Анархизм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kmysh (Обсуждение | вклад)
(Анархо-сионисты)
(Перенаправление на ej:Анархизм (еврейский аспект))
 
(33 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Анархизм (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ= 1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=Моше Гончарок
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=16/02/2011
+
-
}}
+
-
'''В статье описывается влияние анархизма на еврейство, подход анархистских идеологов к еврейскому вопросу, зарождение и развитие еврейской ветви анархистского движения, отношение анархизма к сионизму и Государству Израиль.'''
+
-
 
+
-
== Еврейский анархизм  ==
+
-
 
+
-
Международное еврейское анархистское движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки в среде иммигрантов — выходцев из Российской империи. Еврейские анархисты использовали [[идиш]], который был в то время языком широких еврейских масс Европы и Америки и оставался таковым в значительной части Восточной Европы вплоть до [[Холокост|Катастрофы]], — сначала в основном в целях пропаганды идей анархизма. С 1940-х гг. еврейское анархистское движение фактически стало представлять собой специфическое ответвление идишизма, хотя стремление еврейских анархистов развивать культуру на языке идиш начало проявляться значительно раньше, еще в 1890-х гг.
+
-
 
+
-
=== Участники и организации ===
+
-
Среди участников еврейского анархизма были сторонники всех основных течений международного анархизма — анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-индивидуалисты. Наибольшее влияние на еврейский анархизм оказывали идеи [[Кропоткин, Пётр Алексеевич|П. Кропоткина]] и [[Рокер, Рудольф|Р. Рокера]] (анархист-нееврей, активно поддерживавший идишистов, изучивший [[идиш]] и писавший на нем), значительно меньшее — М. Бакунина и П. Ж. Прудона. После Второй мировой войны идеологические различия между разными группами еврейского анархизма стали постепенно стираться.
+
-
 
+
-
Абсолютное  большинство еврейских анархистов были противниками тактики индивидуального  террора и сторонниками культурного просвещения масс (исключение составляли несколько еврейских анархистских групп на территории Российской империи).
+
-
 
+
-
Первыми организациями  еврейского анархизма были ''Пионире  дер фрайхайт'' («Пионеры свободы», основана в 1886 г., действовала в Нью-Йорке и Филадельфии) и ''Ритер дер фрайхайт'' («Рыцари свободы», основана в 1889 г., действовала в Филадельфии).
+
-
 
+
-
=== Анархистская журналистика на идиш ===
+
-
 
+
-
История еврейского анархизма неразрывно связана с  историей журналистики на [[идиш]]. В период с 1889 по 1991 гг. в мире издавалось более 30 анархистских газет и журналов на языке [[идиш]]. [[Файл:Zsherminal.jpg|200px|thumb|right|''<center>«Жерминаль»</center>'']]
+
-
[[Файл:Fras.jpg|200px|thumb|right|''<center>«Фрайе арбетер штиме»</center>'']]
+
-
Первой еврейской газетой, в редакцию которой вошли анархисты, был ежемесячник ''«Арбетер фрайнд»'' (Лондон, 1885, чисто анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г., тираж — четыре тысячи экземпляров, главный редактор — [[Рокер, Рудольф|Р. Рокер]]), являвшийся органом основанной в 1902 г. Федерации говорящих на [[идиш]] анархистов Великобритании и Франции. При редакции ''«Арбетер фрайнд»'' существовало издательство, публиковавшее в 1904–14 гг. еврейскую литературу, анархистскую классику и произведения американских, европейских и русских писателей в переводе на [[идиш]] (общий тираж — 80 тыс. экземпляров). В Англии на [[идиш]] издавался также теоретический журнал международного еврейского анархизма — ''«Жерминаль»'' (1900–1909, редактор — [[Рокер, Рудольф|Р. Рокер]]).
+
-
 
+
-
Первой чисто  анархистской еврейской газетой  был еженедельник ''«Вархайт»'' (1889, Н.-Й., орган ''Пионире дер фрайхайт''). В 1889–1977 гг. в США выходило до 20 еврейских анархистских газет и журналов, некоторые из них внесли заметный вклад в развитие языка и культуры [[идиш]]. Среди них — издававшиеся в Нью-Йорке газета ''«Абенд-цайтунг»'' (1906), журналы ''«Ди фрайе гезелшафт»'' (1895–1900, 1910–11), ''«Ди фрайхайт»'' (1913–14), ''«Дер штурм»'' (1917–18). Главным органом международного еврейского анархизма являлся еженедельник (впоследствии ежемесячник) ''«Фрайе арбетер штиме»'' (1890–1977, Н.-Й.; в начале 20 в. тираж достигал 12–14 тыс. экземпляров), ставший органом еврейской анархистской федерации США, существовавшей в 1910–66 гг.
+
-
 
+
-
''«Фрайе арбетер штиме»'' был очень популярен в кругах интеллигенции. В 1920 г. в США насчитывалось около двухсот еврейских анархистских организаций, групп и кружков, некоторые из них выпускали книги, брошюры, сборники статей об анархизме и еврейской литературе. Самым известным еврейским анархистским издательством в США было ''«Кропоткин литератур-гезелшафт»'' (1913–75, Лос-Анджелес). В 1936–57 гг. в США функционировало общество ''Идиш-этишер гезелшафт'', издававшее журнал ''«Идише шрифтн»''. Основатель общества — [[Гордин, Аба|А. Гордин]] (1887–1964), эмигрант из России, бывший лидер российского движения пананархизма, участник революций 1917 г., в 1925–58 гг. живший в Нью-Йорке, был автором около 40 книг на [[идиш]], [[иврит|иврите]] , английском и русском языках. [[Гордин, Аба|А. Гордин]] обращался в своих трудах к писаниям библейских пророков и стремился синтезировать классический анархизм и [[иудаизм]]. В 1948–51 гг. был также редактором журнала на английском языке ''«Проблемс»''. Еврейские анархисты активно участвовали в деятельности международной идишистской рабочей организации ''Арбетер ринг'' (США, Канада, Великобритания) с момента ее создания в 1900 г. Анархистские секции при этой организации существовали до второй половины 1960-х гг.
+
-
+
-
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908–29 гг. выходили семь анархистских газет на [[идиш]], действовала библиотека имени [[Эдельштадт, Давид|Д. Эдельштадта]], популярная среди еврейских рабочих. В 1936–75 гг. издавался ежемесячник ''«Дос фрайе ворт»'' (последний редактор — [[Городисский, Йона|И. Городисский]], 1895–1977), при котором в 1930–60-х гг. существовало ''Идише рационалистише гезелшафт'' (Еврейское рационалистическое общество), публиковавшее анархистскую литературу и мемуары на [[идиш]]. Это общество было активным членом аргентинского отделения Всемирного конгресса еврейской культуры (центр — в Нью-Йорке) и Идиш-лиги (Нью-Йорк).
+
-
 
+
-
Во Франции  самой известной группой еврейского анархизма было общество ''Дер фрайер геданк'', связанное с одноименным ежемесячным журналом на [[идиш]] (1949–65, Париж), редактор которого [[Штетнер, Давид|Д. Штетнер]] (Стеттнер, 1920-2002) активно сотрудничал с французским отделением [[Бунд|Бунда]] в популяризации светской культуры на [[идиш]].
+
-
 
+
-
=== Активисты еврейского анархизма ===
+
-
 
+
-
Многие активисты еврейского анархизма были интеллектуалами, известными в литературных, научных и журналистских кругах, авторами работ по истории, социологии и философии, писателями и поэтами, среди них — [[Беркман, Александр|А. Беркман]] (1870–1936), [[Голдман, Эмма|Эмма Голдман]] (1869-1940), [[Эдельштадт, Давид|Д. Эдельштат]] (1886-1892), [[Бовшовер, Йосеф|И. Бовшовер]] (1873–1915), [[Розенфельд, Морис|М. Розенфельд]] (Моше Я‘аков Алтер, 1862–1923), [[Яновский, Шаул|Ш. И. Яновский]] (1864–1939), [[Золотарёв, Гилель|Х. Золотарев]] (1865–1921), [[Мэрисон, Яаков-Авраам|Я. А. Мэрисон]] (1866–1941), [[Левис, Роман|Р. Луис]] (186?—1918), [[Леонтьев, М.|М. Леонтьев]] (Леон Моисеев, 1872–19?), [[Каhан, Йосеф|Й. Каhан]] (1878–1953), [[Кац, Моше|М. Кац]] (1864–1941), [[Яффа, Йосеф|И. Яффа]] (1853 – около 1915), [[Фрумкин, Авраам|А. Фрумкин]] (1873–1946), [[Франк, Герман|Г. Франк]] (1892–195?), [[Млотек, Лейб (Л. Финкельштейн)|Л. Млотек]] (Финкельштейн, около 1874 г. – 19?), [[Кон, Михаэль|И. Кон]] (1867–19?), [[Копелов, Исраэль|И. И. Копелев]] (Копелоф, 1858–1933), [[Майер, Моше|Моше (Моррис) Майер]] (1879–19?), [[Ривкин Б. (Барух-Авраhам Вайнриб)|Б. Ривкин]] (Барух-Аврахам Вайнриб, 1883–19?), [[Шварцбурд, Самуил Исаакович|Ш. Шварцбард]] (1886-1938), [[Мрачный, Марк|М. Мрачный]] (Кливанский, 1892–1975), [[Альми, Элияху|Э. Альми]] (Элияху-Хаим Шепс, 1892–1963), [[Торн, Арн|Аhарон (Арн) Торн]] (1904–85). Большинство идеологов еврейского анархизма проживало в Нью-Йорке, почти все они были выходцами из России.
+
-
 
+
-
Активисты еврейского анархизма участвовали также в деятельности нееврейских анархистских организаций и движений ([[Беркман, Александр|А. Беркман]], много лет являвшийся секретарем международного анархистского Красного Креста; [[Голдман, Эмма|Э. Голдман]], А. Шапиро, 18??–1946, и другие).
+
-
 
+
-
=== Анархо-сионисты ===
+
-
С начала 1900-х  гг. в движении еврейского анархизма  стало постепенно увеличиваться  число сторонников [[сионизм|сионизма]], так называемых анархо-сионистов, идеологом которых был [[Золотарёв, Гилель|Г. Золотарев]] (см. выше). Организационно движение не было оформлено, многие его участники публиковали статьи на страницах журналов ''«Фрайе арбетер штиме»'', ''«Арбетер фрайнд»''. Единой идеологии у анархо-сионистов не было. Утверждая, что только в [[Эрец-Исраэль]] евреи смогут принять участие в строительстве свободного общества, [[Золотарёв, Гилель|Г. Золотарев]] полагал, что в Палестине будет создан союз самоуправляющихся еврейских общин, причем был уверен, что осуществление этой идеи не вызовет протеста со стороны арабов. Почти все анархисты, жившие в [[Эрец-Исраэль]], были [[Сионизм|сионистами]]. Некоторые активисты еврейского анархизма в разное время участвовали в деятельности движений [[Ховевей Цион]] и [[Поалей Цион]] или идеологически были близки к ним ([[Розенфельд, Морис|М. Розенфельд]], [[Мэрисон, Яаков-Авраам|Я. А. Мэрисон]], [[Леонтьев, М.|М. Леонтьев]], [[Кац, Моше|М. Кац]], [[Ривкин, Б. (Барух-Авраhам Вайнриб|Б. Ривкин]]). Первым, кто вынес тему сионизма на обсуждение анархистских нееврейских кругов, был [[Ярблюм, Марк|М. Ярблюм]] (1887–1972), вступивший в открытую дискуссию с [[Кропоткин, Пётр Алексеевич|Кропоткиным]] на страницах русского анархистского эмигрантского журнала ''«Хлеб и воля»'' (1907).
+
-
 
