Нетурей карта
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
|||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
'''Нетурей карто''' (также ''Нетурей карта''; {{lang-arc|נְטוּרֵי קַרְתָּא}}; вариант {{lang-arc|נָטוֹרֵי קַרְתָּא}}, '''Наторей карто''' — «стражи города») — [[иудаизм|иудейская]] [[Хасидизм|ультра-ортодоксальная]] экстремистская<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12919|Наторей карта}}</ref> религиозная община, резко выступающая не только против [[сионизм]]а (как и некоторые другие ультра-ортодоксальные течения), но и против существования [[Государство Израиль|Государства Израиль]]. Близка к [[Тейтельбаум, Йоэль|Сатмарскому хасидизму]]. | '''Нетурей карто''' (также ''Нетурей карта''; {{lang-arc|נְטוּרֵי קַרְתָּא}}; вариант {{lang-arc|נָטוֹרֵי קַרְתָּא}}, '''Наторей карто''' — «стражи города») — [[иудаизм|иудейская]] [[Хасидизм|ультра-ортодоксальная]] экстремистская<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12919|Наторей карта}}</ref> религиозная община, резко выступающая не только против [[сионизм]]а (как и некоторые другие ультра-ортодоксальные течения), но и против существования [[Государство Израиль|Государства Израиль]]. Близка к [[Тейтельбаум, Йоэль|Сатмарскому хасидизму]]. | ||
+ | |||
+ | |||
== Возникновение, расселение и численность == | == Возникновение, расселение и численность == | ||
Строка 21: | Строка 23: | ||
''Нетурей Карта'' возникла в [[1938 год]]у как группа, отделившаяся от [[Агудат Исраэль]], в настоящее время насчитывает около 5,000 членов, часть из них сосредоточены в [[Иерусалим]]е, располагает четырьмя основными синагогами: ''Tora Ve’Yira'' — в [[Иерусалим]]е, ''Tora U’Tefila'' — в [[Лондон]]е, ''Tora U’Tefila'' — в [[Нью-Йорк]]е, ''Beis Yehudi'' — в г. Монси, штат Нью-Йорк). | ''Нетурей Карта'' возникла в [[1938 год]]у как группа, отделившаяся от [[Агудат Исраэль]], в настоящее время насчитывает около 5,000 членов, часть из них сосредоточены в [[Иерусалим]]е, располагает четырьмя основными синагогами: ''Tora Ve’Yira'' — в [[Иерусалим]]е, ''Tora U’Tefila'' — в [[Лондон]]е, ''Tora U’Tefila'' — в [[Нью-Йорк]]е, ''Beis Yehudi'' — в г. Монси, штат Нью-Йорк). | ||
- | Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара, бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш. | + | Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — [[Ашкеназы|ашкеназы]]; большинство их — потомки выходцев из «старого [[Ишув|ишува»]], к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара (см. [[Тейтельбаум, семья]]), бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш. |
- | Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат | + | |
+ | Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. | ||
+ | |||
+ | Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». | ||
+ | |||
+ | Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. | ||
+ | |||
+ | Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув). | ||
+ | |||
+ | === Вторая мировая война и создание Израиля === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с [[Еврейское Агентство|Еврейским агентством]] и другими сионистскими (см. [[Сионизм]]) учреждениями и организациями. | ||
+ | |||
+ | В 1945 г. на выборах в Ваад hа-эда hа-харедит (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Религиозная жизнь]]) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков». | ||
+ | |||
+ | В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города. | ||
+ | |||
+ | Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле]]) и предприняли попытки установить контакты с ней. | ||
+ | |||
+ | Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата. | ||
- | |||
Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.). | Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.). | ||
- | Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке. | + | |
+ | Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов (см. [[Хасидизм]]) в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке. | ||
== Идеология == | == Идеология == | ||
Строка 45: | Строка 67: | ||
Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах. | Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах. | ||
+ | |||
+ | |||
== О названии == | == О названии == | ||
Название организации взято из Иерусалимского Талмуда<ref>Хагига 1:7, 76в</ref>, в котором приведен следующий рассказ: реб Ами и реб Аси однажды пришли в город. Они спросили его обитателей: Кто стражи города? Жители города указали им на солдат и полицию. На что мудрецы ответили : «Эти не ''нетурей карта'' (стражи города), это — разрушители города. Настоящие ''Нетурей Карта'' — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен». <ref>http://www.netureikartaru.com/ToraApproach.htm#r1</ref> | Название организации взято из Иерусалимского Талмуда<ref>Хагига 1:7, 76в</ref>, в котором приведен следующий рассказ: реб Ами и реб Аси однажды пришли в город. Они спросили его обитателей: Кто стражи города? Жители города указали им на солдат и полицию. На что мудрецы ответили : «Эти не ''нетурей карта'' (стражи города), это — разрушители города. Настоящие ''Нетурей Карта'' — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен». <ref>http://www.netureikartaru.com/ToraApproach.htm#r1</ref> | ||
+ | |||
+ | Некоторые еврейские общины употребляют термин Наторей карта в его талмудическом значении (см. выше) по отношению к руководителям общины — парнасим. См. также [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]. | ||
