м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Карфаген]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 22.07.2010
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Карфаге́н''' (''Qart-ḥada(št)'') — финикийское государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного [[Тунис (город)| Туниса]].
| + | |
- | Представляет особый интерес для евреев из-за финикийского происхождения его жителей, его правителей, называвшихся '''"суфеты"''' (ср. ивритское "שופטים" (судьи)), и из-за религии жителей.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение названия и упоминание в еврейских источниках ==
| + | |
- | Название ''Qart-ḥadašt'' (в пунической записи без гласных ''Qrtḥdšt'') переводится с финикийского языка как «новый город».
| + | |
- | | + | |
- | === Название города в старинных еврейских документах ===
| + | |
- | Город, называемый "'''קרת חדשת'''" ("Новый город") в исходном написании,<ref>Lidzbarski, "Nordsemitische Epigraphik," I. 365</ref> упоминается в еврейских документах [[талмуд]]ических времён только как "'''קרתגיני'''" ("Ḳarthigini"), Название эквивалентно византийской форме '''Kαρθαγένη''' и согласно Сириаку,<ref>Payne Smith, "Thes. Syr." cols. 3744, 3765</ref> греческая форма '''Kαρχηδών''' была введена позже.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на своеобразную форму, может быть, выбранную со ссылкой на основательницу Дидона ("'''קרתא'''" + '''γυνή''', "Женщина-город"), еврейское слово, безусловно, определяет Карфаген в Африке, а не Картахену в Испании. Более поздние еврейские хроники, которые относят основание Карфагена ко временам [[Давид]]а, используют вариант "Ḳarṭagena"<ref>Yuḥasin, ed. London, 236b</ref> "Ḳarṭigini" (с '''ט''' вместо '''ח''', иногда даже в [[Талмуд]]е, "Давид Ганс" к 3882 году), "Ḳartini" и "Ḳartigni",<ref> Seder ha-Dorot," s.v. "David"</ref> иногда добавив курьёзное замечание, что [[Талмуд]] ссылается на два города Карфаген, которое, однако, ошибочно.
| + | |
- | | + | |
- | === Карфаген в книгах [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] ===
| + | |
- | [[Иосиф Флавий]] пишет "'''Kαρχηδών'''" как греки. Он говорит, что записано в официальных документах [[Тир (город)|Тира]], что [[царь Соломон]] построил [[Первый Храм|Храм]] в [[Иерусалим]]е за 143 года и восемь месяцев до того, как [[Тир (город)|Тир]] основали Карфаген<ref>"Contra Apion" I. § 17</ref>. Иосиф был намерен доказать этим утверждением древность еврейского народа. Рассчитывает то же самое по летописи Менандра о царствовании [[Хирам]]а, согласно которому [[Хирам]] вступил на престол за 155 лет и восемь месяцев до основания Карфагена, и [[Первый Храм|храм]] был построен в двенадцатый год его царствования<ref>там же. I. § 18</ref>. Этим расчётом [[Иосиф Флавий|Иосиф]] опровергал грамматика Апиона, который помещал [[исход из Египта]] в то время, когда [[финикийцы]] основали Карфаген<ref>там же II. § 2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | [[Хасмонеи|Иуда Маккавей]] заключил договор с римлянами, среди прочего, потому, что он слышал, что римляне победил карфагенян.<ref>"Иудейские древности". XII 10, § 6;. сравните "Bibliotheca Judaica" II 16, § 4. VI. 6, § 2</ref> '''[[Иосиф Флавий|Иосиф]] не говорит, что какие-либо евреи жили в Карфагене.'''
| + | |
- | | + | |
- | === Упоминания в [[ТАНАХ]]е и [[Талмуд]]е ===
| + | |
- | Хотя Карфаген не упоминается в [[ТАНАХ]]е, современные ученые склонны отождествлять библейский Фарсис с Карфагеном, так как он, таким образом, переводится в [[Септуагинта|Септуагинте]], [[Таргум]]е и [[Вульгата|Вульгате]] (Иез. XXVII. 12). Единственное упоминание в [[Талмуд]]е, основанный, вероятно, на легенде об эмиграции Гиргашитов, отождествляет Кениззи (Kenizzi) (Быт. XV 19.) с Карфагеном.<ref>Yer. Sheb. 36b; Yer. Ḳid. 61d; Gen. R. xliv. 23</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Но широко распространённая раввинская легенда отождествляет землю амазонок с Карфагеном (Лев. XXVII Р.1) или с Африкой (Tamid 32b), в обоих случаях согласно классической традиции.