+
-
В целом еврейский  анархизм благожелательно отнесся  к созданию [[государство Израиль|Государства Израиль]]. Неприятие рядом ассимиляторски настроенных активистов движения идей еврейского национализма постепенно сменилось симпатией к еврейскому национальному очагу. С глубоким сочувствием к Израилю относилась также еврейская анархистская федерация США. Газета федерации ''«Фрайе арбетер штиме»'' сравнила нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. с ''«гитлеровской попыткой окончательного решения еврейского вопроса»''. Многие деятели еврейского анархизма посещали [[Государство Израиль|Израиль]].
+
-
 
+
-
=== Еврейский анархизм в Российской империи ===
+
-
Первой еврейской  анархистской группой в России была Южная группа анархистов-коммунистов, основанная в 1900 г. в Кишинёве (руководитель — М. Ханжи). Весной 1903 г. в Белостоке возникла еврейская анархистская группа «Борьба» (руководитель — Г. Брумер). Среди белостокских евреев-анархистов были Н. Фарбер (Н. Черный, 1886–1904), М. Шпиндлер (Гроднер), А. Елин (Гелинкер). Анархистские группы, почти полностью состоявшие из евреев, появились в 1904 г. в Житомире, Екатеринославе (руководитель — Ф. Штейнберг), Одессе (руководители — М. Мец, Й. Бронштейн, Бронислава Шершевская-Вейсбром). Быстро распространялся анархизм среди еврейских рабочих Польши (например, варшавская группа «Интернационал»), Литвы и Украины. Однако с еврейским анархизмом на Западе эти группы не успели установить почти никаких контактов. В целом в начале 20 в. процент евреев-анархистов был очень высок. По подсчетам некоторых историков, в 1900–1916 гг. евреи составляли около 36% участников анархистского движения, то есть находились на втором месте после русских (около 38%).
+
-
 
+
-
=== Анархисты в первой русской революции ===
+
-
Анархисты играли активную роль в первой русской революции (1905–1907). Так, в 1905–1906 гг. екатеринославские рабочие-анархисты совершили много террористических актов, целью которых были убийства представителей администрации заводов, жандармских офицеров, тюремных надзирателей, казаков. Многие акты террора были направлены против людей, совершенно невиновных даже с точки зрения революционеров (так называемый безмотивный террор). Например, 3 мая 1906 г. под Екатеринославом террористы бросили бомбы в вагон первого класса курьерского поезда, так как «в нем ездят не рабочие, а одна буржуазия». В декабре 1905 г. в результате взрыва бомб в кофейне Либмана в Одессе погибло несколько человек. Члены анархистских групп осуществляли многочисленные экспроприации, жертвами которых нередко становились мелкие лавочники, владельцы маленьких магазинов, аптекари (разница между экспроприацией и грабежом часто стиралась).
+
-
 
+
-
== Участие евреев в нееврейских анархистских движениях ==
+
-
 
+
-
Процент евреев в нееврейских анархистских движениях в конце 19 в. – первой четверти 20 в. был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики российского анархизма: И. Блейхман (Солнцев, 1874–1921) — лидер Петроградской федерации анархо-коммунистов, Д. Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский) — руководитель Южнорусской группы анархо-синдикалистов, И. Гроссман (Рощин), А. Ге (Голберг; 1879–1919), П. Гейцман — идеологи анархо-коммунизма, [[Таратута, Ольга Ильинична|Ольга Таратута]] (Элька Голда Рувинская, 1876–1938?), А. Канторович, Д. Коган, С. Флешин (1894–1981), И. Гутман — руководители конфедерации анархистских организаций Украины «Набат», поддерживавшей тесные связи с украинской повстанческой армией [[Махно, Нестор Иванович|Н. Махно]]. Культурно-просветительский отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации «Набат» был В. Эйхенбаум (Волин, старший брат известного советского литературоведа [[Эйхенбаум, Борис Михайлович|Б. Эйхенбаума]]). В разведке махновской армии также были евреи — А. Шнайдер, М. Чередняк (1883–?), Л. Задов (Лейб Зиньковский, 1893–1938), его брат Д. Задов, Я. Глагзон, Х. Цинципер.
+
-
 
+
-
В деятельности русских эмигрантских анархистских организаций в 1920–50-е гг. также  участвовало много евреев, среди  них — Н. Лазаревич (1895–1975), Ида  Метт (Гильман, 1901–73), Молли Штайнер (1897–1980), М. Корн (Мария Исидоровна Гольдшмит, 1858–1936).
+
-
 
+
-
В нееврейских  анархистских организациях в Западной Европе и США евреи часто играли роль идеологов «либертарного социализма», близкого к анархизму: в Германии — Г. Ландауэр (1870–1919), Э. Мюзам, отчасти Ф. Оппенхеймер (1864–1943), Г. Штайн, Э. Толлер; во Франции — Б. Лазар (Мариус); в США — П. Гудман (1911–72), философ, последователь Кропоткина, С. Соломон — один из ветеранов американского анархистского движения.
+
-
 
+
-
== Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу  и Государству  Израиль  ==
+
-
 