== Критика взглядов Нетурей Карто == | == Критика взглядов Нетурей Карто == | ||
Строка 69: | Строка 95: | ||
* [http://www.washington-report.org/backissues/1196/9611040.htm Analysis of Neturei Karta] | * [http://www.washington-report.org/backissues/1196/9611040.htm Analysis of Neturei Karta] | ||
* [http://islamcivil.ru/article.php?aid=223 Истинные иудеи против государства Израиль] | * [http://islamcivil.ru/article.php?aid=223 Истинные иудеи против государства Израиль] | ||
+ | * [http://www.zman.com/news/2010/06/18/77055.html Мой кузен Мойша Гирш] | ||
+ | * [http://www.7kanal.com/news.php3?id=277157 Кто такой "рав Элиягу Кауфман" из "Нетурей карта"?] | ||
+ | |||
[[Категория:Хасидизм]] | [[Категория:Хасидизм]] | ||
[[Категория:Антисионизм]] | [[Категория:Антисионизм]] | ||
+ | [[Категория:Течения в иудаизме]] | ||
{{judaism-stub}} | {{judaism-stub}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 08:31, 2 апреля 2013
Источник: | |||||||||||
|
Нетурей карто (также Нетурей карта; арам. נְטוּרֵי קַרְתָּא; вариант арам. נָטוֹרֵי קַרְתָּא, Наторей карто — «стражи города») — иудейская ультра-ортодоксальная экстремистская[1] религиозная община, резко выступающая не только против сионизма (как и некоторые другие ультра-ортодоксальные течения), но и против существования Государства Израиль. Близка к Сатмарскому хасидизму.
Содержание |
Возникновение, расселение и численность
Нетурей Карта возникла в 1938 году как группа, отделившаяся от Агудат Исраэль, в настоящее время насчитывает около 5,000 членов, часть из них сосредоточены в Иерусалиме, располагает четырьмя основными синагогами: Tora Ve’Yira — в Иерусалиме, Tora U’Tefila — в Лондоне, Tora U’Tefila — в Нью-Йорке, Beis Yehudi — в г. Монси, штат Нью-Йорк).
Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара (см. Тейтельбаум, семья), бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш.
Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением.
Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями».
Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите.
Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув).
Вторая мировая война и создание Израиля
Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими (см. Сионизм) учреждениями и организациями.
В 1945 г. на выборах в Ваад hа-эда hа-харедит (см. Государство Израиль. Религиозная жизнь) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков».
В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города.
Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле) и предприняли попытки установить контакты с ней.
Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.
Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.).
Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов (см. Хасидизм) в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке.
Идеология
- еврейский народ и «государство Израиль» это не одно и тоже. Бог установил еврейскому народу быть в изгнании две тысячи лет, и за это время народ не был вовлечён в политику, единственная цель еврейского народа — изучение и выполнение Божественных заповедей;
- Существование Израиля и сионизм, по мнению Нетурей Карта, противоречат закону Торы. Государство Израиль было создано сионистским движением — политической организацией, и сионисты установили контроль над еврейским народом при помощи террора, хитростей и ложной пропаганды.
- религиозные евреи, которые склоняются к сионизму, искажают Тору, приводя из нее цитаты, говорящие о том, что Создатель дал евреям Землю, и опуская цитаты, говорящие о том, что Он забрал ее у них, чтобы казалось, что евреям разрешено иметь свое собственное государство.
- Истребление евреев, в том числе и Холокост, по их мнению, является наказанием еврейскому народу за его грехи[[1]][[2]].
В палестино-израильском противостоянии занимают про-арабскую сторону ООП.
Бог установил Три Заклятия, когда он отослал еврейский народ в изгнание:
- евреи не должны никогда стремиться сами восстановить свое государство;
- они не должны восставать против народов, давшим им убежище;
- не приближать время избавления (даже молитвой). [2]
Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах.
О названии
Название организации взято из Иерусалимского Талмуда[3], в котором приведен следующий рассказ: реб Ами и реб Аси однажды пришли в город. Они спросили его обитателей: Кто стражи города? Жители города указали им на солдат и полицию. На что мудрецы ответили : «Эти не нетурей карта (стражи города), это — разрушители города. Настоящие Нетурей Карта — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен». [4]
Некоторые еврейские общины употребляют термин Наторей карта в его талмудическом значении (см. выше) по отношению к руководителям общины — парнасим. См. также Ортодоксальный иудаизм.
Критика взглядов Нетурей Карто
См. также
Примечания
- ↑ Статья «Наторей карта» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Талмуд Вавилонский, трактат Кетубот 111а
- ↑ Хагига 1:7, 76в
- ↑ http://www.netureikartaru.com/ToraApproach.htm#r1
Ссылки
- Neturei Karta official home page
- Статья «Наторей карта» в Электронной еврейской энциклопедии
- Jews not Zionists FAQ’s, ten questions
- Jews Against Zionism
- Материалы по-русски
- Статья о «Нетурей карта»
- Иудаизм против сионизма
- Analysis of Neturei Karta
- Истинные иудеи против государства Израиль
- Мой кузен Мойша Гирш
- Кто такой "рав Элиягу Кауфман" из "Нетурей карта"?
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.