема), [[Силом]]а (Шило) и [[Самария|Самарии]] направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в [[Мицпе]].
| + | |
- | | + | |
- | В 598 году до н. э., при царе [[Иехония|Иехонии]] Навуходоносор захватил Иерусалим и {{ВЗ2|вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем|4Цар|24:13}}. Множество знатных жителей вместе с иудейским царём [[Иехония|Иехонией]] были уведены в плен в Вавилонию.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как [[Седекия]] (Цедкияу) объявил отделение [[Иудея|Иудеи]] от [[Вавилон]]а, вавилоняне под предводительством [[Навузардан]]а в 586 году до н. э. (в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии) захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили [[Храм Соломона]] до самого основания<ref>{{Библия|4Цар|25:9|-17}}; {{Библия|2Пар|36:19}}</ref>. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. [[Ковчег Завета]] был при этом утерян.
| + | |
- | | + | |
- | === Период Второго Храма (516 до н. э. — 70 год н. э.) ===
| + | |
- | [[Файл:Reconstruction model of Ancient Jerusalem in Museum of David Castle.jpg|thumb|right|300px|Вход на Храмовую гору, реконструкция]]
| + | |
- | | + | |
- | В 538 году до н. э. после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить [[Второй Храм|Иерусалимский храм]], разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре, однако, возникли распри между иудеями и [[самаритяне|самаритянами]], которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 г. до н. э.), под влиянием речей пророков [[Аггей (пророк)|Аггея]] (Хаггая) и [[Захария (пророк)|Захарии]], строительство Храма возобновилось<ref>Аггей 1:15</ref>. Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью.
| + | |
- | | + | |
- | Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э.<ref>Или 353 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии.</ref>, через 70 лет после разрушения [[Первый Храм|Первого Храма]].
| + | |
- | | + | |
- | Около 333 г. до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покоряются Александру Македонскому, который подтверждает привилегии, данные городу персидскими правителями. Вскоре, во время войн диадохов после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей.
| + | |
- | | + | |
- | [[Антиох IV Эпифан]] (175 год до н.э.—163 год до н.э.) в 169 году до н. э. на обратном пути из Египта вторгся в Иерусалиме на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды.<ref>Похищенные Антиохом из Храма медные сосуды были возвращены его преемниками евреям, жившим в Антиохии, и поставлены в местной синагоге ([[Иосиф Флавий]], «Иудейская Война» VII, 3:3).</ref> Два года спустя (167 год до н.э.) он осквернил его, поставив на [[Жертвенник всесожжения]] небольшой алтарь Зевса Олимпийского<ref>I Макк. 1:21 и далее; 1:46 и далее; 4:38</ref>. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима [[Иуда Маккавей|Иудой (Иеhудой) Маккавеем]] (164 г. до н. э.) во время восстания [[Хасмонеи|Хасмонеев]] (167 г. до н. э.—163 г. до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарение династии [[Хасмонеи|Хасмонеев]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Иуда Маккавей]] укрепил гору [[Сион]], окружив [[Храмовая гора|Храмовую гору]] стенами и башнями<ref>I Макк. 4:60; 6:7</ref>. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором<ref>I Макк. 6:62</ref>, были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном<ref>ср. I Макк. 12:36; [[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» XIII, 5:11</ref>, и ещё увеличены Маккавеем Симоном<ref>I Макк. 13:52</ref>. Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» XIII, 217</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В 63 году до н. э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората [[Иудея]].
| + | |
- | | + | |
- | При завоевании Иерусалима [[Ирод Великий|Иродом]], несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» XIV, 16:2 и далее</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми [[Ирод Великий|Ирод]] украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 год до н.э.) Ирод принял решение о переустройстве [[Храмовая гора|Храмовой горы]] и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.
| + | |
- | | + | |
- | Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» XV, 11:5</ref>. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено лишь при [[Агриппа II|Агриппе II]], в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» ХХ, 9:7</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | [[Храмовая гора]] и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]], но и служили духовным центром всей еврейской нации.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Francesco Hayez 017.jpg|thumb|300px|Картина [[Хайес, Франческо|Франческо Хайеса]] «Разрушение Иерусалимского Храма»]]
| + | |
- | | + | |
- | Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как [[Иудейские войны|Первая Иудейская война]], (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с [[Симон Бар-Гиора|Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой]] соорудил на углах храмового здания башни.
