|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Эль-амарнские письма''', корпус клинописных текстов (381 документ) XIV в. до н. э., обнаруженных в развалинах Ахетатона, служившего в 1340–30-х гг. до н. э. столицей [[Египет|Древнего Египта]] и находившегося в 300 км к югу от [[Каир]]а, на правом берегу Нила.
| + | #redirect [[:ej:Письма из Эль-Амарны]] |
- | | + | |
- | == Исторя обнаружения и исследования ==
| + | |
- | Около 350 Эль-Амарнских писем были найдены в 1886–87 гг. бедуинами из племени Бени-Амран (отсюда наименование Тель-эль-Амарна, принятое в современной научной литературе для обозначения руин Ахетатона). Археологический контекст этих документов неизвестен, однако вероятно, что все они хранились в здании, называемом в настенной надписи «домом фараоновых писем».
| + | |
- | | + | |
- | Дополнительные тексты были обнаружены среди развалин Ахетатона в ходе раскопок, произведенных английской и германской экспедициями в 1891–92, 1911–14, 1921–23 и 1926–37 годах. К Эль-Амарнским письмаАм принято относить также близкое к этим текстам по стилю и содержанию письмо из Тель-ал-Хеси в [[Израиль|Израиле]].
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время наиболее крупными коллекциями Эль-Амарнских писем располагают Музей истории и культуры Передней Азии в Берлине, Британский музей в Лондоне, Археологический музей в Каире и музей Эшмолеан в Оксфорде.
| + | |
- | | + | |
- | Основные публикации и перевод текстов из Эль-Амарнских писем были подготовлены Й. Кнутсоном, О. Вебером и Э. Эбелингом (на немецком языке, 1915), С. Мерсером (на английском языке, 1939), Э. Рейни (на английском языке, 1970; 2-е испр. изд. — 1978) и У. Мораном (на французском языке, 1987; на английском языке, 1992). На русском языке публиковались лишь отдельные фрагменты Эль-Амарнских писем.
| + | |
- | | + | |
- | == Содержание писем ==
| + | |
- | Все Эль-Амарнские письма выполнены [[Месопотамия|месопотамской]] клинописью на глиняных табличках. Подавляющее большинство документов написано на средневавилонском диалекте [[Вавилония|аккадского языка]]), который в период поздней бронзы (середина XVI – начало XII в. до н. э.) был на Ближнем Востоке языком международного общения. Есть также два документа на [[Хурриты|хурритском]] языке и по одному документу — на [[Хетты|хеттском]] и [[Ассирия|ассирийском]] языках. Лексика аккадских документов архаична для своего времени и зачастую искусственна, в грамматике и синтаксисе многих документов ощущается сильное влияние [[Семитские языки|западносемитских языков]] или (в более редких случаях) хурритского языка. Таким образом корпус содержит важный лингвистический материал, проливающий свет, в частности, на [[Ханаанеи|ханаанские диалекты]], с которыми генетически связан библейский [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | Основную часть Эль-Амарнских писем (305 табличек) составляет переписка фараонов и высших египетских чиновников с правителями подчиненных Египту городов [[Ханаан]]а, [[Сирия|Сирии]] и [[Финикия|Финикии]], среди которых — Библ (современный Ливан), [[Тир]], [[Акко]], Та‘анах, [[Гезер]], [[Иерусалим]], [[Лахиш]], а также, возможно, [[Шхем]] и [[Хеврон]]. Значительное место в корпусе занимают послания царей Митанни (13 табличек), Вавилонии (11 табличек), Алашии (вероятно, Кипра; 8 табличек) и хеттского царства (четыре таблички). Среди текстов из Тель-эль-Амарна есть также литературные произведения (в том числе месопотамские мифы, всего семь табличек), отрывки из словарей и глоссариев и др. Хронологически Эль-Амарнские письма охватывают последние годы правления Аменхотепа III, все царствование Аменхотепа IV (Эхнатона) и первые три или четыре года Тутанхамона, в общей сложности 1360–30-е гг. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Эль-Амарнские ПИСЬМА — ценный исторический источник, проливающий свет на многие аспекты международных отношений на Ближнем Востоке в середине XIV в. до н. э., когда весь регион был разделен на сферы влияния «великих держав», между которыми, несмотря на острое соперничество и частые войны, поддерживались тесные дипломатические и экономические контакты.
| + | |
- | | + | |
- | == Описание обстановки в Стране Израиля, содержащееся в письмах ==
| + | |
- | Уникальный характер носят содержащиеся в Эль-Амарнских письмах данные о ситуации в Ханаане в '''период, непосредственно предшествующий формированию древнеизраильской общности'''. Из найденной корреспонденции следует, что в середине XIV в. до н. э. Ханаан был одной из египетских провинций, административным центром которой была [[Газа]]. В [[Газа|Газе]], а также в [[Яффо]] и [[Бейт-Шеан]]е стояли египетские гарнизоны, а небольшие подразделения «лучников» (50–300 человек) размещались по мере необходимости в других местах.
| + | |
- | | + | |
- | Местные правители были вассалами фараона (в письмах из Ханаана и Сирии только фараон именуется царем). Они платили Египту дань сельскохозяйственными продуктами, предметами роскоши и рабами, отвечали за безопасность торговых путей и за снабжение находившихся на их территории египетских войск. Они также были обязаны в случае необходимости передавать в распоряжение египтян собственные воинские контингенты.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя вся территория [[Ханаан]]а считалась принадлежащей фараону, внутренние границы вассальных царств постоянно менялись в результате войн между местными правителями, которые часто образовывали более или менее прочные коалиции. Так, Лаб‘айу, правивший [[Шхем]]ом и несколькими городами в [[Изреельская долина|Изреельской долине]], и правитель [[Гезер]]а Милкилу противостояли правителю [[Иерусалим]]а Абди Хеб/па (`раб [богини] Хеб/па`) и правителю [[Мегиддо]] Биридие.
| + | |
- | | + | |
- | Египетская администрация, как правило, не вмешивалась в эти стычки, однако враждующие стороны стремились заручиться ее поддержкой. Многие Эль-Амарнские письма фактически представляют собой доносы, авторы которых изображают своих противников мятежниками, покушающимися на собственность фараона, а самих себя — верными защитниками интересов Египта (часто эти доносы взаимны). Важную роль в политической жизни [[Ханаан]]а играли '''хабиру''' и '''суту''' — группы, находившиеся вне общественных рамок и потому не подчинявшиеся местным правителям и, по всей видимости, враждебные Египту. Их поддержка иногда предопределяла исход военных конфликтов, однако союз с ними рассматривался как измена сюзерену, и заключивший такой союз царь мог лишиться трона, а иногда и жизни (как то, возможно, случилось с вышеупомянутым Лаб‘айу).
| + | |
- | | + | |
- | == Значение писем для исторической науки ==
| + | |
- | Эль-Амарнские письма дают исследователям редкую возможность сопоставить историческое повествование [[ТАНАХ]]а с внебиблейскими источниками. [[ТАНАХ|Библейская]] картина [[Ханаан]]а периода поздней бронзы как конгломерата малых государств (обычно состоявших из города с прилегающей к нему территорией), враждовавших друг с другом, находит подтверждение в Эль-Амарнских письмах.
| + | |
- | | + | |
- | Однако многие детали [[ТАНАХ|библейского]] повествования отражают реалии более позднего времени, как можно заключить на основании того факта, что ряд [[ханаан]]ских государств, упоминаемых в книге [[Йеhошуа бин Нун]]а и [[Книга Судей|книге Судей Израилевых]] ([[Иерихон (город)|Иерихон]], Ай, [[Беер-Шева]], [[Арад]] и др.), не упоминаются в Эль-Амарнских письмах.
| + | |
- | | + | |
- | Археологические раскопки показывают, что в период поздней бронзы некоторые из этих государств были незначительными поселениями или вовсе не существовали. Эль-Амарнские письма показали несостоятельность предположения о том, что описание «прав царя» в [[Книга Самуила|I Сам. 8:11–18]] отражает административную практику ханаанских государств. Отношения между правителем и его подданными строго регулировались в них законом и обычаями.
| + | |
- | | + | |
- | == Источник ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=15076&query=%C0%CC%C0%D0%CD%D1%CA%C8%C5+%CF%C8%D1%DC%CC%C0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 603–605]
| + | |