+
-
Известные теоретики П. Ж. Прудон и М. Бакунин выражали в своих произведениях юдофобские взгляды, приравнивая иудаизм к капитализму. Прудон писал: «Евреи и вновь евреи! В дни республики, как во время правления Луи-Филиппа... мы отдаем в руки евреев право казнить и миловать... Еврей не крестьянин, не рабочий и не настоящий торговец. Он лишь посредник и всегда мошенник... Евреи всегда остаются евреями, паразитической расой... одной рукой они создают королей, грабят богатство народов и правят нациями посредством банков и бирж, другой грабят королей и императоров». М. Бакунин высказывал схожие идеи: «Весь еврейский мир, который является одной бандой эксплуататоров, пиявок и паразитов, который лишь обжирается за чужой счет, не считаясь с государственными границами и политическими мнениями, находясь сегодня с одной стороны в распоряжении Маркса, а с другой стороны в распоряжении Ротшильда. Можно спросить, что общего имеет коммунизм с крупным банком. Так вот, коммунизм Маркса ставит целью создать огромную политическую концентрацию, где бы ни была такая концентрация, там в наше время обязательно должен быть центральный государственный банк, а где бы ни находился такой банк, найдут себе средства к существованию евреи, паразитическая нация, которая живет трудом народа».
+
-
 
+
-
Начиная с 1880-х  гг., в связи с развитием еврейского рабочего движения, нееврейские анархисты  несколько изменили свою позицию. Идеологи анархизма — неевреи П. Кропоткин, Э. Реклю, С. Фор, Луиза Мишель — были интернационалистами и боролись с [[антисемитизм|антисемитизмом]]. Во время [[Дело Дрейфуса|дела Дрейфуса]] французские анархисты находились в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста анархистов вызвал Кишиневский погром. Кропоткин называл антисемитов «сволочью». Часть русских (Л. Черный), французских и американских анархистов-космополитов была против поддержки национально-освободительных движений и даже национальных культур, так как это означало бы поддержку «национализма». М. Неттлау утверждал, что «политический национализм является могилой национальной культуры». П. Кропоткин, напротив, был сторонником развития национальных культур, в частности, еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке национально-освободительных движений (например, писал, что «чураться национальных движений нам не приходится... Где бы люди ни восставали против гнета... тем более национального — мы должны быть с ними»). Кропоткин положительно оценивал культурную программу [[Бунд|Бунда]]. При этом он был противником сионизма, так как не верил в возможность построения еврейского национального очага в неблагоприятных географических условиях Палестины. Некоторые анархисты-неевреи активно поддерживали идишистов (см. выше), Вольтарина де Клер изучала идиш и писала на нем.
+
-
 
+
-
После [[Холокост|Катастрофы]] европейского еврейства антисионизм нееврейских анархистов в основном сошел на нет, возросли симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально отличается от антисионистской и часто антисемитской позиции новых левых. Другом Израиля был немецкий анархист Августин Зухи (1898-1984), неоднократно посещавший еврейское государство в 1962 - 1979 гг., опубликовавший серию просионистских статей в еврейской анархистской прессе и выступавший с произраильскими речами на международных анархистских конгрессах. В 1980-х гг. немецкий анархистский журнал «Фрайе гезелшафт» печатал статьи, выражавшие симпатии к Израилю. Европейских анархистов интересовал опыт [[Кибуц|киббуцов]], в 1950–80-х гг. они публиковали статьи на эту тему в журналах «СНТ» (Испания) и «Фридом» (Англия). Идеологии сионизма и философским концепциям иудаизма отведено значительное место в Энциклопедии анархизма, выходящей с 1994 г. в Германии. Со второй половины 1990-х гг. отмечается рост интереса к языку идиш в среде нееврейских анархистов. Анархистский архивный библиотечный центр (Кембридж, Массачусетс) и Библиотека Кэт Шарплей (Лондон) совместно издали справочник «Идиш-анархистская библиография» (1998). Эти организации находятся в постоянном контакте с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейские анархистские издательства в 1998 г. выпустили книги об участии идишистов в международном анархистском движении (Ж. М. Изрин «Анархисты — сторонники идиш», Тулуза, 1998; Ф. Биоджини «Еврейское анархистское движение», Пиза, 1998). Итальянские анархисты из организации «Чентро студи либертари» (Милан) провели международную конференцию на тему «Анархизм и иудаизм» (Венеция, 2000).
+
-
 
+
-
== Анархизм в Израиле  ==
+
-
[[Файл:Problemen.jpg|200px|thumb|right|"Проблемен"]]
+
-
[[Файл:Fshtimme.JPG|200px|thumb|right|"Фрайе штиме"]]
+
-
Анархистская идеология проникла в [[Эрец-Исраэль]] в период второй [[Алия (репатриация в Израиль)|алии]]. Среди теоретиков, так или иначе связанных с анархизмом и повлиявших на формирование идеологических взглядов [[ишув]]а того периода, были Б. Лазар, Г. Ландауэр, Ф. Оппенхеймер, П. Кропоткин. Теории анархо-синдикализма наложили определенный отпечаток на идеологию [[Поалей Цион]], Цеирей Цион, Хе-халуц, Гдуд ха-авода, [[киббуц]]ного движения и на мировоззрение таких деятелей, как И. Табенкин, Б. Кацнельсон, Й. Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы в группы и жили в основном в [[киббуц]]ах. Почти никто из них не имел контактов с еврейским анархистским движением в Западной Европе и Америке. В ходе гражданской войны в Испании многие анархисты из [[Эрец-Исраэль]] воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев в [[Эрец-Исраэль]] поселился испанский анархист Йосеф Ротем (настоящее имя – Хосе Рибас), ставший [[киббуц]]ником. Анархистское влияние было заметным в [[киббуц]]ах Тель-Йосеф, Эйн-Харод, Афиким. Среди анархистов-киббуцников в 1930–40-х гг. выделялись И. Тавор, Н. Хофши, И. Рубин, а также один из основателей квуцы Киннерет А. Шидловский (1892–1979). В 1933 г. в Хайфе поселился [[Залкинд, Яаков-Меир|Я. М. Залкинд]] (1875–1938), один из религиозных активистов анархо-идишизма.
+
-
 