| + | |
- | | + | |
- | Карфаген был признан одним из четырех крупнейших городов Римской империи.<ref>Sifre, Num. 131; p. 47b, ed. Friedmann</ref> [[Амора]] третьего века дал следующее любопытное предложение: "От Тира до Карфагена Израиль и его "отец на небесах" известны; от Тира на запад и от Карфагена на восток Израиль и Бог его не известны",<ref>Men. 110a</ref> что, вероятно, обозначает указание области распространения семитской расы.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из города [[Тир (город)|Тир]] на месте нынешнего [[Тунис (город)|города Тунис]]. Расположение города (практически в центре Средиземного моря) сделало его лидером морской торговли Средиземноморья.
| + | |
- | | + | |
- | После падения [[Финикия|финикийского]] влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчинил себе бывшие [[Финикия|финикийские]] колонии. К III веку до н. э. он стал крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную [[Испания|Испанию]], Северную [[Африка|Африку]], [[Сицилия|Сицилию]], [[Сардиния|Сардинию]], [[Корсика|Корсику]].
| + | |
- | | + | |
- | После серии войн против [[Древний Рим|Рима]] потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африка. Юлий Цезарь предложил основать на его месте колонию (была основана после его смерти). После завоевания Северной Африки [[Византия|Византией]] Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.
| + | |
- | | + | |
- | Окончательно потерял своё значение после завоевания арабами.
| + | |
- | | + | |
- | === Пунический период ===
| + | |
- | Карфаген был основан выходцами из финикийского города [[Тир (город)|Тира]] в конце IX века до н. э. Судя по предметам, найденным во время археологических раскопок, в начале своей истории торговые связи соединяли Карфаген с метрополией, а также Кипром и Египтом.
| + | |
- | | + | |
- | В VIII веке до н. э. [[Финикия]] была захвачена [[Ассирия|Ассирией]], и многочисленные колонии стали независимыми. Ассирийское владычество вызвало массовый отток населения из древних [[Финикия|финикийских]] городов в колонии. Вероятно, '''население Карфагена пополнилось беженцами до такой степени, что Карфаген смог, в свою очередь сам образовывать колонии'''.
| + | |
- | | + | |
- | На рубеже VII и VI вв. до н. э. началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков [[Финикия|финикийские]] колонии начали объединяться в государства. На Сицилии — Панорм, Солуент, Мотия в 580 году до н. э. успешно противостояли грекам. В Испании союз городов, возглавляемый Гадесом, боролся с Тартессом. Но основой единого [[Финикия|финикийского]] государства на западе стал союз Карфагена и [[Утика|Утики]].
| + | |
- | | + | |
- | Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом западного Средиземноморья (население достигало '''700000''' человек), '''объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и Испании''' и вести обширные завоевания и колонизацию.
| + | |
- | | + | |
- | В VI веке греки были разбиты. Вскоре был уничтожен Тартесс и присоединены все [[Финикия|финикийские]] города Испании.
| + | |
- | | + | |
- | Карфаген стремился монополизировать товарооборот. С этой целью все подданные были обязаны торговать только при посредничестве карфагенских купцов. Это приносило огромные доходы, но сильно тормозило развитие подвластных территорий и способствовало росту сепаратистских настроений.
| + | |
- | | + | |
- | Основным противником пунийцев были Сиракузы, война продолжалась с промежутками почти сто лет 394—306 годы до н. э.) и закончилась почти полным завоеванием Сицилии пунийцами.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Устройство города ====
| + | |
- | Карфаген был построен на мысе с входами к морю на севере и юге. В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.