| + | |
- | | + | |
- | Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]]<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейская Война» 6:150-281</ref>, первым шагом римлян к захвату [[Храмовая гора|Храмовой горы]] было разрушение части стены крепости [[Антония]], расположенной напротив Храма (в третий день месяца [[таммуз (месяц)|таммуз]]). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы ''тамид'', — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока [[Девятое Ава|9-го Ава]] (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству [[Иосиф Флавий|Флавия]], [[Тит Флавий Веспасиан|Тит]] намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник<ref>вероятно, опирающийся на свидетельство [[Публий Корнелий Тацит|Тацита]]</ref> сообщает, что [[Тит Флавий Веспасиан|Тит]] требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, в середине лета 70 года Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, [[Девятое Ава|9-го Ава]] по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона<ref>Согласно Иосифу Флавию, Второй Храм сгорел 10-го ава.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая [[Менора]]) изображены на рельефах [[Триумфальная арка Тита|триумфальной арки Тита]] на римском Форуме.
| + | |
- | | + | |
- | === После разрушения Храма ===
| + | |
- | Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Город длительное время находился в руинах и запустении.
| + | |
- | | + | |
- | В 130 году император [[Адриан]] повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название '''Элия Капитолина'''<ref>в честь себя — Элия Адриана (Publius Aelius Hadrianus), и в честь Капитолийской триады (|Юпитера, Юноны и Минервы)</ref>. Город строят по образцу римского военного лагеря: квадрат, внутри которого пересекающиеся под прямым углом улицы. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое |Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась [[Святая Святых]], была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235 гг.) это вызвало «''свирепую и затяжную войну''». Вспыхнуло новое еврейское восстание против Рима (Восстание [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] или 2-я [[Иудейские войны|Иудейская война]], 132—136 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | Восставшие евреи овладели городом и, видимо, соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135 гг.), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издаёт декрет, по которому всем, кто подвергся [[обрезание|обрезанию]], доступ в город был запрещён.
| + | |
- | | + | |
- | После распада Римской империи начинается Византийский период. Иерусалим постепенно приобретает христианский облик. За полвека до Юлиана Константин Великий и его мать Елена возводят Храм Гроба Господня.
| + | |
- | | + | |
- | В 361 году, на престол римской империи взошёл Юлиан (361-363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре 361 года, воцарившись на троне в Константинополе, Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме<ref>см. [http://jhistory.nfurman.com/lessons8/08-59.htm курс лекций Иерусалим в веках]</ref>. Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на [[Храмовая гора|Храмовой горе]]. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Madaba Jerusalem Mosaic.jpg|right|thumb|300px|[[Мадабская карта]] Иерусалима (VI в.)]]
| + | |
- | === Средние века ===
| + | |
- | * 614 г. — Захват и разграбление города персидским царём Хосровом II Парвизом, в ходе которого христианское население города было вырезано персидской армией при поддержке иудейского населения Галилеи, восставшего против императора Ираклия<ref>Антиох Стратиг. [http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Stratig/text.htm Пленение Иерусалима]</ref><ref>http://sem40.ru/rest/tourism/towns/16858/</ref>. Хосрой отменяет запрет на доступ нехристиан в Иерусалим и отдаёт город в управление еврейской общине.
| + | |
- | * 625—628 гг. — Византийцы отвоёвывают территорию Палестины и Иерусалим у персов; евреи отказываются от поддержки Хосроя взамен на обещание об амнистии.
| + | |
- | * 629 г. — Опасаясь нового восстания со стороны евреев, Ираклий нарушает данное ранее обещание амнистии и устраивает в Иерусалиме массовую резню нежелающих креститься евреев. У коптских монахов до сих пор существует особый пост искупления греха нарушения Ираклием данного евреям обещания.
| + | |
- | * 638 г. — Патриарх Софроний I [[Осада Иерусалима (637)|сдаёт Иерусалим]] новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
| + | |
- | * 1099 г. — Участники [[Первый крестовый поход|Первого крестового похода]] под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили все мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства, первым королем стал Балдуин I Иерусалимский.