+
-
После окончания  Второй мировой войны в страну прибыло некоторое число анархистов — беженцев из стран Восточной Европы (в основном из Польши). В начале 1950-х гг. в [[Тель-Авив]]е действовала группа Э. Гиршауге (1911-1954). В 1958 г. в Израиль из США переехал [[Гордин, Аба|А. Гордин]], который наладил связи с западноевропейским и американским еврейским анархистским движением. Анархизм в Израиле приобрел ярко выраженные идишистские черты. В 1959–60 гг. [[Гордин, Аба|А. Гордин]] основал в [[Тель-Авив]]е всеизраильский клуб анархистов-идишистов — ''Агуддат шохрей хофеш'' (существовал до середины 1980-х гг.), издававший ежемесячный литературно-философский журнал ''«Проблемот-Проблемен»'' на двух языках — [[иврит]]е и [[идиш]]. После смерти [[Гордин, Аба|Гордина]] (1964) редакцию возглавлял Ш. Абарбанель, а с 1971 г. и до закрытия журнала в 1989 г. — [[Люден, Йосеф|И. Люден]] (1908–2002), писатель, поэт и журналист-идишист, участник международных анархистских конгрессов. С 1971 г. журнал стал называться ''«Проблемен»'' и выходил только на [[идиш]]. При редакции журнала существовало издательство, в 1960–90-х гг. выпустившее около 15 книг на [[идиш]] (поэзия, проза, анархистская публицистика). Несколько книг издательства были переведены на иврит, две монографии ([[Гончарок, Моше|М. Гончарок]] ''«Очерки по истории еврейского анархистского движения»'', Иер., 1998, М. Гончарок ''«Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)»'', Иер., 2002) изданы на русском языке. Участники этой анархистской группы позиционировали себя как сионисты. После закрытия ''«Проблемен»'' [[Йосеф Люден|И. Люден]] предпринял попытку возродить анархистскую прессу в Израиле: в 1991 г. вышел один номер журнала ''«Фрайе штиме»'' — последнее в мире анархистское издание на идиш.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Anarchism_in_Israel Anarchism in Israel]
+
-
* [http://wiki.infoshop.org/Anarchism_in_Israel Anarchism in Israel]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_anarchism  Jewish anarchism]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Anarchism_and_Orthodox_Judaism Anarchism and Orthodox Judaism]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
 