| + | |
- | | + | |
- | Протяженность массивных городских стен составляла 37 километров, а высота в некоторых местах достигала 12 метров. Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря.
| + | |
- |
| + | |
- | Город имел огромное кладбище, культовые места, рынки, муниципалитет, башни и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых области. Примерно в середине города стояла высокая цитадель, которая называлась Бирса. Это был один из самых больших городов в эллинистические времена (по некоторыми оценками, больше была только [[Александрия]]), и числился среди крупнейших городов древности.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Государственное устройство ====
| + | |
- | '''У власти Карфагена стояла аристократия'''. Высший орган — совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко.
| + | |
- | | + | |
- | Примерно в 450 до н.э. был создан совет судей. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти.
| + | |
- | | + | |
- | Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два '''суффета''', они, как и совет старейшин, избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось).
| + | |
- | | + | |
- | Совет 104-х не избирался, а назначался специальными комиссиями — пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего — на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями.
| + | |
- | | + | |
- | Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того, существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени '''пунических войн''' и не успела сыграть в истории почти никакой роли.
| + | |
- | | + | |
- | Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.
| + | |
- | | + | |
- | По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян), решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть сенатом.<ref name=Kovalev>С. И. Ковалев «История Рима»</ref> И это притом, что по мнению многих историков Карфагеном правила олигархия.<ref name=Kovalev>С. И. Ковалев «История Рима»</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Религия ====
| + | |
- | Карфагеняне унаследовали [[Ханаанеи|ханаанскую]] религию от своих [[Финикия|финикийских]] предков. Ежегодно на протяжении веков Карфаген отправлял посланников в [[Тир (город)|Тир]] для совершения там жертвоприношения в храме Мелькарта. В Карфагене главными божествами была пара Ваал Хаммон, чье имя означает «хозяин-жаровик», и Танит, отождествляемая с [[Астарта|Астартой]].
| + | |
- |
| + | |
- | Самой печально известной особенностью религии Карфагена было '''приношение в жертву детей'''. Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 году до н. э., во время атаки города, чтобы умиротворить Ваал Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества».
| + | |
- | | + | |
- | В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали '''Тофет'''. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения.
| + | |
- | | + | |
- | Подсчитано, что в этом месте находятся останки более 20 000 детей, принесенных в жертву всего лишь за 200 лет. Сегодня некоторые ревизионисты утверждают, что место погребения было просто кладбищем для детей, родившихся мертвыми или не достигших возраста, позволявшего похоронить их в некрополе. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что в Карфагене не приносили в жертву людей.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Социальная система ====
| + | |
- | Всё население по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку.
| + | |
- | | + | |
- | В наиболее тяжёлом положении находились ливийцы. Территория Ливии была разделена на области, подчинявшиеся стратегам, налоги были очень высоки, их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это привело к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию — надёжность подобных подразделений, конечно же, была очень низкой.
| + | |
- | | + | |
- | Сикулы — сицилийские жители — составляли другую часть населения. Их права в области политического управления были ограничены «сидонским правом» (его содержание неизвестно). Сикулы, однако, пользовались свободой торговли.
| + | |
- | | + | |
- | Выходцы из финикийских городов, присоединённых к Карфагену, пользовались полными гражданскими правами, а остальное население (вольноотпущенники, переселенцы — словом, не финикийцы) аналогично сикулам — «сидонским правом».
| + | |
- | | + | |
- | ==== Богатство Карфагена ====
| + | |
- | Карфаген создал свою торговую сеть и развил ее до небывалых размеров. В основном он занимался ввозом металлов. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наемного войска.
| + | |
- | | + | |
- | Карфагенские купцы постоянно искали новые рынки. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон '''высадился в британском Корнуолле''', богатом оловом.
| + | |
- | | + | |
- | А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30000 мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Не исключено, что, проплыв через Гибралтарский пролив и вдоль Африканского побережья, '''Ганнон достиг Гвинейского залива и даже берегов Камеруна'''.