| + | |
- | * 1187 г. — После непродолжительной осады войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином) овладевают Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети.
| + | |
- | * 1189—1192 гг. — Христиане организуют [[Третий крестовый поход]] под предводительством английского короля Ричарда Львиное Сердце, но взять Иерусалим им не удаётся.
| + | |
- | * 1229 г. — Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть город христианам<ref>Он воспользовался противоречиями между мусульманскими государствами.</ref>.
| + | |
- | * 1244 г. — Захват Иерусалима хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом.
| + | |
- | * 1517 г. — Армия Османской империи после победы в Сирии над мамлюками без кровопролития захватывает территорию Палестины.
| + | |
- | | + | |
- | === Новое время ===
| + | |
- | [[Файл:Old Jerusalem map.jpg|thumb|Карта Древнего Иерусалима и карта Иерусалима в 1900 году]]
| + | |
- | * 1917—1947 гг. Иерусалим становится административным центром английской подмандатной территории Палестина (По решению Лиги Наций Великобритания получила [[Британский мандат в Палестине|мандат на управление Палестиной]]).
| + | |
- | * 1947—1948 гг. Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года «Будущее правительство Палестины» о [[План ООН по разделу Палестины|разделе Палестины на еврейское и арабское государства]] предусмотрела для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось. Представители [[Еврейское агентство|Еврейского агентства]] согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель [[Высший арабский комитет|Высшего арабского комитета]] отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана [[Арабо-израильская война 1947—1949 годов|полномасштабная война]], которая, в свою очередь, привела к разделу страны и самого Иерусалима. Западная часть города отошла к Израилю и фактически стала его столицей, восточная часть города отошла к [[Иордания|Иордании]].
| + | |
- | * 1967 г. В ходе [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] Израиль захватил западный берег реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
| + | |
- | * 1980 г. Израиль принял закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей [[Резолюция Совета Безопасности ООН 478|резолюцией № 478]] «самым решительным образом» осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права. Те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, должны были вывести такие миссии из Священного города.
| + | |
- | * [http://www.un.org/russian/peace/palestine/jerusalem/ Статус Иерусалима на сайте ООН]
| + | |
- | | + | |
- | == Муниципалитет ==
| + | |
- | | + | |
- | === Мэры Иерусалима ===
| + | |
- | {{main|Мэры Иерусалима}}
| + | |
- | [[Файл:KikarsafraS.jpg|thumb|left|Площадь Сафра, здание Городского совета Иерусалима]]
| + | |
- | Городской совет был создан в 1863 году во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в [[Восточный Иерусалим|восточной части]]. После объединения города в 1967 году под израильским суверенитетом в городе остался один муниципалитет, хотя в виде протеста арабы продолжили назначать номинального главу восточной части города, несмотря на то, что у него нет никаких функций и официального признания со стороны Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Городской совет состоит из 31 выборных членов, и его возглавляет мэр, чья каденция - пять лет. Глава муниципалитета имеет право назначить себе шесть заместителей. Все члены городского совета, кроме мэра и его заместителей, работают на волонтерских началах и не получают зарплату. Большинство заседаний совета проходит за закрытыми дверями, но раз в месяц проводится открытое заседание, на которое может попасть любой желающий<ref name="corridors">{{Cite news|url=http://www.