Лешетицкий, Теодор
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
Строка 85: | Строка 85: | ||
[[zh:提奥多·莱谢蒂茨基]]{{WikiCopyRight}} | [[zh:提奥多·莱谢蒂茨基]]{{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 20:16, 25 января 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Теодор Лешетицкий Teodor Leszetycki |
|
Файл:Schmutzer-Lescheticky.jpg Лешетицкий на гравированном портрете Фердинанда Шмутцера (1911) |
|
Дата рождения |
22 июня 1830 |
---|---|
Место рождения |
Ланьцут |
Дата смерти |
14 ноября 1915 |
Место смерти |
Дрезден |
Страна | |
Профессии |
Исполнитель, педагог, композитор |
Инструменты |
Фортепиано |
Теодо́р Лешети́цкий (польск. Teodor Leszetycki, нем. Theodor Leschetizky, в России был известен под именем Фёдор Осипович; 22 июня 1830, Ланьцут — 14 ноября 1915, Дрезден) — польский пианист, музыкальный педагог и композитор.
Содержание |
Биография
Лешетицкий родился в семье учителя, который и преподал ему первые уроки музыки. Обнаружив талант, юный Лешетицкий уже в возрасте девяти лет впервые выступил с оркестром, сыграв в Лемберге (ныне Львов) Концертино Черни с оркестром под управлением Франца Моцарта, а через некоторое время семья переехала в Вену, где он стал учеником самого Черни. Вскоре Лешетицкий начал давать концерты, параллельно занимаясь композицией и изучая право. В 1852 году пианист прибыл в Санкт-Петербург, где играл в присутствии императора Николая I. Лешетицкий остался в городе и жил в нём в течение более 25 лет, занимаясь преподаванием и концертной деятельностью. Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, её директор Антон Рубинштейн пригласил Лешетицкого на пост профессора фортепианного класса, который он занимал до 1878 года.
Уехав из Петербурга в Вену, Лешетицкий продолжил преподавать. Одной из первых его учениц, добившейся больших успехов на концертной сцене, стала Анна Есипова (в 1880—1892 бывшая его второй женой). В середине 1880-х уроки у Лешетицкого начал брать Игнацы Ян Падеревский, который после своих успешных выступлений в США сделал имя своего учителя всемирно известным. Многие молодые американские пианисты потянулись в Европу в надежде учиться у Лешетицкого, однако далеко не всем удавалось выдержать требования, которые он предъявлял к своим ученикам. К концу 1880-х музыкант окончательно отошёл от исполнительства (последний его концерт состоялся в 1887) и преподавал до последних дней жизни. В 1906 он записал несколько произведений в своём исполнении на Вельте-Миньоне.
Творчество
Лешетицкий воспитал более тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных сценах в течение почти всего XX века. Среди них — Артур Шнабель, Василий Сафонов, Элли Ней, Игнацы Фридман, Осип Габрилович, Бенно Моисеевич, Изабелла Венгерова, Александр Брайловский, Мечислав Хоршовский и многие другие.
При преподавании Лешетицкий обращал особое внимание на качество звука, певучесть мелодии, экспрессивность исполнения, а виртуозные пассажи требовал рассматривать только в контексте общей структуры произведения. Несмотря на то, что ряд музыкальных историков и критиков называют это «Методом Лешетицкого», сам он утверждал, что этот метод преподавания он унаследовал от Черни, ничего к нему не добавляя и не изменяя. В работе над произведением он не требовал многочасовых упражнений за инструментом, но развивал у учеников умение мысленно предслышать будущее его звучание.
Основу репертуара самого Лешетицкого составляла музыка Бетховена, любовь к которой привил ему Черни (лично знавший композитора). Музыку романтических композиторов — Шопена, Шумана и Листа пианист также исполнял с большим успехом. Благодаря Лешетицкому в концертный репертуар пианистов после долгого перерыва вновь вошли сонаты Франца Шуберта, одним из первых активных исполнителей которых стал Артур Шнабель.
Лешетицкий также написал ряд оригинальных сочинений — Фортепианный концерт c-moll, оперу и много произведений для фортепиано соло, наполненных изяществом и лёгкостью стиля.
Библиография
- Осип Габрилович. A Great Master at the Piano. — Musical Courier, № 26 за 1930 год
Ссылки
- О «Школе Лешетицкого» (англ.)
- Лешетицкий, Теодор: Ноты произведений на International Music Score Library Projectet:Teodor Leszetyckija:テオドル・レシェティツキ
nl:Theodor Leschetizky pl:Teodor Leszetycki pt:Theodor Leschetizky sv:Theodor Leschetizky zh:提奥多·莱谢蒂茨基Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.