Саадия Гаон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — « ха-» на « hа-») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | '''Саа́дия Гао́н''' ({{lang-he|סעדיה בן יוסף}}, ''Са‘адия бен Иосеф''; {{lang-ar|سعيد بن يوسف الفيومي}}, ''Саид''; [[882]], Дилас, оазис Файюм<ref>Отсюда прозвище ал-Файюми или | + | '''Саа́дия Гао́н''' ({{lang-he|סעדיה בן יוסף}}, ''Са‘адия бен Иосеф''; {{lang-ar|سعيد بن يوسف الفيومي}}, ''Саид''; [[882]], Дилас, оазис Файюм<ref>Отсюда прозвище ал-Файюми или hа-Питоми</ref> ([[Египет в составе Арабского Халифата|Египет]]) — [[942]], [[Багдад]]) — крупнейший [[Галаха|галахический]] авторитет эпохи [[гаоны|гаонов]], основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт. |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод [[Библия|Библии]] и обширный комментарий к ней, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически. | Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод [[Библия|Библии]] и обширный комментарий к ней, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически. | ||
- | Кроме того, он писал сочинения по [[экзегетика|экзегетике]], [[Грамматика (наука)|грамматике]], [[талмуд]]ическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои [[синагога]]льные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии [[иврит|еврейского языка]] под заглавием «Сефер Агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-родд ала Анан» (возражение [[Анан бен-Давид | + | Кроме того, он писал сочинения по [[экзегетика|экзегетике]], [[Грамматика (наука)|грамматике]], [[талмуд]]ическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои [[синагога]]льные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии [[иврит|еврейского языка]] под заглавием «Сефер Агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-родд ала Анан» (возражение [[Анан бен-Давид hа-Наси|Анану]], [[караизм|караимскому]] учителю) нанесло сильный удар [[караизм|караимству]]. |
Саадия написал также комментарии к «Сефер Иецира» (книге Творения), [[сиддур]] (молитвенник) на арабском языке под заглавием «Сиддур Рабби Саадия» и др. | Саадия написал также комментарии к «Сефер Иецира» (книге Творения), [[сиддур]] (молитвенник) на арабском языке под заглавием «Сиддур Рабби Саадия» и др. |
Версия 11:48, 26 января 2011
Саа́дия Гао́н (ивр. סעדיה בן יוסף, Са‘адия бен Иосеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм[1] (Египет) — 942, Багдад) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
Содержание |
Биография
Уже в молодости приобрёл обширные познания в области раввинской письменности и в светских науках, особенно в философии.
В 928 г. избран гаоном (главой еврейской академии) в Суре (Вавилон). Эта академия, вместе с академией в Пумбедите бывшая средоточием еврейской учёности в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок; благодаря новому гаону значение её вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через некоторое время Саадия был смещён благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утверждён в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудействе и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения: он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудейство с тогдашней философской мыслью.
Важнейшее его сочинение, религиозно-философский труд «Эмунот ве-Деот» (написан в 933 г., арабский оригинал под заглавием «Китаб аль аманат валь-и' тикадат» — «Книга о верованиях и религиозных мнениях»; переведённая на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 г.), является первым систематическим изложением религиозной философии; Саадия опровергает мнение, что вера несовместна с разумом и наукой. Сочинение Саадии имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и у христиан; оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом (Лейпциг, 1845).
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод Библии и обширный комментарий к ней, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически.
Кроме того, он писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием «Сефер Агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-родд ала Анан» (возражение Анану, караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству.
Саадия написал также комментарии к «Сефер Иецира» (книге Творения), сиддур (молитвенник) на арабском языке под заглавием «Сиддур Рабби Саадия» и др.
Многие сочинения Саадии до сих пор ещё хранятся в рукописях; некоторые из них, хранящиеся в СПб. публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в «Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffen t l. Bibliothek» (СПб., 1891). По случаю 1000-летия рождения Саадии предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевёл книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Париж, 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894); последний издал также и «Сефер Иецира» (Париж, 1891).
Примечания
- ↑ Отсюда прозвище ал-Файюми или hа-Питоми
Литература
- Munk. Notice sur Rabbi Saadia Gaon. — Париж, 1838.
- Landauer. Saadja Kit âb al ammânât w’al I’liqâdâ t. — Лейден, 1861.
- Dio Religionsphilosophie des Saadia. — Геттинген, 1882.
- Grätz. Geschichte der Juden. — Том 5.
- А. Гаркави. Р. Саадия Гаон Альфаюми. // Восход, 1887, № 4.
- Г. Генкель. Р. Саадия Гаон. — СПб., 1895.
Ссылки
- Статья «Са‘адия Гаон» в Электронной еврейской энциклопедии
cs:Saadja Gaonfa:سعادیا گائون
fi:Saadia Gaonhr:Gas al Fayoumi Saadia hu:Szaadja gaon pl:Saadja ben Josef pms:Sa'adyāh ben Yōsēf pt:Saadia Gaon sk:Saadja Gaon sv:Saadja ben Josef tr:Saadia Gaon
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.