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1173879092720&pagename=JPost%2FJPArticle%2FShowFull |publisher=The Jerusalem Post |accessdate=2007-03-28 |date=2007-03-15 |title=Corridors of Power: A tale of two councils |last=Cidor |first=Peggy}}{{Dead link|date=September 2010}}</ref>. Внутри совета традиционно сильные позиции занимают религиозные политические партии - их представляет наибольшее количество депутатов<ref>{{Cite news|title=Jerusalem Becomes A Battleground Over Gay Rights Vs. Religious Beliefs |url=http://www.coxwashington.com/hp/content/reporters/stories/2006/11/11/BC_ISRAEL_GAYS10_COX.html |archiveurl=http://web.archive.org/web/20071223111106/http://www.coxwashington.com/hp/content/reporters/stories/2006/11/11/BC_ISRAEL_GAYS10_COX.html |archivedate=2007-12-23 |last=Coker |first=Margaret |accessdate=2007-03-28 |date=2006-11-11 |publisher=Cox Newspapers}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Здание иерусалимского муниципалитета находится на площади Сафра (Кикар Сфара) на улице Яффо. Муниципальный комплекс состоит из двух современных зданий и десяти отреставрированных зданий, он был открыт в 1993 году<ref>{{Cite web|url=http://www.jerusalem.muni.il/jer_sys/picture/atarim/site_form_atar_eng.asp?site_id=147&pic_cat=2&icon_cat=6&york_cat=7 |publisher=The Municipality of Jerusalem |accessdate=2007-04-24 |title=Safra Square – City Hall}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В выборах на пост мэра Иерусалима, которые состоялись в ноябре 2008 года, победил [[Баркат, Нир|Нир Баркат]]. Дольше всего в качестве мэра проработал [[Тедди Коллек]], возглавляя городской совет Иерусалима на протяжении 28 лет - в течение шести каденций.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Jerusalem Jaffo St.jpg|thumb|Улица Яффо в центре Иерусалима. Июнь 2006]]
| + | |
- | | + | |
- | == Население ==
| + | |
- | В последние три тысячи лет еврейское присутствие на территории Иерусалима не прерывалось. А в течение последних ста лет перед основанием [[Израиль|Государства Израиль]] [[евреи]] составляли большинство населения Иерусалима:
| + | |
- | * Согласно данным за период [[Британский мандат в Палестине|Британского мандата]], распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % иудеи, 20 % — мусульмане, 20 % — христиане.
| + | |
- | * В 1961 году население города состояло из 72 % иудеев, 22 % мусульман и 5 % христиан.
| + | |
- | * На 2006 год в Иерусалиме проживают 729,900 жителей, из которых 65 % иудеи, 32 % — мусульмане, 2 % — христиане.
| + | |
- | ** 35 % населения города — дети в возрасте до 15 лет.
| + | |
- | ** В 2005 г. зафиксировано 18 тысяч новорожденных.
| + | |
- | ** Рост населения составляет 1,1 % в год.
| + | |
- | | + | |
- | {| class="standard"
| + | |
- | |+'''Население Иерусалима в разные периоды:'''
| + | |
- | ! год
| + | |
- | ! иудеи
| + | |
- | ! мусульмане
| + | |
- | ! христиане
| + | |
- | ! всего
| + | |
- | ! источник
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1471|| 250 семей|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | Salo Baron<ref name="Salo Baron">Salo Baron, A Social and Religious History of the Jews, Columbia University Press, 1983</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1488|| 76 семей|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | Salo Baron<ref name="Salo Baron" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1489|| 200 семей|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | Avraham Yaari<ref>Avraham Yaari, Igrot Eretz Yisrael, p. 98.(Tel Aviv, 1943)</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1525|| 199 семей|| 616 семей|| 119 семей|| ?
| + | |
- | | Salo Baron<ref name="Salo Baron" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1525|| 1000|| 3700||-||-
| + | |
- | |?
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1538|| 1150|| 6750||-||-
| + | |
- | |?
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1539|| 1630 <small>взрослых мужчин</small>|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)<ref name="jewishhistory">[http://www.jewishhistory.com/jh.php?id=Timeline&content=Timeline# «A Historical Survey of the Jewish Population in Palestine Presented to the United Nations in 1947 by Vaad Leumi on Behalf of the Creation of a Jewish State.»]</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1553|| 1958 <small>взрослых мужчин</small>|| 11,750|| 358 <small>взрослых мужчин</small>|| ?
| + | |
- | | Bruce Masters<ref>Bruce Masters, Christians And Jews In The Ottoman Arab World Cambridge University Press, 2004</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1556|| 2350 <small>взрослых мужчин</small>|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)<ref name="jewishhistory" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1562|| 1200||11 450||-||-
| + | |
- | |?
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1563|| 1720 <small>взрослых мужчин</small>|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)<ref name="jewishhistory" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1568|| 1160 <small>взрослых мужчин</small>|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | османская перепись населения<ref name="jewishhistory" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1640|| 4000|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | Roger — французский путешественник<ref name="jewishhistory" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1723|| 2000|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники<ref name="jewishhistory" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1838|| ?|| ?|| ?|| 11 000
| + | |
- | |Энциклопедия Британника<ref name="Britannica9">{{книга |автор = |часть = Jerusalem |заглавие = Encyclopaedia Britannica |ссылка =http://www.1902encyclopedia.com/J/JER/jerusalem.html |издание= 9th ed. |место= Edinburgh |издательство= Adam and Charles Black |год= 1881 |том= XIII |pages= 643-644 |allpages= |isbn= |тираж = }}</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1844'''|| 7120|| 5000|| 3390|| 15 510
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem">{{ЭЕЭ|15478#07|Иерусалим}}</ref><br />
| + | |
- | Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel">Manashe Harrel, «The Jewish Presence in Jerusalem through the Ages» in Sinai and Oestericcher, eds., Jerusalem, John Day, 1974. (Цифры из этого источника используются также в Mitchell Geoffrey Bard, The Complete Idiot’s Guide to Middle East Conflict, Alpha, 2002.)</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1850|| 13 800|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | перепись Англо-Еврейского общества
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1869|| 3200 семей|| ?|| ?|| ?
| + | |
- | | H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869<ref>I. Harold Scharfman, The First Rabbi, Pangloss Press, 1988, page 524 which reports the figure as 3,100.</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1872|| 10,600<ref>Ашкеназы — 6000, сефарды — 4600</ref>|| 5000|| 5300|| 20 900
| + | |
- | |[[Энциклопедия Британника]]<ref name="Britannica9" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1876'''|| 12 000|| 7560|| 5470|| 25 030
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1896'''|| 28 112<br />28 110|| 8560<br />8560|| 8748 <br />8750|| 45 420 <br />45 420
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1905'''||40 000|| 7000|| 13 000|| 60 000
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1913'''||48 400|| 10 050|| 16 750|| 75 200
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1922'''|| 33 971||13 413||14 699|| 62 578
| + | |
- | |данные переписи населения<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1931'''|| 51 222 <br />51 200||19 894 <br />19 900||19 335 <br />19 300|| 90 503 <br />90 053
| + | |
- | |данные переписи населения<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1944|| 97 000||30 600||29 400||157 000
| + | |
- | |?
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1948'''||100 000||40 000||25 000||165 000
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1967'''||196 500 <br />195 700||58 300 <br />54 963||13 000 <br />12 646||267 800 <br />263 307
| + | |
- | |данные частичной переписи населения<ref name="KE_Jerusalem" /><br />Manashe Harrel<ref name="Manashe Harrel" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1971'''||222 200||68 000||11 000||301 300
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''1980'''||292 300 <br />292 300||103 890||11,000||407 190 <br />407 100
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" /> <br />данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1985|| 327 700|| ?|| ?|| 457 700
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1987|| 340 000|| 121 000|| 14 000|| 475 000
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1990|| 378 200|| 131 800|| 14 400|| 524 400
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1995|| 417 100 <br />482 000|| 182 700 <br />164 300|| 14 100 <br />16 300|| 617 000 <br />662 600
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета<br />?
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 1996|| 421 200|| ?|| ?|| 602 100
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 2000|| 448 800||208 700|| ?|| 657 500
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''2003'''||470 000||190 000||10 000||670 000
| + | |
- | |[[Краткая еврейская энциклопедия]]<ref name="KE_Jerusalem" />
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 2004|| 464 500 <br />458 000|| ? <br />225,000|| ? <br />15 000|| 693 200 <br />706 000
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета <br />?
| + | |
- | |-
| + | |
- | | 2005|| 469 300|| ?|| ?|| 706 400
| + | |
- | | данные иерусалимского муниципалитета
| + | |
- | |-
| + | |
- | |2006||474 435||233 568||14 598||729 900
| + | |
- | |?
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Восточный Иерусалим ==
| + | |
- | [[Файл:Arabic buildings, Mount of Olives, Jerusalem.jpg|thumb|right|300px|Панорама арабского района от резиденции ООН в Иерусалиме]]
| + | |
- | {{main|Восточный Иерусалим}}
| + | |
- | | + | |
- | В соответствии с планом ООН по разделу [[Палестина|Палестины]] (от 1947 года), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 году Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР<ref>[http://nick-software.ho.ua/download/Israel,Palestine,Jordan1982.JPG Фрагмент карты юго-западной Азии и северо-восточной Африки из Атласа Мира (СССР, 1982)]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | После установления контроля в ходе [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] в 1967 году над Восточным Иерусалимом и Старым городом [[Израиль]] распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима<ref>[http://www.knesset.gov.il/laws/special/heb/yesod10.htm חוקי יסוד</ref>. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.
| + | |
- | | + | |
- | В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей [[Резолюция Совета Безопасности ООН 478|резолюции 478]], однако, не признал это действие законным.
| + | |
- | Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в [[Палестинский Законодательный Совет]] — парламент [[Палестинская автономия|Палестинской автономии]].
| + | |
- | | + | |
- | == Старый город ==
| + | |
- | [[Файл:ARI-Jerusalaim.jpg|right|thumbnail|150px|Иерусалим, Старый город, [[Дом АРИ|дом-музей]] в здании, в котором родился [[Лурия, Ицхак|Ари]]]]
| + | |
- | {{main|Старый город (Иерусалим)}}
| + | |
- | Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся многие исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.
| + | |
- | | + | |
- | Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.
| + | |
- | * [http://kabbalah.clan.su/jerusalem_map.jpg карта Старого Города]
| + | |
- | | + | |
- | === Храмовая гора ===
| + | |
- | {{main|Храмовая гора}}
| + | |
- | | + | |
- | === Стена плача ===
| + | |
- | {{main|Стена плача}}
| + | |
- | | + | |
- | == Транспорт ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1892 году в Иерусалим была проведена [[Железная дорога Яффа — Иерусалим|железнодорожная линия]], связавшая его с [[Яффа|Яффой]]. Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и [[Бейт-Шемеш]]ем был открыт вновь. В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с [[Тель-Авив]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | * [[День Иерусалима]]
| + | |
- | * [[Иерусалимский синдром]]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]]. [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/index.html Иудейская война"] / перевод Я. Л. Чертка 1900 г., с введением и примечанием переводчика.
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]]. [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/index.html Иудейские древности].
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commons|Jerusalem}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11708|Иерусалим}}
| + | |
- | | + | |
- | Официальные
| + | |
- | * [http://www.jerusalem.muni.il/ Муниципалитет Иерусалима]
| + | |
- | * [http://www.antiquities.org.il/ Управление древностей Израиля]
| + | |
- | | + | |
- | Информационные
| + | |
- | * [http://www.jerusaleminfo.ru Иерусалимский информационный портал]
| + | |
- | * [http://cih.ru/iz/index.html Израильская античность]
| + | |
- | * [http://www.stolitsa.co.il Портал столица наш любимый город]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tv/open/ Иерусалим он-лайн]
| + | |
- | * [http://gazeta.rjews.net/news.html Хроники Иерусалима]
| + | |
- | * [http://www.jerusalemshots.com/ru Архив фотографий Иерусалима]
| + | |
- | Очерки
| + | |
- | * [http://www.jew.spb.ru/ami/A379/A379-041.html Суббота в Иерусалиме] [[Михаэль Дорфман]]
| + | |
- | * [http://www.il4u.org.il/Keren/VisitIsrael/IntroducingIsrael/Jerusalem/ Статьи об Иерусалиме]
| + | |
- | Проекты
| + | |
- | * [http://www.tencommandments.co.il/ Проект монумента в Иерусалиме]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Иерусалимский округ}}
| + | |
- | {{Крупные города Израиля}}
| + | |
- | {{Сионизм}}
| + | |
- | {{Крепости, замки и укреплённые города крестоносцев на Ближнем Востоке}}
| + | |
- | {{Святые места в иудаизме}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иерусалим]]
| + | |
- | [[Категория:Города Ханаана]]
| + | |
- | [[Категория:Города Древнего Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Города Иудеи]]
| + | |
- | [[Категория:Города Палестины]]
| + | |
- | [[Категория:Города Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские места]]
| + | |
- | [[Категория:Священные города иудаизма]]
| + | |