+
-
* Avrich Paul. An American Anarchist: The Life of Voltarine de Cleyre. Princeton: Princeton Univ. Press, 1978.
+
-
* Avrich Paul. Anarchist Portraits. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988.
+
-
* Avrich Paul. Anarchist Voices: An Oral History of Anarchism in America. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.
+
-
* Bloom Bernard H. Yiddish Speeaking Socialists in America: 1892-1905. - "American Jewish Archives", April 1960.
+
-
* Biagini Furio. Nati Altrove. Il movimento anarchico ebraico tra Mosca e New York. (Prefazione di Nathan Weinstock). Pisa, Biblioteca di storia dell' anarchismo, 1998.
+
-
* Goncharok Moshe. Iz istorii pressy evreyskogo anarchistskogo dvizhenija. -  "Vestnik evreyskogo universiteta v Moskve, №2(18). Moskva-Jerusalim, 1998, pp.135-156.
+
-
* Goncharok Moshe. Ocherki  po istorii evreyskogo anarchistskogo dvizhenija (idish-anarchizm). Jerusalem, "Problemen", 1998.
+
-
* Gordin Abba. S.Yanovsky, his Life, Struggles and Achievement, 1864-1939. S.Yanovsky Memorial Committee, Los Angeles, 1957.
+
-
* Graur Mina. An Anarchist "Rabbi". The Life and Teachings of Rudolf Rocker. St. Martin`s Press, New York. The Magnes Press, The Hebrew University, Jerusalem, 1997.
+
-
* Graur Mina. Anarcho-Nationalism: Anarchist Attitudes Towards Jewish Nationalism and Zionism. - "Modern Judaism" 14 (1994).
+
-
* Grinberg Daniel. Ruch Anarchictyczny w Europie zachodniej 1870-1914. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa, 1994.
+
-
* Epstein Melech. The Anarchists. Jewish Labor in U.S.A. 1882-1914. New-York, 1950.
+
-
* Izrine Jean-Marc. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse, Alternative libertaire le coquelicot, 1998.
+
-
* Yiddish Anarchist Bibliography. Editor: John Patten. A Kate Sharpley Library project in co-operation with "The Anarchist Archives Project". London, England - Cambridge, MA, USA, 1998.
+
-
* Fishman William J. Jewish Radicals: from Czarist Stetl to London Ghetto. New York, 1974.
+
-
* Fishman William J. East End Jewish Radicals 1875-1914. London, 1975.
+
-
* Howe Irving (Edit.). Voices from the Yiddish. Essays, Memoirs, Diaries. The University of Michigan Press, 1972.
+
-
* Howe Irving. World of Our Fathers.  New York and London, 1976.
+
-
* L'Anarchico e l'ebreo. Storia di un incontro. Centro studi libertari di Milano, 2001.
+
-
* Levin Nora. Jewish Socialist Movements, 1870-1917. London, 1978.
+
-
* Rocker Rudolf. The London Years. London, R.Rocker Book Committee, 1956.
+
-
* Lexikon der Anarchie / Encyclpaedia  of Anarchy. Deutschland/Germany. Verlag Schwarzer Nachtschatten, 1994 - ...
+
-
* אַלגעמייַנע ענציקלאָפּעיִע. דובנאָוו-פאָנד און ענציקלאָפּעדיִע-קאָמיטעט, ניו-יאָרק.  - Альгемайне энциклопедие (Всеобщая энциклопедия). В 7-и томах. Издание фонда им.Ш.Дубнова и ЦИКО (Централ-идиш-культур-организацие),  Нью-Йорк, 1950-1966.
+
-
*אלמי א. חשבון און סך-הכל. קאַפּיטל פון מייַן ספר החיים (זחרונות און חשבונות). בוענאָס-אייַרעס, 1959.  -  Альми А. Хэшбн ун сах-акл.Капитл фун майн сефер-а-хаим (Подведение итогов. Глава из книги моей жизни).Буэнос-Айрес, 1959.
+
-
*א.אלמי-בוך (לכבוד א.אלמיס ווערן אַ בן-שביעים). צענטראַל-פאַרבאַנד פון פּוילישע ייִדן אין אַרגענטינע. בוענאָס-אייַרעס, 1962.    -  А.Альми-бух. Ликовэд А.Альмис верн а-бен-швиим (Книга, посвящённая семидесятилетию А.Альми). Буэнос-Айрес, Центр.союз польских евреев в Аргентине, 1962.
+
-
*בורגין הערץ. די געשיכטע פון דער אידישער אַרבייטער באַוועגונג  אין אַמעריקאַ, רוסלאַנד און ענגלאַנד, 1888-1913, ניו-יאָרק, 1915.  - Бургин Герц. Ди гешихте фун дер идишер арбейтер бавегунг ин Америка, Русланд ун Энгланд, 1888-1913 (История еврейского рабочего движения в Америке, России и Англии, 1888-1913 гг.). Нью-Йорк, 1915.
+
-
*ביאַלאָסטאָצקי ב.י. דוד עדעלשטאַט  געדענק-בוך: צום זעכציקסטן יאָרצייַט, 1892-1952. סאַן-פראַנציסקאָ, 1953.  - Бялостоцкий Б.Я. Давид Эдельштат геденк-бух: цум зехцикстн йорцайт 1892-1952 (Сборник памяти Давида Эдельштадта, изданный к  шестидесятой  годовщине со дня его смерти). Сан-Франциско, "Комитет Д.Эдельштадта", 1953.
+
-
*גאָנטשאַראָק משה. צו דער געשיכטע פון דער אַנאַרכיסטישער פּרעסע אויף ייַדיש. ירושלים, "פּראָבלעמען", 1997.  -  Гончарок Моше. Цу дер гешихте фун дер анархистишер пресе ойф идиш (К истории анархистской прессы на идиш). Иерусалим, "Проблемен", 1997.
+
-
*גאָרדין אַבאַ. דרייַסיק יאָר אין ליטע און פּוילן. (אויטאָביאָגראַפיִע). בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישע ראַציאָנאַליסטישע געזעלשאַפט", 1958.  - Аба Гордин. Драйсик йор ин Лите ун Пойлн (Тридцать лет в Литве и Польше, - автобиография). Буэнос-Айрес, издание "Идише  рационалистише гезелшафт", 1958.
+
-
*אַ. גאָרדין. זכרונות און חשבונות (מעמואַרן פון דער רוסישער רעוואָליוציִע 1919-1924). צווייטער באַנד.בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישע ראַציאָנאַליסטישע געזעלשאַפט", 1955.  - Аба Гордин. Зихройнес ун хэшбойнэс. Мемуарн фун дер русишер революцие 1919-1924. Цвейтер банд. - Времена и счёты. Воспоминания о русской революции, 1919-1924 гг. Часть вторая. Буэнос-Айрес, издание "Идише рационалистише  гезелшафт", 1955.
+
-
* גאָרדין אַבאַ. ש.יאַנאָווסקי - זייַן לעבן, קעמפן און שאַפן 1864-1939. לאָס-אַנזשעלעס, 1957.  - Аба Гордин. Шауль Яновский - зайн лэбн, кемфн ун шафн (Ш.Яновский - его жизнь, борьба и творчество). Лос-Анжелес,  1957.
+
-
* גדליה פ. קעמפער און דענקער. תל-אביב, אשו"ח, 1963.  -  Гедалья П. Кемфер ун денкер (Борцы и мыслители). Тель-Авив, АШУАХ, 1963.
+
-
* גונצ'רוק צשה. מאה שנים של עתונות אנרכיסטית יהודית. "קשר", מס'.22, נובמבר 1997.  -  Гончарок Моше. Меа шаним шель итонут анархистит йеhудит (Сто лет еврейской анархистской прессы). - "Кешер" (Тель-Авив) №22, ноябрь 1997.
+
-
*געשיכטע פון דער ייִדישער אַרבעטער-באַוועגונג אין די פאַראייניקטע שטאַטן. צווייטער באַנד. פון די אָנהייבן ביז 1890. ניו-יאָרק, ייִוואָ, 1945.  -  Гешихте фун дер идишер арбетер-бавегунг ин ди Фарейникте Штатн (История еврейского рабочего движения в Соединённых Штатах).Под ред. Чериковера. Т.2, Нью-Йорк, ИВО, 1945.
+
-
* גראור מינה. העתונות האנרכיסטית ביידיש באנגליה, 1885-1914. - "קשר" מס.6, נובמבר 1989.  - Граур Мина. ha-итонут hа-анархистит бе-идиш бе-Англия (Анархистская журналистика на идиш в Англии, 1885-1914 гг.). - "Кешер", журнал Института исследований еврейской прессы при Тель-Авивском университете, №6, ноябрь 1989 г.
+
-
*הירשאַוגע אליעזר. טרוים און פאַרוויקלעכונג: זכרונות-פאַרציַיכענונגען און באַמערקונגען  וועגן דער אַנאַרכיסטישער באַוועגונג אין פּוילן. תל-אביב, 1953.  - Гиршауге Элиэзер. Тройм ун фарвиклехунг: зихройнес-фарцайхенунген ун бамеркунген вегн дер  анархистишер бавегунг ин Пойлн (Мечта и реализация: очерки воспоминаний об анархистском движении в Польше). Тель-Авив, издано Диной Хузарска-Гиршауге, 1953.
+
-
* ווייִנבערג ח.ל. פערציק יאָר אין קאַמף פאַר סאָציאַלער באַפרייאונג. לאָס-אַנזשעלעס, 1952. - Вайнберг Х.Л. Ферцик йор ин камф фар социалер бафрайунг (Сорок лет в борьбе за социальное освобождение). Лос-Анжелес, 1952.
+
-
* ווייַנשטיין ב. פערציג יאָהר אין דער אידישער אַרבייטער באַוועגונג. ניו-יאָרק, 1924.  -  Вайнштейн Б. Ферциг йор ин дер идишер арбейтер бавегунг (Сорок лет в еврейском рабочем движении). Нью-Йорк, 1924.
+
-
* ווינטשעווסקי מאָריס. געזאַמלטע ווערק. צענטער באַנד, צווייטער טייל. ניו-יאָרק, 1927.  -  Винчевский Морис. Гезамлте верк. Центер банд, цвейтер тейл (Избранные сочинения, часть вторая). Нью-Йорк, 1927.
+
-
* זאָלאָטאַראָוו הלל. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1924.  -  Золотарёв Гиллель. Геклибене шрифтн (Избранные сочинения). Нью-Йорк, 1924.
+
-
*זאַקס א.ש. די געשיכטע פון אַרבייטער רינג 1925-1892 . ערשטער טהייל. ניו-יאָרק, אַרבייטער רינג, מאי 1925.  -  Закс А.Ш. Ди гешихте фун Арбейтер-Ринг 1892-1925. Эрштер тейл (История Арбетер-Ринг  1892-1925. Первая часть). Нью-Йорк, "Арбетер ринг", май 1925.
+
-
* זילברנר אדמונד. הסוציאליזם המערבי ושאלת היהודים. תרגום נ.רוגל. ירושלים, 1955.  - Зильбернер Эдмунд. Социализм маарави ве-шеелат йеhудим (Западный социализм и еврейский вопрос). Пер. Накдимон Рогель. Книгоиздат-во Еврейского Агенства (Сохнут). Институт им. Х.-Н.Бялика (Мосад Бялик). Иерусалим, 1955.
+
-
* זשיטלאָווסקי חיים. ד"ר הלל זאָלאָטאַראָוו און זייַן נאַציאָנאַליסטישער  אַנאַרכיזם. ניו-יאָרק, 1923.    -  Житловский Хаим. Д-р Гиллель Золотарёв  ун зайн националистишер анархизм (Д-р Гиллель Золотарёв и его националистический анархизм).  Нью-Йорк, 1923.  (25 с.).
+
-
* יאַנאָווסקי שאול-יוסף. ערשטע יאָרן פון ייִדישן פרייַהייַטלעכן סאָציאַליזם. ניו-יאָרק, 1948.  - Яновский Шауль-Йосеф. Эрште йорн фун идишн фрайhайтлехн социализм (Первые годы еврейского либертарного социализма). Нью-Йорк, 1948.
+
-
* ייִדן אין ענגלאַנד, שטודיִעס און מאַטעריאַלן, 1880-1940. ייִוואָ, ניו-יאָרק, 1966.  - Идн ин Энгланд, штудиес ун материалн, 1880-1940 (Евреи в Англии, исследования и материалы, - 1880-1940гг.). Издание ИВО, Нью-Йорк, 1966.
+
-
*לזר, לנדאואר, מיהזם - אנרכיסטים יהודים. עורכים: חיים זליגמן, יעקב גורן. יד טבנקין, רמת אפעל, 1997.  - Лазар, Ландауэр, Мюзам - анархистим йеhудим (Б.Лазар, Г.Ландауэр, Э.Мюзам - евреи-анархисты). Под ред. Хаима Зелигмана и Яакова Горена. Издание Яд-Табенкин, научно-исследовательского центра при киббуцном движении ТАКАМ, Рамат-Эфаль, 1997.
+
-
* לודען יוסף. קורצע געשיכטע  פון אַנאַרכיסטישן געדאַנק. "פּראָבלעמען", תל-אביב, 1984.  - Йосеф Люден. Курце гешихте фун анархистишн геданк (Краткая история анархистской мысли). Издат-во "Проблемен", Тель-Авив, 1984.
+
-
*    עובד יעקב. מאתיים שנות קומונה בארצות-הברית. תל-אביב, "הקבוץ המאוחד", 1986.    - Овед Яаков. Матаим шнот коммуна бе-Арцот hа-Брит  (Двести лет коммун в Соединённных Штатах Америки). Гл. "Санрайз" и анархистские общины". Тель-Авив, "hа-Киббуц hа-Меухад", 1986.
+
-
* מעריסאָן  יעקב-אברהם. די טעאָריע  און פּראַקטיק פון אַנאַרכיזם, געקליבענע שריפטען. ניו-יאָרק, 1927.  - Мэрисон Яаков-Авраам. Ди теорие ун практик фун анархизм, геклибене шрифтен (Теория и практика анархизма, избранные сочинения). Нью-Йорк, "Найе гезелшафт ун Ферер Сентер брентчес фун Арбетер Ринг", 1927.
+
-
* מרמור קלמן. דוד עדעלשטאַט. ניו-יאָרק, "ייִדישער קולטור-פאַרבאַנד", 1950.  - Мармор Калман. Давид Эдельштадт. Нью-Йорк,  издание ИКУФ (Идишер-Культур Фарбанд), 1950.
+
-
* פינף און זיבעציק יאָר ייִדישער פּרעסע אין אַמעריקע 1870-1945. ניו-יאָרק, 1945.  - Финф ун зибецик йор идишер пресе ин Америке 1870-1945 (Семьдесят пять лет еврейской прессы в Америке, 1870-1945 гг.). Сборник. Нью-Йорк, 1945.
+
-
* פראַנק הערמאַן. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1954.  - Франк Герман. Геклибене шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1954.
+
-
* פראַנק הערמאַן. אַנאַרכאָ-סאָציאַליסטישע אידייען און באַוועגונגען בייַ ייִדן. פּאַריז, 1951.  -  Франк Герман. Анархо-социалистише идеен ун бавегунген бай идн (Анархо-социалистические идеи и движения у евреев). Париж, 1951.
+
-
* פרומקין אברהם. אין פרילינג פון ייִדישן סאָציאַליזם.  ניו-יאָרק, 1940.  - Фрумкин Авраам. Ин фрилинг фун идишн социализм  (Весной еврейского социализма). Нью-Йорк, 1940.
+
-
* קאַהאַן יוסף. די  ייִדיש-אַנאַרכיסטישע באַוועגונג אין אַמעריקע (היסטאָרישער איבערבליק און פּערזענלעכע איבערלעבונגען). ראַדיקאַל לייברערי, אַרבעטער רינג, פילאַדעלפיִע, 1945.  - Каhан Йосеф. Ди идиш-анархистише бавегунг ин Америке (Идиш-анархистское - еврейско-анархистское - движение в Америке). Юбилейное издание "Радикал лейбрэри" - "Арбетер Ринг", Филадельфия, 1945.
+
-
* קאָפּעלאָוו  ישראל. אַמאָל  אין אַמעריקע (זכרונות פון דעם ייִדישן  לעבן אין אַמעריקע אין די יאָרן 1883-1904). וואַרשאַ, 1928.  - Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ин Америке (Зихройнес фун дем идишн лэбн ин Америке, 1883-1904) - Когда-то в Америке (Воспоминания из еврейской жизни в Америке, 1883-1904 гг.). Варшава, 1924.
+
-
* קאָפּעלאָוו ישראל. אַמאָל און שפּעטער. ווילנאַ, 1932.  - Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ун шпетер (Когда-то - и позднее). Вильна, 1932.
+
-
* קאַטץ משה. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1939.  - Кац (Катц)  Моше. Геклибенэ шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1939.
+
-
* קראָפּאָטקין-זאַמלבוך. געווידמעט דעם 25 -טן יאָרצייַט זינט דעם טויט פון פּ.אַ.קראָפּאָטקין (1921-1842). בוענאָס-אייַרעס, גרופּע "דוד עדעלשטאַט", 1947.  -  Кропоткин-замлбух (Кропоткинский сборник). Посв. 25-летию со дня смерти П.А.Кропоткина. Под ред. Яакова Сигала. Буэнос-Айрес, издат-во группы "Давид Эдельштат", 1947.
+
-
* ראָקער רודאָלף. אין שטורעם. לאָנדאָנער גרופּע "פרייַע אַרבעטער שטימע", לאָנדאָן, 1952.  - Рудольф Рокер. Ин штурэм (В буре). Лондон, издание "Лондонской группы "Фрайе арбетер штиме", 1952.
+
-
* ראָקער רודאָלף. נאַציאָנאַליזם און קולטור. בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישער ראַציאָנאַליסטישער געזעלשאַפט", 1949.  - Рудольф Рокер. Национализм ун культур (Национализм и культура). Буэнос-Айрес, "Идише  рационалистише гезелшафт", 1949.
+
-
* רייַזען זאַלמאַן. לעקסיקאָן פון דער ייִדישער ליטעראַטור, פּרעסע און פילאָלאָגיִע. ווילנאַ, 1926-1929.  - Райзен, Залман. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие (Лексикон еврейской литературы, прессы и филологии, в 4-х частях). - Вильна, 1926-1929.
+
-
* שטיינבערג יצחק נחמן. אין קאַמף פאַר ייִד און מענטש. בוענאָס-אייַרעס, 1952.  -  Штейнберг  Ицхак-Нахман. Ин камф фар ид ун ментш (В борьбе за еврея и человека). Буэнос-Айрес, 1952.
+
-
 