| + | |
- | | + | |
- | Предприимчивость и деловая хватка его жителей помогли Карфагену стать, по общему признанию, '''богатейшим городом древнего мира'''. «В начале III века до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле... город выдвинулся на передовые позиции»,— говорится в книге «Карфаген» («Carthage»). Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».
| + | |
- | | + | |
- | ==== Военные силы ====
| + | |
- | Армия Карфагена была главным образом наёмной. Основу пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские наёмники. Карфагенская аристократия служила в «священном отряде» — тяжеловооружённой коннице. Наёмная кавалерия состояла из нумидийцев, считавшихся в античности искуснейшими воинами, и иберийцев.
| + | |
- | | + | |
- | В целом по составу пунийская '''армия была похожа на армии эллинистических государств'''. Во главе армии находился главнокомандующий, избираемый советом старейшин, но к концу существования государства это избрание проводилось и войском, что свидетельствует о монархических тенденциях.
| + | |
- | | + | |
- | === Войны с Римом ===
| + | |
- | В III веке до н. э. интересы Карфагена вошли в конфликт с усилившейся [[Рим]]ской республикой. Отношения, прежде союзнические, стали ухудшаться. Наконец в 264 году до н. э. началась Первая пуническая война.
| + | |
- | | + | |
- | В 241 году до н. э. [[Рим]] смог выставить новый флот и армию. Карфаген уже не мог им противостоять и после поражения был вынужден заключить мир.
| + | |
- | | + | |
- | Карфагенское правительство сделало попытку уменьшить плату наёмникам. Они восстали, что едва не закончилось гибелью страны.
| + | |
- | | + | |
- | Явная неспособность аристократического правительства к эффективному управлению привела к усилению демократической оппозиции, возглавляемой Гамилькаром. Народное собрание наделило его полномочиями главнокомандующего. В 236 году до н. э., покорив всё африканское побережье, он перенёс боевые действия в Испанию. За 16 лет (236-220 годы до н. э.) большая часть Испании была завоёвана и прочно привязана к метрополии.
| + | |
- | | + | |
- | Новая война велась на территории Италии в 218-202 гг до н. э. и закончилась поражением Карфагена.
| + | |
- | | + | |
- | Третья пуническая война привела к разрушению Карфагена и '''захвату Римом всех прочих финикийских колоний в Африке и Испании'''.
| + | |
- | | + | |
- | === Рим в Африке ===
| + | |
- | 100 лет спустя после разрушения Карфагена Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. Этим планам было суждено осуществится только после его смерти. Через какое-то время Карфаген стал «одним из самых роскошных городов Римского мира», по величине вторым после Рима городом Запада.
| + | |
- | | + | |
- | Христианство достигло Карфагена приблизительно в середине II века н. э. и быстро распространилось в городе.
| + | |
- |
| + | |
- | === Конец античности и раннее средневековье ===
| + | |
- | В 439 году н. э. город был захвачен и разграблен вандалами. Через сто лет завоевание города византийцами на время приостановило его окончательное падение. В 698 году н. э. город был взят арабами, его камни послужили материалом для строительства [[Тунис (город)|города Туниса]].
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи в Карфагене ==
| + | |
- | Многие исследователи полагают, что '''евреи могли жить в Карфагене''', однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и большей частью относятся к II–IV вв. н. э. Это, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения [[Второй Храм|Второго храма]] (70), подавления антиримского восстания евреев в [[Ливия|Киренаике]] в 115–117 гг. и [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] (132–135).
| + | |
- | | + | |
- | При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите). Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в [[Талмуд]]е.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, были заселены еврейскими колонистами ещё до разрушения [[Иерусалимский Храм|храма]]. Неопределенные и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений распространены среди берберских евреев Атласа и Эр-Рифа, района Сус, оазиса Taфилет и многих других оазисов западных регионов.<ref>Речь идёт о состоянии на конец XIX века, когда писали Еврейскую энциклопедию. Л.Гроервейдл</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Этих евреев можно рассматривать как потомков тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко времени [[Соломон]]а, утверждая, что он сам построил их синагогу, которая в шестом веке была преобразована в церковь императором Юстинианом.<ref>Neubauer, "Where Are the Ten Tribes?" in "Jewish Quarterly Review" i. 23</ref>
| + | |
- |
| + | |
- | Дэвидсон, который путешествовал по региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули [[Иерусалим]] до его разрушения и не пошли в изгнание в [[Вавилон]], и что они делают вид, будто никогда не слышали об Иисусе из [[Назарет]]а.<ref>Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", p. 197</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Эти традиции в некоторой степени подтверждаются существованием надписей на иврите в провинции Фес,<ref>"Ha-Lebanon", iii. 110; Neubauer, l.c.</ref> в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что позже назвали "Фес"<ref>Schürer, " Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques", No. i., pp. 64 et seq., Paris, 1892</ref> в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет,<ref>Horowitz, "Marokko", p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns", p. 9, Philadelphia, 1882</ref> и, как утверждает Мораиш,<ref>Morais, там же</ref> в Teментите.<ref>comp. Jewish Encyclopedia iv. 562, s.v. Diaspora</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Из статьи [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Africa#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakinю "MOROCCO" in Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | '''Все перечисленные еврейские колонии появились в те времена, когда северо-запад Африки контролировался финикийскими колониями, впоследствии объединёнными в единое государство Карфагеном.'''
| + | |
- | | + | |
- | Как видно из введения к работе "Adversum Judæos", приписываемой Тертуллиану, евреи жили в Карфагене, и они найдены еще дальше на запад.<ref>Schürer, "Gesch." 3d ed., iii. 26, note 64</ref> Мюнтер<ref>"Primordia Eccl. Afric." p. 165, Copenhagen, 1829</ref> упоминает некоего рабби Ицхака (того же, что в [[Талмуд]]е?). Евреи в Африке часто упоминаются в связи с перепиской между Иеронимом и Августином.
| + | |
- | | + | |
- | От завоевания Карфагена вандалами (439) до его попадания под власть византийцев (533), священные сосуды из [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], которые были взяты из [[Рим]]а, держали в Карфагене.<ref>Evagrius, "Scholasticus," Fragment iv. p., 17; Procopius, "Bellum. Vand." ii. § 9</ref> Иудеи попали под власть Юстиниана, который поручил Соломону, губернатору Африки, превратить синагоги в православные церкви.<ref>Evagrius, "Scholasticus", Fragment iv. p., 17; Procopius, "Bellum. Vand." ii. § 9</ref><ref>Новеллы, № 37</ref>. Соломон, однако, вскоре был вынужден бежать от мятежных африканцев.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 ([http://www.10452lccc.com/hist.geo/ancientphoenicians.htm Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971])
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=%D2%D3%CD%C8%D1 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=208&letter=C&search=Carthage Richard Gottheil, Samuel Krauss. Carthage in Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.livius.org/carthage.html Articles on ancient Carthage at LIVIUS.ORG]
| + | |
- | * [http://tunisiaruins.narod.ru/carthago.html Фотографии древнего города]
| + | |
- | | + | |
- | Библиография:
| + | |
- | | + | |
- | * Юстин Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / Пер. с лат. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
| + | |
- | * [http://www.sno.pro1.ru/lib/korab/index.htm Кораблев И.Ш. Ганнибал. М.: Наука, 1976.]
| + | |
- | * [http://ancientrome.ru/publik/mommsen/hist/ Моммзен Т. История Рима. СПб.: Наука, Ювента, 1997.]
| + | |
- | * Зелинский Ф.Ф. Римская республика / Пер. с польского. СПб., 2002.
| + | |
- | * Böttger, Lexikon zu den Schriften des Flavius Josephus, p. 79;
| + | |
- | * Delattre, Gamart ou la Nécropole Juive de Carthage, Lyons, 1895;
| + | |
- | * Huß W. Geschichte der Karthager. München, 1985.
| + | |
- | * Krauss, Lehnwörter, ii. 572;
| + | |
- | * Movers, Phönicier, ii. part i. 142, 144, 350;
| + | |
- | * Neubauer, G. T. p. 411;
| + | |
- | * Rev. Et. Juives, xliv. 2-28.G. S. Kr.
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Древние народы]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |