Самария (Шомрон, Себастия) (город)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Древняя история города) |
|||
Строка 6: | Строка 6: | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
- | "Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".( | + | "Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24) |
- | </blockquote> | + | </blockquote> |
- | Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от [[Шхем]]а, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, [[Омри]] выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем ( | + | === Времена Израильского царства === |
+ | Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от [[Шхем]]а, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, [[Омри]] выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее). | ||
+ | [[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима. | ||
Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Шомрон из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref> | Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Шомрон из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref> | ||
- | Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений. | + | Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений. |
+ | |||
+ | Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни [[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности". VIII 14, § 1.). | ||
+ | |||
+ | [[Ахав]] построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38). | ||
Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (I Ц. 22:39). | Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (I Ц. 22:39). | ||
Строка 19: | Строка 25: | ||
В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла. | В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла. | ||
+ | Еще во время жизни [[Омри]], Самарии отец Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но это не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии. | ||
+ | |||
+ | Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена [[Ахав]]а (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена [[Иорам (царь Израиля)|Иорама]], сын [[Ахав]]а (IV Ц. 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну ппровизии в Самарии (ib. 7:16). | ||
+ | |||
+ | === После ассирийского завоевания === | ||
В 722–721 гг. до н. э. город был взят ассирийским царем [[Саргон II - завоевание Израильского царства|Саргоном II]], его жители угнаны, а на их место были поселены выходцы из [[Вавилон]]а, Кута, Хамата и Сфарваима. Новые поселенцы смешались с остатками местного населения, таким образом создалась новая этническо-религиозная группа — [[самаритяне]]. | В 722–721 гг. до н. э. город был взят ассирийским царем [[Саргон II - завоевание Израильского царства|Саргоном II]], его жители угнаны, а на их место были поселены выходцы из [[Вавилон]]а, Кута, Хамата и Сфарваима. Новые поселенцы смешались с остатками местного населения, таким образом создалась новая этническо-религиозная группа — [[самаритяне]]. | ||
Строка 31: | Строка 42: | ||
[[Ирод I]] заново отстроил город и соорудил в нем '''храм императору Августу'''. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. [[Ирод]] назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему. | [[Ирод I]] заново отстроил город и соорудил в нем '''храм императору Августу'''. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. [[Ирод]] назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему. | ||
- | Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь. | + | Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь. |
== Средние века == | == Средние века == |
Версия 14:27, 26 января 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Город Самария, столица Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э.
Содержание |
Древняя история города
Город был основан царем Омри около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.[1]
"Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)
Времена Израильского царства
Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от Шхема, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, Омри выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее). Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
Омри перенёс столицу Израильского царства в Шомрон из Тирцы, которая была слишком уязвима для нападений.[2]
Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни Иосиф Флавий, "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).
Ахав построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).
Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец Омри и Ахава, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (I Ц. 22:39).
В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования Иоровоама (Яров‘ама) II, то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.
Еще во время жизни Омри, Самарии отец Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но это не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.
Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена Ахава (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена Иорама, сын Ахава (IV Ц. 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну ппровизии в Самарии (ib. 7:16).
После ассирийского завоевания
В 722–721 гг. до н. э. город был взят ассирийским царем Саргоном II, его жители угнаны, а на их место были поселены выходцы из Вавилона, Кута, Хамата и Сфарваима. Новые поселенцы смешались с остатками местного населения, таким образом создалась новая этническо-религиозная группа — самаритяне.
Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с Нехемией и его преемниками.
Во время Александра Македонского жители города восстали. В наказание за это Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.
В 107 г. до н. э. после длительной осады Самария была захвачена и разрушена Иохананом Гирканом, однако вновь заселена при Александре Яннае.
Помпей восстановил Самарию как греческий город. В 25 г. до н. э.
Ирод I заново отстроил город и соорудил в нем храм императору Августу. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. Ирод назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему.
Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.
Средние века
В 614 г. Самария была разрушена персами. При крестоносцах Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 7, кол. 621–622
- Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
- Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"
Примечания
- ↑ Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
- ↑ 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34