+
-
=== Основные архивы и библиотеки ===
+
-
 
+
-
* ИВО (ייִדישער וויסנשאַפטלעכער אינסטיאוט  - Идишер висншафтлехер институт, - Еврейский научный институт),  - США, г. Нью-Йорк, и центральный  Архив Бунда  при ИВО.
+
-
* CIRA (Centre de recherche international sur l'anarchisme, - Международный центр исследований анархизма), г. Лозанна, Швейцария.
+
-
* Institut Internationaal voor Soziale Geschiedenis, - Международный институт социальной истории, г. Амстердам, Нидерланды (Личные архивы Р. Рокера, А. Беркмана, Э. Голдман и др.).
+
-
* Library of Congress (Washington), P. Avrich Collection. - Личный архив Поля Аврича при Библиотеке Конгресса США.
+
-
* The Central Archives for  the History of the Jewish People, - Центральный архив истории еврейского народа при Еврейском университете в Иерусалиме, Гиват-Рам, Израиль (Личные архивы Германа Франка, Абы Гордина, частично - Йосефа Людена).
+
-
* CZA (Central Zionist Archives,ארכיון ציוני מרכזי  - Центральный сионистский архив, Иерусалим, Израиль (Архив Йосефа Лефтвича и др.).
+
-
 
+
-
=== Основные издания анархистской прессы  на  идиш ===
+
-
 
+
-
* "Дер арбейтер фрайнд", Лондон, 1885-1932.
+
-
* "Дос фрайе ворт", Буэнос-Айрес, 1936-1976.
+
-
* "Ди фрайе арбетер штиме", Нью-Йорк, 1890-1977.
+
-
* "Дер фрайер геданк", Париж, 1949-1965.
+
-
* "Жерминаль", Лондон, 1900-1909.
+
-
* "Идише шрифтн", Нью-Йорк, 1941-1958.
+
-
* "Проблемот"/"Проблемен", Тель-Авив, 1960-1989.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|10219|Анархизм}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Газеты на идише]]
+
-
[[Категория:Журналы на идише]]
+
-
[[Категория:Еврейские анархистские движения]]
+

Текущая версия на 22:00, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Анархизм (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация