Тетраморф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — в [[иудаизм|иудео]]-[[христианство|христианском]] богословии — существо из видения пророка [[Иезекиил]]я, единого с четырьмя лицами: '''человека, льва, тельца и орла'''. В [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна Богослова]] тетраморф представлен в образе отдельных ''Четырёх апокалиптических существ'' ({{lang-la|quattuor animalia}}, они же ''Четыре живущих'', у [[протестантизм|протестантов]] — ''Четыре живых существа''), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов [[рай|рая]].
+
'''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — существо из видения пророка [[Иезекиил]]я, единого с четырьмя лицами: '''человека, льва, тельца и орла'''.  
В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»).
В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»).
-
== В Ветхом Завете ==
+
== В Танахе ==
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}}
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}}
Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}).
Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}).
-
 
-
==== В апокрифах ====
 
-
[[Апокриф]] «[[Откровение Авраама]]», написанный в конце [[I век]]а независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца [[Авраам]]а на небо где он увидел огненный престол Божий «''и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4''».<ref>[[Тихонравов, Николай Саввич|Тихонравов Н. С.]] Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43</ref> Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица.
 
== В иудаизме ==
== В иудаизме ==
Строка 29: Строка 26:
Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим'').
Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим'').
-
==== В Каббале ====
+
== В апокрифах и христианстве ==
 +
[[Апокриф]] «[[Откровение Авраама]]», написанный в конце [[I век]]а независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца [[Авраам]]а на небо где он увидел огненный престол Божий «''и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4''».<ref>[[Тихонравов, Николай Саввич|Тихонравов Н. С.]] Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43</ref>. В [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна Богослова]] тетраморф представлен в образе отдельных ''Четырёх апокалиптических существ'' ({{lang-la|quattuor animalia}}, они же ''Четыре живущих'', у [[протестантизм|протестантов]] — ''Четыре живых существа''), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов [[рай|рая]]. Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица.
 +
 
 +
== В Каббале ==
{| align = "center" class="standard"
{| align = "center" class="standard"
|-
|-
Строка 49: Строка 49:
| [[Малхут]]
| [[Малхут]]
| [[Ход (сфира)|Ход]]
| [[Ход (сфира)|Ход]]
-
|-
 
-
! (по версии [[Андреев, Даниил Леонидович|Д. Л. Андреев]]а<ref>[http://ae.rozamira.org/j.htm#merka Андреевская энциклопедия]</ref>)
 
-
| [[Хесед]]
 
-
| [[Гвура]]
 
-
| [[Малхут]]
 
-
| [[Тиферет]]
 
|-
|-
! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" />
! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" />
Строка 75: Строка 69:
|}
|}
-
== Источник образов ==
+
== Возможный источник образов ==
-
Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в [[Шумеро-аккадская мифология|вавилонской мифологии]], где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
+
Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в [[Шумеро-аккадская мифология|вавилонской мифологии]], где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
* Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
* Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
* Лев — бога войны Нергала (Марс)
* Лев — бога войны Нергала (Марс)
Строка 91: Строка 85:
==См. также==
==См. также==
-
* [[Символы святых]]
+
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{commonscat|Four Living Creatures}}
{{commonscat|Four Living Creatures}}
Строка 194: Строка 188:
| страницы      =  
| страницы      =  
}}
}}
-
{{Апокалипсис}}
 
-
[[Категория:Каббала]]
 
[[Категория:Еврейская мифология]]
[[Категория:Еврейская мифология]]
[[Категория:Библейские сюжеты]]
[[Категория:Библейские сюжеты]]

Текущая версия на 09:10, 21 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Тетраморф (греч. τετραμορφος — четырёхвидный) — существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.

В Каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»).

Содержание

В Танахе

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез.1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

« облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
»

Ниже (Иез.10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар.28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез.10:14).

В иудаизме

В Талмуде[1] говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима.[2] Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма множественного числа «כרובים» (керувим).

В апокрифах и христианстве

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4».[3]. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia, они же Четыре живущих, у протестантовЧетыре живых существа), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица.

В Каббале

Лев Орел Человек Бык
Каббалистические миры Ацилут Брия Иецира Асиа
Сфирот (по версии Бааль Сулам[4]) Нецах Иесод Малхут Ход
Стороны света[4] Юг Восток Запад Север
Архангелы (согласно мидрашам)[5] Михаэль Рафаэль Уриэль Гавриэль
Знаки зодиака Лев Скорпион Водолей Телец

Возможный источник образов

Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
  • Лев — бога войны Нергала (Марс)
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)
Файл:Louvre assyrian gate DSC00911.jpg
Бычий колосс (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)

При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез.1:9).[6] Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез.1:22). Известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.[7]

Примечания

  1. Талмуд, Хагига 13б
  2. Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
  3. Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
  4. 4,0 4,1 Предисловие к Книге Зогар. «Сафра дэ-Цниута» — Книга Скромности
  5. Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
  6. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 41.
  7. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 42.

См. также

Ссылки

Литература

  • Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
  • Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904.
  • Борхес, Хорхе Луис. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука-классика, 2004. — 379 с. — ISBN 978-5-352-00757-0
  • Дмитриева С. О. Изображение тетраморфа в куполе храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (канон и индивидуальность в средневековых храмовых росписях) // «Вестник» Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2008. — № 1.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация