Меркава (Каббала)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — « ха-» на « hа-»)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 16: Строка 16:
'''Меркава''' ({{lang-he|מֶרְכָּבָה}}, «колесница») — термин используется в видении пророка [[Иезекиил]]я (ма‘асе меркава) ({{Библия|Иез|1:4|–28}}), обозначая «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа, каждое из которых имеет четыре крыла, и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
'''Меркава''' ({{lang-he|מֶרְכָּבָה}}, «колесница») — термин используется в видении пророка [[Иезекиил]]я (ма‘асе меркава) ({{Библия|Иез|1:4|–28}}), обозначая «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа, каждое из которых имеет четыре крыла, и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
-
== В Священных Писаниях ==
+
== В ТаНаХе ==
-
 
+
-
=== В Ветхом Завете ===
+
{{ВЗ|…из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. <...> и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.|Иез|1:5|-24}}
{{ВЗ|…из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. <...> и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.|Иез|1:5|-24}}
-
== Традиционные предания ==
+
== В еврейской традиции ==
-
 
+
-
=== В еврейской традиции ===
+
Тема Меркавы развивается в некоторых отрывках из [[Талмуд]]а (самый известный из них — рассказ о четырёх мудрецах, вошедших в [[пардес]]<ref>[[Талмуд]], Хагига 14б</ref> и в так называемой апокалиптической литературе ([[Книга Еноха]], [[Четвёртая книга Ездры]]), в которой важную роль играет образ [[ангел]]а [[Метатрон]]а.
Тема Меркавы развивается в некоторых отрывках из [[Талмуд]]а (самый известный из них — рассказ о четырёх мудрецах, вошедших в [[пардес]]<ref>[[Талмуд]], Хагига 14б</ref> и в так называемой апокалиптической литературе ([[Книга Еноха]], [[Четвёртая книга Ездры]]), в которой важную роль играет образ [[ангел]]а [[Метатрон]]а.
-
== В религиозной традиции ==
 
-
 
-
=== В иудаизме ===
 
Законоучители Талмуда запретили публичное толкование «ма‘асе меркава».<ref>[[Мишна]], Хаггига, II, 1; [[Талмуд]], Хаггига 13а</ref>
Законоучители Талмуда запретили публичное толкование «ма‘асе меркава».<ref>[[Мишна]], Хаггига, II, 1; [[Талмуд]], Хаггига 13а</ref>
-
Мистика Божественной колесницы представляет собой параллель [[гностицизм]]у в еврейской эзотерической традиции, поскольку она служила учением еретических еврейских сект периода [[таннаи|таннаев]] (I—II вв.) и, в особенности, III—IV вв.
+
== В Каббале ==
-
==== В Каббале ====
+
Послужило одной из основ [[Каббала|каббалистической литературы]], получившей известность под названием «''сифрут hа-меркава''» (`литература колесницы`), или «''сифрут hа-хехалот''» (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности Божества, центральной темой «сифрут hа-меркава» являются видения мистиков (''иордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики.
-
Послужило одной из основ [[Каббала|каббалистической литературы]], получившей известность под названием «''сифрут ха-меркава''» (`литература колесницы`), или «''сифрут ха-хехалот''» (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности Божества, центральной темой «сифрут ха-меркава» являются видения мистиков (''иордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики.
+
== У Маймонида ==
-
 
+
-
== В философии ==
+
-
 
+
-
=== Маймонид ===
+
Третья часть «[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]» [[Маймонид]]а начинается с философского толкования пророчества Иезекииля о «Божественной колеснице», в котором он усматривает описание земного мира, небесных сфер и интеллектов, — начал, которым сферы обязаны своим движением.<ref name="ЭЕЭ_Маймонид">{{ЭЕЭ|12576|Маймонид}}</ref>
Третья часть «[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]» [[Маймонид]]а начинается с философского толкования пророчества Иезекииля о «Божественной колеснице», в котором он усматривает описание земного мира, небесных сфер и интеллектов, — начал, которым сферы обязаны своим движением.<ref name="ЭЕЭ_Маймонид">{{ЭЕЭ|12576|Маймонид}}</ref>
Строка 49: Строка 38:
<references />
<references />
-
[[Категория:Каббала,мистицизм]]
 
[[Категория:Библейские сюжеты]]
[[Категория:Библейские сюжеты]]
 +
[[Категория:Идеи и понятия каббалы]]
[[de:Merkaba]]
[[de:Merkaba]]
Строка 62: Строка 51:
[[pl:Mistyka Merkawy]]
[[pl:Mistyka Merkawy]]
[[pt:Merkabah]]{{WikiCopyRight}}
[[pt:Merkabah]]{{WikiCopyRight}}
-
{{checked}}
+
 
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 11:43, 26 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Меркава (ивр. מֶרְכָּבָה‎, «колесница») — термин используется в видении пророка Иезекииля (ма‘асе меркава) (Иез.1:4–28), обозначая «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа, каждое из которых имеет четыре крыла, и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

Содержание

В ТаНаХе

« …из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. <...> и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.
»


В еврейской традиции

Тема Меркавы развивается в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырёх мудрецах, вошедших в пардес[1] и в так называемой апокалиптической литературе (Книга Еноха, Четвёртая книга Ездры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона.

Законоучители Талмуда запретили публичное толкование «ма‘асе меркава».[2]

В Каббале

Послужило одной из основ каббалистической литературы, получившей известность под названием «сифрут hа-меркава» (`литература колесницы`), или «сифрут hа-хехалот» (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности Божества, центральной темой «сифрут hа-меркава» являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики.

У Маймонида

Третья часть «Путеводителя растерянных» Маймонида начинается с философского толкования пророчества Иезекииля о «Божественной колеснице», в котором он усматривает описание земного мира, небесных сфер и интеллектов, — начал, которым сферы обязаны своим движением.[3]

Источники

Примечания

  1. Талмуд, Хагига 14б
  2. Мишна, Хаггига, II, 1; Талмуд, Хаггига 13а
  3. Статья «Маймонид» в Электронной еврейской энциклопедии

ja:メルカバー

mk:Меркаба pl:Mistyka Merkawy pt:MerkabahУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках